Самара. Сердечный центр Поволжья

Наталья Перла, Анастасия Усачева

Весной 1991 года на Волгу впервые приехал Лама Оле Нидал, а уже осенью небольшой группой вдохновившихся энтузиастов был зарегистрирован Самарский буддийский центр. В этом году мы вместе отмечаем его юбилей: четверть века. С тех пор Карма Кагью в Самаре развивается в режиме нон-стоп — приезды Ламы Оле, международные ретриты и публичные лекции учителей Алмазного пути, пхова 1997 года, курсы нюнгне и тханкописи, выставки буддийского искусства… Уже в новом тысячелетии Лама Оле сказал самарцам, что пора переехать в историческую часть города, — и это стало новой увлекательной задачей для всех. Появление нового буддийского центра в Самаре стало возможно благодаря усилиям самарской Сангхи и поддержке друзей из многих городов России. 

Новый Самарский буддийский центр расположен среди исторических зданий редкой красоты и оригинальной архитектуры, где все дышит творческой атмосферой эпохи модерна, ее старины и стиля.,

В один из своих приездов Лама Оле всех удивил, сказав, что в Самаре появится собственная выставка, и действительно — вскоре началось сотрудничество нашего центра с Самарским государственным университетом. За десять лет существования совместного проекта в Музее этнографии, археологии и истории университета была создана постоянная экспозиция о Карма Кагью, оказавшейся единственной традицией буддизма, центры которой существуют сейчас на Средней Волге, имея официальную регистрацию на протяжении вот уже двадцати пяти лет, с историческими корнями в Поволжье.

С Карма Кагью начали свое знакомство с буддизмом предки калмыков — ойраты, получив передачу учения Будды от Второго Кармапы Карма Пакши в XIII веке. В XVII веке в Поволжье сформировалось Калмыцкое ханство — первое буддийское государство на европейской территории; границы его кочевий простирались от Астрахани до реки Самара. Еще раньше, в средние века, школа Карма Кагью существовала среди тангутов, после монгольского завоевания пополнивших собой население Золотой Орды, включавшей территории Поволжья. Роскошное уникальное буддийское наследие тангутов с изображениями Второго Кармапы, Наропы, Миларепы и других знаменитых йогинов и лам очень полно представлено в двух залах Государственного Эрмитажа.

Если событийная часть истории Среднего Поволжья относительно известна, то вопрос о буддийском мировоззрении здесь раньше практически не ставился. Постепенно нам удалось найти многочисленные объективные свидетельства существования практик буддизма в Южном Средневолжье (Самарская область) в калмыцкий период: это прежде всего археологические находки предметов буддийского культа XVII–XIX веков.

Скупые сведения о них приводятся в «Отчетах Александровской публичной библиотеки и «Зала Императора Александра II» за 1887–1895 годы среди перечня поступивших пожертвований для формирующегося Публичного музея г. Самары. Бронзовые статуи Будд передавали в музей православные священники, офицеры, чиновники и учителя. Их обнаруживали крестьяне во время распашки земли. Сейчас уцелели лишь несколько таких находок. Одна из них — статуя двенадцатирукого Чакрасамвары (санскр.; тиб. Демчог) — Будды Высшей Радости, главного Йидама традиции Карма Кагью и важного Йидама во многих других традициях тибетского буддизма. Это изображение относится к ануттара-йога-тантре — высшему классу тантры.

Буддийские культовые предметы попадали в фонды музеев не только в XIX, но и в конце XX века — большинство из них было случайно найдено при строительных работах. В фондах Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина хранится металлическая крышка тантрической чаши (санскр. капала, XVIII–XIX век), обнаруженная в Самаре на пересечении ул. Ставропольской и проспекта им. Кирова на глубине 1,5 м при ремонте трубопровода в октябре 1987 года.

Другой экспонат — фрагмент статуэтки Бодхисаттвы — был случайно обнаружен в Самаре школьниками, участниками археологического кружка, в строительном котловане между проспектом Ленина, улицами Радонежского, Осипенко и Челюскинцев, в 1996 году. Предприимчивые дети выменяли ее у строителей и безвозмездно передали в музей. В разное время в Тольятти и Самаре были найдены две статуи Будды Вайрочаны; одна хранится в Тольяттинском краеведческом музее, а вторая — в Самарском музее.

Все это говорит о богатом наследии буддизма Алмазного пути (санскр. Ваджраяна) в Самарской области, где буддийские методы практиковали и триста лет назад. Очень символично, что теперь там, где когда-то проходила северная граница единственного буддийского государства на европейской территории — Калмыцкого ханства, — рядом с красивейшим местом слияния двух рек, Самары и Волги, появился наш новый буддийский центр.

Этот текст был опубликован в 28 номере журнала «Буддизм.ru»