Глубина славянского ума

Лама Оле Нидал

Ответы Ламы Оле Нидала на вопросы его учеников.

— В чем причина столь быстрого и успешного распространения буддизма Алмазного пути на Западе?

— Очевидно, что определенный процент населения свободных стран мира хочет переживать вещи на опыте, а не верить в них, и эти люди нуждаются в нас. Мы для них единственное предложение. У всех остальных есть боги, более или менее дружелюбные, которые говорят, что следует делать. Только мы принимаем на себя ответственность за ситуации, в которые попадаем. Мы не миссионерствуем, поэтому, видимо, никогда не станем большинством, но многим принесем пользу.

— Какие тенденции приводят к перерождению в России?

Я думаю, в коммунистические времена эта были ревность и зависть. Я расскажу вам ужасный русский анекдот. Один крестьянин делает что-то хорошее ангелу, и ангел говорит: «Большое спасибо, я исполню любое твое желание, но сосед получит в два раза больше того, что ты попросишь». Крестьянин долго думает и наконец говорит: «Выбей мне глаз…». Коммунизм, в принципе, построен на зависти: ни у кого не должно быть больше, чем у тебя. А капитализм построен на жадности: у тебя должно быть больше, чем у других. Ни то, ни другое не хорошо, но жадность более продуктивна.

— Ты объездил весь мир. Где живут самые доброжелательные люди?

— Я думаю, в славянском мире. Вы пережили тяжелые годы репрессивных режимов, в то время как мы на Западе привыкли, что все в жизни легко, что общество социальной защищенности заботится о нас. Так что славянские культуры наиболее доброжелательны, однако германские более точны в работе. Поэтому я стараюсь их как можно лучше смешивать. Что касается романских стран, то там много эмоций, и нужно помогать людям удерживать концентрацию, чтобы они не отвлекались.

— Дает ли концепция кармы возможность считать, что, например, европейцы лучше африканцев?

— Нет, у каждого есть природа Будды. Но если вы родились в Европе, значит, вы лучше использовали эту природу, чем те, кто родились в Африке. У вас больше шансов на счастье, меньше опасностей и меньше болезней. Однако если вы тратите жизнь на то, чтобы лежать на диване и жаловаться на правительство, в следующий раз условия, в которых вы родитесь, будут хуже. Если же вы, наоборот, рождаетесь в плохой ситуации, но думаете: «Мне нужно использовать эту жизнь для того, чтобы помогать людям выбираться из подобных переплетов», — то в следующий раз условия вашего перерождения будут лучше.

— Каким ты видишь буддизм в России через 50 лет?

— Это во многом будет зависеть от того, сможете ли вы повысить рождаемость. Населения Тувы и Бурятии недостаточно для того, чтобы продолжать нести буддизм в мир, и, кроме того, Алмазный путь все-таки больше подходит для европейской культуры. Вопрос также в том, останутся ли китайцы в Приморье, будут ли люди из Северной Кореи переселяться в Россию, когда закончится династия Ким Ир Сенов, сохранятся ли цены на нефть и газ на уровне, при котором мы сможем путешествовать.

Будет иметь значение, насколько далеко от городов будут расположены наши ретритные центры, сколько мы сможем делать для людей, какой уровень коммуникации сможем поддерживать. А на это будет оказывать влияние свобода или несвобода политической системы. Но в том, что Алмазный путь останется, я не сомневаюсь. Мы достигли критической массы, которая позволит ему жить. Будут с нами сотни или тысячи людей — неважно, мы будем продолжать.

В какой-то момент я отправлюсь в переработку, но культура, которую мы развили, наша дружба, доверие, форма взаимодействия — все это будет поддерживать поезд Алмазного пути в движении. И если вы станете скучными, то, когда мы с Ханной переродимся, у меня будут вот такие огромные ноги, и я буду пинать ими ваши зады.

— Что ты называешь политкорректностью?

— Это когда вы говорите то, что от вас ожидают, а не то, что вы на самом деле думаете. Это стадный менталитет — когда лошадь смотрит на хвост впереди идущей лошади и идет за ней, не пытаясь самостоятельно думать и действовать. Иногда это также называется политической кастрацией. И знаете, где это началось? Вы не поверите — в больших университетах США, которые когда-то были эталоном свободомыслия.

Это не только плохо для демократии, это вредно для честности и чести. Но политически корректных людей ждет настоящий шок в момент смерти. Когда человек все время говорит не то, что знает и думает, после смерти он окажется в состоянии сильнейшего замешательства. Он попытается спрятаться среди камней или кустов, и если там будут спариваться животные, то по ошибке может войти между ними. И тогда в следующем перерождении у него будет четыре ноги и симпатичная шубка зимой и летом. Не идите за стадом, не думайте: «Мне тоже нужно так считать, мне тоже нужно так поступать».

Держите язык за зубами, если говорить опасно или неприятно, но не говорите ничего, что противоречит вашим знаниям и убеждениям.

— Что для тебя означает власть, ответственность и свобода?

— Я думаю, суть свободы в том, чтобы иметь выбор и позволить внутренне присущей природе ума проявить себя. Это вопрос ментального уровня. Всякий раз, когда вы переходите на более высокий уровень, у вас появляется гораздо больше качеств и способностей. Говорится, что на первом уровне Бодхисаттвы мы можем приносить пользу сотне людей, на втором — тысяче, на третьем — десяти тысячам и так далее.

— Когда мы адаптируем дхарму под вкусы современного человека, не искажаются ли истинные ценности учения? Не вредит ли дхарме то, что под «истинной свободой» понимается чаще вседозволенность, а не ответственность за свои действия и жизнь в целом?

— В вашей стране так много полиции, что у вас не должно быть проблем с избытком свободы, верно? Законов так много, что это не должно вас беспокоить. Что касается Дхармы, то если бы Будда был здесь, то он учил бы в современном ключе. Буддизм — это не «священная корова» где-то там, буддизм просто рассказывает, как нам лучше жить, умирать и перерождаться.

— Людей, которые встали на путь медитации, гораздо меньше, чем тех, которые потребляют масс-медиа, страшные новости про терроризм и прочее. Может ли, теоретически, сложиться ситуация, когда большинство победит, и этот коллективный сон закончится?

— Нет, это невозможно. Здесь участвует коллективная карма бесчисленного множества существ. Мы живем во времена четвертого Будды, и за время существования разумной жизни на этой планете появится тысяча Будд. Так что если бы этот мир исчез, то вследствие нашей кармы где-то в другом месте сразу появился бы точно такой же мир, с точно такими же людьми. Но вполне возможно и то, что в каждое мгновение между нашими мыслями все исчезает и возникает снова.

— Куда девается карма, когда мы попадаем в чистую страну? Получаем ли мы свою карму обратно, если решаем снова переродиться в человеческом теле?

— Нет, карма — это просто иллюзия, и когда вы попадаете в Чистую страну, она исчезает, но ваши склонности, тенденции и достигнутый уровень вы несете с собой.

Люди могут входить во внеличностные состояния ума с разных сторон: со стороны мотивации, со стороны работы на благо других — есть много вариантов. В моем случае, я, вероятно, всегда был защитником: дарил людям уверенность, способность действовать. Моя жена Ханна была, наверное, переводчицей, близкой помощницей лам. То, что для нас естественно делать в этой жизни, показывает, что мы делали в прошлой жизни.

Лама Оле Нидал

— Как дети выбирают родителей? Я не верю, что сам их выбрал. Иногда кажется, что это чей-то неуместный подарок.

— Карма выбирает родителей. Очень немногие существа на высоком уровне осознавания могут сказать: «Я хочу родиться у тех или иных родителей». У большинства людей это определяется впечатлениями в их уме. Мы приходим к людям, с которыми что-то делали в предыдущих жизнях. И здесь, к сожалению, имеют значение и хорошие, и плохие действия.

Если у вас негативная связь с родителями, то, вероятно, вы вместе делали что-то негативное. А если связь хорошая, значит, вы вместе делали что-то полезное. Мы получаем таких родителей, которых заслужили. Поэтому желайте своим родителям счастья, а если ситуация становится трудной, то просто разъезжайтесь с ними.

— Если человек убивает себя, чтобы сохранить честь, как это делали самураи, результат будет таким же, как при обычном самоубийстве?

— Самоубийство — это глупо, потому что человек отсекает для себя возможность быть полезным и придать происходящему смысл. Я знаю, что после Хиросимы и Нагасаки, когда японский император капитулировал, самураи совершали харакири перед дворцом. Я думаю, вместо этого им нужно было взять лопаты и начать новую жизнь, открыть новые возможности для своей страны.

Это был акт гордости, а не осмысленное действие. Гордость — это очень мило, очень сладко, но не очень продуктивно. Если вы сильны и способны, то в случае краха вы думаете: «У меня есть тело, я могу быть полезным», — и начинаете работать с ситуацией. А все остальное — это заморочки эго.

— Надо ли бояться смерти?

— Это полезно в определенной степени. Не паникуя, но боясь смерти, вы будете очень хотеть использовать методы и достичь результатов. А еще лучше не бояться, а испытывать интерес, думать, что происходит, как будто вы смотрите интересный фильм.

— Как можно объяснить смерть детям и как подготовить их к смерти, если они тяжело больны?

— Как сказку. Для ребенка все — сказка. Они встретились и жили долго и счастливо, а потом умерли и встретились где-то в другом месте.

— То есть их сознание не готово к тому, чтобы понять, что мы делаем на пхове?

— Может быть, они понимают это даже лучше нас, потому что не так привязаны к внешним представлениям. Мы можем сказать им: «Сейчас мы здесь, потом будут происходить такие-то вещи, и ты попадаешь туда-то», — чтобы был плавный переход из одного в другое. И это будет для них подобно обычному течению дня: мама то дома, то ее нет. Если мы не вкладываем в это объяснение собственного страха, собственной драмы, то не передаем их ребенку. Они перенимают наш страх или нашу силу.

— Почему такие сильные Будды не могут изменить законы рождения и смерти? Я не верю, что животные, которых убивают на мясо, в чем-то виноваты.

— Как бы ни был хорош крючок, без кольца он бесполезен. Будды действуют повсюду, но если мы не хотим работать с умом, если мы пойманы в ловушку своей закрытости, то что они могут сделать? Невозможно изменить людей вопреки их воле. Им можно помочь, только когда они созрели, когда они поняли, что необходимо изменить себя.

— Есть ли у Кармапы его собственный поток осознания?

— Да, но этот поток очень широкий и ведет себя по-разному от жизни к жизни. Это как вода, которая заполняет собой все впадины. Первый Кармапа был большим, сильным, он основывал центры, второй был волшебником, третий — чрезвычайно ученым, последующие шесть были учителями китайских императоров.

Седьмой, девятый и десятый были великими художниками. Одиннадцатый начал все заново отстраивать, после того как Далай-лама пригласил в Тибет монголов, которые практически уничтожили нашу линию. Это было примерно во времена тридцатилетней войны в Европе, с 1618 до 1648.

Одиннадцатый и двенадцатый занимались восстановлением линии. У пятнадцатого было двенадцать детей, и все они были высокими перерождениями.

Шестнадцатый Кармапа за полтора года до смерти назвал нам день своего ухода. Он был взрывным и экстравертным, а Семнадцатый Кармапа до сих пор предпочитает, чтобы у него оставалось время на личную жизнь. Он помнит все, что было в прошлом, но характер сильно отличается — и, я думаю, это потому, что люди сейчас нуждаются в других качествах.

Шестнадцатый Кармапа был боссом, он был полон мощи, его смех был слышен издалека. Он был чрезвычайно сильным, потому что надо было перевести своих людей через Гималаи и обустроить их на новом месте. Но теперь все иначе. Посмотрите на людей, которые наполняют шестьсот наших центров: если Кармапа будет рычать как лев, то его никто не услышит, так как у нас в центрах полно львов. Этих львов, этих сильных мужчин привлекла туда моя энергия, и сейчас нужно что-то другое.

— Ты рассказывал про то, как Шестнадцатый Кармапа знал все, был всегда и везде. Вопрос: Будда всегда находился в таком состоянии? Если да, то как он мог учить?

— Я думаю, можно перещелкиваться с биологического осознавания на безграничное осознавание. Но если вы не провели много времени в ретрите, то это переключение может выглядеть более драматично. Вам нужно делать определенную внутреннюю медитацию, в результате которой вы войдете в такое состояние, как будто у вас внутри стальной прут.

Потом вы будете переживать интенсивное блаженство, сможете воспринимать все во всех направлениях, и это очень необычное ощущение. А если вы такой великий йогин, как Кармапа, то это происходит всегда и везде. Мой опыт таков, что на 100 метров вокруг все как бы становится прозрачным, а Кармапа мог видеть на много километров. Он говорил: «Эти люди выехали сейчас оттуда-то и приедут сюда, и им нужно встретиться с тем-то». Он был настоящий мастер, властелин йогинов.

— Если близкий человек не хочет слушать длинные лекции и читать книги, а просит изложить кратко суть буддизма, возможно ли это в двух предложениях?

— Возможно. Но ты думаешь, это действительно интересно? Оцени количество сантиметров между его бровями и линией волос. Если там один или два сантиметра, то скажи так: «Не делай зла, делай добро». Если от трех до четырех, скажи: «Развивай сочувствие и мудрость». А если больше четырех, скажи:

«Веди себя как Будда, пока не станешь Буддой».

Но обрати внимание: это не относится к тем, кто уже просветлен! У нас тут есть очень мудрые джентльмены, у них это расстояние — сантиметров десять или двенадцать…

— Моя девушка любит указывать людям на их недостатки и считает, что помогает им, и они потом скажут спасибо. При этом она делает им больно и чувствует себя одинокой. Как ей помочь?

— Скажи ей, что она обедняет себя. Скажи, что если она отождествляется с плохими вещами, которые делают другие, то становится слабее и беднее, а если с хорошими, то становится счастливее и красивее. Сплетни — это одно из действий, которые умножают страдания в мире. И результаты всегда возвращаются к тому, кто сплетничает. Если это сильная тенденция, то я бы нашел другую девушку, потому что из-за нее твоя жизнь будет несчастливой. Это как если бы в твоем доме всегда висело черное облако.

— В последнее время буддисты стали посещать различные психологические тренинги. Некоторые консультируются с психотерапевтами, даже те, кто уже закончил нёндро. Почему так происходит?

— На Западе мы нашли хорошее решение. Оказалось, что курсы, которые проводят мои близкие ученики — Михаэль Фукс и Конрад, — предназначены только для менеджеров. Я советую не играть с этим, потому что в наших буддийских практиках мы стремимся выйти за пределы двойственных концепций — плохо-хорошо, практично-непрактично, — чтобы прийти к недвойственности, к буддийскому взгляду «и то, и другое». А если вы получаете двойственную систему, которая работает по принципу «или-или» и напрямую не связана с вашей работой, то это вас только запутывает.

Вы и без того учитесь работать с абсолютным и относительным уровнем одновременно, и нет необходимости добавлять между ними еще один уровень, у которого совершенно другая цель. Что же касается психотерапевтов, то если они в состоянии помогать людям, значит, я могу только порадоваться. Хотя я думаю, что чаще психологи приходят к буддизму, чем буддисты к психологии. Обычно буддисты и психологи работают вместе: мы смотрим на людей, проверяем, насколько они сильны, и исходя из этого даем советы.

— Как проверить, неизменно ли зеркало за картинками? А вдруг оно может меняться?

— Зеркало — это состояние осознавания. В какие-то моменты оно будет более ярким, например, замечательным утром в понедельник, а после нескольких бокалов пива будет более затуманенным. Но по сути это всегда то же самое пространство, которое позволяет всему происходить, и осознавание, которое знает, что происходит. Это вне прихода, ухода, рождения и смерти, это вневременное качество пространства. Так что основополагающий принцип неизменен, вопрос только в том, насколько он осознается и используется.

— Значит ли это, что об этом зеркале ума нужно постоянно вспоминать в повседневной деятельности?

— Делай это, если можешь, потому что оно лучезарно. Ты богат, поскольку оно неразрушимо. Ты силен, и поскольку ты видишь, что все хотели бы разделить с тобой это переживание, ты становишься добрым. Причина, по которой я сижу здесь, в том, что я не теряю своего зеркала. И если вы будете это делать, то у вас все время будут возникать новые возможности, новая сила, новая свежесть.

— Откуда взялся человек, с буддийской точки зрения?

— Этому есть разные объяснения. Говорится, что в определенный момент мир сгорает. В нашем случае мир просуществует шестьдесят анта-кальп, двадцать из которых мы уже прожили. Это хорошо согласуется с тем, что говорят ученые. Они говорят, что этот мир возник около четырех с половиной миллиардов лет назад из материалов взорвавшейся звезды, и через девять миллиардов лет Солнце превратится в то, что называется «красный гигант», потому что весь водород станет гелием.

Солнце станет очень большим, достигнет теперешнего местоположения Земли и либо ее поглотит, либо оттолкнет силой магнетизма. Потом Солнце снова сожмется и станет так называемым «белым карликом» или «сверхновой». Тогда гелий сконденсируется в более тяжелые молекулы, такие как железо, цинк, кальций, углерод, и в определенный момент жар станет настолько сильным, что все взорвется.

Потом другая звезда будет проплывать мимо, захватит в свою орбиту обломки, из которых потом появятся кольца, а затем они сконденсируются в планеты, и станет возможным появление нового мира. Говорится, что, когда мир сгорает, все, кто узнал, что их ум — ясный свет, будут проявляться везде, где хотят, чтобы приносить пользу существам в бесчисленных вселенных.

А те, кто еще не достиг этого уровня, притянутся к другим существам в других исчезнувших вселенных. Благодаря нашей сборной карме из пространства, которое является не черной дырой, а потенциалом, снова сконденсируется мир. Из нашей гордости появится все твердое, из гнева — все текучее, из желания — все, что дает тепло, из ревности — движение, из неведения — пространство. И когда уровень развития существ будет настолько высок, что мы сможем с ними работать, мы там появимся.

Сначала мы будем летать по орбите и светиться. Потом мы обнаружим землю, спустимся на нее и потеряем способность летать. Потом мы потеряем способность светиться и сможем видеть солнце и луну. Потом из земли начнет сочиться приятная желтая жидкость, которую мы будем есть, и мы станем еще более плотными. Спустя какое-то время появится дерево с желтыми плодами для каждого, на каждый день. Потом однажды кто-то сорвет два плода и съест их, а на следующий день не получит ни одного и возьмет чужой плод. Так начнется обычный мир.

Этот текст был опубликован в 25 номере журнала «Буддизм.ru»