Наша передача

Джигме Ринпоче

В традиции Карма Кагью сходится несколько линий практики, которые держали и передавали Кармапы. Передача включает в себя много элементов: посвящения, лунги (благословение через звук), медитации и устные наставления, а также практики на различные Будда-аспекты. Все это передавалось махасиддхами и Бодхисаттвами древней Индии, а затем пришло в Тибет.

Сегодня мне бы хотелось рассказать об этом простыми словами и прежде всего объяснить, какова связь между передачей и практикой. Важно, чтобы практика была простой и эффективной. Если она становится слишком сложной, то новичок запутается, а практикующим необходимо сохранять ясное направление. Тем, кто хочет изучить этот вопрос глубоко, могут понадобиться другие объяснения. Таким людям упрощение не требуется, но их немного. Большинству из нас будет полезнее освоить какой-то простой путь и достичь ощутимых результатов. Передача Карма Кагью позволяет обрести особенные качества и способности уже в этой жизни, не прибегая к сложным методам.

В своих объяснениях я опираюсь на поучения, данные мне Шестнадцатым Кармапой. Я получил их давно, но его стиль произвел на меня глубокое впечатление, поэтому и сейчас мне легче передавать поучения в таком же ключе. Сегодня уже нелегко представить себе такую близость к Шестнадцатому Кармапе. Для тех, кто жил с ним рядом, поучения, которым он уделял особое внимание, до сих пор не потеряли актуальности, и мы хорошо помним, как использовали их. Шестнадцатый Кармапа был держателем множества передач, но из этого многообразия он выбирал простые наставления, которые было легко применять на практике.

В наши дни часто даются различные объяснения по Дхарме и медитациям, говорится о многих передачах, которые невероятно важны. Все это так — ведь в Дхарме нет незначительных вещей. Однако невозможно применять их все. В те времена мы работали только с несколькими простыми поучениями, но не выбирали сами — их давал нам Кармапа. Мы стремились наилучшим образом применять эти методы и развиваться благодаря им. По ходу развития мы использовали и другие методы.

Итак, какого рода наставления мы получали от Шестнадцатого Кармапы? У вас все может быть иначе, но все же вы будете лучше понимать и ценить некоторые вещи, если услышите об этом. Я вовсе не утверждаю, что те из нас, кто был близок к Кармапе, обрели высшее постижение и не совершали ошибок, но мы старались изо всех сил, и это может помочь вам найти свой собственный путь. Шестнадцатый Кармапа всегда давал очень практичные поучения — он не витал в облаках. Кюнзиг Шамарпа придерживался похожего стиля, будучи строгим и очень прямым учителем. Похоже, таким был его характер, хотя порой его могли за это и покритиковать (Ринпоче смеется). Шамару Ринпоче нравилось рассекать ложные представления. Думаю, он унаследовал это качество от Шестнадцатого Кармапы. Мне в этом смысле до него далеко (Ринпоче смеется).

Наша тема включает два аспекта: во первых, мы будем говорить о собственном движении вперед, поскольку практика способствует нашему развитию; во вторых, о знаниях, которые необходимы для помощи другим.

Что касается моего собственного развития, я всегда следовал тому, что мне советовал Шестнадцатый Кармапа. Если человек просто выполняет указания учителя, у него меньше шансов запутаться, и он может быть уверен в правильности своих действий. Я особенно подчеркиваю этот момент, потому что в наши дни встречается много «рекламы» хороших и важных практик. Но подход «Все учения хороши, и мне нужно практиковать все подряд» может привести к глубокой запутанности и потере направления.

Есть всего пара важных вещей, которые требуется соединить и применять на практике. Именно так практиковали те, кто учился у Шестнадцатого Кармапы. В то время Лама Оле Нидал и я были одними из его основных учеников. Ханна и Оле были европейцами, мы были тибетцами, но Шестнадцатый Кармапа заботился о нас одинаково — как отец, стремящийся к тому, чтобы его дети росли наилучшим образом. Мы с Ламой Оле с годами сформировали разные стили обучения, но сохранили одинаковый взгляд. Наиболее сущностные моменты в нашей работе различаются незначительно, и самое главное, что мы следуем в направлении, указанном Кармапой, и потому способны помогать другим.

Одним из самых важных моментов, усвоенных нами благодаря Шестнадцатому Кармапе, является концентрация на Просветленном настрое. Большинство людей постоянно беспокоится о себе и потому испытывает многочисленные трудности. Конечно, я не утверждаю, что нужно перестать заботиться о себе. Но есть люди, полностью лишенные эгоцентричности, — их называют «освобожденными». Шестнадцатый Кармапа был таким и демонстрировал нам это качество.

Одним из его ключевых наставлений было: «Если человек стремится развивать Просветленный настрой, ему больше незачем беспокоиться о собственной жизни». Я помню, каким непростым делом это казалось мне тогда. У нас всегда есть какие-то личные цели, к которым мы стремимся. Но если вдуматься, какие из них действительно имеют смысл, то останется только одна: достичь свободы от привязанности к себе, духовной свободы. Все хотят быть свободными, потому-то и пытаются решить свои проблемы — но не знают, как этого добиться, и потому создают еще больше проблем. И так происходит повсюду.

Я никогда не ходил в обычную школу. Не настаивая, Кармапа предоставил мне выбор. Он сказал: «Если пойдешь в обычную школу, получишь хорошее образование. Но тебе будет трудно достичь своих целей, ты все время будешь натыкаться на препятствия. А если ты целиком посвятишь себя буддийским практикам и Учению, то станешь полностью свободным. Трудности будут, но они не создадут серьезных помех». Мне тогда было около двенадцати лет, и я решил прислушаться к его словам. Кармапа посоветовал пройти обучение в монастыре Румтек вместе с шестью или семью другими молодыми ринпоче.

В шестидесятые годы, после бегства из Тибета, многие тибетские дети поступали в хорошие школы и получали достойное образование. Нам тоже рекомендовали так сделать, но Кармапа сказал: «Самое важное — освоить путь Бодхисаттвы. Тогда ваша практика Дхармы будет успешной. Даже если появятся трудности, вы не будете воспринимать их всерьез» — и добавил: «Если вы хотите стать Бодхисаттвами, нужно больше думать о других, чем о себе».

Почти каждый вечер мы допоздна сидели с Кармапой, получая множество наставлений. Но именно такие простые поучения о пути Бодхисаттвы стали основой моей практики. Самое главное — дать обещание Бодхисаттвы и идти этим путем. Конечно, никто из нас не станет идеальным Бодхисаттвой за одну ночь. Но если нам удастся развить хотя бы представление о том, что такое бодхичитта, это будет автоматически направлять нас в нужную сторону снова и снова. Таким образом, наши проблемы будут разрешаться сами собой, поскольку, если мы однажды поставили себе по-настоящему хорошую цель в жизни, нас не будут отвлекать удачи и горести. С ними будет легче справляться, когда мы удерживаем в уме большую цель. Чтобы стать Бодхисаттвой, нужно уметь развивать Просветленный настрой. Когда мы достигаем в этом успеха, у нас появляется стабильность.

Кармапа предоставил нам очень эффективную передачу для развития Просветленного настроя. Когда мы слышим слово «передача», то можем подумать о чем-то фантастическом и чудесном, однако для Шестнадцатого Кармапы это было просто средством развития по-настоящему прочного основания пути Бодхисаттвы, позволяющего при помощи нескольких поучений глубоко работать с умом. Оказавшись в беде, человек всегда будет помнить об этих учениях, и они помогут, даже если поначалу он не сможет применять их полностью. Просветленный настрой в сочетании с несколькими простыми поучениями позволяет значительно прояснить наш ум, сделать его более понятным и свободным от омрачений. По моему мнению, если речь идет о передаче — нет ничего важнее этого.

Все это позволяет использовать различные практики, посвящения и наставления, чтобы семена могли созреть в нашем уме. Ум развивается во многом так же, как ребенок в обусловленном мире: сначала дети невинны и до некоторой степени свободны — хотя и не полностью, поскольку все равно находятся во власти неведения. Затем их отчасти чистый ум начинает переживать гордость, ревность, ненависть и т. д. — и меняется. Под воздействием мешающих чувств возникают возбуждение, печаль, гнев. Так же происходит и на пути Бодхисаттвы, только в обратном направлении: мы получаем различные поучения о смысле Пути, о том, как устроены жизни существ. Становится понятнее, насколько ценна каждая личность, и мы развиваем уважение, сочувствие и любовь. Появляется все более интенсивное желание помогать друг другу и заботиться о других. Благодаря такому развитию ум постепенно становится свободным.

Конечно, имеются определенные инструкции, посвящения и практики, позволяющие приблизиться к правильному пониманию гораздо быстрее. Порой мы настолько глубоко погрязаем в обусловленном мире, что с трудом справляемся с происходящими событиями, хотя в целом знаем, как с ними обращаться. В этом случае применяются определенные методы, позволяющие облегчить нашу жизнь, быстро развить понимание и тем самым изменить ход вещей. Этот быстрый путь основан на таких понятиях, как «благословение», «преданность» и «связь». Нам становится гораздо легче постичь природу вещей и работать с этим пониманием.

Существуют разные способы обрести подобное постижение. Кому-то Будда советовал приступать к медитации, развивать потенциал мудрости и начинать его применять. Другим — развивать Просветленный настрой и концентрироваться на пути Бодхисаттвы. Конечно, и здесь мы тоже медитируем и обретаем понимание.

Существует идея, что понимания можно достичь мгновенно и непосредственно. Однако некоторые поучения бывает трудно понять сразу, сначала нужно над ними поразмыслить. Прежде всего мы слушаем поучения, затем изучаем и понемногу приходим к пониманию, более или менее соглашаясь с ними. И все же у нас не всегда получается их применять, и мы попадаем во власть прежних привычек. Почему так происходит? Потому что мы не понимаем истинный смысл. Если бы мы действительно его поняли, то сразу бы стали Буддами, ведь это поучения о том, как достичь Просветления. Они подобны инструкции по использованию современной техники. Если сразу понять инструкцию и применить на практике, то устройством можно пользоваться тотчас же.

Да, все действительно может быть настолько легко. Порой, читая поучения Будды, вы удивляетесь, насколько все ясно, но стоит закрыть книгу — и вы оказываетесь там же, где были раньше. Чтобы понимать мгновенно, нужно быть хорошо подготовленным, а это не технический вопрос. Эффективные техники, конечно, существуют, но большинству людей требуется время, чтобы в них разобраться. Некоторые способны сделать это очень быстро. Семена растут по-разному, в зависимости от качества почвы. В бедной почве семенам приходится нелегко, но, если добавить удобрений, они будут расти быстрее. У всех нас есть природа Будды — потенциал Просветления. Образно говоря, это и есть почва. И порой нам нужны удобрения — что-то дополнительное, необходимое для понимания и использования поучений.

«Дополнительное» — это средства Алмазного пути, Ваджраяны. В каждой традиции уделяется особое внимание каким-то определенным методам. В линии Карма Кагью со времен Первого Кармапы Дюсума Кхьенпы основным инструментом является «передача через благословение» — по-тибетски «джин лаб». Эти слова можно часто услышать во время посвящений и наставлений. Джин лаб означает то, что затрагивает человека и меняет его качества. Благословение меняет ученика подобно тому, как влага проникает в стену. Этот пример не очень хорош: мало кому захочется иметь мокрую стену, ведь на ней выступает плесень (Ринпоче смеется). Но это сравнение показывает, как глубоко можно пропитать нечто твердое. Если ваша стена отсырела, это приведет к всевозможным проблемам, а если благословение проникло в ваш ум, это поможет их решить.

В школе Карма Кагью используется также понятие «кабаб», что можно перевести как «особая передача». Этот термин означает особый путь, которым мы идем к цели и формируем отношение к линии преемственности. Когда Шестнадцатый Кармапа был жив, большинство его близких учеников, конечно, занималось медитацией, но в целом мы доверяли его благословению. Нам казалось, что мы можем достичь чего угодно одной только силой его благословения.

Несколько лет назад, во время паломничества с Семнадцатым Кармапой, я жил в комнате с одним человеком. Внезапно посреди ночи он вскрикнул и стал повторять мантру: «КАРМАПА ЧЕННО, КАРМАПА ЧЕННО,КАРМАПА ЧЕННО…», после чего быстро успокоился. Ему приснился кошмар, но он смог сразу в уме соединиться с Кармапой. Это пример человека, полностью доверяющего Кармапе. Если кто-то способен на такое, ему не грозят неприятные впечатления или кошмары, потому что его защищает благословение Кармапы.

Это не психологический фокус, так как силой своего доверия человек всегда соединен с Кармапой. Если мы открыты благословению, оно достигнет нас в любом случае, и Кармапе даже не придется концентрироваться на нас. Если же мы закрываемся от благословения, то оно не проникнет к нам, даже если Кармапа очень захочет нам помочь. Это очень индивидуально,  и каждому нужно самому развить такое доверие, если он хочет обрести защиту и поддержку на пути. Трудно понять разумом, как это функционирует, но благословение работает и представляет собой одну из важнейших передач в нашей линии. Оно считается важным и в других школах Ваджраяны, но исторически в Тибете сложилось так, что традиция Карма Кагью придает ему особое значение.

Благодаря благословению наша практика действительно работает, поэтому и существует так много различных вариантов Гуру-йоги. Говорится, что, медитируя на учителя, мы обретаем тело, речь и ум Кармапы. Это означает следующее. Обычно мы отождествляемся со своим телом и умом. Даже зная, что это только иллюзия, нельзя не признать, что все аспекты нашего восприятия связаны с телом. В практиках Ваджраяны говорится, что в человеческом теле есть три основных канала — центральный посередине и по одному с правой и левой стороны. Эти каналы соединяются в чакрах — определенных точках в теле. Чакры подобны переключателям в тех местах, где сходится много электрических линий. Эта внутренняя система также связана и с элементами внешнего мира.

Все функции тела зависят от чакр, и происходящие в них процессы могут вызывать сильные чувства. Интенсивность чувств в высокой степени связана с элементами и движением внутренних энергий. Сильные негативные чувства, захватывающие наш ум, направляют его к обыденному, непросветленному мышлению. Но благодаря работе с внутренними каналами и чакрами можно увеличивать позитивные энергии и уменьшать влияние негативных. Вследствие этого наш ум становится более чистым, а «поток просветленного ума» — более мощным.

Когда три потока света благословляют нас в медитации на Шестнадцатого Кармапу, энергетические процессы в нашем теле меняются, и нам становится легче позитивно мыслить и в целом более позитивно себя вести. Это вовсе не означает, что отныне мы видим только красивые вещи. Просто мы обращаем все больше внимания на то, как живут другие, и развиваем больше сочувствия. Если пристальнее всматриваться в жизнь других существ, начинаешь видеть, как мало в их жизни хорошего.

Многие совершают негативные действия, поэтому мы развиваем сочувствие. Не будь мы способны взглянуть на чужую ситуацию с сочувствием, нас заполнили бы печаль, депрессия и разочарование. Но если у нас есть сочувствие к другим, то и печаль будет невелика. Происходящее не будет удивлять или вызывать депрессию, вместо этого у нас появится возможность видеть, к каким результатам приводят негативные действия. Мы начнем замечать, что переживают существа и каковы причины их состояний. Нам станет понятно, что для лучших результатов необходимо изменить причины.

В этом контексте мы говорим о сочувствии, а не о жалости. Нам не требуется самим страдать или быть в печали, как это порой полагается в христианстве. Буддийское понимание сочувствия по отношению к тому, кто действует негативным образом, определяется так: мы видим, что человека в результате его действий ждет тяжелая жизнь, и хотим помочь ему предотвратить такое развитие событий. Это можно сравнить с отношением доктора к пациенту.

Когда врач видит, что кто-то употребляет слишком много алкоголя, плохо питается и т. д., тем самым нанося себе вред, он понимает, что человек непременно заболеет или даже умрет, и хочет ему помочь. Но врач при этом не страдает и не впадает в депрессию. Развитие просветленного ума означает, что у нас доброе сердце, что мы всё понимаем и сами становимся очень сильными и готовыми помогать. Большинство Бодхисаттв — очень радостные и энергичные люди. Конечно, и они могут порой чувствовать печаль, но в действительности они не страдают.

В этой жизни мы родились людьми, со всеми сопутствующими такому рождению сложностями. Благословение Кармапы изменит наши жизни. Невозможно растворить все проблемы сразу, но каждый может научиться не попадать в ловушку обыденных состояний сансары. Мы живем как нормальные люди в обусловленном мире, однако можем научиться жить немного иначе.

Конечно, это проще сказать, чем сделать, но с ростом осознанности в уме все становится легче и легче. Великие махасиддхи древней Индии вели совсем другой образ жизни, но и они начинали свой путь обычными людьми и постепенно становились совершенными. Мы практикуем так же: внешне живем нормальной жизнью, стараясь при этом не попадаться в ловушку неведения, в котором пребывает большинство людей.


Лама Джигме Ринпоче родился в семье Его Святейшества Шестнадцатого Кармапы. Он –  племянник Кармапы и брат Кюнзига Шамара Ринпоче, скончавшегося в 2014 году. Джигме Ринпоче сопровождал Кармапу в первой поездке Его Святейшества на Запад. Тогда Кармапа дал Ринпоче обширные поучения и попросил заботиться о новом центре во Франции, Дагпо Кагью Линге.

Ради сохранения драгоценных поучений Кагью Кармапа сразу по прибытии в Сикким основал монастырь Румтек. Его Святейшество особенно заботился о наиболее важных тулку и тех, кто должен был стать их учителями. Будучи одним из таких тулку, Джигме Ринпоче изучил весь свод буддийских поучений и наставлений линии Карма Кагью под руководством различных мастеров. Кармапа передавал ему и другим тулку особые поучения в течение двух-трех часов каждый день. Ринпоче был помощником Кармапы с 1961 по 1970 годы по вопросам сохранения традиции Карма Кагью и занимался делами монастыря Румтек в отсутствие Кармапы.

В 1974 году он сопровождал Кармапу в его первом путешествии по Европе и Америке. Во время этого визита Бернард Бенсон предложил Кармапе в подарок землю во Франции, в местечке Дордонь. Кармапа принял это предложение и решил сделать Дагпо Кагью Линг своим штабом в Европе. Он попросил Джигме Ринпоче заботиться об этом центре и назвал его своим духовным представителем в Европе.

Джигме Ринпоче получил много важных передач и поучений не только от Гьялвы Кармапы, но и от Гендюна Ринпоче, Паво Ринпоче, Калу Ринпоче и Дилго Кхьенце Ринпоче, с которыми поддерживал очень близкие отношения, а также от Дуджома Ринпоче, предыдущего Сангье Ньенпы Ринпоче и предыдущей Кхандро Ринпоче. Когда Шестнадцатый Кармапа назвал Джигме своим представителем в Европе, он сказал: «C Джигме Ринпоче я оставляю вам свое сердце».

Ринпоче продолжает работу Кармапы в Европе, много путешествует, посещает буддийские центры, служа вдохновением для всех, кто с ним встречается.

Перевод с английского: Михаил Гринберг

По материалам журнала Buddhism Today №38

Этот текст был опубликован в 31 номере журнала «Буддизм.ru»