Шестой Кармапа Тхонгва Дёндэн

Шестой Кармапа Тхонгва Дёндэн (1416–1453)

Шестой Кармапа Тхонгва Дёндэн (1416–1453)

Шестой Кармапа Тхонгва Дёндэн родился в 1416 году в Нгоме, неподалеку от монастыря Карма Гён, что в Кхаме. Тем самым он сдержал обещание, которое дал жителям этой восточной области в своем предыдущем воплощении.

Родители будущего Кармапы были преданы Учению Будды. Пока его мать была беременна, и она, и ее муж видели необычные сны. Теперь, глядя на новорожденного сына, оба признали, что он особенный.

Когда Тхонгве Дёндэну было всего несколько месяцев, родители отвезли его к Ламе Нгомпе Джадралу, ученику Пятого Кармапы. Маленький мальчик был очень взволнован этой встречей и неожиданно начал произносить алфавит. Нгомпа Джадрал спросил ребенка:

– Кто ты на самом деле?

В ответ Тхонгва Дёндэн сказал:

– Я нерожденный, я вне места и времени, я величие всего живого. Я многих приведу к освобождению.

Вскоре Третий Шамар Ринпоче Чёпел Йеше официально признал в мальчике Шестого Кармапу и возвел его на трон. Еще в младенчестве Тхонгва Дёндэн посетил многие монастыри Кагью, и его не по годам развитые исключительные качества на всех производили сильное впечатление. В монастыре Цурманг он встретил Первого Трунгпу Кюнга Гьялцена и сразу изумил его вопросом:

– Где та защитная ленточка, что я подарил тебе в прошлой жизни?

Лама Трунгпа, преисполненный чувств, нашел ленточку и простерся перед своим Мастером.

Уже в детстве Тхонгва Дёндэн обнаружил свои высокие духовные достижения, переживая много видений, в которых ему являлись различные Йидамы и Будды. В 1424 году, в восьмилетнем возрасте, Кармапа принял посвящение в сан послушника и обеты Бодхисаттвы у наставника по имени Сёнам Зангпо. Затем он начал учиться у великого святого по имени Ратнабхадра. Этот лама, слывший перерождением Речунгпы – ученика знаменитого поэта и йогина Миларепы, – передал юному Тхонгве Дёндэну много текстов Дхармы, а также даровал посвящения и устные наставления по тантрам Ваджрайогини, Хеваджры и практике Махамудры. В дополнение к этому Кармапа получил передачу поучений Тилопы от Шамара Ринпоче.

Духовное образование Тхонгвы Дёндэна не ограничивалось рамками традиции Камцанг. Он глубоко изучил пять тантр и Шесть учений Нигумы [1] из линии преемственности Шангпа Кагью, а также доктрину Дуг Нгал Шидже [2] индийского наставника Падампы Сангье.

В свои подростковые годы Шестой Кармапа сосредоточился на разработке последовательной литургической системы для традиции Камцанг. В Карма Кагью основной упор обычно делался на медитацию как таковую, за что эту школу именовали также «линией практики» (тиб.: sgrub brgyud), и потому ритуалам и литургии здесь уделялось не слишком много внимания. Большинство ритуалов, практиковавшихся тогда в Карма Кагью, было заимствовано из других школ. Тхонгва Дёндэн стремился создать прочную основу для собственной ритуальной традиции школы Камцанг и с этой целью написал большое количество садхан – подробных практических руководств по ритуалам.

Его перу принадлежат инструкции по медитациям на Ваджрайогиню и Чакрасамвару – главных Йидамов Кагью – и длинная версия Основополагающих упражнений (тиб.: sngon ‘gro). Тхонгва Дёндэн ввел новый стиль произнесения мантр и составил пространный текст, посвященный танцам Махакалы и связанным с ними ритуалам. Эта работа Кармапы имела такой большой успех не только за счет силы его устремлений, но и благодаря интуитивному проникающему видению, которое придало его деятельности особую силу и глубину.

Завершив этот вдохновенный период сочинительства, Кармапа принял полное посвящение в монахи и отправился в паломничество по монастырям Центрального Тибета. В этом путешествии ему было много видений. В одном из них Махакала с тантрической подругой дали Кармапе особые наставления по Шести йогам Наропы и Махамудре Тилопы. В другой раз ему приснились Тилопа, Миларепа и Вималамитра, соединяя тем самым потоки передачи Махамудры и Махаати. Еще через некоторое время перед ним появился Будда Ваджрадхара в обществе Первого Кармапы Дюсума Кхьенпы, что символизировало могущество традиции Кагью. В другом видении Тхонгва Дёндэн встретился с индийским тантрическим йогином Домби Херукой [3], который вместе со своей возлюбленной приехал верхом на тигре. Домби Херука поведал Кармапе, что тот обладает совершенством чистоты и полностью свободен от любых омрачений.

В Лхасе Шестой Кармапа познакомился с Кюнченом Ронгтёнпой, настоятелем одного из монастырей традиции Сакья. Этот лама даровал ему великое множество поучений. Восхищенный блестящим умом Тхонгвы Дёндэна, Ронгтёнпа объявил:

– Мой ученик – Будда.

Примерно в это же время Кармапа спас от разрушения и восстановил монастыри Сангпху и Нгагпху. После этого он отправился в Цурпху и оттуда в Кхам. Благодаря своему незапятнанному восприятию Тхонгва Дёндэн переживал все, что его окружало, как Чистую страну. В одной из местностей он увидел Ваджайогиню. В Сурманге, главном монастыре особой линии преемственности Чакрасамвары, пришедшей от Тилопы, ему явился сам Чакрасамвара. В Долма Лхаканг Кармапе явилась Тара, вдохновляя его написать благопожелательные песни в ее честь. В другой долине ему привиделся один из «пяти великих лам» традиции Сакья – Сачен Кюнга Ньингпо, и после этого между местными князьями, долго враждовавшими между собой, наконец воцарился мир.

Тхонгва Дёндэн заказал переиздание Кагьюра и Тенгьюра, заплатив за работу дарами, полученными от благодарных учеников.

Всю жизнь в своих видениях Кармапа продолжал получать наставления от великого философа Нагарджуны, от йогинов Миларепы и Падмасамбхавы.

В 1452 году Тхонгва Дёндэн почувствовал приближение смерти. Лама Сангье Сэнге предложил устроить ритуалы, посвященные долгой жизни Кармапы, но тот ответил:

– В этом году со мной ничего не случится. А в первые девять месяцев следующего года я сам приму решение насчет продления своей жизни.

Когда пришло время, Кармапа удалился в отшельничество. Он поселился в местности Конгпо, что на юге Тибета, чтобы подготовиться к кончине. Принадлежавшие ему книги и ритуальные предметы он вверил попечению Гьялцаба Гушри Палджора, оставив тому, кроме прочего, письмо с предсказанием обстоятельств рождения следующего Кармапы. Затем Тхонгва Дёндэн обратился к Гьялцабу с такой просьбой:

– Пожалуйста, заботься о линии преемственности Кагью вплоть до моего возвращения. Сейчас между Шамбалой [4] и Меккой идет война. Я ухожу, чтобы помочь Шамбале.

Свои последние месяцы Кармапа посвятил сочинению песен. В начале 1453 года, в возрасте тридцати семи лет, он объявил своим ученикам и помощникам:

– Я отправляюсь на встречу с ламами Кагью и прошу вас выучить такое призывание: «Обращаюсь к Тхонгве Дёндэну, великому проявлению сострадания. Воплощение всех Будд, пожалуйста, взгляни на меня с любовью».

Погрузившись в медитацию, он ушел из жизни. После кремации праха Кармапы среди золы обнаружилось множество реликвий.

Его важнейшими учениками были Гьялцаб Гушри Палджор, Ситу Таши Намгьял и Бенгар Джампал Зангпо. Именно им он доверил руководство своей линией преемственности.

  1. Пять тантр – это «Чакра-самвара», «Махамайя», «Ваджра-бхайрава», «Гухьясамаджа» и «Хеваджра». Шесть йог, или доктрин, Нигумы соотносятся с Шестью йогами Наропы, чьей подругой принято считать Нигуму. Это йога внутреннего тепла, сновидения, ясного света, выброса сознания, иллюзорного тела и бардо.
  2. Доктрина «Дуг Нгал Шидже» (Успокоение страданий) была разработана Падампой Сангье. В качестве отдельной линии преемственности сегодня не существует.
  3. Домби Херука – выдающийся индийский тантрический йогин, держатель линии преемственности «Пути и плода», которую получил от своего гуру Вирупы. Многие свои поучения он передавал в форме песен.
  4. Шамбала – мистическое королевство, в котором пребывают хранители учения Калачакры. Принято считать, что она расположена на севере Тибета. Доктрину Калачакры от Будды Шакьямуни получил король Шамбалы Сучандра.

Материал из книги Карма Тринле «История Кармап Тибета».