Буддизм Ваджраяны в России: на перекрестке культур

Конференция, которая в этот раз прошла в Красноярске, стала продолжением предыдущих четырех конференций «Буддизм Ваджраяны в России», которые с успехом прошли в Санкт-Петербурге в ГМИР в 2008 г., в Москве в ИВ РАН в 2010 г., во Владивостоке в ИИАЭ ДВО РАН в 2012 г. и в АГТУ в Астрахани в 2014 г. По итогам прошедших конференций изданы коллективные монографии.

Организаторами Пятой конференции стали: Российская Ассоциация Буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Кагью, Администрация Губернатора Красноярского края, Институт востоковедения РАН, Центр философской компаративистики и социально-гуманитарных исследований Института философии СПбГУ, Институт истории и археологии АН Монголии, Красноярский краевой краеведческий музей, Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края.

Несмотря на то, что основной востоковедный и буддологический научный потенциал в нашей стране сложился в Петербурге и Москве (где проходили первые конференции «Буддизм Ваджраяны в России»), а также в «буддийских республиках» — Бурятии, Калмыкии, Туве и Алтае, эти конференции проводятся как в традиционных буддийских регионах, так и в городах с давней буддологической традицией.

В России буддизм существовал в прошлом и бытует в наши дни как религия народов, населявших довольно обширные пространства. Это и территории, принадлежавшие некогда средневековым государствам Бохай (VII-X вв), Цзинь (XII-XIII вв.), и огромные территории Сибири, где ныне проживают буряты, тувинцы и алтайцы, и территории европейской части России, где с XVII в. проживали калмыки от степей Нижнего Поволжья и Северного Кавказа до Самарской области, а также земли Южного Урала, куда позже переселили часть калмыков со Среднего Поволжья, и территория современной республики Калмыкия в Северном Прикаспии.

В период с 1943 по 1957 гг. калмыки, в результате депортации всего народа в Сибирь, попали в Красноярский край. Поэтому проведение конференций, посвященных буддизму Ваджраяны во Владивостоке, Астрахани, а также и в Красноярске, перекрестке многих культур, вполне оправданно историческими фактами пребывания в этих местах носителей буддийской культуры или территориальной близостью к буддийским республикам, о чем свидетельствуют буддийские артефакты, хранящиеся в Красноярском краевом краеведческом музее.

Но есть еще один важный фактор нашей современности: наличие практикующих из различных школ буддизма среди населения многих городов России, в том числе Красноярска, исконно не относящихся к буддийским. Эти два фактора — наличие исследователей буддизма и наличие практикующих буддистов — побудили организаторов проводить конференции в разных регионах России с целью взаимодействия и развития контактов между государством, научным сообществом и практикующими буддистами.

В Пятой конференции приняли участие ученые из Европы и Азии, ближнего зарубежья, традиционных российских буддийских республик и других регионов нашей страны. Общее количество участников — 78 человек, из них 16 зарубежных участников из Беларуси, Болгарии, Великобритании, Израиля, Казахстана, Китая, Монголии, Нидерландов, Польши, Украины и Эстонии. В конференции приняли участие 5 известных красноярских ученых: к.и.н., зам. начальника Управления общественных связей Администрации губернатора Красноярского края, гл. редактор журнала «Этно-Мир на Енисее» Р.Г. Рафиков; д.и.н., профессор, востоковед и китаевед, зав, кафедрой всеобщей истории Гуманитарного института СФУ В.Г. Дацышен; к.и.н., доцент кафедры истории России Гуманитарного института СФУ А.П. Дворецкая; к.т.н., доцент СФУ В.В. Дубич и к.и.н., ст. науч. сотрудник, хранитель Красноярского краевого краеведческого музея Н.А. Орехова.

В Красноярске в помощь Оргкомитету конференции для работы по приему участников конференции была создана группа волонтеров из числа красноярских буддистов Алмазного пути. Для участников конференции была проведена насыщенная экскурсионная программа. По результатам конференции будет издана коллективная научная монография.

Читайте также по теме