На службе двух Кармап. Часть 2

Воспоминания Гьямкхара Цультрима Намгьяла. Продолжение

Гьямкхар Цультрим Намгьял с начала 1960-х годов служил в качестве солпёна – так называется должность человека, который заботится о повседневных нуждах Кармапы. Он работал слугой, секретарем, ассистентом и правой рукой сначала Шестнадцатого, а потом и Семнадцатого Кармапы. Он был очень близок с обоими Кармапами на протяжении долгого времени и часто сопровождал их в путешествиях.

Семья Шестнадцатого Кармапы

Когда отец Шестнадцатого Кармапы, Атхуб Цеванг Пюнцог, будучи молодым, решил жениться, он отправился в Харког у Трехора, что поблизости от Гардзе. Его женой стала Янгчен Лхамо, старшая дочь из очень богатой семьи Хор Кангсар Пён. У них родился сын Кангсар Джамгён, который стал высоким ламой школы Гелуг. Но родители не остались вместе после рождения сына и через какое-то время разошлись, и будущий отец Кармапы вернулся на свою родину в Денкхог. Там он женился во второй раз. Его вторую жену звали Гьямкхар Калзанг Чёдэн, и она была родом из моей семьи, Гьямкхар Цанг. У них родилось восемь детей: четыре мальчика и четыре девочки. Один из мальчиков был Шестнадцатым Кармапой, другой, Дзогчен Пёнлоп, – ламой школы Ньингма, еще один – ламой школы Сакья по имени Донсанг Шабдрунг Ринпоче, а четвертый стал отцом Шамарпы, его звали Тринле Намгьял Ринпоче.

В моей семье очень быстро поняли, что Гьямкхар Калзанг Чёдэн станет особенной женщиной. Когда она была еще грудным ребенком, в нашу семью пришел с визитом великий йогин Тром Друбтоб Гьялва Чангчуб, который почти все время проводил в отдаленных горах в глубокой медитации. К нему для благословения принесли девочку, завернутую в козий мех. В то время в Тибете еще не было детской одежды и, когда было очень холодно, малышей заворачивали в меха. Когда йогин увидел ребенка, он вдруг взял ее на руки и поднял над своей головой, чтобы самому получить благословение. Он сказал тогда: «Эта девочка – не обычное человеческое существо, она – Дакиня». Он не сказал, что она станет матерью следующего Кармапы, но всех присутствующих благословлял этим ребенком. Эта история сохранилась в моей семье только в устной форме, она не записана ни в одной книге. Этот йогин, Тром Друбтоб Гьялва Чангчуб, был в то время хорошо известен и славился своим необычным поведением. Например, когда к нему приходил больной человек, иногда он стрелял в него из ружья. Пуля проходила насквозь, не оставив никаких повреждений, а человек исцелялся от своего недуга.

Родители Кармапы XVI Атхуб Цеванг Пюнцог и Гьямкхар Калзанг Чёдэн 

Еще одну историю о будущей матери Шестнадцатого Кармапы я слышал от торговца Цонпёна Кёнчога. Он долгое время работал в Нью-Дели для Шестнадцатого Кармапы, помогал в его проекте по печатанию текстов Кангьюра и Тенгьюра. Рассказывал он вот что: давно, в Тибете, он служил отцу Шестнадцатого Кармапы. Тогда в пещерах у Денкхога жил и медитировал высокий мастер Сангье Сангпо. Однажды будущий отец Кармапы и Цонпён Кёнчог отправились к пещерам, чтобы отыскать мастера и получить от него благословение. Дорога к пещере, в которой в то время жил йогин, была настолько трудна и крута, что им пришлось оставить всю поклажу на склоне. Когда они добрались, отец Кармапы попросил йогина дать им благословение долгой жизни. Пещера находилась высоко в горах и очень далеко от человеческого жилья, в ней не было никаких ритуальных предметов, не говоря уже о шафрановой воде. Когда настал момент благословения водой долгой жизни, йогин вместо шафрановой воды подал мочу. Отец Кармапы, без сомнений и промедлений, выпил чашку до дна. Мастер сказал: «Это был великий момент. То, что ты, ни секунды не медля, выпил мою мочу, означает, что в будущем твоя жена родит великого Бодхисаттву». Эту удивительную историю вы тоже не найдете ни в одной книге, она передается устно только в моей семье. [20; примечания см. в конце текста]

Рождение Шестнадцатого Кармапы

Когда Гьямкхар Калзанг Чёдэн была беременна будущим Шестнадцатым Кармапой, она вместе с мужем отправилась к его коренному ламе, Пятому Дзогчену Ринпоче, Тубтену Чокьи Дордже. Ее муж попросил ламу дать матери и ребенку благословение на долгую жизнь. Дзогчен Ринпоче предсказал, что дитя станет великим Бодхисаттвой и попросил, чтобы его уведомили непосредственно перед самим рождением.

Действительно, еще до рождения ребенка появились многочисленные знаки того, что грядет появление особенного существа. Например, говорят, что, еще будучи в животе матери, Шестнадцатый Кармапа повторял мантру ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ. Это слышала не только его мать, но и все, кто находился поблизости. За день до рождения ребенок вообще исчез из живота матери. Она, конечно же, была очень напугана и не понимала, что происходит, но на следующий день ребенок был на месте как ни в чем не бывало. Не только Шестнадцатый Кармапа демонстрировал такие чудеса непосредственно перед и сразу после рождения. Такие истории известны и о других Кармапах: например, Третий Кармапа Рангджунг Дордже, только родившись, сел в позу лотоса и стал произносить мантры.

Место рождения Кармапы XVI

Незадолго до рождения ребенка родители оповестили Дзогчена Ринпоче, и он объявил, что рождение должно происходить не в доме, а снаружи, у подножия священной горы Пема Ри Танг, благословленной Гуру Ринпоче. В указанном месте установили большой шатер, и, поскольку это была большая и богатая семья, там присутствовало много слуг. Во время рождения ребенка 14 августа 1924 года шатер осветился изнутри. Все, кто стояли поблизости от шатра, увидели это и поняли, что здесь родился великий Бодхисаттва. Роженица не испытывала никаких болей, а все сосуды в доме, которые были наполнены водой, оказались полны молоком. Во время родов мать слышала необычные звуки и голоса, а прямо перед ней возникла форма защитника Махакалы: его голова была размером в половину тела, а глаза – в половину его головы. Он был огромен, как гора. Когда она рассказывала об этом родственникам, то заметила, что в тот момент не чувствовала ничего необычного – такое явление показалось ей абсолютно нормальным событием. Еще одно знаковое событие упомянуто в автобиографии Одиннадцатого Ситу Ринпоче: когда ему было тридцать семь лет, он находился в ретрите, и у него было видение, в котором Пятнадцатый Кармапа с Черной короной на голове смотрел из окна дома семьи Атхуб, а все остальные домочадцы в это время были снаружи.

Палпунг и Цурпху

Первые годы жизни Кармапа провел в своей семье в Денкхоге, и окружающие снова и снова убеждались в том, что он необычный человек. Есть много незаписанных историй о чудесах, которые Кармапа демонстрировал, будучи еще ребенком. Например, когда ему было четыре года, с террасы дома он бросал в скалу сырые яйца, и те не разбивались. В другой раз он взял сосуд для йогурта и руками придал ему другую форму, как будто сосуд был из воска. Этот сосуд как реликвию до 1959 года семья держала на алтаре в доме, где Кармапа провел раннее детство.

Слева: Кармапа XVI в Пекине, 1954 г.
Справа: Кармапа XVI со своей сестрой Янгчен Долкар, матерью Топга Ринпоче, в Пекине, 1954 г.

Когда письмо с предсказанием Пятнадцатого Кармапы было расшифровано, из Цурпху на поиски отправилась команда и через некоторое время прибыла в Денкхог. В ней было три человека: Карма Легше Гьялцен (симпён – своего рода камердинер для Кармап), лама по имени Гьялцен Сангкьёнг и повар Гьялронг Мачен. Втроем они стали заботиться о юном Кармапе, когда он покинул родительский дом.

Также в дом Атхуб приехал Одиннадцатый Ситу Пема Вангчуг и провел там ритуал очищения. Он дал ребенку имя Рангджунг Ригпе Дордже. Из Палпунга прибыл Беру Кхьенце Ринпоче, чтобы засвидетельствовать свое уважение Кармапе.

После этого Кармапу повезли в Палпунг, где главные ламы – Беру Кхьенце и Ситупа – дали Кармапе важные передачи.

Монастырь Палпунг в наши дни

Из Палпунга Кармапа отправился в свой главный монастырь Цурпху, который находится неподалеку от Лхасы. Путешествие продлилось около одиннадцати месяцев. С Кармапой путешествовал так называемый гарчен – палаточный лагерь для монахов – и около тысячи людей. По пути Кармапу приглашали в монастыри Кагью и монастыри других школ – Кармапа посетил тогда Карма Гён, Немдо, Намдрёл Це, Дильяг и многие другие.

Администрация Цурпху организовала в разных местах на пути следования пять больших церемоний – ритуалы встречи Кармапы. Первым таким местом был монастырь Кьёдраг в Нангчене, из которого происходит Гендюн Ринпоче. Некоторые проделали долгий путь из Цурпху, чтобы там приветствовать Кармапу. Другим местом был Гьина Гён, где Кармапу принимали в очень большом шатре и где в тринадцатый день шестого месяца Кармапа провел первую в этой жизни церемонию Черной короны. Кармапе было тогда восемь лет. На церемонии присутствовали тысячи человек, и многие говорили, что они видели, как Черная корона парит примерно в двадцати сантиметрах над головой Кармапы.

Слева: Церемония Черной Короны в Королевском дворце, Сикким, 1947
Справа: Кармапа XVI со своим учителем Бо Гангкаром Ринпоче

Там же Кармапа узнал перерождение тулку: [21] когда он посещал монастырь Корче в Нангчене, из которого вышел лама Норла (он позже уехал в США и там руководил центрами Калу Ринпоче), туда прибыла делегация монастыря Сурманг. Умер глава этого монастыря, Гарванг Ринпоче, и они просили Кармапу сказать, где искать следующее воплощение их учителя. Кармапа в то время еще не мог читать и писать, поэтому он нарисовал подробный рисунок, на котором легко было узнать место, и позже там нашли следующее перерождение Одиннадцатого Сурманга Гарванга Ринпоче. Его следующее воплощение, которое он позже принял среди людей сиккимского королевского двора, также узнал Шестнадцатый Кармапа в монастыре Румтек.

Монастырь Сурманг был основан Масе Тогденом Лодрё Ринченом, учеником Пятого Кармапы Дешина Шегпы. В этом монастыре хранятся очень важные тексты нашей линии: написанный Масе Тогденом текст «Сурманг Ньенгью» и книга Третьего Кармапы Рангджунга Дордже «Карма Ньинг-гью». Источником для этой книги послужила передача, полученная Третьим Кармапой от великого мастера Вималамитры, который явился Кармапе во время медитации.

Когда в 2010 году во Франции Певар Ринпоче давал передачи Семнадцатому Кармапе, его призвал Шамар Ринпоче и попросил обязательно привезти этот текст. Дело в том, что передача этого текста практически прервалась. Шамарпа уже некоторое время разыскивал кого-нибудь из последних держателей этой передачи и наткнулся на Певара Ринпоче, который оказался единственным. Певар Ринпоче сказал ему, что он уже передал Семнадцатому Кармапе этот текст в Калимпонге, а сам текст лежит в Калимпонге в доме Шамарпы. Шамар Ринпоче был очень этому рад.

Яки на горном перевале. Музей археологии и антропологии, фото Фредерика Уильямсона

Кармапа прибыл со своей группой к горному хребту Ньенчен-Тангла, где жил мирской защитник с таким же именем. Кармапа принес ему в дар большого абсолютно белого яка, отпустив его в горы. Як побежал наверх и вскоре исчез между горных кряжей.

Примерно семь лет спустя Кармапа снова проезжал через эту местность, и вдруг с гор спустился белый як, «поприветствовал» Кармапу и исчез в горах.

Через несколько месяцев путешественники достигли монастыря Дамгью Ума Дартанг, что у святого озера Намцо, – это было последнее из пяти мест, где Кармапу ожидала большая церемония приветствия. Наконец, после десяти или одиннадцати месяцев путешествия, они прибыли в Цурпху, где также состоялись праздничные церемонии. По окончании церемоний и ритуалов в Цурпху Кармапа посетил в Лхасе Тринадцатого Далай-ламу, который провел для него «церемонию обрезания волос». На этой церемонии присутствовал представитель знати по имени Саванг Ченпо Тримён Норбу Вангьял. Некоторое время спустя он в разговоре с отцом Кармапы рассказал, как был удивлен тем, что Кармапа во время церемонии не снял шапку. На самом деле на церемонии Кармапа был с непокрытой головой, однако некоторые люди обладают способностью видеть над головой Кармапы его силовое поле в виде Черной короны. Это и есть настоящая Черная корона – не материальная, которую Кармапа демонстрирует во время соответствующей церемонии, а невидимое большинству силовое поле над головой. Она была подарена Кармапе Дакинями многие эоны назад, когда он достиг Просветления.

Далай-лама в окружении телохранителей-кхампа

Кармапа прошел «церемонию обрезания волос» у Тринадцатого Далай-ламы, но фактически это не имело никакого значения для признания Кармапы. Это был скорее жест доброй воли со стороны Кармапы – для поддержания доброжелательных отношений. Исторически Далай-ламы никогда не участвовали в церемониях узнавания и признания Кармап. Школа Гелуг была основана Цонкхапой только во времена Четвертого Кармапы и, соответственно, не могла участвовать в узнавании предыдущих Кармап, а также и подтверждать истинность Марпы, Миларепы, Гампопы и т.д. Школа Кагью намного старше линии Далай-лам. Тем не менее Тринадцатый Далай-лама и Шестнадцатый Кармапа поддерживали дружеские отношения, и Тринадцатый Далай-лама даже написал текст молитвы на долгую жизнь для Шестнадцатого Кармапы.

Обучение в Цурпху и Кхаме

Кармапа, получая образование, провел в монастыре Цурпху четыре года. После этого, в 1936 году, в возрасте двенадцати лет, он отправился в путешествие в Восточный Тибет, чтобы получить там все важные передачи линии преемственности Карма Кагью от высоких лам: Ситу Ринпоче, Беру Кхьенце Ринпоче, Второго Джамгёна Конгтрула Ринпоче. В этом путешествии он явил множество чудес – о них рассказывали очевидцы, сопровождавшие Кармапу в пути. Например, неподалеку от Риво Барма он играл на льду небольшой замерзшей реки, и там остались отпечатки его ног. Когда следующей весной лед растаял, в воде все так же ясно можно было увидеть эти отпечатки. С 1979 года, когда снова открыли тибетскую границу, люди стали ездить к этому месту, чтобы узнать, сохранились ли те отпечатки. Рассказывали, что их видно так же хорошо, как и раньше.
На пути следования Кармапа посещал многочисленные монастыри и проводил в них специальные пуджи. При этом он делал ритуалы подношения мандалы с рисом. Часть этого риса падала на пол, и рисинки превращались в реликвии: рис был желтый, а реликвии выглядели как маленькие белые шарики.

Второй Джамгён Конгтрул Кхьенце Озер, один из сыновей Пятнадцатого Кармапы, дал Шестнадцатому Кармапе самую важную передачу линии Карма Кагью – передачу Махамудры. В ходе специально выполняемой проверки Кармапа описал ему все свои переживания и постижения, и лама подтвердил уровень постижения, на котором в то время находился Кармапа. Его предшественник, Первый Джамгён Конгтрул Лодрё Тхае, таким же образом учил и потом подтверждал успехи Пятнадцатого Кармапы. Джамгён Конгтрул Кхьенце Озер также дал Кармапе Ринчен Тердзё – составленное первым Джамгёном Конгтрулом собрание передач поучений (терм) линии преемственности Ньингма.

Передачу Шести йог Наропы, которая считается второй по важности в нашей линии, Кармапа получал три раза. Один раз от Друпёна Тензина, старого ламы из монастыря Тельяг, что в Кхаме. Друпён Тензин двадцать два раза получал эту передачу от своего учителя Са Тамчё, который, в свою очередь, получил ее от высокого Ламы Карме Кхенчен Ринчен Даргье из Карма Гёна. Во второй раз Кармапа получил эту передачу от Второго Джамгёна Кхьенце Озера, который тоже получал ее от Друпёна Тензина. Он писал в своей автобиографии, что специально отправился к Друпёну Тензину, потому что он обладал особенной передачей практик Шести йог Наропы, которая восходит ко Второму Шамарпе Качё Вангпо. Кармапа получал эту передачу и в третий раз, но о том, от кого именно, нет ясной информации.

Кармапа XVI с Ситу Ринпоче и другими высокими ламами в Палпунге 

Позднее Кармапа часто рассказывал, что ему в возрасте шестнадцати лет Одиннадцатый Ситу Пема Вангчуг Гьялпо передал ответственность за линию преемственности Кагью. Примерно в это же время Кармапа с Ситу Ринпоче и другими высокими ламами покинули монастырь Палпунг и отправились на юг в Литанг. Там в XII веке Первый Кармапа основал недалеко друг от друга пять больших монастырей, которые соответствовали пяти аспектам Кармап: телу, речи, уму, качествам и активности. Монастырь Доб Пангпуг Гомпа в Литанге – это место его активности. Когда Кармапа прибыл туда на своем коне и с собакой, оба животных оставили свои следы на камне. Также там остались в камне отпечатки следов самого Ситу Пемы Вангчуга и его коня.

В той местности жили две большие семьи, которые враждовали на протяжении нескольких поколений. Дело в том, что в Кхаме, если дело доходило до ссоры, то в большинстве случаев оно решалось только силой, а вражда между кланами переходила из поколения в поколение – так сказать, по наследству. Кармапа наладил мирные отношения между двумя почтенными семействами и позже говорил, что это был его первый «большой проект».

В возрасте между шестнадцатью и семнадцатью годами Кармапа отправился обратно в Цурпху и в это время записал пророчество, в котором говорилось, что в зрелом возрасте он надолго уедет в Индию. По возвращении в Цурпху Кармапа много времени посвятил тому, чтобы восстановить в монастыре дисциплину и строгое следование ритуалам, которым после смерти Пятнадцатого Кармапы уделялось недостаточно внимания. Следующее путешествие Кармапа предпринял в возрасте двадцати лет. Сначала он отправился в южный Тибет, затем на запад к святой горе Кайлаш, посетив по пути множество монастырей Карма Кагью, в том числе и монастырь Карчунг Гомпа. В Румтеке жила одна пожилая женщина, муж которой пережил нечто особенное при посещении Кармапой этого монастыря: Кармапа сплюнул, а мужчина, в порыве преданности, собрал слюну в свой платок, чтобы сохранить его как реликвию. Когда на следующий день он развернул платок, тот был полон рингселов – маленьких благословленных реликвий в виде пилюль. Они по сей день хранятся в специальном сосуде на алтаре в Румтеке.

В год Деревянной Обезьяны, в возрасте двадцати одного года, в Цурпху Кармапа записал пророчество, в котором в подробностях описан конфликт, случившийся в Румтеке в 1992 году. Описание было настолько четким, как будто он описывал увиденное на телеэкране. Кармапа записал все в форме стиха, а Топга Ринпоче позже дал к нему очень подробные объяснения.

Перевод, исследования и обработка информации: Клаудиа Кнолль и Детлев Гёбель.

По материалам журнала Buddhismus Heute, N60.

Начало и окончание рассказа читайте в публикациях: На службе двух Кармап. Часть 1, На службе двух Кармап. Часть 3


Примечания

[20]. Подоплека такого, на первый взгляд, странного события заключается в том, что при настоящих тантрических передачах ученик воспринимает учителя как Будду и, соответственно, каждый аспект тела, речи и ума учителя или учительницы видит на абсолютно чистом уровне. Это предполагает очень высокий уровень понимания поучений и преданности учителю.
[21]. Обнаружение и признание тулку всех линий передач относится к сфере деятельности Кармап.