Кармапа II Карма Пакши. Жизнеописание

Кунга Дордже

Глава из сочинения выдающегося тибетского историка Кунги Дордже (1309-1364). Текст «Дэбтэр марпо» («Красная летопись») долго был недоступен для западных исследователей, поскольку хранился в монастырских библиотеках в Тибете. На русском языке публикуется впервые.

Досточтимый Дюсум Кхьенпа, став Татхагатой (то есть достигнув Просветления), предсказал, что он снова обретет рождение как великий славный Кармапа. Он придет ради одного своего ученика в Тибете и осуществит свои помыслы. А в будущем Кармапа родится вновь – вместе со своим окружением – и станет благодетелем, отшельником и царем ради блага тех, кого он считает полезными.

Карма Пакши родился на земле Святой Дхармы, в местности Дрилунг (долина ячих), в семье потомков царской династии (в 1204 г., год Дерева-Мыши). Его отца звали Цурца Гьяван, а мать – Синре Залангньи. Сам же он получил имя Чёдзин. В возрасте шести лет он уже умел писать, а с девяти-десяти легко постигал любые тексты, лишь однажды взглянув на них. Кроме того, у него естественным образом возникали состояния самадхи.

Когда Карма Пакши отправился в Центральный Тибет, на его пути возникло много чудесных знамений. В Тибете он встретился с Ринпоче Помдрагпой. Поняв, что перед ним тулку Дюсума Кхьенпы, Помдрагпа дал ему все посвящения и наставления, которые принесли благословение и опыт постижения. Как только Карма Пакши попросил у Помдрагпы посвящение на практику Защитников Дхармы, то сразу смог лицезреть их. После этого появилось множество чудесных знаков Просветления, например, видения Йидамов.

Карма Пакши сделал рисунок на месте Защитников Дхармы в Гунри, и впоследствии на этом месте был основан монастырь (в Кхаме, в области Шарчог Пунгри). Также он выучил мантру Дакини Сангва Йеше (Тайная мудрость), изложенную в виде песни. Потом он принял монашеские обеты гецул, получив при этом имя Дарма-лама. Ринпоче Катогпа Джампа Бум стал его наставником-кхенпо, а Ринпоче Помдрагпа – наставником-лопёном. После этого Карма Пакши принял полные монашеские обеты.

Известно, что он усмирил Лагьяджепу, призвав Защитников Дхармы.

Затем Карма Пакши прибыл в монастырь Ненанг. Там перед ним возник местный защитник гор Кампо Дордже Палцэг и сказал: «Установите здесь светильник Будды. Пусть будут сохранены плоды всех моих деяний. Защищай учеников». И это было исполнено.

После этого Карма Пакши прибыл в монастырь Карма Гён, где трудился ради великого блага всех существ. Однажды перед ним возник Ченрезиг и сказал: «Установите здесь статую Майтрейи, и возникнет просветленная активность». Так и было сделано.

Как-то в монастырь Карма Гён прибыла Защитница Палден Лхамо со свитой из ста тысяч Кали. «Как только монастырь Дюсума Кхьенпы будет в опасности, отправляйся быстро в У (Центральный Тибет)», – вновь и вновь повторяла Палден Лхамо.

Когда Карма Пакши отправился в Центральный Тибет, он подумал: «Теперь в Кхам я больше не вернусь, буду давать поучения здесь – вплоть до Нгари (Западный Тибет)». И тут он услышал из уст Ченрезига: «Половина твоих учеников находится в Кхаме. Приди туда снова – и поймешь это».

По северному пути Карма Пакши прибыл в монастырь Дрикунг (к северо-востоку от Лхасы). Там ему явилась Ваджрайогиня со свитой, и они совершили танец, который охватил весь монастырь Дрикунг. В Лхасе из статуи Будды Шакьямуни (находящейся в храме Джоканг) хлынули лучи света и растворились – это было благоприятным знаком.

Во время обряда серсол («прошения о золоте») Карма Пакши узрел тысячеголового и тысячерукого Хаягриву, окруженного бесчисленными проявлениями Гуру Ринпоче. Отправившись в Цари (область к юго-востоку от Лхасы), встретил Палден Лхамо. Когда же пришел в монастырь Цурпху, то небо наполнилось формами Дюсума Кхьенпы. Невозможно описать все случаи, когда Карма Пакши видел лам, Йидамов и Защитников.

Ради блага живых существ Карма Пакши отправился в сторону Цанга. В Дронге и других местах во множестве возникали видения и пророчества. В Долчунге он совершил чудо воскрешения убитого. В долине Толунг (возле Лхасы, где расположен монастырь Цурпху) перед Карма Пакши возник Защитник Карнаг и сказал: «Подношу тебе всех людей и сокровища У и Цанга».

Когда Карма Пакши отправился в Йорпо на северной равнине, не нашлось лодки, чтобы переправиться через реку, и тогда, выполнив дыхательную практику, он пересек реку, не касаясь воды.

«Отныне с помощью Ченрезига и Хаягривы будет твориться благо для живых существ. Махакала, и Палден Лхамо будут защитниками Дхармы вплоть до моего шестнадцатого рождения», – молвил Карма Пакши.

Однажды на закате в Цурпху прибыл на драконе великий царь Дзамбала и сказал: «Ты должен пойти в мой дворец». Это было для Карма Пакши знаком того, что необходимо отправляться в страну монголов.

До этого, во время своего пребывания в Докхаме, Карма Пакши встретился в местности Ронгпо с царевичем Гопелой (Хубилаем), отправлявшимся на войну. Тогда же он узрел Бодхисаттву Норсанга, Нагарджуну и многих других. Он услышал о знаках осуществления и чудесных подвигах Гопелы и людей из его окружения – о великих сиддхах недавнего времени.

Но, получив от Хубилая письмо с приглашением, Карма Пакши сомневался, ехать ли ему. И тогда Будда Нагараджа (Владыка, Повелевающий нагами) и Дакини Тантрамантра (Тайная Мантра) сказали ему: «Отправляйся, потому что это будет полезно для существ». Дав обещание прийти туда, Карма Пакши пустился в путь.

Карма Пакши не сразу прибыл в Китай. По дороге он восстанавливал обветшавшие местные монастыри и принес огромную пользу Учению Будды и существам. Невозможно представить всех, кто спонтанно собирался на его пути и совершал подношения. Когда Карма Пакши прибыл к царевичу Хубилаю, он и все его подданные одарили Карма Пакши почестями, которые трудно даже вообразить. Он устранил противников своим йогическим взором и усмирил иноверцев.

Однажды Карма Пакши узрел одиннадцатиликого тысячерукого Манджушри. Манджушри сказал: «В будущем ты будешь учить в Китае, у тангутов и в других местах – вплоть до океана».

Карма Пакши уже долгое время жил у царевича, ему перестали делать подношения, и возникло множество препятствий и страстей. Бодхисаттва Ченрезиг его увещевал. Снова и снова возникали предсказания лам, Йидамов и Дакинь о необходимости отправиться в северный дворец. Поэтому Карма Пакши не внял настойчивым просьбам царевича остаться.

Карма Пакши понял, что за это время в другой стране на свет появились его будущие ученики – включая того самого махасиддха, который в одной из прежних жизней был царем в царстве тангутов, и хорошо почитал божеств – и что пришло время их обучать. Осознав это, он отправился в тангутский Гар. Там Карма Пакши медитировал и давал наставления всем ученикам. По просьбе Дзамбалы, Махакалы и Махакали Карма Пакши воздвиг несколько храмов и учредил много общин. Также ему являлся Вайрочана.

За время своего пребывания в Лян Чжоу (ставке хана Мункэ), в земле монголов, Карма Пакши сделал много полезного для существ. Он посадил драгоценное дерево Бодхи и сказал, что вернется вновь, когда ствол этого дерева станет большим. После этого он призвал местного Защитника Ньянчентхан Лха и двенадцать горных Защитниц-тенма и отправился в Ньюгчиг.

Царь Монголгэн (Мункэ) прослышал о славе ринпоче и многократно отправлял к нему послов. После того как произошли многие чудесные знамения – явились Дакини Сангва Йеше, Нам Лха, Белый Старец, – Карма Пакши вновь отправился в страну монголов. Он проявил многие сиддхи для того, чтобы посланники увидели творимые им чудеса.

После того как Карма Пакши прибыл в столицу, называемую Онге, ему открылись многочисленные связи из прошлого, будущего и настоящего.

«Раньше, в одном из прежних воплощений, я явился в виде слона. Обратил в веру могущественного царя вместе с его окружением, – ныне он живет как великий царь Монголгэн. Его жена, сыновья, придворные и слуги также родились вновь, в новой жизни став его родственниками и чиновниками. Если сейчас я не позабочусь о них, то из-за прошлых языческих привычек они обратятся к шаманизму. Поскольку есть опасность, что все царства станут неверными, пришло время учить этих людей. И это будет сделано ради одного благородного ученика Пал Дюсума Кхьенпы, а именно – царя. Ведь если обратить в веру одного имеющего власть человека, вместе с ним будут обращены и бесчисленные существа. Это не займет много времени», – подумал Карма Пакши. Решив поступить таким образом, он отправился передавать Учение.

В год Дракона (1256 г., Огня-Дракона) Карма Пакши прибыл в страну Хур (к монголам), туда, где собрались все роды Дхарма-царя. Там возникали чудеса и препятствия, появлялись наги, Мара и Рахула. Он усмирил их, медитируя на десять гневных божеств, благословил йогическим взглядом Ченрезига, и продемонстрировал бесчисленные волшебства. Проникшись увиденным, царь и все его подданные отказались от небуддийских воззрений и приняли Учение.

В ту зиму не было снега и ветра. Карма Пакши призвал господина и всех его подданных поститься три раза в месяц. Пробудил в них устремления к бодхичитте. Дал вводные наставления для посвящения. Благодаря этому у царя возникли благие переживания, и он увенчал Карма Пакши царским украшением, – короной, которая получила название «прославленная звезда».

Карма Пакши установил правила: в течение четырех благих дней в каждом месяце нельзя никого бить, убивать и есть мясо. Он повелел, чтобы во время обрядов никому не причинялся вред и чтобы каждый придерживался своих воззрений.

Карма Пакши в дар поднесли бесчисленные богатства и сокровища, включая золотую печать и тысячу мер серебра. Он распределил их между всеми ламами, нуждающимися в подношениях. Кроме того, три раза в его честь из тюрем были освобождены заключенные.

В Каракоруме (столице Монгольской империи в 1220–1260 гг.) Карма Пакши основал великий храм Дзамбулинг, не имеющий себе равного на земле. Он призвал восстановить три тысячи храмов и многочисленные ступы в стране тангутов и во всех других государствах.

Когда Карма Пакши находился в Согпо Юл, ему во сне явился Будда Шакьямуни, с телом размером в десять саженей, и сказал: «Возведи в Тибете статую, подобную этому телу. Тогда препятствия уйдут и в царствах настанет благополучие». После этого видения Карма Пакши поручил соорудить в Цурпху храм со статуями Будды и трех Бодхисаттв (статуя Будды Шакьямуни высотой 18 м. была отлита из латуни и получила название «Великий мудрец, украшение мира»).

Карма Пакши обратил в буддизм царя, благодаря чему триста шестьдесят народов стали его учениками. Всей Джамбудвипе (обитаемой людьми земле) принес он Дхарму и благо.

После того как тот царь отправился на небо (в 1259 г.), настали темные времена. Среди братьев царского рода разгорелся спор из-за наследования престола. Карма Пакши увидел во сне предзнаменование того, что, несмотря на серьезные трудности, плохого не случится. И хотя Гопела прислал приглашение, Карма Пакши принял решение не возвращаться в его земли. Карма Пакши послал подарки родственникам царевича Монкагана, но царевич причинил много вреда Ринпоче. Его жгли в огне, топили, бросали в воду, метали в него оружие, поили ядом, вбивали в голову железные гвозди. Его, под охраной трех рядов стражников, на неделю оставляли без еды и подвергали многим другим видам устрашения.

В действительности же в это время явилась Ваджраварахи (Дакиня Алмазная Свинья). Воспринимая все явления через четыре тела Будды, Карма Пакши развил равный вкус к явлениям и совершенную силу. Ничто не могло причинить ему ни малейшего вреда. Карма Пакши вдохновляли Дакини, пришедшие из двадцати четырех разных областей.

Наконец, с северо-востока появилось 44-тысячное воинство Палден Лхамо. Поднялся сильный ветер, на землю упали град и молнии, вспыхнула эпидемия, и некоторые из палачей Карма Пакши погибли. У царя и его окружения возникали бесчисленные иллюзии и видения, проявилось много суровых Защитников. Через неделю царь и все советники раскаялись и попросили о прощении.

Карма Пакши стал медитировать на Будду Врачевания; он распространил лучи света, и дурные знаки исчезли, а эпидемия прекратилась. Тогда царь и его свита прониклись верой и поставили его ноги на свои головы (поклонились ему), осыпав Карма Пакши великими почестями и подношениями.

Карма Пакши сказал, что ему нужно отправляться в земли Будды Врачевания, и попросил отпустить его в Тибет, в соответствии с предсказанием, которое оставил Дюсум Кхьенпа. Царь дал на это свое разрешение.

Когда Карма Пакши проезжал через Чумакхар и Кун, собрались люди со всей округи и попросили его основать в этом месте монастырь. Но он не смог этого сделать, поскольку ему препятствовали китайские божества и демоны. Карма Пакши победил их, излучив великолепную эманацию Защитника Хаягривы. Тогда все боги, демоны и люди подчинились ему.

После этого Карма Пакши не торопясь направился в Тибет. Когда он пришел в монастырь Цурпху, его благословили все ламы и Йидамы традиции Кагью, попросив при этом: «Отныне никуда не уходи». Он поселился там, и количество его учеников-сыновей множилось без конца.

В то время в Тибет прибыл покровитель мира, благородный наставник императора (Пхагпа-лама, учитель школы Сакья) из Дзагона. Он заехал также в Цурпху и пожелал встретиться с Карма Пакши. Он сказал: «Когда я был наставником царя и увидел в тебе Бодхисаттву, я не смог сдержать восклицания». Они беседовали о разных вещах.

Когда в Цурпху проводилось освящение построенных храмов со святынями, явился Защитник Махакала со свитой: «Когда в будущем ты вновь по своему желанию примешь рождение и будешь трудиться на благо учеников, я буду сохранять Дхарму и осуществлю все твои начинания».

В год Лошади (1282 г., Воды-Лошади) Йидам Гьялва Гьямцо со свитой благословил своим посещением Цурпху – тогда был основан храм Тхугджеченпо (Храм Великого сочувствия). Кроме того, были возведены дома для общины Манигьюн и для бедных.

В год Лошади, постигнув знаки нирваны, Карма Пакши поведал предсказание о своем будущем рождении в человеческом облике в месте рядом с Ганжурмо и о чудесах своего освобождения. В первый месяц года Овцы (1283 г., Воды-Овцы) он слегка заболел. А в третьем месяце того же года в течение двадцати одного дня не прекращались землетрясения.

Карма Пакши сказал: «Так же, как солнце, зайдя вечером, утром восходит, появится мудрый йогин Рангджунг Дордже, мое воплощение в теле, подобном телам учеников» (будущее воплощение в качестве 3-го Кармапы Рангджунга Дордже).

Карма Пакши ушел в Девачен третьего числа девятого месяца. Уход его сопровождался чудесными знаками. На девятый день его останки очистили огнем и устроили погребальный пир. В течение двух дней шел чудесный дождь из цветов, проявлялись радуги и свет. В его прахе были найдены статуи Будды, шарира и другие бесчисленные святыни.

Личными учениками досточтимого Карма Пакши являлись: великий йогин Оргьенпа, Джангсем Гьялйе, Лама Оргьен Ринпоче, Лама Ньенре, Ринпоче Ненангпа, Лама Намцова и многие другие. В двух прошлых жизнях они получили передачу Дхармы, повествующей о драгоценном Просветлении и достижении стабильной концентрации.

Когда махасиддха ушел, Цурпху возглавил Оргьен Ринпоче. После него в течение короткого времени монастырем руководил Ньенре, а затем – Лама Ненангпа. Ламы Орьген и Ненагпа были племянниками Кармы Пакши.


Гецул – принятие 36 обетов, первая ступень монашества. Затем принимаются полные обеты гелонг, всего 253. Карма Пакши принял обеты в возрасте 22 лет.

Гопела - Хубилай (1215-1294), монгольский хан, внук Чингисхана, основатель династии Юань. Карма Пакши принял приглашение от Хубилая в 1251 г. и прибыл к ханскому двору спустя три года.

Мункэ (1208-1259), четвертый великий хан (каган) Монгольской империи (правил в 1251-1259 гг.), внук Чингисхана и брат Хубилая.

Гьялва Гьямцо – Всемогущий Океан, эманация Бодхисаттвы Авалокитешвары. Это один из основных Йидамов школы Карма Кагью, его воплощением считается Кармапа.

Шарира – реликвии в форме шариков, остающиеся в прахе после кремации буддийских учителей.

Перевод Анны Шиманской под редакцией Алексея Васильева

Этот текст был опубликован в 30 номере журнала «Буддизм.ru»