В 2019 году российские буддисты отметят 20-летие Ступы Просветления в Элисте

В рамках подготовки к юбилею начата реализация масштабного реставрационно-строительного проекта. Его цель — поддержка и развитие буддийского архитектурного комплекса площадью 7,6 тыс. м², куда входят строящийся центр медитации Алмазного пути, Ступа Просветления и храм Защитника (традиционное сооружение в тибетском стиле, со статуями и росписями), а также прилегающая территория. Этот действующий ансамбль — украшение столицы Калмыкии. Ежегодно его посещают буддийские паломники со всего мира, туристы, гости республики. Своевременное завершение строительных и реставрационных работ, приуроченных к юбилею ступы, привлечет еще больше внимания к этому уникальному духовному компоненту культурно-исторического ландшафта Республики Калмыкия и всей России.

Ступа Просветления — первая из буддийских ступ, построенных в Калмыкии в постсоветское время. Идейным вдохновителем строительства Ступы Просветления в Элисте был Четырнадцатый Кюнзиг Шамар Мипам Чёкьи Лодрё. По его просьбе Лопён Цечу Ринпоче, один из высочайших лам традиции Кагью, возглавил строительство и провел инаугурацию (освещение) ступы. Весь процесс возведения активно поддерживал Лама Оле Нидал, ступа спроектирована и построена в 1999 году его учениками из разных стран. В 2009 году Ступу Просветления почтил своим визитом Его Святейшество Гьялва Кармапа ХVII Тринле Тхае Дордже, глава традиции Карма Кагью.

Ступа Просветления в Элисте — поистине выдающийся образец среди аналогичных архитектурных сооружений, которые традиционно отличает многообразие типов и форм. Под ступой расположена гомпа (медитационный зал), расписанная Дензонгом Норбу, учеником и художником Кармапы XVI. Мастер запечатлел двух верховных лам традиции Карма Кагью в исторической преемственности их воплощений — вплоть до Шамарпы X и Кармапы XVI, — а также основ-основателей линии. В ступе установлен молитвенный барабан с 500 миллионами мантр ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ (шестислоговая мантра Будды Сочувствия; санск. Авалокитешвара, тиб. Ченрези).

В 2017 году была отреставрирована потолочная роспись ступы, реставрация стен еще предстоит. Среди запланированных внешних работ — масштабная реставрация верхней части: колец и навершия. Это трудоемкий и многоступенчатый процесс, к которому уже подключились российские и зарубежные специалисты.

Буддийский центр Алмазного пути, расположенный рядом со ступой, также имеет свою историю. Его Святейшество Кармапа XVII во время посещения Элисты благословил проект буддийского центра, и в том же году был заложен фундамент здания. В 2013 году состоялось его открытие, но работы продолжаются — строительство идет за счет добровольных пожертвований.

Здание состоит из трех уровней, центр будет оборудован современными надежными коммуникациями. Все работы курируют опытные профессиональные строители и специалисты по реставрации. Кроме того, в завершении благоустройства и формировании целостного облика нуждается прилегающее к буддийскому центру пространство — в частности, там планируется разбить небольшой парк, который станет одним из излюбленных мест гармоничного и умиротворяющего отдыха горожан и гостей Элисты.

Буддийский центр города Элисты входит в Российскую Ассоциацию Буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Кагью и предназначен для изучения и практики тибетского буддизма, сохранения его богатейшего наследия. В центре регулярно проходят медитации, лекции путешествующих учителей; представители общины принимают участие в культурно-образовательной деятельности. Буддисты центра Алмазного пути — социально активные миряне. Они интегрируют вневременные ценности в повседневную жизнь, а также применяют переданные напрямую от Будды Шакьямуни методы, которые развивают ясность, ответственность, любовь и активное сочувствие. Центр Алмазного пути в Элисте, как и центры в других городах нашей страны, функционирует благодаря добровольной работе на основе дружбы и идеализма, а важнейшей ценностью является человеческое развитие.

Поддержать этот значимый реставрационно-строительный проект может любой желающий.

Историческая справка

В XVII веке через Сибирь пришли в Поволжье племена кочевников из Западной Монголии — сами себя они называли ойратами, а сегодня известны как калмыки. Ойраты приняли буддизм еще в XIII веке от учителей старых, «красношапочных» школ Тибета: Карма Кагью и Сакья. Кочевники практиковали это учение на протяжении столетий и в начале XVII века принесли его в европейскую часть Российской империи. В 1609 году царская Россия заключила с ойратами союз и предоставила им земли для кочевья. Так на карте Европы появилось буддийское государство — Калмыцкое ханство.

Калмыцкое ханство существовало на правах автономии в Российской империи и охватывало территорию от Каспийского моря до реки Самара. Степным уложением в XVII веке буддизм был принят в статусе национальной религии ойратов (калмыков). Калмыки веками сохраняли учение Будды как основной источник своей духовности, строили буддийские монастыри и храмы (хурулы). К началу XX века в калмыцком Поволжье было более 100 культовых объектов — храмов, ступ, монастырей и школ.

После трагических событий — религиозных гонений второй четверти XX века — буддизму, одной из традиционных российских религий, пришлось пройти длительный путь реставрации. В 1990-е годы разрушенные храмы восстанавливались и создавались заново; на место ушедших лам были приглашены учителя из Бурятии и из-за рубежа. Буддизм вернулся свою роль в духовной жизни народа Калмыкии.

В 2005 году в Элисте был торжественно открыт крупнейший буддийский храм России. В 2004 году Его Святейшество Далай-лама XIV провел краткую церемонию освящения места строительства будущего храма в самом центре Элисты.
В 2009 году в рамках своего первого визита в Россию Элисту посетил Его Святейшество Кармапа XVII Тринле Тхае Дордже — глава буддийской традиции Карма Кагью и один из наиболее почитаемых мировых дуxовныx лидеров. Приезд Кармапы стал важным и знаменательным событием, поскольку исторически калмыки имеют давнюю связь с Кармапами и школой Кагью. Еще в середине XIII века калмыки (тогда называвшиеся ойратами) получили передачу Учения от Второго Кармапы — Карма Пакши (Бакши).

Читайте также по теме