Редакция журнала Buddhism Today
Интервью с Джигме Ринпоче
Джигме Ринпоче дал эти драгоценные поучения на новогоднем курсе 2012 года в Мюнхене. Текст был опубликован в журнале Buddhism Today.
— Вы были ключевой фигурой, заложившей основы развития активности Кармапы и его поучений в Европе, главным образом во Франции. Пожалуйста, расскажите о том, как Шестнадцатый Кармапа попросил вас приехать в Европу.
— Сначала в 1974 году по просьбе Трунгпы Ринпоче и Калу Ринпоче Шестнадцатый Кармапа приехал в США. Он посетил также Европу – по приглашению Аконга Ринпоче из Самье Линга, Оле и Ханны Нидал, и Калу Ринпоче. В конце тура по США, будучи недалеко от Ниагарского водопада, Его Святейшество попросил своего китайского спонсора мистера Шена помочь заложить основы Дхармы в Америке. Мистер Шен, как приверженец традиции Махаяны ответил, что, хотя и не практикует Ваджраяну, но с радостью предложит нам место недалеко от Вудстока.
В день, когда Кармапа приехал в Дом Бодхи, расположенный на Лонг-Айленде, мистер Шен обнаружил в библиотеке семь отпечатков ног. Он сказал:
«Сегодня мне приснилось большое сияющее солнце, а сейчас я вижу семь следов – должно быть, в мой дом вошел сам Будда».
У него возникла глубокая преданность к Кармапе, и когда Его Святейшество прибыл, мистер Шен ощутил непоколебимую уверенность.
Затем в Париже один англичанин, который оказался последователем школы Ньингма, передал Кармапе в дар землю в Дордони. На встрече с Кармапой он рассказал, как приобрел эту землю, и сообщил, что часть ее отдаст Его Святейшеству, если это принесет пользу Дхарме. На что Кармапа ответил:
«Сначала я посмотрю это место, а потом приму решение».
Перед поездкой в Женеву мы отправились в Лион, откуда Кармапа на частном самолете вылетел в Дордонь. Он отбыл туда утром, а уже днем вернулся и сказал:
«Действительно, это очень хорошее место, я должен принять предложение».
Кармапа попросил меня остаться там, но не обозначил, что мне предстоит делать. Только в 1977 году он сказал:
«Каждому я дам четкие указания, и вы будете им следовать. Лама Гендюн будет передавать все поучения Ваджраяны: руководить ретритами и учить йогам. Кхьенпо Цултрим – заниматься передачей всех философских учений, а Оле и Ханна – основывать центры».
Шестнадцатый Кармапа тогда сказал, что мы должны быть вместе.
В то время Калу Ринпоче приступил к проведению трехлетних ретритов. Оле и Ханна спросили Кармапу, могут ли они уйти в один из ретритов в Дордони. Он ответил: «В этом нет необходимости, вы должны заниматься своим делом».
— Лама Оле и Ханна советовались, надо ли им уйти в трехлетний ретрит?
— Я помню, как они спросили об этом, и Шестнадцатый Кармапа ответил:
«Вам не нужно уходить в ретрит. Вы должны начать основывать центры».
В 1983 году Гендюн Ринпоче начал распространять все поучения Ваджраяны. Оказалось, это очень сложная задача – есть множество поучений, которые люди не в состоянии понять. Прохождение трехлетнего ретрита не гарантирует результатов. Некоторым людям следует сильнее углубляться в суть. Думаю, тогда мы сделали первые шаги, но в дальнейшем должны стремиться к большему. Переводы более или менее в порядке, в них прослеживается некоторая система, но это не цель. В любом случае семена уже посажены, и это очень хорошо.
Кхьенпо Цултрим не последовал совету Шестнадцатого Кармапы; на протяжении года он давал поучения в Дордони, а потом основал свой собственный центр. В 1994 году место Кхьенпо занял Топга Ринпоче, а после его кончины пришли Кхьенпо Чёдраг и другие. Сегодня центр продолжает функционировать, поскольку Шестнадцатый Кармапа составил четкий перечень поучений, которые должен давать Кхьенпо, и мы неизменно следуем ему.
Вначале Лама Оле и Ханна Нидал сконцентрировали свою активность в Европе; постепенно их начали приглашать всюду, и сейчас у них есть связи во всем мире.
— Пожалуйста расскажите, как вы впервые познакомились с Ламой Оле и Ханной Нидал. Какие у вас были отношения?
— Когда они впервые встретили Шестнадцатого Кармапу в Катманду, я был в Румтеке. Кажется, нас познакомил Лопён Цечу Ринпоче. Позднее они приехали в Румтек; конечно, иностранцев там было не так много. Кармапа их принял очень тепло и дал поучения. Их связывали очень близкие отношения, поэтому мы были рады присутствию Оле и Ханны. Они все глубже во все вникали и приезжали каждый год, и мы все больше симпатизировали друг другу. Их связь с Шестнадцатым Кармапой тоже крепла. Когда мы отправились в путешествие по Европе, Лама Оле и Ханна повсюду нас сопровождали, связь становилась еще сильнее. Мы начали наш совместный путь в Лондоне и продолжили его вместе по всей Европе и Америке.
— Какое у Вас было первое впечатление, когда Вы встретили Оле и Ханну?
— Оле мне казался очень молодым, сильным и, конечно, приятным человеком, всегда улыбающимся и очень радостным. Ханна была милой, очень мягкой и излучала дружелюбие. Все их любили.
— Сейчас вы занимаете должность генерального секретаря Семнадцатого Кармапы. Сравните сегодняшнее развитие Дхармы в Европе с тем временем, когда Вы начинали свою деятельность.
— В настоящее время люди неплохо усвоили основы Дхармы. Мне кажется, что в целом она приносит пользу многим – и это хороший результат. Но есть вещи, которые надо развивать, чтобы Дхарма укоренилась в Европе. Чтобы Учение Будды не исчезло, прежде всего мы не должны забывать о глубоких поучениях Ваджраяны и важных философских учениях. Связь с поучениями и методами, которые все могут использовать; пояснения к некоторым наставлениям; простые, но глубокие упражнения – все они прочно укоренились. Каждый может применять их в своей практике.
Дхармой все больше интересуются в обществе – думаю, это неплохо. Как показывает опыт, это очень важный этап. Например, в Индии Дхарма быстро исчезла, потому что большая часть поучений и практик не распространялась за пределы монастырей и мест отшельничества. Миряне не знали Дхарму. Когда одну религию быстро уничтожили, люди начали искать другую. Вот почему Индия потеряла буддизм. Ислам проникает в жизнь каждой семьи – в этом сила мусульман. Каждый из мусульман отчасти практикующий. В прошлом в Азии основное население практиковало буддизм, но большинство людей не обладали глубокими знаниями Дхармы. Отчасти так же происходит и у живущих здесь католиков. Поэтому проникновение Дхармы в общество – это хороший знак.
— Ваша активность во Франции, когда вы впервые принесли Дхарму на запад, – ваш первый опыт – он был другим?
— Вначале мы об этом не думали. Практиковали только несколько человек, и все напоминало старую ситуацию Индии или Тибета: одни говорят, что делать, другие следуют за толпой. Сейчас все изменилось. Многие знают, как практиковать, и это хорошо. Люди понимают значение Дхармы, которая проникает в жизнь каждой семьи. Это создает прочный фундамент. Уже с этой ступени те, кто захочет сконцентрироваться на чем-то конкретном, могут развиваться самостоятельно. Поэтому риск, что Дхарма исчезнет, небольшой.
— То есть можно сказать, что это исторический успех…
— Да.
— Часто говорят, что вы с Ламой Оле достигали таких хороших результатов, потому что следовали пожеланиям Шестнадцатого Кармапы. Что это были за пожелания?
— Я думаю, главным пожеланием Кармапы всегда была помощь людям – в этом направлении Дхарма лучше всего помогала разбираться с жизненными проблемами. Мы стараемся помочь людям там, где это нужно, поэтому возникает много связей. Многие не чувствуют необходимости подниматься на более высокие уровни Дхармы, они просто хотят решить свои проблемы. И когда они применяют методы, это всегда приносит результат.
— Пожалуйста, расскажите о том, как важно развивать доверие в линии преемственности Кагью.
— Благодаря преданности и связи с ламой в традиции Кагью ваши знания возрастают. Передача пришла от Марпы, а до этого в Индии она развивалась за счет преданности Наропы его Гуру Тилопе, и так далее. Питая доверие к ламе, вы подсознательно принимаете его благословение. Не так важно, что вам об этом известно, поскольку смысл живет внутри вас. Поэтому в линии Кагью могут встретиться важные ламы, которым не обязательно быть учеными. По сути, любой человек может обладать мудростью, развивая преданность.
Чтобы усилить преданность и приобрести твердую уверенность в учителе, с которым мы создаем сильную связь, существуют практики Гуру-йога и нёндро. Такая комбинация приводит к возникновению глубокого сопереживания. Мы можем быть свободными от влияния негативных кармических условий, когда у нас есть преданность, – мы можем переживать очищения или что-то подобное, но при этом быстрее развиваться.
Глубокая связь c ламой создает возможность углубить знания и мудрость более легким способом, просто через практику. Если присмотреться, глубокие поучения линии Кагью очень просты. Вот почему так много людей их не понимают: им нужны более интеллектуальные поучения. Если вам все понятно, не надо будет учиться и много заниматься индивидуально. Мы вынуждены учиться, чтобы избавиться от сомнений, но глубокая преданность благословению растворяет сомнения естественным образом. Это такой искусный прием; характерная для линии Кагью передача.
— Как бы вы объяснили, что означает «преданность», тому, кто встретился с буддизмом впервые?
— Людям всегда нужен кто-то, на кого можно положиться, поэтому в какой-то степени преданность – это способность доверять. Когда они встречают высокого ламу, они испытывают доверие. Получая методы и начиная применять их, люди чувствуют происходящие с ними изменения, и все больше убеждаются в действенности средств, которые используют. Таким же способом можно развить преданность. Есть и другой путь – интеллектуальный: вы много знаете и с этого уровня воспринимаете вещи не так, как обычный человек; этим путем вы также можете развить преданность.
— Вы говорите, что Гуру-йога важна. Почему?
— Гуру-йога очень проста – это связь с ламой, и вам ничего больше не надо делать. Особенно важно, что при определенных хороших кармических накоплениях это означает личную связь. Тогда вы чувствуете, что вещи меняются, не зная об этом. Вы становитесь более открытым, более восприимчивым и не таким беспокойным. Если вас что-то раздражает, то это уже не оказывает такого сильного влияния, понимание приходит быстрее. Такая небольшая разница восприятия отличает вас от обычного человека, потому что практика приводит к развитию. И если вы продолжаете, то концепции разрушаются быстрее и все становится более ясным.
— У меня сложилось впечатление, что, если следовать поучениям Гуру-йоги, которые вы дали, развитие происходит весьма спонтанно. Не могли бы вы рассказать об этом больше?
— Сначала вы получаете поучения; затем находите убедительных лам или учителей; потом вы практикуете – а это дело привычки, – и развивается спонтанность. Возьмем пример: наша главная проблема – привязанность к обусловленному существованию. Однако невозможно изолироваться от мира. Даже если вы захотите сделать это, вам не удастся, потому что у вас существуют слишком глубокие привязанности. Проблема привязанности заключается в том, что всплывают всевозможные переживания: вам что-то не нравится, что-то очень не нравится, вам плохо, вы боретесь с трудностями, испытываете много злости – это смесь разных страданий.
Когда вы практикуете, ситуация меняется. Вы не можете все бросить, но трудные ситуации и события становятся не так важны. Понимая, что они не играют большой роли, вы чувствуете себя гораздо свободнее. Если происходит что-то хорошее, вам это нравится, если ничего не происходит, вы воспринимаете это легко. Можно сказать – это прогресс. То же происходит со всеми эмоциями: форма меняется, и вы меняетесь в своем отношении к людям. С ними нелегко, но вы воспринимаете это с пониманием, трудности уже не кажутся такими сложными, и вы осознаете, почему люди не всегда милы и порой ведут себя неестественным образом. Ваш ум раскрепощается, и становится проще соглашаться и устанавливать контакты с людьми. В этих действиях больше сочувствия и любви. Это очень естественно.
Благодаря практике Гуру-йоги возникает много открытости. Позже вы сможете понять, как оставаться неотделимым от сущности Гуру. Благодаря этому ваши знания, понимание, взгляд и чувства совершенствуются. Искаженное восприятие ослабевает, развитие происходит без принуждения, из-за этого меняются тенденции. Старые привычки, вовлекающие нас в сансару, слабеют. Мы пользуемся ими, когда возникает необходимость, но корни их уже не так глубоки. Это означает освобождение от иллюзорных представлений. Поэтому, достигнув такого состояния, вы уже никогда не попадете в низшие миры, ведь условия не так важны и, по сути, сознание не цепляется за них. Повторения и практика придают уму позитивный настрой.
— Вопрос, касающийся Гуру-йоги: вы говорили, что когда медитируешь на особую форму Кармапы, то на самом деле медитируешь на ее сущность. Следовательно, когда делаешь медитацию на Шестнадцатого и Восьмого Кармапу, фактически выполняешь ту же медитацию?
— Отличается структура текста, но суть медитации та же.
— Мы будем скоро получать посвящения. Как получение посвящения –благословения помогает нам в повседневной практике?
— Это похоже на то, как главная линия передачи и благословения появилась в Тибете благодаря Марпе и Речунгпе. Принятие благословения оставляет отпечаток в уме, что уменьшает количество препятствий в любой деятельности, и уже проще получать знания. Поэтому визуализация и мантра не только позволяют, но и облегчают вам это сделать. Без благословения это все равно что бросить зерно на деревянное полено – у семени есть качества, но оно никогда не прорастет. Но если бросить семя в землю, оно даст ростки. Посвящение можно сравнить с таким процессом. Ваша природа сильно связана с сансарическими тенденциями.
— Посоветуйте, как сохранять чистое видение в нашей повседневной жизни?
— Если сансарические тенденции не так сильно цепляются за наш ум, то и с чистым видением не возникнет особых проблем. Чистому видению мешают наши гордость, зависть, гнев – пока есть эти мешающие эмоции, не будет чистого взгляда. Я не говорю о том, что у вас совсем не будет мешающих эмоций, просто они примут форму временных концепций. Вы можете понаблюдать за собой: как я вел себя в прошлом и как непринужденно действую сейчас. Раньше я не мог делиться с другими, полностью их поддерживать и т. д. – у многих практикующих были такие переживания. Сейчас я чувствую, что могу быть щедрым с окружающими, поддерживать их, и причиной всему то, что изменилось мое отношение к привязанности. То же произошло с гордостью и злостью, так что даже если это сложный человек, я могу ему помочь. Это настоящий путь к применению преданности и сострадания.
Вопросы подготовлены международной командой журнала Buddhism Today. Перевод с английского: Яна Кузнецова
Этот текст был опубликован в 24 номере журнала «Буддизм.ru»