Алмазный путь: применение всех средств

Поучения Алмазного Пути (Ваджраяна) охватывают ум, тело и речь

Если Четыре благородные истины были даны в Сарнатхе, то внутренние поучения о сочувствии и мудрости впервые прозвучали на севере Индии, близ Раджгира. Недалеко от этого места, в Вайшали, давались и многие глубокие, охватывающие тело, речь и ум поучения Алмазного пути о свойственной каждому существу природе Будды. Последние славятся прежде всего своими целостными и чрезвычайно действенными методами. Независимо от времени и места, когда приходили незаурядные люди, полные жизненной силы и радости, Будда использовал каждое мгновение, чтобы передавать им во время этих ярких встреч опыт вневременного ума.

Близость таких учеников к Просветлению и присущая им способность воспринимать Будду не как что-то внешнее или отделенное подстегивали их к непрерывному движению вперед, а сильная преданность позволяла им видеть в своем Учителе зеркало ума и таким образом быстро перенимать его качества. Они переживали светящееся сознательное пространство между мыслями – Великую печать (санскр. Махамудра), которой он учил, – как свою подлинную природу, и это высвобождало богатство радости и силы, накопившееся у них за множество жизней.

У преданности много аспектов. Столь полезная, когда Учитель обладает ответственностью, она тем не менее может приносить разные плоды. Хомейни, Пол Пот, Гитлер, Сталин и Мао причинили, несомненно, массу страданий, но сама возможность уничтожить так много жизней и счастья у них была только потому, что им доверяли люди, которые не понимали, что происходит. С другой стороны, преданность хорошим примерам весьма полезна. Поскольку Учение Будды выводит за пределы любой двойственности, многие на протяжении веков достигали Освобождения и Просветления и огромное число людей получало возможность более осмысленной, осознанной жизни.

В нашу эру террористов-самоубийц как никогда важно понимать великую силу этого чувства. Причиной преданности является узнавание: человек встречает что-то соответствующее собственному характеру, и это не оставляет его равнодушным – ведь он видит свое лицо! Решающим в преданности является то, что именно нас трогает. Например, представители гуманистических учений целенаправленно помогают существам развиваться для блага всех. Если доверять пространству, которое своим бесстрашием показывает нам Учитель, и использовать богатство опыта и средств, которое он нам передает, это открывает быстрый доступ к Просветлению.

Четыре активности Будды используют для существ все способности тела, речи и ума. Они постоянно активны, однако совершенно без напряжения. Когда не ощущается никакого разделения между действующим, действием и объектом действия, мы просто, включаясь в игру пространства, осуществляем возможности момента. Это производит максимальную пользу для максимального числа существ на максимально длительный срок в будущем. Здесь ни один момент не переживается без непрестанно свежего ощущения «Ух ты!» – чувства «Как же богата жизнь!».

Для всех 84 000 возможных завес ума и мешающих эмоций имеются эффективные средства глубокого анализа и противодействия, ведущие к благу всех существ, которые все трансформируют, превращая каждое событие и ощущение в очередной шаг на пути. В целом можно выделить четыре различных способа позитивно влиять на события – успокаивающую, обогащающую, вдохновляющую и мощно защищающую активность. Часто следует смотреть на события немного сверху, неличностно, чтобы гений видения Будды делал нашу жизнь богаче. Это относится как непосредственно к просветленным активностям, так и к тем, кто их осуществляет. У каждого человека есть определенный дар влияния на других, и, если обращаться с ним сознательно, мы сможем давать существам счастье и показывать направление в жизни.

Успокаивающий человек – это веселый хозяин дома, который не почувствует себя счастливым, пока не будут довольны все. В большинстве случаев обладатель добродушного нрава и грушеподобного тела, он всегда должен следить за тем, чтобы другие не злоупотребляли его добротой, а также заботиться о том, чтобы не вредить самому себе чревоугодием и чрезмерными возлияниями. Если ему это удается, он может дарить многим людям сердечность и душевную теплоту, которых им часто не хватало с самого детства. Важно не забывать направлять возникшую эмоциональную открытость на то, что имеет вневременный смысл.

Внешний облик человека обогащающего типа часто совсем иной: тонкие кости, быстрые движения. Он всегда знает, что где происходит, всегда может дать хороший совет, что на данный момент актуально. Поскольку его деятельность затрагивает многих и может ко всему прочему сплачивать людей, ему не следует видеть в себе лишь «уполномоченного по текущим вопросам», а нужно развивать неличностное видение. Тогда он будет настоящим другом существ. В долгосрочной перспективе это приносит больше смысла и удовлетворения, чем погоня за ценностями материального мира.

Очаровывающая активность легко дается тем, кто обладает внешним обаянием. Поскольку в мире очень быстро замечают все красивое, использовать это влияние естественно. Результат дружелюбного поведения в прошлых жизнях, красота притягивает существ. Но в том случае когда польза от этого остается поверхностной и ограничивается только знанием модных тенденций, все теряют самое ценное, чем обладают, – время.

Сильный защитник – истинный друг существ. Он непоколебим, и его качества выражаются как через тело, так и в речи. У него ясные, наблюдательные глаза, он на пару шагов опережает развертывание событий в пространстве, что заметно по тому, как он держится. Когда представители трех описанных до этого типов уже сделали все что могли, он по-прежнему готов помогать и дальше. Защитник мало занимается своей внешностью, и ему скучны обычные пересуды. Он самая надежная опора для людей.

Без усилий соединяя возможности этих четырех видов активности, совершенные учителя точно действуют для блага существ. В то же время можно заметить, что они выбирают ту или иную активность в соответствии с качествами учеников. Вот почему в группах возникает разная атмосфера и стиль, разные вибрации. Действие силового поля Учителя непрерывно, и это лишь вопрос времени, когда разовьют и начнут радостно и энергично проявлять те же качества его ученики.

Что все это значит для Учителя в практическом отношении? Как можно применять знание четырех видов активности? Успокоение Если ученики ранимы, некрепки духом или у них сложный характер, то лучше дать им побольше пространства. И это вполне понятно в отношении очевидно уязвимых, но если мы уверены, что тем самым не уворачиваемся от здоровой конфронтации, то поведение, снимающее напряжение, часто становится верным средством и для «тяжелых случаев».

Нередко «трудные» ученики мутят воду, желая отвлечься от собственного внутреннего давления, и, когда они не встречают никакого отпора, их неврозы просто лопаются. Учитель может затем работать с образовавшимся в результате сырьем и замешать для будущего более приятный коктейль из их «съедобных» качеств.

Обогащение

Когда из ситуации спокойствия созревает готовность к новому опыту, Учитель показывает ученику богатство и возможности жизни. Однако это происходит шаг за шагом, ведь если человек попытается сразу сделать слишком много и в итоге сядет в лужу, воображаемое «я» (эго) получит прекрасный повод вновь укрепить свои позиции.

Первые два вида активности Учителю в тибетском буддизме сравнительно легко применять: нужно только смотреть, становятся ли ученики самостоятельными, развивается ли у них позитивное отношение к сексу и жизни и есть ли у них избыток для других. Но когда Учитель подключает вдохновляющую или мощно защищающую активность, он должен действовать с особой ответственностью и прежде всего постоянно проверять свой собственный настрой.

Очарование

Если мы обладаем силой влиять на других, это позволяет очень быстро расти. Но одновременно велик шанс причинить большой вред. Религиозные скандалы в мире не прекращаются, поэтому человек, который читает газеты, наверняка не ждет от теократических религий ничего, кроме ненависти и притеснений. Тем не менее почтенные монахи и учителя позволяют себе досадные примеры и от доброго имени Будды. Несмотря на то что Учение никогда не имело целью выполнение заповедей твердолобого бога и во все времена было направлено исключительно на развитие нашего ума, похоже, нести этот пример в мир нелегко. Безусловно, нужно избегать любых поступков, способных нарушить доверительные отношения между Учителем и учениками, так как это разочаровывает те светлые головы, которые сегодня все чаще обращаются к буддизму.

Мощная защита

Это четвертая сфера активности. Здесь также требуется самонаблюдение. Когда Учитель пробуждает вдохновение, он должен главным образом избегать гордости, а в защищающих и, когда нужно, разрушительных действиях важно остерегаться злости. Лишь тот, кто видит в другом будущего Будду, может с кем-то обойтись резко, не совершив при этом ошибки. Даже если Учитель пообещал защищать всех с помощью тела, речи и ума, он должен следить за тем, чтобы его действия не были подчинены в первую очередь его собственной выгоде. Здесь нужно быть хорошим врачом, который режет не ради славы, а чтобы предотвратить больший вред в будущем.

Лишь тот, кто справился со своим страхом, может осмысленно использовать этот скальпель. И хотя почти все предпочитают мирную духовную атмосферу, не следует забывать о личной ответственности и просто из боязни конфликтов закрывать глаза на то, что действительно происходит в мире. Большинство людей не привыкли быть критичными в духовных вопросах, следствием чего становится уязвимость и запутанность их внутренней жизни. Они не осмеливаются защищать других громким здоровым смехом, когда что-то религиозное кажется странным или угнетает людей. Похоже, что и среди учителей больше железа, чем золота, как говорят тибетцы, – деньги и власть часто берут верх над духовностью.

Надо сказать, что из-за внутренних обязательств их собственные учителя тоже редко говорят об этом – тогда и ученики не знают, чего следует ожидать от хорошего учителя. Достойны доверия лишь те, кто готов рисковать своей популярностью. Только такие учителя поистине свободны и могут рассекать запутанность других, и только их работа приносит необратимые результаты. Достойны доверия лишь те, кто готов рисковать своей популярностью. Только такие учителя поистине свободны и могут рассекать запутанность других, и только их работа приносит необратимые результаты.

Из книги Ламы Оле Нидала «Каким все является: психология свободы – опыт буддизма»