Наша передача. Часть II

Джигме Ринпоче

Что же происходит, когда мы получаем благословение тела, речи и ума во время посвящения — например, в медитации на Шестнадцатого Кармапу?

Благодаря посвящению тела меняется наше восприятие физических явлений. Мы переживаем меньше негативного, и наш взгляд на окружающее становится более позитивным. Поначалу, конечно, такое видение не удается удерживать постоянно. Но каждый раз, переживая что-то негативное, мы напоминаем себе об этом взгляде, и практикуем его, чтобы не попасть под влияние негативностей. 

В посвящении речи участвует не только речь как «слова», здесь есть и другая сторона: благодаря использованию мантры мы усиливаем свою связь с Ламой или Будда-аспектом, на который медитируем. Мантра поддерживает эту связь и взаимообмен, помогая нам обретать различные качества, например, сочувствие. Благодаря силе мантры развиваются наши врожденные способности. Произнося мантру КАРМАПА ЧЕННО, мы говорим: «Кармапа, ты знаешь обо мне, мне нужна твоя помощь». Повторение этих слов создает связь с Кармапой, преображающую нас.

Посвящение тела меняет движение внутренних энергий. Прежние негативные действия определенным образом повлияли на них, и если мы сможем это изменить, то будем все больше открываться позитивному и стабильнее пребывать в этом состоянии. В тибетском языке есть специальное выражение «поток Бодхичитты», означающее непрерывное течение позитивных мыслей просветленного ума.

Получив благословение ума Кармапы, наш ум может действительно соединиться с медитацией. Мы обретаем способность по-настоящему покоиться в единстве с Кармапой. Конечно, можно научиться чувствовать медитацию и без силы благословения. Но для этого придется практиковать долгое время, потому что истинное понимание своих способностей приходит очень медленно. Если мы просим Кармапу о помощи, нам гораздо легче дать этому пониманию проявиться. Если мы однонаправленно сосредотачиваемся на Кармапе, чувство настоящей медитации возникает быстро и постепенно усиливается. Медитация в контексте «пути благословения» становится эффективнее и приносит лучшие результаты. То есть наш основной метод — в медитации опираться на благословение Кармапы.

В начале практики в наших умах еще сильны сансарические привычки, и потому медитировать бывает нелегко. Чтобы измениться к лучшему и достичь успехов в медитации, мы просим Кармапу о благословении. Этот метод несет печать подлинности. Он не является чем-то, приносящим быстрые, но кратковременные результаты, это нечто настоящее. И хотя мы накапливали омрачения в уме в течение многих жизней, такой метод позволяет нам обрести истинное постижение природы Будды. Нам все равно придется очистить все препятствия — либо долгим путем исследования и медитации, либо с помощью высокоэффективного метода, каковым является благословение. Благодаря ему мы за короткое время можем обнаружить свою мудрость и медитировать в единстве с Кармапой. Если мы практикуем таким образом, то постоянный поток опыта в наших умах проявляется сам собой, осознаем мы это или нет.

Если мы способны покоиться в единстве с Кармапой, занимаясь повседневными делами, поддерживая сущностную практику, она будет работать в нас день и ночь, превращаясь в сильную позитивную тенденцию. Подобное состояние ума противоположно нашему привычному опыту, сконцентрированному на мешающих чувствах. Мы обращаем этот опыт вспять и покоимся в неотделимой от нас мудрости Кармапы. Благодаря этому мы получаем защиту и благословение, а наши способности развиваются сами собой.

В результате концентрации на Кармапе мы получаем пользу и прямо сейчас, и в перспективе: покидая тело, наше сознание сохраняется, и текущие тенденции ума ведут нас к следующему перерождению. В линии Карма Кагью есть различные призывания Кармапы, предназначенные для того, чтобы подготовить нас к этому моменту. Благодаря им мы сохраняем связь с благословением Кармапы и можем функционировать как активность Кармапы, действуя и используя свою речь для пользы всех существ, вплоть до Просветления. Мы остаемся в контакте с Кармапой в будущих жизнях, тренируемся совершать позитивные действия и практикуем Дхарму, будучи защищенными от низших перерождений. Благодаря хорошим поступкам мы постепенно становимся Бодхисаттвами, освобождаемся от страданий и максимально эффективно помогаем существам. Такие призывания дают нам направление, показывают, куда мы движемся и на что способны. Мы просим благословения Кармапы, чтобы быстро достичь нашей цели и чтобы в разных жизнях, при любом роде занятий, не попадать в ситуации, где будет вероятность совершить негативные действия. Насколько мне известно, эти призывания появились во времена Шестого или Седьмого Кармап, которые много путешествовали по Тибету со своими учениками.

Сосредотачиваться на Кармапе и открываться ему — это важнейший принцип нашей передачи. Во время медитации мы покоимся в состоянии неотделимости от Кармапы. Пока мы можем не вполне осознавать, что это означает, но, продолжая медитировать, постепенно обретем такое понимание. Мы живем обычной жизнью, но в то же время знаем, что есть нечто за ее пределами, к чему стоит стремиться. Благодаря Кармапе у нас есть живой пример, мы знаем и путь, и цель. Стараясь осознавать абсолютный смысл, нам, конечно, следует также удерживать ощущение настоящего момента и жить достойным образом. Мы так и живем, не забывая о цели и все время двигаясь к ней. Такой взгляд является для нас защитой.

Те из нас, кто был близок к Кармапе, уже много лет практикуют подобным образом. Конечно, мы не пытаемся убедить себя в том, что все знаем и всего достигли — иногда нам не удается полностью избежать негативных вещей. Мы ведем обычную жизнь, удовлетворяем наши потребности в еде и работе, следим за здоровьем. Но при этом мы не теряем из виду цели: не хотим страдать и запутываться, не хотим заполнять свою жизнь негативными поступками. Мы стремимся стать по-настоящему хорошими людьми — и знаем, что Будда указал нам путь, ведущий к цели. Есть и простые, и сложные способы идти этим путем. Поучения Шестнадцатого Кармапы очень ценны, потому что практиковать их чрезвычайно легко: каждый может выполнять Гуру-йогу, медитацию на Кармапу, она подходит для любого образа жизни и состояния здоровья.

Приглядевшись внимательнее к этой как будто бы простой практике, можно заметить, насколько она глубока. Это не какая-то медитация «для новичков». Но из-за простоты применения многие люди перестают ее ценить. Им кажется, что настолько легкий метод не может принести серьезных результатов. Все хотят чего-то усложненного. Однако Гуру-йога дает нам возможность развиваться в правильном направлении. Может быть, мне она нравится из-за того, что я слишком ленив (Ринпоче смеется), но, на самом деле, я считаю ее очень глубокой.

Шестнадцатый Кармапа учил нас и Махаяне, и Ваджраяне. Обычно говорится о трех уровнях Учения Будды: Тхераваде, Махаяне и Ваджраяне. В Тхевараде практикующие концентрируются на том, чтобы избегать негативных действий, во многом ограничивая свою повседневную жизнь. В определенных условиях ограничения могут потребоваться и на уровне Махаяны. Но в большей степени здесь речь идет о внутреннем настрое, стремлении жить в любви и сочувствии. В Тхераваде человек тоже стремится помогать другим существам, но из-за большого количества ограничений не может сделать многого, ему приходится постоянно следить за собой. В Махаяне же речь идет о совсем другой тенденции ума, которая проявляется как забота о благе других.

Последователи Ваджраяны работают с тем же внутренним настроем, но они используют некоторые специфические нюансы практики, технические детали, без которых невозможно достичь результата. Это можно сравнить с современным смартфоном, который не будет функционировать, если не выставить правильные настройки. Об этом редко говорят. Например, в Ваджраяне есть определенные обещания — самайя — и многое другое, что требуется соблюдать в точности, а это непросто. Но если этого не делать, то эффективность практики будет невысока.

Стиль практики Шестнадцатого Кармапы позволял нам использовать определенные техники Ваджраяны (их было совсем немного), требовавшие очень специфических условий. С ними нельзя было работать иначе. Мы должны были поддерживать особенные обещания в связи с часто получаемыми посвящениями. Если их не поддерживать, ничего плохого не случится, но практика не будет достаточно эффективной, и прийти к результату будет непросто.

Таков принцип Ваджраяны — необходимо в точности соблюдать предписанные условия, что совсем не просто в наши дни. Например, во время выполнения некоторых практик нельзя употреблять алкоголь, есть мясо, чеснок или лук. И часто даже непонятно, почему. Многие из этих правил — например, относительно употребления мяса, объясняются тем, что ради этого были убиты живые существа. Алкоголь, чеснок и лук в одних случаях запрещены, а в других разрешены. Есть даже такие практики, где алкоголь, мясо и другие субстанции необходимы для достижения результата. Иногда нужно соблюдать заданные условия в течение определенного времени, например, в трехлетнем ретрите. Объяснения имеют во многом математическую основу и всегда держатся в тайне — но исключительно потому, что они чересчур усложненные.

Все Кармапы давали также упрощенные практики, применять которые было легче и которые больше подходили людям, ведущим обычный образ жизни. Они основаны на посвящениях Гуру-йоги, соответствующих объяснениях и медитациях. Благодаря их силе можно очистить много плохой кармы и накопить достаточно хороших впечатлений. Кроме того, люди выполняли Основополагающие упражнения, готовящие к Махамудре (нёндро); они однозначно относятся к стилю Ваджраяны, но делаются без технических обязательств. Слово «обязательство» вроде бы предполагает строгие правила, но они требуются просто потому, что многие вещи не будут работать, если не выполнять определенные условия.

В четырех предварительных практиках таких проблем нет, но все же необходимы доверие и преданность — тогда они будут способствовать позитивным изменениям в энергетической системе нашего тела. Энергии начнут циркулировать лучше, ослабляя влияние негативных факторов. Благодаря состоянию открытости, переживаемому во время простираний, позитивные энергии в нас обретают большую силу. Такие методы, как простирания и Алмазный Ум, очень практичны и значительно усиливают наше доверие к себе и к Кармапе. Мы получаем благословение и практикуем состояние неотделимости от Кармапы, в котором становится неважно, далеко Кармапа от нас физически или близко — мы всегда покоимся в ощущении его присутствия. Для описания этого опыта используется выражение «поток благословения». Если мы способны пребывать в нем, наш ум защищен не только в этот момент, но и на протяжении всех жизней. После смерти мы продолжаем двигаться в нужном направлении, развиваясь вплоть до Просветления.

В Тибете было много лам, и некоторые из них казались более важными для линии передачи, чем другие. Особенными считались те ламы, которые развивались без взлетов и падений. Они были хорошо защищены благодаря своей связи с Кармапой и потому приобрели такое большое значение. Все ученики Кармапы развиваются так же. Мы пока еще чувствуем себя обычными людьми, но благодаря неустанной практике можем стать искренними практикующими. Силой нашего отношения, пожеланий, накопления заслуг и т. п. мы будем развиваться жизнь за жизнью.

Со времен Первого Кармапы Дюсума Кхьенпы до сегодняшнего дня многие ученики Кармап стали очень важны для линии преемственности. 

Существует много жизнеописаний Кармапы. Некоторые из них написаны красиво, но качества Кармап отражены в них не полностью. В других описания более подробны: например, упомянут тот факт, что Кармапы находят и узнают многих тулку, достигших освобождения. В прежние времена люди не всегда знали, кто был махасиддхом, и зачастую это выяснялось только позже. В тибетском языке есть такое выражение — «Кагью Друбтоб Гьямцо», или «Океан Сиддхов Кагью».

Существует много историй о том, как ученики Кармапы развивали великий потенциал с помощью простых методов, таких как регулярная медитация и сохранение связи с учителем. Это возможно на основе Просветленного настроя. Благодаря его защите развитые нами внутренние качества не исчезают. Невозможно мгновенно обрести полностью просветленный ум. Сочувствие развивается постепенно, а Бодхисаттва — это тот, кто довел его до совершенства и теперь может действовать на благо существ. Бодхисаттва постоянно заботится о других — без этого не обойтись. Быть Бодхисаттвой означает быть в распоряжении живых существ, с пониманием, как они живут, и со всеми вытекающими отсюда задачами. Становится ясно, насколько важна такая работа, и мы начинаем пользоваться просветленными качествами ума.

Первый шаг заключается в том, чтобы увидеть, как существа живут, и не осуждать их. Мы начинаем чувствовать все возрастающую потребность помогать им и ради этого изучаем Дхарму. Помощь существам начинается с небольших поступков, совершаемых на протяжении долгих лет, пока такое накопление не превратится в нечто очень большое.

Такова передача в линии преемственности Карма Кагью. Слово «передача» порой ассоциируется с различными посвящениями и какими-то особенными практиками. Такие вещи тоже имеют место, но для нас наиболее важно получить передачу сущностным, полезным и легким для применения образом, однако обычные люди, впрочем, как и «особенные», не могут нам ее дать. На это способен только Бодхисаттва очень высокого уровня, каковым, без сомнения, является Кармапа. Очень эффективно получить передачу от Кармапы и следовать практике. Для этого требуется только поддерживать правильную связь с ним и практиковать Дхарму. Правильную связь с Кармапой получить легко, потому что он всегда в нашем распоряжении. И если четко выполнять простую медитацию, это будет работать.

Рассказывая о передаче, можно привеcти много примеров из истории — но это очень большая тема. Важно, что у нас есть драгоценные поучения, которые необходимо применять в жизни. У одних это получается лучше, у других хуже, но мы все хотим достичь хороших результатов, используя подлинную практику Дхармы. Поэтому я надеюсь, что все сказанное здесь окажется полезным.

Первую часть публикации можно прочитать здесь

Перевод с английского: Михаил Гринберг. По материалам журнала Buddhism Today №38

Этот текст был опубликован в 34 номере журнала «Буддизм.ru»