Третий Кармапа Рангджунг Дордже

Третий Кармапа Рангджунг Дордже (1284–1339)

Восьмого дня первого месяца года Водяной Обезьяны (1284 г.) в области Тингри, что в Западном Тибете, родился Третий Кармапа Рангджунг Дордже. Рассказывают, что во время родов восходила луна и малыш, едва появившись на свет, сел и сказал:

Луна взошла.

Маленький Рангджунг Дордже был чрезвычайно развитым ребенком. Однажды, когда ему было три года, он играл с друзьями и вдруг попросил мать сделать для него трон. Когда родители соорудили некое подобие трона, мальчик уселся на него, надел черную шапку и объявил, что он Кармапа.

Вскоре вести о необычном ребенке разошлись повсюду и достигли ушей Ламы Ургьенпы. Рангджунгу Дордже было тогда пять лет. Ургьенпа, лама традиции Другпа Кагью, повелел доставить ребенка к нему. Они встретились, и необычайные духовные качества Рангджунга Дордже сразу же убедили Ургьенпу в том, что перед ним воплощение Кармапы. Для того чтобы восстановить их отношения, лама Ургьенпа даровал мальчику посвящения в тантры «Чакрасамвара» и «Хеваджра».

Свое обучение и медитационную тренировку новый Кармапа начал в семилетнем возрасте, получив посвящение в послушники от Ламы Кюндена Шераба. Вскоре после этого его официально возвели на трон как Кармапу – эта церемония прошла в монастыре Цурпху. Там же он продолжал свое образование, и за одиннадцать лет постиг все поучения традиций Кагью и Ньингма под руководством Ламы Ньенре Гендюна Бума и Ламы Намцо. Первый из них однажды увидел в Рангджунге Дордже воплощение великого индийского сиддхи Сарахи. Этот продолжительный период обучения молодой Кармапа завершил медитационным отшельничеством в окрестностях великой «Госпожи Белых Снегов» – горы Джомо Гангкар, иначе называемой Эверест.

Когда ему исполнилось восемнадцать, Рангджунг Дордже прибыл в Сангпху, монастырь школы Кадам, чтобы получить полное посвящение в монахи от его настоятеля Сакья Жённу. Некоторое время Кармапа провел в этом монастыре, погрузившись в изучение философии, логики и основ буддийской доктрины. В числе освоенных им предметов была Винайя, «Преобразование мышления» (тиб.: blo sbyong), Пять трактатов Майтрейи (тиб.: ‘byams chos lde lnga) [1], философия Мадхьямаки, Абхидхарма [2], а также сутры «Праджня-парамиты» и комментарии (шастры).

Третий Кармапа жадно впитывал любые знания. Хотя понимание Учения сохранилось у него из предыдущих жизней, он старался исследовать все современные и традиционные труды, все аспекты Пути. Он получал поучения от самых замечательных мыслителей своего времени. Особого упоминания заслуживает список того, что передал ему Лама Кюнга Дёндруб:

  • «Калачакра-тантра», коренной текст и комментарий;
  • «Гухьясамаджа-тантра»;
  • «Чакрасамвара-тантра», коренной текст и комментарий;
  • Поучения о Ямантаке [3];
  • Поучения о Ваджрамале;
  • «Хеваджра-тантра» с комментариями;
  • Сампутика [4];
  • Поучения о Гухьягарбхе;
  • Поучение о мирных и грозных Будда-аспектах [5];
  • Поучения Шидже от Дампы Сангье;
  • Поучения о практике Чод от Мачиг Лабдрён;
  • Шестичленная йога Калачакры [6];
  • Текстовая передача Кагьюра и Тенгьюра [7];
  • Сравнительный анализ индуистской философии.

Когда Рангджунг Дордже получил посвящение Калачакры, ему привиделась целая вселенная, помещенная в человеческом теле. Вдохновленный этим видением, он написал очень важный трактат по астрологии.

Завершив обучение у Ламы Кюнги Дёндруба, Рангджунг Дордже приступил к интенсивной медитационной тренировке в отшельничестве, удалившись в Замок Гаруды поблизости от Цурпху. Во время отшельничества он видел сон, в котором его покойный учитель Ургьенпа передал ему поучения философа Нагарджуны.

Познания Рангджунга Дордже распространялись и на сферу медицины: Лама Баре посвятил его в доктрину Сова Ригпа. После этого Кармапа провел некоторое время в окружении ламы Цультрима Ринчена, от которого получил следующие поучения:

  • «Гухьясамаджа-тантра»;
  • Философия Мадхьямаки»;
  • «Махамайя-тантра»;
  • Поучения о Хеваджре из линии преемственности Нгога Чодора и Метёна Цёнпо; [8]
  • «Ямантака-тантры»;
  • «Чакрасамвара-тантры».

Затем Рангджунг Дордже обучался у Ригдзина Кумараджи, самого значительного в то время представителя доктрины «Сокровенной сущности» (тиб.: snying thig) традиции Ниьнгма. Эти поучения, принесенные в Тибет в VIII веке пандитом Вималамитрой, указывают на непосредственное переживание состояния Будды, достигаемое путем обнаженного осознавания. Они произвели очень глубокое впечатление на Рангджунга Дордже: погрузившись в медитацию, он увидел Вималамитру, который растворился в его голове, в верхнем энергетическом центре. Воодушевленный этими переживаниями, Третий Кармапа впоследствии соединил в своих поучениях два потока: Великую печать школы Кагью и Великое совершенство школы Ньингма.

Глубина и обширность познаний Рангджунга Дордже вызывают ассоциацию с тем, что в европейской культуре называется Возрождением [9]. Он обрел знание и достиг осуществления большинства буддийских доктрин, когда-либо принесенных в Тибет, и изложил свои взгляды во множестве ценных трактатов. Из тех, что дошли до нас, для школы Кагью наиболее важен «Глубокий внутренний смысл» (тиб.: zab mo nang don) – бесценный комментарий, посвященный сущности Тантры.

По завершении своего образования Рангджунг Дордже начал ездить по югу Тибета, давая поучения и посвящения. В течение трех лет он жил в области Конгпо, где многие люди, привлекаемые его личностью и репутацией Мастера Дхармы, вдохновленно учились и практиковали буддизм под его руководством.

Со временем слава Рангджунга Дордже докатилась даже до императора монгольской династии Туг-Тэмура, и тот пригласил Кармапу к себе. Кармапа принял приглашение и вскоре выехал в направлении Китая, но по пути караван вынужденно остановился из-за ненастной погоды. Как только наступила весна, Кармапа с сопровождением снова двинулся вперед. В дороге по определенным знакам Рангджунг Дордже понял, что император скончался. Прежде чем продолжить путь, Кармапа исполнил для императора ритуалы, связанные со смертью. Наконец свита прибыла во дворец Тай-Я Ту – это произошло на одиннадцатый день десятого месяца года Водяной Обезьяны (1332 г.), – и оказалось, что император действительно скончался в тот день, когда появились знаки. Тем не менее императорская семья и двор оказали Рангджунгу Дордже достойный прием.

Кармапа посоветовал младшему брату покойного императора Тогон-Тэмуру подождать шесть месяцев, прежде чем взойти на трон, и предсказал, что тот непременно станет великим монархом. На пятнадцатый день первого месяца года Водяной Птицы во время пышной церемонии Третий Кармапа короновал нового императора.

В год Деревянной Собаки Кармапа отправился в обратный путь – в Тибет, чтобы раздобыть и привезти императору в подарок нектар долгой жизни (тиб.: tse chu), оставленный, согласно легенде, недалеко от Самье учителем Падмасамбхавой. По пути он основал много монастырей, предназначенных для практики учения Кагью. Из них особую важность имеет храм, построенный в Китае, на У-Тайшань – Пяти вершинах горы Манджушри.

По возвращении в Тибет Кармапа много учил и решал политические проблемы, а затем ему пришло послание от Тогон-Тэмура – тот звал учителя еще раз посетить Китай. В год Огненной Крысы Рангджунг Дордже со свитой снова выступил в путь в направлении Китая. На всем протяжении этого путешествия Кармапа давал поучения Дхармы. Когда он прибыл на место, император радостно приветствовал его. Нектар долгой жизни, привезенный учителем, позволил Тогон-Тэмуру прожить дольше, чем большинство императоров монгольской династии. В этот свой приезд в Китай Рангджунг Дордже основал там новый монастырь Кагью. И ему даже удалось остановить ухудшение климата, из-за которого в Китае часто погибал урожай зерна.

На четырнадцатый день шестого месяца года Земляного Кролика (1339 г.) Рангджунг Дордже сообщил императору, что предчувствует свою неминуемую кончину. Он удалился в святыню Чакрасамвары, погрузился в медитацию на этого Йидама и в этом состоянии ушел из жизни. На следующий день после ухода, в качестве прощального поучения для императора и его супруги, Кармапа появился снова – показал свое лицо на диске полной луны.

Влияние, которое Третий Кармапа оказал на развитие буддизма Ваджраяны, невозможно переоценить. Оставленные им великие тексты и устные поучения передавались множеством его высокообразованных учеников, среди которых был знаменитый ученый школы Сакья Ягдэ Панчен [10] и высокий лама, держатель традиции Ньингма Лонгчен Рабджампа. Известны имена и других важных учеников Третьего Кармапы: Шамар Ринпоче, Драгпа Сэнге и Тогон-Тэмур.


Примечания
  1. Пять трактатов Майтрейи: «Махаяна-сутра-ланкара», «Уттара-тантра», «Абхисамая-ланкара», «Дхарма-дхармата-вибханга», «Мадхьянта-вибханга». Их автор – индийский ученый Асанга (II–III века) – передавал в своих работах просветленное видение Бодхисаттвы Майтрейи.
  2. Абхидхарма – третья из Трех корзин Учения Будды, в которой содержатся очерки, имеющие отношение, прежде всего, к философии, а также анализу различных психологических состояний.
  3. Ямантака (тиб.: shin rje) – важный Будда-аспект и старой, и новой тантрической передачи. Ясная всепроникающая мудрость Ямантаки способствует преобразованию смерти.
  4. Сампутика – комментарий к одной из ануттара-тантр (Sri-sampa anuttara tantra), составленный в средневековый период. Этот цикл включен в собрание «Кагью Нгагдзё» Джамгёна Конгтрула.
  5. Под мирными и грозными Будда-аспектами здесь имеются в виду просветленные формы, составляющие мандалу пробужденного пространства. Сорок два мирных Будда-аспекта воплощают собой пустотность природы всего сущего, а грозные – ее сияние, или ясность.
  6. Шестичленная йога – серия упражнений класса ануттара-йоги, относящаяся к тантрическому циклу Калачакры.
  7. Кангьюр (тиб.: bka’ gyur) и Тенгьюр (тиб.: bstan gyur) составляют письменный канон тибетского буддизма. В Кангьюре содержатся переводы слов Будды, включая Сутру и Тантру, а в Тенгьюре – труды и комментарии самых выдающихся ученых и мастеров Индии. Эти два собрания были составлены великим буддийским ученым по имени Будон Ринчендруб (1290–1364).
  8. Нгог Чодор и Метён Цёнпо – двое из «четырех столпов», как называли важнейших учеников Марпы-переводчика. Среди них Нгог был известен как талантливый ученый и держатель тантрической передачи, а Метён специализировался, прежде всего, на поучениях «Хеваджра-тантры».
  9. В Тибете термин «Возрождение» часто применяют к возникшему в XIX веке движению Римэ (что означает «без разграничений»).
  10. Ягдэ Панчен (1299–1378) – мастер Сутры и Тантры, весьма сведущий в поучениях важнейших буддийских традиций Тибета. Говорили, что у него было 108 учителей, а ученикам его не было числа.

Материал из книги Карма Тринле «История Кармап Тибета».