На Ступе Просветления в Элисте прошла праздничная программа в честь Цаган Сара

С утра на ступе рядом с Сити-Чесс были вывешены традиционные буддийские флаги лунгта, посетителям было предложено угощение — борцоки и калмыцкий чай, каждый час вокруг и внутри Ступы Просветления проводились экскурсии. На мероприятие приглашались все жители и гости города — вход был свободный.

Ступа Просветления — первая из буддийских ступ, построенных в нашей стране в постсоветское время. Она была освящена почитаемым во всем мире буддийским ламой — Лопёном Цечу Ринпоче — и привлекает множество буддистов и интересующихся со всей России и из-за рубежа. Ступа была построена в 1999 году и нуждается в комплексной реставрации. Поэтому сейчас буддисты России активно собирают пожертвования, чтобы поддержать и сохранить этот памятник духовной культуры для нынешних и будущих поколений.

О празднике Цаган Сар

Цаган Сар, или Сагаалган, праздник Белого месяца — Новый год в буддизме. На территории России его широко отмечают в Бурятии, Калмыкии, Тыве, Алтайском крае и в ряде других регионов. Этот праздник символизирует окончание зимы и начало весны, обычно он отмечается в период с конца января до второй или третьей декады февраля. Праздник не имеет постоянной даты: его начало всегда приходится на день первого новолуния весны. Название праздника происходит от слова čagaan — белый.

Праздник Белого месяца символизирует обновление человека и природы, открытость и чистоту помыслов, надежду и добрые ожидания. В сочетании «белый месяц» нашла отражение цветовая символика, согласно которой белый цвет — символ святости и чистоты — ассоциируется со счастьем и благополучием. «Цаган» в ойрад-калмыцком языке — многозначное понятие и означает не только «белый». Это еще и добрый, незлопамятный, добродушный, а также ровный, благополучный. Поэтому Цаган Сар раньше толковали как добрый, счастливый месяц, месяц благополучия.

Считается, что каким станет первый день Цаган Сара, таким будет и предстоящий год. Радостное настроение, искреннее и доброе отношение ко всем людям, соблюдение всех обычаев на Цаган Сар гарантирует, что весь последующий год будет благоприятным и щедрым. Поэтому люди сознательно в течение всего Белого месяца стараются поддерживать в себе и в своем окружении все светлое, доброе, созидательное.

История празднования

Важной частью Цаган Сара были буддийские обряды, а также действия, направленные на избавление от всего негативного, накопленного в уходящем году. Помимо чествования окончания старого года, у буддистов ритуалы первых двух недель наступления года нового были связаны с событиями жизни Будды Шакьямуни. Каждый день первых двух недель первого лунного месяца посвящен одному из пятнадцати Великих чудес, совершенных Буддой в индийском городе Шравасти.

Эти дни сопровождаются благопожеланиями, очистительными пуджами, подношениями буддийским Защитникам, церемониями зажжения ламп. В день, завершающий двухнедельный цикл новогодних обрядов, празднуется Праздник масляных лампад (Чотрул Дючен).

Он посвящен привлечению счастья в наступившем году и установлен в честь «состязания» Будды с шестью представителями небуддийских школ. В этот день, который приходится на полнолуние первого месяца, все посвящают себя добрым делам и пожеланиям, так как считается, что позитивный и негативный эффект любого действия, совершенного в такой день, возрастает в 10 миллионов раз.

Традиции празднования

Цаган Сару предшествует день молитв, очищения мыслей и тела, воздержания от еды, прощания с тяжелыми обстоятельствами, старыми обидами, долгами и проблемами уходящего года, а также иными материальными и духовными преградами. К первому числу Нового года все должно стать чистым, убранным, исправным или новым.

Чрезвычайно важную функцию обрядового блюда на этом празднике выполняют боорцг (борцоки). Вообще в выпечку борцоков вкладывался вполне определенный, глубокий смысл. Им придавалась символическая форма, и они воспринимались как некие сакральные изображения. Борцоки цельвг округлой формы с защипами по краям служат символом солнца. Их готовят в первую очередь, учитывая важнейшее место солнца в символике праздника, и неизменно ставят в центр дееҗ — ритуального подношения бурханам (статуям Будд).

Борцоки төөмда (‘веревочный узел’) имели форму особого закрученного калмыцкого узла. Распутать его было очень трудно: чем больше натягивается веревка, тем туже становится петля. Они символизировали стойкость, твердость духа, способность сопротивляться испытаниям, трудностям, невзгодам и несчастьям. Отмечается, что среди донских калмыков особенно был любим такой вид борцоков, как бурхан зала или цацг (‘кисть, головка цветка’), символизировавший лотос. Борцоки шовhр (‘остроконечный’) имеют форму наконечника копья — они выражают готовность жить и действовать вместе, согласованно, дружно, а также олицетворяют защиту от угроз и невзгод. При изготовлении шовhр было принято делать в борцоке углубление, и обязательно тремя пальцами — указательным, средним и безымянным.

Также в эти дни на традиционных застольях всегда присутствует белая пища — молоко, сметана, творог. Праздник отмечается как семейный: все ходят в гости к друзьям и родственникам, обмениваются подарками и угощениями.

Читайте также по теме