Линия Джамгёнов Конгтрулов

Алексей Акулов

Четвертый Джамгён Конгтрул Карма Мингьюр Драгпа Сэнге на лекции в Варшаве

Перерождаясь в различных странах и телах, он принес огромную пользу множеству существ, сыграл значительную роль в становлении и развитии буддизма. 

VI веке до н.э. Джамгён Конгтрул был Анандой — ближайшим учеником и сподвижником исторического Будды. Родившись в Тибете, он стал известным переводчиком Вайрочаной. По просьбе Гуру Ринпоче он переводил тексты с санскрита и распространял Учение в Стране снегов.

Появление Джамгёна Конгтрула было предсказано Буддой в Самадхираджа-сутре, а также Падмасамбхавой в термах (тайных поучениях, спрятанных для будущих поколений). Переводчик Вайрочана, покидая этот мир, сообщил ученикам, что одним из множества имен, которые будут носить его перерождения, станет имя Лодрё Тхае. 

Его Святейшество Кармапа V Дешин Шегпа предсказал, что во времена между четырнадцатым и пятнадцатым воплощениями Кармап на свет появится высокореализованный мастер, имя которого будет начинаться с тибетской буквы «ка». 

Первый Джамгён Конгтрул Лодрё Тхае

Джамгён Конгтрул Лодрё Тхае, первый лама этой линии, родился 14 декабря 1813 года, во времена Кармапы XIV Тхегчога Дордже, на юго-востоке Тибета (местность Кхам), в семье практикующих белый бон. Это был столь необыкновенный ребенок, что окружающим казалось, будто он явился из мира богов. Семья мальчика хотела, чтобы он стал выдающимся практиком, так что до 16 лет он следовал духовным наставлениям традиции бон. Затем ребенка отправили в монастырь Шечен традиции Ньингма, где он принял монашеские обеты.

Позже на способного юного монаха обратил внимание брат Ситу Ринпоче и забрал его в Палпунг — монастырь традиции Кагью, основателем которого был Ситупа Пема Ньиндже. Там в возрасте двадцати лет Лодрё Тхае заново принял обеты монаха, но уже под духовным руководством Ситу Ринпоче. 

Желая, чтобы талантливый юноша остался в монастыре, Ситу признал его тулку и дал ему имя Конгтрул Йонтен Гьямцо, где «конг» непосредственно указывает на то, что он признан перерождением реализованного мастера из провинции Конгпо, а корень «трул» означает «тулку». 

Услышав об удивительном молодом монахе, Кармапа XIV пригласил его в Цурпху — главный монастырь Кармап в Тибете. В Цурпху Конгтрул принял у Его Святейшества обет Бодхисаттвы. Так у него появилось еще одно имя — Бодхисаттва Лодрё Тхае. 

Тхегчог Дордже ясно увидел в нем излучение Будды Вайрочаны, который приходил на Землю в разных воплощениях, а теперь вернулся как первый Джамгён Конгтрул. Это так тронуло Лодрё Тхае, что он решил написать историю этих воплощений. 

Впоследствии Джамгён Конгтрул получил множество поучений от Кармапы XIV и более чем от сотни других мастеров медитации. В двадцать пять лет он уже стал известным духовным учителем, к которому многие обращались за поучениями Дхармы и за наставлениями по грамматике санскрита и тибетского языка. 

Со временем он собрал все наставления, все передачи старых тибетских школ буддизма и объединил их в собрание, известное как «Пять Великих Сокровищ Лодрё Тхае». Для тибетского буддизма этот труд имеет огромное значение. 

Первый Джамгён Конгтрул был разносторонней личностью: он сочинял философские труды, давал наставления по индийской и китайской астрологии, грамматике, а его книги по медицине поныне высоко чтят тибетские врачи. Он оставил после себя более 120 трудов. По его словам, все, что им написано, появилось «в перерывах между медитациями». 

Ради сохранения буддийских знаний Джамгён Конгтрул вместе с Джамьянгом Кхьенце Вангпо и другими ламами нереформированных школ тибетского буддизма — Кагью, Ньингма и Сакья — создал движение римэ. Оно было призвано сохранить богатство методов и практики каждой отдельной школы, независимо от числа ее последователей, ведь некоторые традиции тогда находились на грани исчезновения. 

Лодрё Тхае проводил много времени в одиночных ретритах. Он был также известным тертоном — йогином, находящим скрытые поучения, — и со временем стал великим вместилищем этих учений-терм.

После смерти Тхегчога Дордже на плечи Джамгёна Конгтрула легла важная задача — быть наставником следующего воплощения Кармапы. Все передачи, которые Лодрё Тхае получил от Кармапы XIV, он передал следующему Кармапе, Кхакхьябу Дордже. Первый Джамгён Конгтрул был весьма искусен в живописи, поэзии, литературе и других искусствах. Все эти знания он тоже передал Пятнадцатому Кармапе. 

Зная, что его учитель скоро покинет этот мир, Кармапа попросил Джамгёна Конгтрула переродиться в его семье, и тот согласился. 19 января 1899 года, в возрасте 87 лет, он покинул этот мир. Спустя несколько лет после смерти Лодрё Тхае Пятнадцатый Кармапа увидел во сне двадцать пять эманаций Джамгёна Конгтрула. Было не вполне ясно, придет ли в этот мир только одна или все двадцать пять появятся одновременно. 

Одна из главных его эманаций переродилась сыном Кармапы. По этой причине Второй Джамгён Конгтрул также известен под именем Карсе Конгтрул, что дословно значит «Конгтрул, сын Кармапы» («кар» означает Кармапа, а «се» — «сын»).

Второй Джамгён Конгтрул Палден Кхьенце 

Второй Джамгён Конгтрул Палден Кхьенце родился в 1902 году в Палпунге. У Кармапы XV Кхакхьяба Дордже было много детей, но Джамгён Конгтрул отличался от своих братьев и сестер. 

С самого раннего детства он проявлял огромное уважение к Кармапе — не только как к отцу, но и как к учителю. Мальчик рос под духовным руководством Кхакхьяба Дордже и получил все устные наставления традиции Карма Кагью. 

Перед смертью Его Святейшество Кармапа оставил ученикам письмо о том, где следует искать его перерождение. Через несколько лет это письмо нашел и прочитал Беру Кхьенце Ринпоче. Вместе с Ситу Пемой Вангчугом Гьялпо и Палденом Кхьенце Озером он отыскал реинкарнацию своего великого учителя. 

У юного Шестнадцатого Кармапы было два коренных гуру, от которых он получил много устных поучений. Это были Ситу Пема Вангчук Гьялпо и Джамгён Конгтрул Палден Кхьенце, но именно последний передал Кармапе опыт Махамудры. Это произошло в монастыре Цурпху. 

Несколько месяцев Конгтрул давал Его Святейшеству объяснения по Великой печати, пока тот не постиг их суть. До этого Кармапа получил посвящение от Ситу Пемы Вангчуга Гьялпо и знал смысл Махамудры, но постижение пришло к нему именно благодаря Джамгёну Конгтрулу Палдену Кхьенце. 

Примечательно, что Второй Джамгён Конгтрул обрел постижение благодаря Пятнадцатому Кармапе, а тот, в свою очередь, благодаря Первому Джамгёну Конгтрулу. Так происходит передача линии преемственности. 

Большую часть времени Палден Кхьенце Озер проводил в медитации и считался одним из самых известных мастеров Махамудры. Он был очень предан Шестнадцатому Кармапе — так же сильно, как и его предшественнику. 

В один из последних дней жизни Палдена Кхьенце старшие монахи спросили, где искать его будущее перерождение. Он ответил, что вскоре родится в Центральном Тибете. Он также сообщил имена родителей и название долины, в которой жила его будущая семья. 

Прощаясь с учениками, он добавил, что волноваться не стоит, поскольку мудрый Шестнадцатый Кармапа обязательно его отыщет. С именем своего коренного Ламы — Кхакхьяба Дордже — на устах Второй Джамгён Конгтрул скончался в возрасте 49 лет 10 мая 1952 года.

Третий Джамгён Конгтрул с Кармапой ХVI
Третий Джамгён Конгтрул с Кармапой ХVI

Третий Джамгён Конгтрул Лодрё Чёки Сэнге 

Третий Джамгён Конгтрул Лодрё Чёки Сэнге родился 1 октября 1954 года. Участники поисковой группы знали имена родителей и точное количество детей в семье. Однако, прибыв на место и найдя указанную семью, они столкнулись с препятствием. Совпадали имена родителей, но одного ребенка в семье не хватало. Его Святейшеству Кармапе было отправлено сообщение с вопросом, правильно ли найдена семья или стоит продолжить поиски. 

Кармапа XVI развеял сомнения, ответив, что его посланцы забыли посчитать ребенка в утробе матери. Так монахи нашли перерождение Джамгёна Конгтрула и со всеми почестями привезли его в монастырь Цурпху. Там в возрасте года и пяти месяцев мальчик был объявлен третьим в гирлянде воплощений Джамгёнов Конгтрулов. В 1956 году вместе с родителями он приехал в паломничество в Индию, где и остался из-за ухудшения политической обстановки на родине. 

В 1959 году ситуация в Тибете обострилась, и Шестнадцатый Кармапа в сопровождении свиты из 160 человек покинул Цурпху — место, которое служило Кармапам резиденцией с XII века.

Прибыв в Сикким, Кармапа занялся восстановлением монастыря Румтек, который построил еще Девятый Кармапа Вангчуг Дордже в XVI веке. Именно в Румтеке в возрасте шести лет Третий Джамгён Конгтрул был возведен на трон. 

Лодрё Чёки Сэнге был сыном сердца Его Святейшества. Кармапа уделял большое внимание его образованию, и скоро молодой тулку достиг высот в изучении Дхармы. Все биографы отмечают, что он был образцовым учеником, монахом, а потом учителем и духовным наставником. 

В 1974 году Джамгён Ринпоче сопровождал Его Святейшество Гьялву Кармапу в поездке по Америке, Европе и Юго-Восточной Азии. После ухода Кармапы в паранирвану Ринпоче старался выполнять его пожелания, максимально распространяя Дхарму Будды, и продолжал путешествовать с поучениями по Европе и Азии. 

Лодрё Чёки Сэнге был известен своей благотворительной деятельностью. Для помощи нуждающимся он создал в Индии и Непале сеть благотворительных организаций: «Фонд Ригпе Дордже» с отделениями в США, Канаде, Франции, Швейцарии и Германии; фонды «Парамита» в Индии и «Ананда Санг» в Непале. Он открыл приют для бездомных детей и стариков в Западной Бенгалии, центр медицинской помощи для жителей отдаленных районов, школу для детей бедняков. 

Кроме того, он инициировал программу диагностики и лечения катаракты в отдаленных населенных пунктах на базе открытой им общественной глазной клиники. Созданные им благотворительные организации сотрудничали с фондами помощи детям-инвалидам.

Джамгён Конгтрул основал несколько монастырей в Индии, Непале и Тибете. Среди них — его резиденция, монастырь и ретритный центр Пулланахи в Непале. 

Исполняя пожелания своего коренного учителя, он в 1984 году приступил к строительству Института высшего буддийского образования Карма Шри Наланда, который был открыт в Румтеке в 1987 году. Там обучалось около 150 студентов. В 1988 году Ринпоче построил монастырь в Калимпонге (Западная Бенгалия) для 108 монахов; многие проходили там трехлетний ретрит. И это только часть его деятельности. 

В 1981 году после кремации Его Святейшества на большом собрании Кагью было принято решение о том, что в отсутствие Кармапы во главе линии будут стоять четверо ринпоче: Кюнзиг Шамарпа, Тай Ситупа, Джамгён Конгтрул и Гошир Гьялцаб. 

Лодрё Чёки Сэнге принял активное участие в поисках семнадцатого перерождения Кармапы. Несколько раз совершал длительные поездки в Тибет; в последней из них, незадолго до кончины, он провел почти три месяца. 

Готовясь в очередной раз отправиться на поиски воплощения своего учителя, 26 апреля 1992 году в возрасте 38 лет он погиб в автомобильной катастрофе в Индии.

Гьялцаб Ринпоче, Джамгён Конгтрул Ринпоче, Ситу Ринпоче и Шамар Ринпоче с Кармапой ХVI
Гьялцаб Ринпоче, Джамгён Конгтрул Ринпоче, Ситу Ринпоче и Шамар Ринпоче с  Кармапой ХVI

Четвертый Джамгён Конгтрул Карма Мингьюр Драгпа Сэнге 

Четвертый Джамгён Конгтрул Карма Мингьюр Драгпа Сэнге родился 17 декабря 1995 года в долине Катманду. Его отец, Второй Беру Кхьенце Ринпоче, один из ближайших учеников Шестнадцатого Кармапы, имел уже трех дочерей и с нетерпением ждал рождения сына. 

Первый Беру Кхьенце — это воплощение Джамьянга Кхьенце Вангпо, учителя и друга Первого Джамгёна Конгтрула Ринпоче. Эти две линии тулку на протяжении многих поколений поддерживают друг друга и перерождаются рядом. 

За день до его рождения Чогье Тричен Ринпоче, старейший лама школы Сакья, сказал перед многими ламами и тулку, что «сегодня из храма Великого Манджушри прибыл Джамгён Конгтрул». 

Примерно через год в Бодхгайе произошла первая встреча Конгтрула с Гьялвой Кармапой XVII. Сам Джамгён Конгтрул говорит, что плохо помнит те события. Кто-то привел его в комнату Кармапы. Его Святейшество сидел на троне, а рядом стояла небольшая чашка с рисом. Кармапа взял горстку и кинул рис в воздух. Все, кто был в комнате, сказали, что это подношение мандалы. Его Святейшество радостно произнес: «Сегодня хороший и благоприятный день. Я рад тебя снова видеть». 

Он обратился к кому-то из ринпоче, стоявших рядом: «Вне сомнений, этот ребенок — реинкарнация предыдущего Джамгёна Конгтрула Лодрё Чёки Сэнге». Так он был узнан и стал держателем линии Джамгёнов Конгтрулов. Шамар Ринпоче и позднее Далай-лама подтвердили его перерождение. В 1997 году по просьбе Беру Кхьенце ламы провели для Сэнге церемонию стрижки волос. 

Первые семь лет Четвертый Джамгён Конгтрул Ринпоче провел с родителями, а следующие семь — в монастыре, где он изучал Дхарму, ритуалы, грамматику тибетского языка и иные науки. 

Затем, с четырнадцати до девятнадцати лет, он учился в буддийском институте. Там предметом его изучения были священные тексты, философия и логика. На экзаменах Ринпоче показал отличные результаты. 

Он получил множество передач Ваджраяны — как линии Карма Кагью, так и других буддийских школ, — в том числе передачу и устные наставления по практике Махамудры. В 2016 году впервые в истории линии Джамгёнов Конгтрулов произошло знаменательное событие — Семнадцатый Кармапа Тринле Тхае Дордже вручил Четвертому Джамгёну Конгтрулу Красную корону. 

В конце 2017 года Ринпоче провел два месяца в Европе, давая многочисленные поучения и посвящения в Германии, Польше, Венгрии и Франции. Он хорошо говорит по-английски, поэтому чаще всего давал поучения в Европе именно на этом языке. 

Во время Кагью мёнлама в Бодхгайе, где собираются все высокие ламы нашей традиции, его трон стоит слева от трона Кармапы. Особо следует отметить широкую улыбку тулку, которая безгранично светит всем живым существам.

Этот текст был опубликован в 33 номере журнала «Буддизм.ru»