Буддийские цивилизации на территории Дальнего Востока России: Бохай

Александра Третьякова

Дальний Восток был самым поздним из географических трофеев России. И менее изученным. Его значение всегда было сырьевым, что рождало небрежное отношение к культуре и истории этого региона. Мало кто знаком с тем фактом, что Дальний Восток России был родиной двух великих азиатских государств — Бохая и, позже, Цзинь (государства чжурчжэней), процветавших тысячелетие назад. Именно великих. Речь идет не о варварских кочевых племенах, населявших Монголию, Сибирь, Поволжье, но о высокоразвитых буддийских культурах. 

Существует устойчивый миф, что буддийская традиция на территории современной России началась с Тувы, Бурятии и Калмыкии (IX–XIII вв.). Однако если придерживаться версии, что Дальний Восток тоже часть России, то история отсылает нас в далекий VII век, еще до крещения Киевской Руси. Но, поскольку Дальний Восток России стал домом для славянских переселенцев всего лишь лет 200 назад, к тому времени не осталось и следа от великих культур бохайцев и чжурчжэней, пять столетий потрясавших Дальний Восток. Проблема в преемственности культуры.

Итак, первые свидетельства о существовании буддизма как религиозной системы на территории современной России относятся к VII в. н. э. и связаны с государством Бохай (Цветущее). Однако имеются исторические сведения о том, что первые знакомства дальневосточных племен с буддизмом в виде отдельных артефактов приходятся на период распространения этой религии в Китае и Корее, то есть на I–IV вв.

Этот факт подтверждается наличием в погребениях Корсаковского могильника на реке Амур, относящихся к I–II в. н. э., статуэтки Будды и фрагментов сосудов с изображениями цветков лотоса. Конечно, это не говорит о присутствии буддизма как религиозной системы; вероятнее всего, это следствие культурного влияния центральноазиатского региона на территорию Приамурья во II тысячелетии.

О том, в какой форме буддизм практиковался в Приморье и Приамурье в добохайский период, практически ничего не известно. Можно предположить, что это было одно из ответвлений Махаяны, получившей распространение в I–IV вв. в Китае и Корее. 

Государство Бохай (698–926) включало в себя территории современного Приморского края, Приамурье, Северную Корею, а также значительную часть Северо-Восточного Китая (Маньчжурию). Главной причиной возникновения бохайского государства явилось наличие производящего хозяйства (земледелия и животноводства) у наиболее развитых мохэских племен.

Однако непосредственным толчком к объединению мохэсцев в единый союз, а затем в государство, послужило военное давление со стороны соседей — сначала Когуре и тюрок, а затем китайской империи Тан.

В отличие от ближайших соседей, Бохай был независимым от Китая государством, что свидетельствует об экономической и военной мощи королевства. Государство имело развитую административную систему. Территория делилась на 5 столиц, 15 округов, 62 префектуры, 125 уездов. Идея пяти столиц уходит корнями в дальневосточную систему гармонии пяти элементов (металл, вода, дерево, огонь, земля). Во главе государства стоял кэду (король), указы которого имели силу закона.
Исполнительная власть была сосредоточена в шести министерствах. Для вступления в чин госслужащие были обязаны сдавать экзамены. 

В государстве имелась сильная армия, а бохайская панцирная конница не знала себе равных. К тому же Бохай обладал мощным военно-морским и торговым флотом. Крупным морским портом на территории приморского края было, например, Краскинское городище (Хасанский район). 

В VIII–IX вв. Бохай был сложившимся мощным государством, установившим обширные торговые и политические связи как с ближайшими соседями — Китаем, Кореей и Японией, так и с более отдаленными территориями. Для осуществления регулярных торговых связей с тюрко- и монголоязычными наро¬дами Южной Сибири и даже ираноязычными народами Средней Азии была создана Соболья дорога (севернее Великого шелкового пути), по всей длине которой существовали торгово-ремесленные колонии. 

Археологические исследования свидетельствуют о том, что это была богатая, самобытная, высокоразвитая культура со своими ремесленными традициями, наукой и искусством. 

Население Бохая занималось земледелием, скотоводством, охотой, морским и рыбным промыслами. Пушнина, шкуры животных, вяленая рыба, мед, кедровые орехи, морская капуста, лекарственные растения, агат в больших количествах поставлялись бохайцами на внешний рынок, в том числе в Китай и Японию. Были развиты ремесленные производства — металлургия и металлообработка, изготовление станковой, поливной и фарфоровой посуды, кровельной черепицы и кирпича, стекловарение, ткачество, камнетесное и камнеобрабатывающее, ювелирное дело. 

В средневековой Азии Бохай имел репутацию просвещенного королевства. Это подтверждает цитата русского востоковеда XIX в. В. Горского: «Бохай был одним из самых цветущих государств на берегу Восточного моря, страною просвещения и ученых». Бохай славился своими учеными, философами и поэтами. В городах строились библиотеки и университеты, в сельской местности открывались школы, где молодежь обучали грамоте.

В источниках сообщается, что в государстве существовал закон, по которому совершеннолетним юношам знатного происхождения запрещалось жениться, пока они не овладеют грамотой и искусством стрельбы из лука. Это потрясающий факт, который указывает на наличие обязательной общеобразовательной системы. Для сравнения, в Европе общеобразовательная система появилась десятью веками позже. Существуют также сведения, что у бохайцев была собственная письменность. 

Культура Бохая была открыта для внедрения элементов из других культур и стран. Но, конечно, в области культурных влияний и заимствований существовала и обратная связь. В Японии и Китае высоко ценилась бохайская музыка и поэзия. Так, например, японцы переняли у бохайцев особый жанр театрального представления — «бокай гаку», который исполнялся еще в прошлом столетии.

У них же японцы позаимствовали миниатюрные скульптурки нэцкэ (хотя есть версия, что это результат более позднего влияния чжурчжэней). В исторических японских записях сохранились стихотворные буддийские молитвы бохайцев. В тех же источниках содержатся описания спортивных состязаний бохайских и японских лучников: «В 822 году прибывшие в Японию бохайцы приняли участие в матче верховой игры в поло». Кстати, этот вид спорта был широко известен и популярен в Азии того периода. 

Исследования археологов свидетельствуют о том, что в VIII веке буддизм стал доминирующей религией на территории Бохая, и произошло это при поддержке государства. Хотя в обществе сохранялись традиции шаманизма, даосизма и конфуцианства. Как китайское влияние, буддизм в начале получил распространение среди знати и чиновников, но в дальнейшем вытеснил шаманизм, став, по сути, государственной религией. 

В этот период здесь активно строятся буддийские храмы и монастыри. В Приморье археологами открыты остатки пяти буддийских храмов бохайского периода: в Краскинском городище Хасанского района, а также в Уссурийском районе — Копытинский, Абрикосовский, Борисовский и Корсаковский. При раскопках обнаружено много целых и фрагментированных статуэток Будды из позолоченной бронзы, камня и обожженной глины. 

В летописях отмечено, что в начале IX в. среди подношений Бохая китайскому двору были посланы две буддийские статуи, изготовленные в Бохае из серебра и золота. По мнению японских ученых, в архитектуре бохайских храмов Приморья есть очень много общего с подобными сооружениями, встречающимися в Индии и Центральной Азии. Помимо Китая появлению буддизма в Бохае способствовали и другие соседи: Корея и кидани (государство Ляо), поэтому, вероятней всего, бохайцы практиковали Махаяну, что подтверждает и анализ артефактов, найденных при раскопках храмов. 

Бохай просуществовал всего двести лет. Это было первое государство на территории Приморья. Его существование способствовало социально- экономическому и культурному прогрессу во всем регионе. Именно государство Бохай заложило предпосылки для возникновения Маньчжурского государства и Золотой империи чжурчжэней. 

В начале Х в. юго-западные соседи бохайцев — кочевники кидани — начали набирать силу и активно завоевывать соседние территории. Двадцатилетняя война ослабила бохайцев, и в 926 году кидани смогли сломить их сопротивление. На месте бохайских руин они создали свое королевство (Восточный Дань). После падения Бохая часть его населения ассимилировалась с киданями и осталась на своих территориях, а часть объединилась с чжурчжэнями и другими тунгусо-маньчжурскими народами. Это новообразование получило название «чжурчжэни» (непокорный народ). 

Почти двести лет продолжалось противостояние между киданями и чжурчжэнями. В конце концов «непокорному народу» удалось не только разгромить киданей, но и отвоевать часть Китайской империи. Надо отметить, что кидани тоже были буддистами. Есть научное утверждение, что наследники бохайской культуры — чжурчжэни — переняли буддизм именно у киданей. 


Александра Третьякова приняла Прибежище у Ламы Оле Нидала в 1998 году в Хабаровске. Сейчас живет во Владивостоке. 


Литература

  1. Аниховский 2004 — Аниховский С. Э. Религиоведение № 1. Благовещенск. 
  2. Артемьева 1998 — Артемьева Н.Г. Культовые соору¬жения бохайского времени на территории Приморья. Российская археология. № 4. 
  3. Артемьева 2003 — Артемьева Н.Г. Новые эпиграфи¬ческие находки в Приморье. Вестник Российского гуманитарного научного фонда. № 1. 
  4. Беляков 2004 — Беляков А.О. Буддизм в Приамурье: вопросы истории культуры региона. Миграционные процессы на Дальнем Востоке (с древнейших времен до начала ХХ века): Материалы международной научной конференции. Благовещенск. 
  5. Воробьев 1983 — Воробьев М. В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (X в. — 1234 г.). М. 
  6. Медведев 1986 — Медведев В. Е. Приамурье в конце I — начале II тысячелетия. Новосибирск. 

Фотоматериалы предоставлены архивом Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской Академии наук.

Этот текст был опубликован в 16 номере журнала «Буддизм.ru»