Кармапа в Красной Короне. Часть II

Элизабет Хадерер

Изучая и рассматривая статуи и изображения Шамарп, мы видим перед собой не только реальных персонажей, с которыми можем обрести связь, но также и Будду, одно созерцание которого способно зародить в уме семена Освобождения и Просветления.

Читать статью «Кармапа в Красной короне. Часть I»

Портреты Шамарп, с Шестого до Десятого, в контексте их легендарных духовных биографий (тиб. намтар).

Несколько портретов Шестого Шамарпы Чекьи Вангчуга (1584 - 1630 гг.)

Шестой Шамарпа родился в 1584 году в Шоулунге (Дрикунг, Центральный Тибет). Когда ему было пять лет, этого исключительного ребенка узнал его учитель Девятый Кармапа Вангчуг Дордже и возвел на трон в монастыре Янгпачен.

Шамарпа получил от Кармапы все важные поучения. В возрасте двенадцати лет он уже был признанным мастером медитации. За очень короткое время Шамарпа научился свободно изъясняться на санскрите. В шестнадцать лет он обрел известность как ученый, мог пересказать наизусть тридцать две книги, в том числе текст Праджняпарамиты (Совершенной Мудрости), тексты винаи (о монашеских правилах), Абхидхармы (буддийской философии), а также медицинские трактаты, труды об искусстве и ремеслах, в том числе на санскрите. Шамарпа обучался в учебных заведениях разных буддийских традиций и быстро стал одним из величайших ученых своего времени. Лучшие философы восхищались его способностями, говорили: «Это Бодхисаттва Манджушри собственной персоной!»

Будучи бесспорным мастером дебатов, он побеждал во всех научных дискуссиях, особенно с бонпо (последователями местных тибетских верований). Часто после дебатов оппоненты Шамарпы переходили в буддизм и становились его учениками — таковы были правила ведения научных споров в те времена.

Рис. 1. Шестой Шамарпа, тханка, Восточный Тибет, конец XVIII века, 98 x 60 см, собрание Рубина, Нью-Йорк

На тханке XVIII века из Восточного Тибета (рис. 1) Шестой Шамарпа сидит на троне, который выполнен в пышном китайском стиле и богато украшен. На голове у него «фирменный знак» — Красная корона. Три вида красных одежд означают, что он Будда, Пробужденный. На этом портрете Шамарпа представлен чуть в профиль, черты лица точно и четко очерчены в реалистичном китайском стиле. Маленькие миндалевидные глаза с веками в форме волны и длинные ушные раковины — особые признаки Будды (санскр. лакшана). Его окружает прозрачный ореол, который показывает, что мастер обрел постижение, но уже умер.

Рис. 2. Шестой Шамарпа Чёкьи Вангчуг, настенная живопись, художник Дензонг Норбу (род. в 1937 г.), 90-е годы XX века. Монастырь школы Карма Кагью Дхагпо Кундрёл Линг, Ле Бост, Франция (фото: Элизабет Хадерер).

В большинстве случаев Шестой Шамарпа изображается с жестом вращения колеса Дхармы (как на рис. 1 и 2), в его руках два лотоса: на одном меч, на другом — книга мудрости. Это атрибуты Бодхисаттвы Мудрости Манджушри (тиб. Джампал Янг); Чёкьи Вангчуг был его излучением.

Радужные облака за троном, идиллический пейзаж с оcтроверхими скалами, сине-зеленые холмы, хвойные деревья и водопады символизируют Чистую страну. Изогнутое персиковое дерево, сосна и бамбук — китайские символы долгой жизни и процветания. В правом верхнем углу тханки мы видим красную женскую Будда-форму Курукуллы (тиб. Ламо Ригджема). Справа от трона Шамарпы находятся некоторые из его учеников, среди которых Пятый Гьялцаб Драгпа Чоянг (1618–1658).

В 1611 году Чёкьи Вангчуг встретился со своим главным учеником и будущим держателем линии Карма Кагью Десятым Кармапой Чёйингом Дордже (1604 – 1674). Встреча состоялась в окружении трех тысяч монахов и практиков, в лагере вблизи монастыря Зурманг.

Десятый Кармапа так описал в автобиографии этот волнующий момент: «Бодхисаттва Чёкьи Вангчуг (Шестой Шамарпа) взял драгоценную Черную корону и отдал мне со словами: «Это драгоценная корона, один взгляд на которую имеет смысл. Возьми ее, потому что она достойна твоей головы!» Со своей стороны, я, Десятый Кармапа, в силу молодого возраста и потому что почувствовал в своем сердце счастье, взял корону обеими руками и водрузил себе на голову. Бодхисаттва тоже был явно счастлив. Он почтительно сложил передо мной ладони, смотрел на меня и смеялся».

Слава Шестого Шамарпы широко распространилась, и местные правители стали приглашать его ко двору. Так, например, Шамарпа посетил китайское королевство «Цзян в Лицзяне, на юго-западе провинции Юньнань». Там он дал поучения Махамудры, а в одном из монастырей традиции Карма Кагью исправил ошибки в различных изданиях Кангьюра, буддийского канона.

В 1630 году, незадолго до своей смерти, по приглашению короля Непала Лакшминарасимхи Малла (1620–1641 гг.) Шамарпа совершил паломничество в Катманду. Там он поверг в изумление брахманов своим исчерпывающим знанием санскрита. Он ездил на слоне, которого получил в подарок. И, конечно же, посетил ступы Боднатх и Сваямбху.

Рис. 3. Шестой Шамарпа Чёкьи Вангчуг (1584–1630), глиняная статуэтка, ок. 1630 года (?), создана незадолго до его смерти (принадлежала недавно умершему Четырнадцатому Шамарпе Чёкьи Лодрё (1952–2014).

В биографии мы читаем, что Шестой Шамарпа сделал маленькую статую из глины, которая изображала его самого, затем раскрасил ее и благословил. Автопортрет (рис. 3) представляет мастера полным сил, его лицо имеет мягкие очертания с округлым подбородком и маленьким ртом. Глаза продолговатые, что подчеркивается темным контуром. Пронзительный взгляд добавляет статуе жизни. Правая рука — в жесте призывания Земли в свидетели, левая лежит на коленях и держит текст.

Рис. 4. Шестой Шамарпа, серебро, начало XVII века, высота 12,5 см.

Серебряная статуя (рис. 4) изображает Шестого Шамарпу иначе: правая рука на уровне сердца в жесте передачи учений или дарования Прибежища, левая держит вазу с нектаром и растением долгой жизни. На голове Красная корона, украшенная двойным дордже. Фигура статуи такая же, как и у глиняной (рис. 3), лицо округлое, только лоб чуть меньше, глаза поставлены ближе, а рот немного выше. Статуя выглядит так, будто ее глаза не были «открыты», то есть раскрашены. Но основание статуи закрыто и, скорее всего, содержит традиционное наполнение. Надпись на тыльной стороне прямоугольного тибетского пьедестала подтверждает, что статуя тоже благословлена лично Шестым Шамарпой: «Слава представителю Гьялвы, Шестому держателю Красной короны, победоносному Гарвангу Чёкьи Вангчугу! Эту статую благословил он сам зернами ячменя».

Шестой Шамарпа был не только великим мастером медитации и ученым, но также успешно выступал посредником между враждующими сторонами тибетской «гражданской войны». Она произошла в XVII веке из-за борьбы между руководившим школой Гелуг Пятым Далай-ламой Нгавангом Лобсангом Гьямцо (1617–1682) и королевской семьей из Цанга, традиционно связанной со школой Кагью.

В 1630 году Шестой Шамарпа заболел. Десятый Кармапа ухаживал за любимым учителем до самой смерти в уединенном красивом месте, которое нашел по его просьбе.

В автобиографии Десятого Кармапы мы читаем, что он, будучи в то время в возрасте 26 лет, плакал при мысли о приближении смерти учителя. Шамарпа утешал его, давая поучения о непостоянстве всех явлений. Шестой Шамарпа, по-видимому, умер легкой смертью (источники не уточняют какой) «пасмурным утром 28 дня девятого месяца Железной Лошади (1630 год)» после восьми месяцев болезни. В первые мгновения после смерти учителя Десятый Кармапа оставался неподвижным, будто скованный параличом. Слугам пришлось плеснуть ему на лицо холодной воды, чтобы вывести из оцепенения.

По окончании траура Кармапа перевез тело учителя в монастырь Цурпху. Он приказал зажечь множество масляных ламп, забальзамировать тело Шамарпы шафраном и сандалом и облачить его в прекрасные шелковые одежды пяти цветов, символизирующих пять элементов. Повсюду были разосланы гонцы с известием о смерти учителя. Поэтому на похоронные церемонии собралось огромное количество монахов и мирян.

Кармапа поместил тело Шамарпы в серебряную ступу, украшенную бесчисленными драгоценными камнями; ее выполнили приглашенные в Цурпху мастера из Непала. После того как завершилась трехлетняя работа над реликварием, Его Святейшество поручил строителям из Центрального Тибета возвести над ступой небольшой храм. Говорят, что Кармапа лично носил на спине камни для строительства.

Два портрета Седьмого Шамарпы Йеше Ньингпо (1631-1694)

Седьмой Шамарпа родился в 1631 году в Гологе (провинция Кхам Восточного Тибета), согласно пожеланиям своего сына сердца — Десятого Кармапы Чёйинга Дордже. Хотя он рос в простой кочевой семье, уникальные качества просветленного ума проявились в нем очень рано. Когда Кармапа благодаря силе своей интуиции понял, что Шамарпа уже вновь родился, он пешком, в одежде простого странника направился из китайского изгнания в Восточный Тибет. Молодой Шамарпа тогда пас стадо овец и каждый день ждал своего Учителя. После долгого и утомительного путешествия Кармапа, чья одежда почти превратилась в лохмотья, наконец добрался до реки, у которой жил мальчик. Увидев Кармапу издали, юный Шамарпа переплыл реку и склонился перед Учителем. С разрешения родителей Кармапа забрал своего духовного сына в Китай, где дал ему образование и признал Седьмым Шамарпой. Когда политическая ситуация в Тибете успокоилась, оба вернулись на родину. Седьмой Шамарпа признал Одиннадцатого Кармапу Йеше Дордже (1676–1702) и дал ему образование. Умер Йеше Ньингпо в 1694 году в возрасте 63 лет.

Рис. 5. Седьмой Шамарпа Йеше Ньингпо (1631–1694), тханка, Восточный Тибет, начало XX века, монастырь Румтек, Сикким, Индия.

На тханке из знаменитого цикла портретов мастеров Карма Кагью сиккимского монастыря Румтек (рис. 5), как и в росписи ступы в Элисте (рис 6.), Седьмой Шамарпа представлен пожилым, седовласым человеком с морщинами на лице. Левой рукой он касается земли, а правую держит в жесте дарования Прибежища.

Рис. 6. Седьмой Шамарпа, настенная живопись, художник Дензонг Норбу, 2001 г., ступа в Элисте, Калмыкия, Россия (фото: Элизабет Хадерер).

В правом верхнем углу портрета из Румтека изображен «Рожденный из лотоса», Падмасамбхава (тиб. Гуру Ринпоче). Он считается отцом буддизма Алмазного пути в Тибете и основателем традиции Ньингма. Однако здесь он выполняет функцию Йидама, то есть Будда-формы, на которую Седьмой Шамарпа медитировал и с которой обрел особую связь. Падмасамбхава сидит на плывущем в облаках лотосовом троне. В правой руке на уровне сердца он держит золотой дордже, а в левой, которая лежит на коленях, — чашу из черепа. Также у него есть тантрический трезубец (санскр. кхатванга). На голове Падмасамбхавы типичная для него шапка с перьями павлина и грифа и навершием в виде половины дордже (на изображении размыто). Две фигуры в правом нижнем углу — это Тринле Рабтен и Тринле Гьямцо.

Портрет Восьмого Шамарпы Палчена Чёкьи Дёндруба (1695-1732)

Восьмой Шамарпа родился в Йолмо Кангра, что на севере Непала. По одной из версий, в день его рождения вокруг дома светились белые радуги. Согласно другой, дом, в котором он появился на свет, сам собой освещался ночью, как днем. Будучи маленьким ребенком, Чёкьи Дондруб уже рассказывал много подробностей своего предыдущего воплощения и называл различные монастыри школы Карма Кагью. Как только Одиннадцатый Кармапа услышал об этом ребенке, он сразу же направил к нему лам, которые подтвердили, что мальчик является воплощением Шамарпы.

Рис. 7. Двенадцатый Кармапа Джангчуб Дордже (1703–1732), настенная живопись, художник Дензонг Норбу (род. в 1937 г.), 90-е годы XX века. Монастырь школы Карма Кагью Дхагпо Кундрёл Линг, Ле Бост, Франция (фото: Дхагпо Кундрёл Линг).

Когда Чёкьи Дёндрубу исполнилось три года, король Непала пригласил его в Катманду, где мальчик жил до 7 лет. Затем он отправился в монастырь Цурпху в восточном Тибете, и там Кармапа официально возвел его на трон как Восьмого Шамарпу. Поскольку Чёкьи Дёндруб родился в Непале, тибетское правительство выдало ему разрешение на пребывание в стране, после чего он занял свое место в монастыре Янгпачен.

Рис. 8. Восьмой Шамарпа Палчен Чёкьи Дондруп (1695–1732), настенная живопись, художник Дензонг Норбу (род. в 1937 г.), 90-е годы XX века. Монастырь школы Карма Кагью Дхагпо Кундрёл Линг, Ле Бост, Франция (фото: Элизабет Хадерер).

Со временем Восьмой Шамарпа нашел Восьмого Ситупу Чёкьи Джунгне (1700–1774), а вскоре после этого — Двенадцатого Кармапу Джангчуба Дордже (1703–1732). В 1732 году Кармапа и Шамарпа получили приглашение ко двору императора Китая, однако вскоре после прибытия оба умерли от черной оспы. В биографии Восьмого Шамарпы мы читаем, что оба они предвидели свою смерть и потому передали руководство линией Ситупе. На стенах медитационного центра в Ле Босте Двенадцатый Кармапа и Восьмой Шамарпа изображены с текстами в левой руке (рис. 7, 8). Это символически означает мудрость или образованность. Правую «руку активности» Кармапа держит на уровне сердца в жесте передачи учений или дарования Прибежища, в то время как Шамарпа касается правой рукой земли. Они оба выглядят молодыми, вероятно потому, что Кармапа умер в возрасте 29, а Шамарпа — 37 лет.

Портрет Девятого Шамарпы Кёнчога Дэва Джунгне (1733-1740)

Очень красивая тханка в стиле Карма Гадри представляет Девятого или Десятого Шамарпу (рис. 9). Он сидит на темном деревянном троне, который выдержан в китайском стиле, богато расписан и украшен драгоценностями. На уровне груди Шамарпа держит золотой дордже и серебряный колокольчик. У него тучная фигура и округлое лицо. Раскосые глаза и приподнятые брови придают ему выражение, полное силы. На голове у Шамарпы Красная корона с тремя драгоценными камнями. На портрете отсутствует «ореол», который обычно окружает изображения высоких воплощений (тиб. тулку), Будд и Бодхисаттв.

Рис. 9. Девятый Шамарпа Кончог Дэва Джунгне (1733–1740), тханка, Восточный Тибет, XVIII век, минеральные краски на хлопке, 63,5 x 40,6 см, собрание Рубина, Нью-Йорк.

Фон тханки пустой, золотые цвета верхней части плавно переходят в сине-зеленые внизу. Такое «бесформенное» поле характерно для стиля Карма Гадри, оно было заимствовано из китайской живописи. Это также указывает на подобную пространству природу ума, из которой появляются все медитационные формы. На переднем плане мы видим вздымающиеся скалы и луг, усыпанный яркими цветами. Перед троном монах на коленях подносит учителю мандалу из риса. Рядом на земле расположены разные подарки — вазы с цветками лотоса, драгоценности, кораллы и морские раковины. На столике перед Шамарпой лежат ритуальные предметы, среди которых колокольчик и двойной барабанчик.

Рис. 10. Девятый Шамарпа, настенная живопись, художник Дензонг Норбу, 2001 г., ступа в Элисте, Калмыкия, Россия (фото: Элизабет Хадерер).

Девятый Шамарпа родился в 1733 году в бутанском Паро, и позднее его нашел Восьмой Ситупа. В то время тибетское правительство, в котором доминировала линия Гелуг, по политическим причинам издало указ о запрещении поиска и признания последующих воплощений Шамарп. Ситу Ринпоче обжаловал это постановление и выиграл дело в суде. Девятый Шамарпа умер в возрасте восьми лет.

Рис. 11. Девятый Шамарпа, настенная живопись, художник Дензонг Норбу (род. в 1937 г.), 90-е годы XX века. Монастырь школы Карма Кагью Дхагпо Кундрёл Линг, Ле Бост, Франция (фото: Элизабет Хадерер).

Портрет Десятого Шамарпы Мипхама Чёнгдруба Гьмцо (1741-1791)

На рисунке 12 мы видим свиток с довольно необычным изображением Десятого Шамарпы — основную фигуру окружают отпечатки его ладоней и стоп, которые покоятся на цветах лотоса. Отпечатки выполнены золотой краской. Сюжет выражает благословение ламы. Шамарпа сидит в позе медитации на высоком троне и синей квадратной подушке, покрытой оранжевой тканью. В левой руке на коленях в жесте медитации он держит синюю драгоценность исполнения желаний. Правая рука находится на уровне сердца в жесте передачи учений или дарования Прибежища. Красивое молодое лицо с полными губами имеет гармоничные черты. На голове у Шамарпы — Красная корона, его фигура окружена темно-синим ореолом. Прямо над ним находится Дакиня Красная Мудрость (санскр. Ваджраварахи, тиб. Дордже Пхамо), перед ним в нижней части композиции — Защитник Черный Плащ (санскр. Махакала, тиб. Бернагчен) в своей двурукой форме.

Рис. 12: Десятый Шамарпа Мипам Чодруп Гьямцо (1741–1791), тханка, Восточный Тибет, XVIII век, минеральные краски на хлопке, 71,1 x 36,8 см, собрание Рубина, Нью-Йорк.

В настенной живописи ступы в Элисте (рис. 13) и в Ле Босте (рис. 14) Десятый Шамарпа выполняет те же жесты и так же держит в руке драгоценность. На стенах медитационного центра Карма Гён в Испании (рис. 15) Шамарпа вместо драгоценности держит в левой руке текст. На тханке (рис. 12) он представлен анфас, а в настенных росписях его изобразили немного в профиль (рис. 13, 14, 15). На двух изображениях (рис. 14, 15) его Красная корона украшена двойным дордже, а на остальных (рис. 12, 13) — тремя драгоценностями. На стенах в Элисте (рис. 13) и в Ле Босте (рис. 14) Шамарпа сидит на «классическом» троне, украшенном драгоценностями и головами драконов. На тханке (рис. 12) он сидит на простом троне из подушек, со спинкой, которую украшают темно-синяя ткань и хадак, тибетский «дарственный шарф».

Рис. 13: Десятый Шамарпа, настенная живопись, художник Дензонг Норбу, 2001 г., ступа в Элисте, Калмыкия, Россия (фото: Наоми Голуева).

Десятый Шамарпа родился в 1742 году в Цанге (Центральный Тибет) и был братом Шестого Панчен-ламы Палдена Йеше (1738–1780), второго после Далай-ламы учителя в иерархии Гелуг. Еще в детстве он приводил родителей в изумление многочисленными историями из своей предыдущей жизни. Тринадцатый Кармапа Дюдюл Дордже (1733–1797) и Восьмой Ситупа Чёкьи Джунгне (1700–1774) признали его воплощением Шамарпы. Он получил хорошее образование у лучших лам разных традиций тибетского буддизма. Десятый Шамарпа посвятил много лет восстановлению буддизма в Тибете. Из-за вооруженного конфликта между гелугпинскими властями и правителями Цанга в XVII веке многие монастыри Карма Кагью были разрушены.

Рис. 14: Десятый Шамарпа, настенная живопись, художник Дензонг Норбу (род. в 1937 г.), 90-е годы XX века. Монастырь школы Карма Кагью Дхагпо Кундрёл Линг, Ле Бост, Франция (фото: Элизабет Хадерер).

Когда Шамарпа Чёдруб Гьямцо находился в паломничестве в Непале, вспыхнула тибето-непальская война. Вскоре регент умершего Далай-ламы конфисковал все монастыри Шамарпы, включая его главную резиденцию — Янгпачен, и передал их школе Гелуг. Он также выпустил декрет, запрещавший Шамарпе перерождаться. Красную корону закопали под полом монастыря Шамарпы в Лхасе, а в самом здании обосновался суд.

Чёдруб Гьямцо скончался в Непале в возрасте пятидесяти лет. С тех пор воплощения Шамарп официально не признавались вплоть до появления Четырнадцатого Шамарпы Мипхама Чёкьи Лодрё (1952–2014). Эта ситуация лишь усугубляла конфликт с гелугпинским правительством Тибета. Однажды Шестнадцатый Кармапа высказался о тех временах: «Духовная заслуга тогда иссякла. Все было пропитано политикой. Черное стало белым. Правда — неправдой. Не было никакой возможности признать или возвести на трон Шамарпу. Всё делалось тайно. Конечно, он перерождался, но официально его не признавали».

Рис. 15: Десятый Шамарпа (тибетская надпись: «Слава Десятому Шамарпе Чодрупу Гьямцо»), настенная живопись, художник Дава Лхалипа (род. в. 1962 г.), ок. 2004 года, ретритный центр «Карма Гён», Велес-Малага, Испания (фото: Элизабет Хадерер).

Согласно некоторым источникам, Одиннадцатый Шамарпа был врачом в северном Тибете и лечил своих пациентов бесплатно.

Двенадцатый Шамарпа Джамьянг Ринпоче (около 1895–1947) был сыном Пятнадцатого Кармапы Кхакхьяба Дордже (1871–1922), жил в уединении и все свое время посвящал медитационной практике. Он обрел йогические совершенства, мог оставить свой след в скале (например, такой след есть неподалеку от Шала Траг в Северном Тибете).

Тринадцатый Шамарпа Тринле Кюнкхьяб (1948–1950 гг.) был найден Шестнадцатым Кармапой, который и привез его в монастырь Цурпху. Однако Шамарпа умер, когда ему было всего 14 месяцев. Согласно имеющейся информации, в собраниях тибетского искусства отсутствуют изображения Одиннадцатого, Двенадцатого и Тринадцатого Шамарп.


Элизабет Хадерер

Элизабет Хадерер приняла Прибежище у Ламы Оле Нидала в 1998 году; в 2008 году защитила кандидатскую работу по искусствоведению на художественном факультете Венского университета на примерах того, как в тибетском искусстве представлены Кармапы. Живет и работает в Гамбурге.

Перевод с польского Сергея Мартынова. По материалам журнала Diamentowa Droga 60, 2018.

Этот текст был опубликован в 34 номере журнала «Буддизм.ru»