Лама Оле Нидал
От Освобождения к Просветлению
Бесстрашие, возникшее благодаря пониманию, что ум не является вещью и не может умереть или исчезнуть, рождает чувство богатства и радости.
Сегодня, когда я спросил, ощущает ли кто-то себя своим телом, лишь немногие в этом зале подняли руки. Наверное, глубоко в уме вы понимаете: если являетесь телом, то старость, болезнь и смерть имеют над вами власть. Также мало кто считает себя своими мыслями и чувствами: они бывают хорошими, затем превращаются в плохие и меняются так часто, что с ними сложно отождествляться. Но есть ли что-то, не вовлеченное в цикл возникновения, существования и растворения, остающееся неизменным, — то, чему мы могли бы полностью доверять?
Да, — это зеркало за картинками, неизменный океан под волнами. Это то, что осознает все вещи — возникающие, меняющиеся и снова исчезающие. То, что остается постоянным, не болеет, не стареет и не умирает; то, чему можно полностью и окончательно доверять. Что же это? Что смотрит нашими глазами, слушает нашими ушами и осознаёт прямо сейчас?
Есть ли кто-то, у кого зеленый ум? Или, может быть, у кого-нибудь он полосатый? Может быть, у кого-то он тяжелый — весом в килограмм? Или легкий — 20 граммов? Что бы мы ни искали, мы ничего не сможем найти. У нашего ума нет размера, веса, цвета, запаха, вкуса или формы. Он никогда не рождался и никогда не умрет. Он не состоит из частей, которые могут однажды распасться. Если мы попытаемся найти то, что можно назвать умом, у нас ничего не получится. То, что понимает, знает и осознает, — совершенно точно не вещь.
Когда мы это постигаем и ощущаем все сильнее, возникает бесстрашие. В какой-то момент мы начинаем понимать, что наша неумирающая суть, которая осознает прямо в эту самую минуту, и есть то, чему можно доверять, на что можно полагаться. Она бессмертна по своей природе, она не погибнет и не исчезнет. Это постижение проникает все глубже и глубже; мы переживаем его все больше и больше.
И однажды мы вдруг понимаем, что владеем кинотеатром: мы уже не входим в число тех, кто покупает билет в надежде посмотреть хороший фильм. Кинотеатр принадлежит нам, и мы можем показывать любое кино, какое захотим. Внезапно все события, которые происходят в уме, становятся проявлением его богатства, его качеств и способностей, они показывают, что все возможно, все имеет смысл и полно радости.
Мы больше не ждем, надеясь, что кино будет интересным, или опасаясь, что зря потратили деньги. Для нас как владельца кинотеатра не имеет значения, хороший фильм, плохой или средний. Важно, чтобы проектор работал, а в экране не было дыр. Разница очевидна. Зритель говорит себе: «Надеюсь, что увижу это, а не то». А мы думаем: «Как здорово! Мой кинотеатр может показывать что угодно! Я могу нажимать на кнопки, и будут происходить разные вещи!».
Бесстрашие, возникшее благодаря пониманию, что ум не является вещью и не может умереть или исчезнуть, рождает чувство богатства и радости: мы видим, как неразрушимый ум играет, какими обширными способностями он обладает, как в нем возникает множество явлений.
Кроме того, нас ждет еще один подарок. Мы начинаем задумываться: «Других много, а я — лишь один человек». К тому же мы чувствуем себя вполне хорошо, а многие вокруг пока не очень счастливы. В результате мы пытаемся сделать что-то для них — сознавая, что они важнее, стараемся давать, становимся добрыми.
Благодаря медитации мы постепенно понимаем: то, что воспринимает происходящее вокруг, что смотрит нашими глазами и слушает нашими ушами, то, с чем мы отождествляемся на абсолютном уровне, обладает такими качествами, как неразрушимость, богатство и сочувствие.
Подлинное переживание этого означает, что мы довольно далеко продвинулись в своем развитии — достигли Освобождения. Это рубеж, на котором боль, смерть, болезни, налоги и прочие неприятности уже не вызывают мыслей: «Ох, я страдаю». Вместо этого мы думаем: «Вот ситуация, которая называется страданием, посмотрим-ка на нее. Разобравшись в ней, я смогу помогать другим».
Этот момент — Освобождение — очень важен. Пока мы не добрались до него, ум ведет себя, как утенок Дональд, прыгая вверх-вниз. Нужно снова и снова смотреть в ум, чтобы достичь Освобождения — уровня, на котором мы ясно осознаем и понимаем происходящее вокруг, но больше не являемся мишенью. Это огромный скачок в развитии.
Можем ли мы обрести нечто большее? Да, есть еще кое-что, известное под величайшим названием, — Просветление.
После Освобождения мы больше не мишень. Мы смотрим на все, что происходит, как на игру возможностей. Но у нас все еще остаются завесы, или блоки, — можно также назвать их жесткими идеями. Они не дают самопроизвольно проявляющемуся богатству ума полностью раскрыться. Что это за идеи? Например, материализм. Приятно наслаждаться материальными вещами, которые в нашем интеллектуальном обществе производятся прекрасно изготовленными машинами; это доставляет радость.
Стремительно ехать по хорошей дороге гораздо интереснее, чем толкать машину со скоростью пешехода. Это подарок. Если мы разумно относимся к условиям мира, то мы — материалисты, но без боли. Обращаемся с умными вещами как с подарком, не попадаясь в их ловушку, — не переполняя дом предметами, которые нам совсем не нужны. Пусть вещи работают на нас, а не наоборот. Мы рационально используем возникающие возможности.
Не следует уходить и в другую крайность — нигилизм тоже не полезен. Ведь от него нет никакой пользы: мы не знаем, как вещи функционируют, не используем их. Так что имеет смысл пользоваться тем, что дала нам в руки продуктивная экономика, избегая при этом материализма. Если мы придерживаемся такого подхода, то можем работать со всем, что происходит; можем соединять всё наиболее эффективным образом. При этом мы контролируем явления, а не они нас.
Этот шаг помогают сделать ученые, показывая, что «форма есть пустота, пустота есть форма, форма и пустота неразделимы», как говорил Будда. В Большом адронном коллайдере в CERN (Швейцария) обнаружили, что если сталкивать между собой мельчайшие частицы, то в результате ничего не останется; Будда объяснил это более 2550 лет назад высказыванием «форма есть пустота». Там же сделали и другое открытие: если в некотором пространстве создать полный вакуум, там неизвестно откуда появятся частицы.
Итак, на первом уровне мы отчасти постигаем этот принцип: понимаем, что эго, которое мы привыкли считать мишенью, не существует. И это Освобождение. На втором уровне мы видим, что все формы растворяются в пространстве и оно наполняется формами и частицами. Форма и пустота неразделимы. Обретая этот опыт, мы переходим от Освобождения к Просветлению.
Если же человек не является ученым, изучающим квантовую физику, не увлечен абстрактным мышлением и предпочитает получать приятные впечатления, он может достичь цели благодаря ежедневным действиям. Если мы понимаем, что других существ бессчетное количество, а каждый из нас — всего лишь один человек, то возникает много силы и ясности: нет сомнений в том, чем стоит заниматься.
Становится очевидным, как много смысла в той работе, которую мы собираемся делать, какое большое значение имеет задача, которая перед нами стоит. Как же применять это в повседневной жизни? Мы уже понимаем, что остальные люди такие же, как мы. Они не играют, как хорошо обученные актеры, а ведут себя так, как чувствуют. Неприятная личность, которую мы встречаем, — не враг, а скорее пациент. Если бы человек делал что-то плохое, контролируя ситуацию, стоило бы проучить его. Но под властью эмоций он не владеет собой и не сознает происходящего, просто реагирует. Поэтому более логично воспринимать его как пациента.
Тогда мы думаем: «Он пришел ко мне в таком состоянии ума, и если я ему не помогу, то, вероятно, никто не поможет. Нужно постараться сделать все, что в моих силах, чтобы принести ему наибольшую пользу». Необязательно быть при этом мягким и пушистым. Реакция может быть сильной, но без злости. Можно ткнуть его локтем в ребра и сказать: «Веди себя прилично», — но сделать это без гнева. Достаточно объяснить: «Ты разрушаешь свою жизнь, наживаешь врагов вместо друзей, все глубже копаешь яму самому себе». Тем самым мы помогаем такому человеку.
Так или иначе, мы думаем о людях, помогаем им развиваться, обретать уверенность в себе и, глядя на себя в зеркало, видеть значимые качества. Это очень важно.
Используя свои знания, мы стараемся действовать так в повседневной жизни. Необязательно обладать абстрактным мышлением; мы просто хотим, чтобы люди были счастливы, и помогаем им.
Конечно, когда мы действуем с подачи эмоций, без понимания полной структуры того, что хотим сделать, то являемся более уязвимыми. Но достаточно начать с такой мысли: все существа хотят счастья и стремятся избежать боли, но слепы и продолжают делать то, что приносит несчастье. Когда мы признаём собственные слабости, люди чувствуют наше желание помочь и принимают это.
Видя пожилую женщину, которая тащит тяжелую сумку, мы предлагаем помощь — на какое-то время берем на себя ее ношу. Точно так же стоит поступать, встречая человека, погруженного в сложное состояние, с эмоциональным багажом, который ему совсем ни к чему, да и вообще никому бы не пригодился. Мы говорим ему: «Послушай, тебе это не нужно!». Или подбадриваем: «Я знаю человека, которому в десять раз хуже, чем тебе, и он справился, — значит, и ты сможешь!»
Важно начинать с уровня причины и следствия. Когда у людей большие проблемы, они следуют хорошему совету лишь короткое время, а затем снова его забывают — просто потому, что влияния извне слишком сильны. Сначала мы можем работать в плоскости причин и следствий — пусть человек научится произносить мантры каждый раз, когда в уме возникают проблемы. В этом случае мантра «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ» будет очень эффективной.
Она не самая сильная — ведь наибольшей силой обладает та мантра, которая напрямую связана с нашим учителем; ее суть в том, что все Будды — проявление Ламы. Но шесть слогов «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ» также очень действенны. «ОМ» удаляет гордость, «МА» — ревность, «НИ» — привязанность, «ПЕ» — неведение, «МЕ» — жадность и ограничения, а «ХУНГ» заставляет вибрировать центр нашей грудной клетки и растворяет злость.
Эта мантра относится к Будде цвета лунного камня, сидящему на цветке лотоса. У него четыре руки, две из которых сложены у сердца. Китайцы знают эту форму под именем Гуань Инь, тибетцы — Ченрези, большинство из нас говорит «Любящие Глаза». Как бы его ни называли, этот Будда — наш добрый друг. Мы можем порекомендовать людям с беспокойными эмоциями или тем, кто чувствует какую-то опасность, использовать его мантру в жизни — это дает отличный эффект.
Люди, которые больше чувствуют защиту от матери, чем от отца, могут применять другую мантру, также весьма действенную — «ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СОХА». Это мантра Тары. Эта Будда-женщина, чья правая рука открыта в жесте щедрости, дает нам все необходимое. В левой руке она держит цветок лотоса, который показывает, что у нее совершенно нет эгоистической мотивации.
Существует 21 мирная форма Тары; это формы активности, они разных цветов. Наиболее часто призывается зеленая форма. Она сидит, спустив ногу с цветка лотоса, что показывает готовность действовать для нашего блага. Другая форма, белого цвета, демонстрирует восприимчивость и открытость по отношению к существам. Эти качества символически представлены глазом мудрости на лбу, а также двумя глазами на ладонях и двумя — на ступнях. Это наивысшая чувствительность. Если волос лежит на коже, мы его почти не чувствуем, но, попадая в глаз, он нас сильно беспокоит. Так демонстрируется восприимчивость Тары и ее желание, чтобы у нас все было хорошо.
Белая Тара — это аспект сочувствия, которое очень важно. Сочувствие — отличная защита; благодаря ему негативные вещи отскакивают от нас и даже не могут приблизиться. Но есть также и другое качество, столь же мощное, — это мудрость. Мы понимаем, что все существа находятся в одинаковой ситуации: родившись когда-то, они потом болеют, стареют и умирают; при этом они страдают, попадая в сложные ситуации, которых хотели бы избежать. Такое понимание дает нам очень сильную мотивацию для значимых действий, полезных другим и самим себе.
Мудрость выражается несколькими Будда-формами, которые прекрасно подходят нашему обществу с его многочисленными школами и университетами. Одна из таких форм — это золотистый Будда по имени Манджушри. В правой руке у него меч, отсекающий заблуждения и смешанные чувства, а в левой — лотос и лежащая на нем книга, в которой сконцентрирована вся необходимая мудрость.
Важно показывать людям, что мы видим их качества, красоту, способности и многое другое. У них тоже есть природа Будды — они могут постичь истинную суть вещей. А нам достались самые лучшие инструменты, самая лучшая связь, чтобы помочь им наиболее действенно.
Итак, Освобождение означает, что мы избавились от личностного отношения и перестали чувствовать себя мишенью. А тот факт, что природа вещей лежит за пределами бытия и небытия, что все появляется из пространства, играет в нем, узнается пространством и снова в него же возвращается, — растворяет ограничения жестких идей. Избавившись от закостенелых концепций и смешанных чувств, наш ум может выразить всю свою силу, и человек становится Буддой, достигает окончательной цели. В этом и состоит весь путь.
Перевод с английского: Светлана Рагимова
Этот текст был опубликован в 26 номере журнала «Буддизм.ru»