Как устроена сансара

Калу Ринпоче

Неведение

У неведения (санскр.: авидья, тиб.: маригпа) есть два уровня:

  • базовое неведение;
  • обусловленное неведение.

Базовое неведение создает основу иллюзии, в которой пребывают все обычные существа. Оно описывается как ситуация, когда ум не узнает свою пробужденную природу; здесь кроется корень сансары. Неведение — это ум, не знающий сам себя.

Обычные существа переживают страдания и боль в разнообразных формах. Будда вышел за пределы этих неприятных состояний. Он достиг нирваны. Различие между обычным существом и Буддой в основе своей происходит из знания или неведения относительно того, каково это — быть умом. Знание свойственно пробужденным существам, а неведение — обычным.

На вопрос о времени возникновения неведения можно лишь ответить, что ему нет начала. Поэтому базовое неведение еще называют «изначальным неведением», оно подобно железной руде, которая в природе всегда рядом с золотом.

Потенциал Пробуждения — татхагата-гарбху — характеризуют пустота, ясность и беспрепятственное знание. Поскольку потенциал не раскрыт, пустота ошибочно воспринимается как «я», а ясность как «все остальное». Так формируется двойственность «я — другие». Это заблуждение отсылает нас к понятию «обусловленное неведение», поскольку заставляет мыслить в ошибочных категориях: «я» и «остальной мир».

Предположив, что неведение существовало с безначальных времен, мы можем подумать, что никогда не обладали знанием. Нам следует взглянуть на вещи с другой стороны. Неведение лишний раз доказывает наличие истинной природы ума. Хоть она и не познана, она есть само знание и олицетворяется Самантабхадрой — «изначальным Буддой». Это исконно существующее состояние Будды, пусть даже сейчас мы совершенно о нем не ведаем.

Из-за двойственности, порождаемой базовым неведением, возникают мешающие эмоции, такие как желание-привязанность, ненависть-отвращение и неведение, которые в итоге подразделяются на 84 000 комбинаций. Под их влиянием существа совершают различные действия и формируют соответствующую карму, которая ведет к рождению в одном из шести состояний:

  • Адские миры;
  • Мир голодных духов;
  • Мир животных;
  • Человеческий мир;
  • Мир полубогов;
  • Мир богов.

Степени реальности

Эти миры были описаны Буддой и соответствуют воспринимаемым состояниям существования. Однако мы не можем сказать, что они реальны, ведь в конечном счете все это — лишь проекции ума. Откуда тогда, в соответствии с поучениями Будды, берется пламя и расплавленный металл адов? Откуда берутся истязания и пекло, которые обрушиваются на обитателей адов? Это отражение негативно настроенного ума.

Любое явление есть лишь облаченное в разные формы выражение потенциала ума. Как уже говорилось, то, что в человеческом мире воспринимается как вода, обитателям адов кажется расплавленным свинцом, а голодным духам — гноем или другой неприятной субстанцией. Для животных вода — это среда обитания, тогда как для полубогов она — оружие, а боги воспринимают ее как нектар. У реальности есть лишь та сила, которую мы ей придаем. У явлений есть лишь та сущность, которой их наделяет ум.

Вне крайностей

С одной стороны, Будда говорит о шести мирах как о реальных, но с другой — объясняет, что сами по себе они не существуют: это лишь проекция ума. Здесь нет противоречия. Такой подход объединяет две крайности, за пределами которых возможно по-настоящему понять ум. То, что на относительном уровне кажется существующим, не является таковым, если взглянуть с абсолютной точки зрения. Говорится, что явления ни реальны, ни нереальны. Они подобны отражению луны на поверхности воды: мы воспринимаем отражение определенного фрагмента явления, но оно не осязаемо.

Мир обладает лишь той реальностью, какую ему придает воспринимающий. Если бы явления действительно существовали, мы бы не сумели достичь Освобождения. Обрести его посредством практики Дхармы возможно только потому, что они нереальны. Поэтому нам нужно избавиться от иллюзии их неизменности.

Однако, раз уж мы считаем их реальными, мы просто обязаны принять в расчет законы, которым подчиняется все происходящее. Совершая позитивные действия, мы создаем основу для приятных переживаний высших миров, в то время как негативные действия приводят в болезненные состояния адов, голодных духов и животных. Хотя приятные ощущения и страдание иллюзорны, до тех пор, пока не освобождены, мы воспринимаем их как реальность.

Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения

«Сансара» означает «вращение колеса», как если бы мы говорили о колесе транспортного средства. Но это колесо движется не из-за внешней силы, а в результате наших собственных действий. Негативные поступки влекут за собой рождение в нижних мирах (животных, голодных духов и адские миры). Позитивные же приводят к перерождению в мирах высших (богов, полубогов и людей). Сансара описывается как единство шести состояний ума, к которым иногда добавляют седьмое — бардо.

Слово «бардо» означает «промежуток» и чаще всего относится к промежуточному переживанию между смертью и рождением. Однако оно применимо и в других условиях.

Иногда шесть классов существ называют «внешней сансарой», тогда как бардо — это «внутренняя сансара». Также говорится о «тайной сансаре» — последовательности мыслей.

Чтобы понять, как функционирует этот цикл, можно взглянуть на него с точки зрения двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения:

I. Неведение

II. Кармические импульсы, действия

III. Сознания

IV. Имя и форма

V. Факторы восприятия

VI. Контакт

VII. Ощущения

VIII. Привязанность

IX. Цепляние

X. Становление

XI. Рождение

XII. Старение и смерть

Проще всего понять эту цепочку, выстроив ее звенья в хронологической последовательности так, чтобы началом и концом — минуя бардо, рождение и жизнь, — служила смерть.

I. Неведение. Перед нынешним существованием у нас было другое, в конце которого ум отделился от тела и погрузился в бессознательное состояние, сравнимое с глубоким сном. Время, которое каждый проводит в забытьи, варьируется. Как правило, это занимает три с половиной дня и соответствует первому звену цепи взаимозависимого происхождения — неведению.

II и III. Кармические импульсы и сознания. Когда бессознательный период подходит к концу и мы пробуждаемся из глубокого сна, возобновивший работу ум приводится в движение кармическими отпечатками. Это первый, примитивный уровень активности. Но вскоре за импульсами в игру вступают сознания, поддерживающие гораздо более организованную и сложную деятельность.

В рамках поучений о пяти скоплениях мы находим описание того, как работает психика. Оно содержит упоминание о стадии зарождения восприятия, которая предшествует стадии кармических отпечатков, или желаний. Поэтому в цепи из двенадцати звеньев восприятие иногда располагают между неведением и кармическими импульсами. Первые три звена сравнимы с суставами на пальце. Их единство образует орган, компоненты которого можно разделить или поменять местами. В нашем случае восприятия и кармические отпечатки представлены вместе.

IV. Имя и форма. Опираясь на сознания, с безначальных времен формировалась двойственность восприятия «себя» и «всего остального». За ней машинально следует идея, что «у меня есть тело». В контексте бардо речь идет не о физическом организме, а о ментальном теле. Однако это не удерживает ум от мысли, что такое тело реально. В дополнение к трем первым звеньям появляется чувство обладания этой формой. Единство неведения, кармических импульсов, сознаний и ментальной формы, заменяющей тело, еще называют «скоплением четырех имен». По этой причине четвертое звено цепи известно как «имя и форма».

V. Факторы восприятия. Вообще, обычно насчитывают восемнадцать факторов, а не шесть. Однако в данном обзоре шесть органов чувств, шесть сознаний и шесть объектов восприятия тесно связаны. Глаз ассоциируется с визуальным сознанием и внешними объектами, которые он наблюдает. Ухо — с сознанием слуха и звуками. Нос отвечает за сознание обоняния и запахи, и так далее. Однако в бардо ум отрезан от тела и внешнего окружения, которые не обладают материальной формой. Органы чувств не присутствуют физически, равно как и воспринимаемые явления. Ум сам творит образ тела и внешнего мира. Потому мы здесь говорим лишь о шести факторах.

VI. Контакт. В потоке субъективных проявлений бардо возникает чувство восприятия объектов посредством ментального тела, и происходит контакт — шестое звено цепи. Точно так же, как мы касаемся объекта пальцем, чувственные способности в бардо вступают в контакт с внешними проявлениями.

VII. Ощущения. Благодаря контакту седьмое звено цепи взаимозависимого происхождения переживается как приятное или неприятное ощущение.

VIII. Привязанность. Жадность еще больше сковывает ситуацию из-за склонности воспринимать приятные или неприятные переживания как истинно существующие и отделенные от ума. Возникает жажда действия по отношению к объекту восприятия.

IX. Цепляние. Из привязанности рождается цепляние. Как только мы принимаем внешний мир как истинно реальный, возникает желание его удержать. Небольшой пример прояснит, о чем идет речь. Когда мы видим фрукт, визуальное сознание устанавливает с ним контакт с помощью глаз. Затем, если фрукт смотрится хорошо, добавляется приятное ощущение, из которого вырастает желание эти фруктом обладать. И когда мы берем этот фрукт, оно окончательно закрепляется.

X. Становление. Как только в бардо формируется «скопление четырех имен», начинают развиваться шесть факторов восприятия. Силой кармы ум стремится увидеть будущих родителей в союзе. Лицезрение этого момента соответствует звену контакта, за которым следуют ощущения, жадность и, наконец, движение ума с целью ухватиться за ситуацию. Цепляние влечет нас в утробу матери, и в результате ум соединяется с веществом. Отсюда берет отсчет становление, протекающее на протяжении всей беременности. Можно посмотреть на весь процесс как на желание ума получить очередное рождение или как на проявление силы, побуждающей ум переродиться.

В процессе зачатия доминирует эмоциональная реакция на то, что мы видим родителей в союзе. Если карма сулит нам рождение мужчиной, мы почувствуем сильное влечение к матери и отвращение к отцу. Если же нам суждено быть женщиной, то, наоборот, отец покажется нам более привлекательным, чем мать, к которой мы испытаем ненависть. Смешанное чувство желания-отвращения как раз и провоцирует нас войти в утробу.

В момент зачатия ум обретает материальную опору, сформированную за время семиступенчатого процесса преобразования, на каждый из которых уходит один день. Пища, потребляемая родителями, поступает в нашу кровь, затем в мышечные ткани, жировую прослойку, кости и мозг. На этом этапе белая и красная капли — тончайшие сгустки энергии сперматозоида и яйцеклетки — распространяются по телу, вызывая чувство физического и психологического благополучия. Все материальные факторы зачатия мы встречаем на шестом этапе метаболизма, и ум сливается с белой и красной каплями, или бинду.

Скитающийся по бардо ум подобен перу или клочку бумаги, которые терзают резкие порывы ветра, но на этапе созревания он обретает покой. Так же как перо и лист бумаги могут зацепиться за случайный объект, блуждающий ум притягивается к бинду.

Если у нас позитивная карма, процесс беременности и рождения пройдет без боли. Однако, будучи заложником стесненной обстановки, зародыш страдает. Если слишком долго держать ноги сложенными или вытянутыми, появляется чувство дискомфорта — нам всем это знакомо. Из-за невозможности двигаться зародыш постоянно испытывает раздражение.

XI. Рождение. Становление естественным образом ведет к рождению. Роды очень болезненны для ребенка, даже если потом эти впечатления забываются.

XII. Старение и смерть. С самого рождения запускается процесс старения, зачастую насыщенный болезнями и страданием. Непостоянство ведет к неизбежной смерти. Наглядная иллюстрация его проявления — часы. Секунда за секундой, без остановки бегут стрелки. Непостоянство разворачивается в каждый момент времени на протяжении всей нашей жизни. Какой бы ни была причина смерти — старость, авария или болезни, — нам ее не избежать. Различается лишь продолжительность нашей жизни.

Рождение болезненно, но и уход из жизни приносит не меньше боли, а в промежутке времени между ними мы встречаемся со множеством трудностей. В общем и целом, когда Будда учил двенадцати звеньям взаимозависимого происхождения, он делал особый акцент на страдании и неизбежно сопутствующих ему явлениях.

Мы рассмотрели все звенья цепи: неведение, кармические импульсы, сознания, имя и форму, факторы восприятия, контакт, ощущение, желание, цепляние, становление, рождение, старение и смерть.

Эта последовательность касается физического существования и подобна росту цветка. Словно бутон, раскрывающийся полностью созревшим соцветием, ребенок развивается до тех пор, пока не обретет богатство молодого взрослого тела. И тут же начинается процесс, в конце которого цветок неизбежно увядает. Человек, все стремительнее теряя способности, скользит в направлении старости и, в конце концов, смерти. Смерть сопровождается последовательным растворением пяти элементов, которое венчает фаза полного забытья. Ум снова проваливается в неведение — первое из двенадцати звеньев. Их череда непрерывна.

Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения — это способ описать сансару. Мы можем назвать их «индивидуальной сансарой», ведь они рисуют круг, по которому безостановочно ходят все существа. Под коллективной же сансарой понимаются различные состояния перерождения — шесть миров.

Стоит отметить, что звенья цепи сами поддерживают свою непрерывность. Их не обязательно каждый раз проверять. Вмешательства извне не требуется. Они работают как кварцевые часы — не нужно постоянно подводить стрелки.


Калу Ринпоче, один из наиболее почитаемых буддийских учителей нашего времени, родился в 1904 году в Восточном Тибете. Лама Оле и Ханна Нидал впервые встретили его в конце 1960-х годов в Сонаде (Северная Индия) и под его руководством выполнили Основополагающие упражнения (тиб. нёндро). Ринпоче был одним из первых тибетских мастеров, кому довелось учить на Западе. Здесь мы приводим отрывок из его книги, которая выходит в издательстве «Ориенталия» под названием «Углубленный буддизм».

Этот текст был опубликован в 26 номере журнала «Буддизм.ru»