11 февраля российские буддисты отпраздновали Новый год

По буддийскому лунному календарю Новый год наступает в первое весеннее новолуние или в 1-го числа первого лунного месяца. Как правило, оно выпадает на конец января – начало марта. Буддийские ламы-астрологи каждый год заново рассчитывают точную дату празднования. В этом году, согласно их расчетам, Бурятия встречает Новый год 11 февраля 2013 года.

Празднование Нового года – Сагаалгана(в пер. Белый месяц) – в Бурятии традиционно начинается на 29-й день двенадцатого лунного месяца. В этот день, 9 февраля, в монастырях и дацанах пройдет особый обряд очищения и устранения всех препятствий с помощью огня — Дугжууб. Подготовка к этому обряду проводится в каждой семье и включает в себя обтирание тела свежеизготовленным тестом, что символизирует избавление от негативных мыслей и поступков. Затем из этого теста лепят фигурки человечка и относят в храм, где складывают в ритуальный костер. Ламы и монахи проводят специальную церемонию очищения и растворения негативных энергий и зажигают костер. Считается, что все негативное и все препятствия сгорают в этом костре. 

На следующий день, 10 февраля, во всех дацанах Бурятии пройдут хуралы (церемонии), посвященные защитнице учения Будды — Балден Лхамо. На хурал принято приносить молоко, свежезаваренный чай, пищу и другие подношения Балден Лхамо. Для того, чтобы получить ее благословение, в эту ночь не ложатся спать – можно медитировать и читать мантры дома, можно присутствовать на церемониях посвящения в храме. Считается, что обращение к защитнице Балден Лхамо в эту ночь имеет особую силу – оно может помочь в устранении трудностей и решении сложных вопросов. Весь день и всю ночь в дацанах идут торжественные службы, которые завершаются утренним хуралом Сидор Лхамо в честь наступления Сагаалгана.

В 6 часов утра, после завершения молебна в домах устраивают застолье. На праздничном столе обязательно присутствует белая пища – творог, молоко, масло, сметана. Первый день принято проводить в кругу семьи. Празднование Белого месяца продолжается вплоть до полнолуния. В это время ходят в гости к друзьям и родственникам, обмениваются подарками, устраиваются застолья. В храмах каждый день проходят праздничные службы.

Тува также встретит традиционный Новый год 11 февраля. Он называется Шагаа и символизирует начало новой жизни. 

Как и в Бурятии, важную часть праздника занимает обряд очищения огнем – Сан Салыр. Принято считать, что участвующим в нем, в новом году будут покровительствовать добрые божества и сопутствовать успех и удача. Шага также празднуют в течение месяца. В это время тувинцы устраивают обильные угощения для друзей и родственников. Здесь также особое место на праздничном столе занимают молочные или «белые» продукты такие как заквашенное молоко (хойтпак), сушеный творог (курут).

В Калмыкии уже отметили Зул (праздник здесь прошел 8 декабря). По традиции вся семья с раннего утра готовит национальные угощения (борцоги, чай). Потом все посещают утренний праздничный хурал в храме. По возвращении, можно отправиться в гости. Но после захода солнца вся семья обязательно собирается за праздничным столом и вместе встречает Новый год. А 11 февраля также будет отмечаться праздник Цаган Сар (Белый месяц), перед этим праздником принято делать большую уборку в буддийских храмах и дома, также проводят различные очистительные обряды. Это традиционное время для посещения родственников и приготовления борцоков (традиционного блюда).

Истоки традиции празднования буддийского Нового года и в Калмыкии, и в Бурятии и Туве лежат в Тибете, откуда в 7 веке в Россию пришло буддийское учение, а с ним – и традиционные буддийские обряды встречи Нового года. Расчет точной даты праздника по астрологическим таблицам берет свое начало в Тибете. Однако из-за разницы в вычислениях они могут не совпадать в разных странах. В этом году тибетский Новый год будет отмечаться…

В канун праздника проходит череда очистительных обрядов. Так, например, бурятский обычай лепить фигурку человечка своими корнями лежит в схожих тибетских обрядах очищения. На 22-й день 12-го месяца тибетцы готовят из теста линга — фигурку человечка, к которой крепятся шерстяные и шелковые кусочки ткани, украшения и монетки, а затем призывают злых духов войти в линга. А на 29-й день двенадцатого месяца в дом приглашают ламу, который должен унести фигурку.

В монастырях в канун Нового года разыгрывается мистерия Чам, которая включает танцы лам в масках, символизирующие окончание старого года и удаление препятствий в новом году, мирян с мечами, а также торжественное выбрасывание линга. Празднование Лосар продолжается в течение двух недель, в течение которых в монастырях проходят церемонии благопожеланий.

Читайте также по теме