Буддийские цивилизации на территории Дальнего Востока России: Цзинь

Александра Третьякова

Государство Цзинь (1115–1234) было хозяином на территориях Приморья, Приамурья, Маньчжурии, Восточной Монголии, Северного и Центрального Китая. Китайская империя в этот период была фактически под управлением чжурчжэньской династии. Для Китая это малоприятный факт. Да и современные историки предпочитают его игнорировать, рассматривая цзиньскую династию как одну из китайских династий и списывая все научные и культурные достижения этого периода в пользу Китая. А достижений было немало: чугун, порох, бумажные деньги. Все эти чжурчжэньские изобретения с успехом используются по сей день — и не только в Азии. Но вернемся к истории.

Цзинь, безусловно, была наследницей Бохайской культуры, добившись еще большего в сферах экономики, культуры и внешнеполитического влияния. От Бохая была перенята и система исполнительной власти (6 министерств), и административно-территориальное деление (5 столиц). Чжурчжэни так же, как и бохайцы, уважали чиновников, и госслужба была здесь в большом почете. Как писали знаменитые друзья Маркс и Энгельс, «производственная деятельность является основой для формирования культуры любого народа». И с этим не поспоришь.

Большому государству необходимы большие ресурсы. После завоевания Китая земледелие стало основным видом хозяйственной деятельности чжурчжэней. Северокитайская равнина отличалась плодородной почвой и достаточно мягким климатом, и это обеспечивало большую концентрацию земледельцев. А благодаря усовершенствованию техники земледельческих работ, орудий труда и ирригационного хозяйства (постройка и ремонт плотин, осушение болот, внедрение рациональной системы посевов и т.д.), земледелие стало стабильной отраслью.

Государство самостоятельно обеспечивало себя продуктами питания (это большая редкость даже для современных развитых экономик). В тот же период в Цзинь стали широко практиковать пастбищное государственное скотоводство. Особенно коневодство. Цзиньская армия всегда была обеспечена «транспортом». Разведение породистых лошадей вообще традиционно для чжурчжэньской культуры. 

В XI веке с растущими потребностями государства резко увеличивается добыча металлов, цветных и черных. Улучшилась техника их плавки и обработки. Стали применяться каменный уголь и химические реактивы. Чжурчжэни знали способы не только добычи руды, но и ее обогащения. Металлоплавильные печи были довольно сложными сооружениями с воздуходувными устройствами.

Железорудные и чугунолитейные центры представляли собой единую инфраструктуру со всеми этапами производства и развитой логистикой, стандартными рецептурами. Например, крупнейшим центром металлообработки чжурчжэней было Шайгинское городище в Приморье (6 мастерских). Кстати, чугун впервые начали обрабатывать именно в Цзинь (на Запад эта технология проникла вместе с монгольским нашествием). 

Освоение ряда химических процессов позволило открыть секрет пороха, наладить крупные керамические и фарфоровые предприятия. На высоком технологическом уровне шло производство строительной и технической керамики (кирпич, черепица). Было широко развито ювелирное дело. 

Рост ремесленного производства повлек за собой рост городов и кораблестроения, поскольку морская внешняя торговля стала играть все более заметную роль в сбыте товарной продукции. Этому способствовало географическое расположение государства с выходами к морю. Интенсивно шли и речные перевозки, обеспечивающие внутрихозяйственные потребности. В Цзинь была хорошо налажена воднотранспортная система, имевшая большое значение для хозяйственной, экономической и военной жизни государства.

Активно благоустраивались государственные дороги. На сухопутных и речных трассах располагались постоялые дворы и почтовые станции. Государством была введена система надзора за дорогами, станциями, почтовой и курьерской службой. Цзинь была крупнейшим экспортером соли. Морскую, озерную, каменную соль добывали в больших количествах. Соль, наряду с уксусом, чаем и вином, была отнесена к государственной монополии и давала казне огромные доходы.

Еще одной государственной монополией было печатание бумажных денег, которые впервые ввели в обиход чжурчжэни (печатные доски некоторых выпусков сохранились до наших дней, например, выпуск 1215 года). Наличие бумажных денег в обороте свидетельствует о появлении финансового сектора и значительной централизации государства. Совершенно уникальная картина для феодального средневековья. 

Для любого экономиста перечисленных фактов достаточно, чтобы сделать вывод об экономике «Золотой империи». Она была сильна и стабильна, как доллар США до 2008 года. 

Контролировать огромную территорию, которую занимала Цзинь в то время, можно было только посредством сильной армии. Поэтому в этом государстве развивалось и военное искусство. Чжурчжэни создали систему горно- равнинных укреплений. Они строили крепости на сопках (естественная преграда) и усиливали их искусственными препятствиями (высокие валы, глубокие рвы, башни, цитадели). На северо-западных границах чжурчжэни создали целую оборонительную систему для защиты от монголов.

Она включала в себя сложные многокилометровые сооружения (1500–1700 км), состоящие из ряда валов и рвов, пограничных постов и крепостей. Кстати, структуру армии с системой сотников монголы переняли у чжурчжэней.

Открытие пороха и развитие механики давало большие преимущества. Во время осады применялись тяжелые катапульты с рычагами, метавшие огромные камни на расстояние в несколько сот метров, осадные башни с катапультами и самострелами, крытые подвижные проходы, тараны с железным концом для разрушения стен, подкопы для мин. Чжурчжэни внесли заметный вклад в развитие порохового оружия. Так, например, при осаде Цичжоу в 1221 году цзиньские части применяли взрывчатые бомбы в чугунной оболочке. 

Одним из критериев уникальности и зрелости культуры является наличие собственного языка и письменности. Ранние чжурчжэни не обладали собственной письменностью, если не считать узелкового письма. После завоевания Китая чжурчжэни могли принять китайский язык в качестве официального и письменного, сохранив чжурчжэньский в качестве разговорного. Тем более что китайский был интернациональным языком Дальнего Востока.

Но такой шаг был бы «потерей лица» и означал бы отказ от важного средства культурного воздействия на новых подданных. Чжурчжэни пошли более сложным путем, объявив свой язык государственным в империи Цзинь, но для этого была необходима письменность.

Король Тай-цзу поручил вельможе Сииню создать национальную письменность. Примерно к 1119 году были разработаны основные принципы письма. Этот процесс совершенствовался долгие годы. Создание собственной письменности позволило Цзинь создать оригинальную литературу и систему образования на родном языке. Хотя в условиях многоэтнического государства ввести монополию на чжурчжэньский язык не удалось. Китайский также широко использовался до конца существования Цзинь. 

С 60-х годов XII века образование становится важнейшей заботой государства. Население постепенно переходило от военных занятий к гражданским, и для госслужбы увеличивалась необходимость в образованных людях. Потребность в образованных чиновниках была столь велика, что к экзаменам, позволявшим получить чин, допускались все мужчины не зависимо от сословий.

В 1151 году открылся государственный университет. А спустя 10 лет количество высших учебных заведений значительно увеличилось. Причем университеты (при которых печатались книги для учащихся) делили на китайские и чжурчжэньские.
К государственным наукам относились: история, натурфилософия, астрономия, служба времени, география, горное дело, медицина, фармакология, агротехника. О грамотности большей части населения Цзинь свидетельствуют археологические находки. Большое количество предметов быта, найденных на раскопках, имеют подписи мастеров, их изготовивших. 

Для учебных учреждений, открывавшихся по всей стране, требовалось большое количество литературы. Это обстоятельство послужило причиной развития книгопечатания.

Во время войны с киданями и Китаем книги были обязательным трофеем. Так, например, в 1126–1127 годах чжурчжэни забрали из Китая не только фонды государственного университета, секретного книгохранилища, собрания печатных блоков (досок), но и мастеров- печатников. На рубеже XII века в Цзинь стали организовывать собственные книгоиздательские центры — государственные и частные. Наиболее активное академическое издательство в Яньцзине (Пекин) выпускало широко известные книги из разделов «классики», «философии» и «истории». Их переводили на чжурчжэньский язык и печатали большим тиражом.

Переводная литература с 1194 года издавалась чжуржэньской литературной коллегией. Коллегия вместе с императорской библиотекой стала центром государственного книжного комплектования. Восстанавливались утраченные книги. Так, в 1148 году был организован грандиозный проект — печатание буддийской Трипитаки «Великого канона», поскольку старое ляоское издание сгорело. Собирались пожертвования, буддийские монахи и тысячи мастеров заново вырезали клише и печатали главы канона. Новое издание, состоявшее из 7182 глав, включало в себя сутры Махаяны и Хинаяны. Печатание всего тиража затянулось до 1195 года.

Влияние буддизма было очень велико в Цзинь. Чжурчжэни познакомились с буддизмом еще до появления государственности — сказалось влияние киданей, а возможно, и бохайцев. Родоначальной религией чжурчжэней был шаманизм. Завоевав Китай, они оказались погруженными в активную буддийскую среду, к тому же к буддизму благожелательно относились ранние чжурчжэньские императоры, и это позволило буддистам получить государственную поддержку.

В Цзинь строились храмы и монастыри. Об этом говорит множество археологических буддийских памятников, найденных на территории Приморья (Николаевское, Шайгинское, Краснояровское и другие городища). Так, например, в районе Уссурийска при раскопках дворцового комплекса обнаружена уникальная находка — прекрасно сохранившаяся буддийская ваджра из белой бронзы длиной 21,5 см. Время происхождения этой находки — конец XI — начало XII веков. 

Храмовые комплексы украшались большими статуями Будд (1,5–2 м), сделанных из белого мрамора или дерева (раскрашенных и позолоченных). Миниатюрные статуи отливали из бронзы или вырезали из камня.

Любимым Будда-аспектом цзиньских скульпторов был Авалокитешвара. Также часто встречались изображения Амитаюса, Самантабхадры, Манджушри, Амитабхи. Опираясь на перечисленные факты, можно уверено сказать, что в Цзинь были распространены Махаяна и Хинаяна. Наличие Ваджраяны можно только предполагать.

Помимо буддизма большое влияние в Цзинь имели конфуцианство и даосизм, что вполне естественно при таком этническом составе государства. Тем не менее позиции буддизма в Цзинь никогда не были слабыми. Археологи находят очень много буддийской символики даже на предметах быта в жилищах простых обывателей. 

Культура Цзинь, безусловно, имела влияние на весь Дальневосточный регион. Она стала образцом и базой для формирования маньчжурской культуры XIV–XIX веков, а также культур малых народностей Приморья и Приамурья. 

Цзинь как государство просуществовала недолго. В 1234 году его захватили монголы. Как это могло случиться с таким мощным и преуспевающим государством? Современники Цзинь называли следующие причины: «богатство и знатность, литература и письменность». Как и Римскую империю, Цзинь погубила «изнеженность общества». Почему Цзиньская армия, некогда самая сильная в Азии, не смогла отразить удар монголов? Возможно, чжурчжэни стали слишком «цивилизованными» для своего грубого времени. 

В 1251 году Хубилай-хан начинает править в Китае. Известно, что этот правитель был учеником Второго Кармапы Карма Пакши. Так что можно предположить, что чжурчжэни, ассимилировавшиеся в Китае, могли быть учениками Кармапы. 

Какова судьба чжурчжэней после краха Цзинь? В результате падения их государства чжурчжэням доставалось и от монголов, и от китайцев. Но геноцида не было, чжурчжэни сохранились в монгольской империи как этнос. А часть военной элиты поступила на службу монголам. Само название орды «Золотая» — перенос значения «Цзинь», еще при монголах служившего обозначением Северного Китая. 

После разгрома монголов китайской династией Мин земли чжурчжэней (Маньчжурия, Приморье, Приамурье) получили независимость. В 1616 году возникло новое государство — Поздняя Цзинь, и с этого периода этноним «чжурчжэни» стал в официальной документации заменяться новым — «маньчжуры». Маньчжурское государство просуществовало до конца XVIII века. 

Александра Третьякова приняла Прибежище у Ламы Оле Нидала в 1998 году. Живет во Владивостоке.

Этот текст был опубликован в 17 номере журнала «Буддизм.ru»