Шамар Ринпоче
Непостоянство и медитация
27 мая 2014 года Шамар Ринпоче дал в Дагпо Кагью Линге во Франции свои последние поучения, в которых говорил о непостоянстве и о медитации.
Буддизм совершенным образом учит о природе вещей. Все меняется, ничто не является долговечным. Вы должны осознать это. Не удивляйтесь, когда вы видите, что что-то изменилось. Нужно принять и понять, что вещи непостоянны. И можно многому научиться, рассматривая тему непостоянства.
В жизни существ нет вневременного счастья. Иногда вы переживаете временное счастье, но оно закончится, оно неизбежно закончится. Да, изменчивость неизбежна.
Вам нужно отдавать себе отчет в том, что в жизни существ всегда присутствует несчастье в какой-либо форме. Размышляя глубже о его сущности, вы обнаружите, что несчастье связано с отсутствием покоя в потоке ума. Из-за этого ум существ, наш ум, не может находиться в состоянии абсолютного счастья. Это тоже полезно знать.
Возможно ли освободиться от этих страданий? Да, возможно! Несчастье можно преодолеть.
И это не зависит от какого-то благословения – исцеление сокрыто в вас самих. Пока проблема существует, ее можно решить. Основываясь на природе всех явлений, вы найдете освобождение. Ум способен освободиться от загрязнений, от вашего неведения в силу того, что у явлений нет материального или абсолютного существования – все они содержат в себе качество иллюзорности, являются иллюзией.
Это фундаментальная тема, с которой вы знакомитесь в буддизме, и это знание позволяет развить мудрость. Какой бы образ жизни вы ни вели, понимание этого станет основой для углубления вашей практики.
Буддийский взгляд описывает природу явлений. Благодаря проникновению в суть вы избавитесь от всех трудностей, вы найдете исцеление внутри себя. Оно изначально присуще нам и поэтому называется противоядием. Само пребывание в неведении означает, что таким противоядием является мудрость.
Медитация была создана на основе знаний о проблемах, их решении и развитии мудрости, которая помогает развеять все иллюзии. Медитация связана с природой явлений, это естественное противоядие. Научившись медитировать, вы будете развивать мудрость и в конце концов преодолеете неведение.
Вы сможете применять медитацию во всех аспектах жизни, она принесет прекрасные результаты и никогда не подведет вас.
Важно медитировать как можно больше, а не только в определенных местах и в определенное время. Результат медитации зависит от того, насколько она для вас стала привычной. Понимание этого метода появляется только тогда, когда вы много медитируете. Я люблю приводить пример пасущихся лошадей: вам нужно столько медитировать, сколько пасутся лошади, не выбирая для этого особенное место или время. Когда у лошадей есть время, они просто берут и пасутся. Люди, которые знают, как медитировать, поступают подобным образом. Вам нужно использовать все свободное время для медитации, подобно лошадям, которые едят траву.
Если вы очень много медитируете и уединяетесь для этого в тихом месте, вы можете добиться больших успехов, поскольку вы не сталкиваетесь с помехами. Но пока вы не научились действительно хорошо медитировать, это не имеет значения. Настоящий мастер медитации способен медитировать как в уединении, так и в суетливом городе.
Хотя считать вдохи и выдохи и заниматься другими подобными методами легче в спокойном месте, они являются лишь подготовительными упражнениями в медитации, и для этого необязательно уединяться. Этим можно заниматься везде. Но не следует медитировать, стоя на оживленном перекрестке. (Ринпоче смеется)
По материалам журнала Buddhismus Heute №57. Перевод с немецкого Лизы Кайзер
Этот текст был опубликован в 30 номере журнала «Буддизм.ru»