Герой Махамудры

Лама Оле Нидал

Интервью публикуется по материалам журнала Buddhismus Heute, №56, 2016 г.

Основывать буддийские центры Кагью по всему миру, руководить ими и учить в них Шестнадцатый Кармапа поручил нам c Ханной как своим близким ученикам. Это произошло после четырех лет, которые мы провели с ним вместе в Гималаях. И с начала семидесятых годов для зрелых людей на Западе появилась возможность получать доступ к вневременным ценностям нашей традиции Карма Кагью. То, что ее благословение работает, наглядно демонстрируют более 650 радостных буддийских центров Алмазного пути, созданных в 60 странах на всех континентах.

Для начала я дам ответ, предвосхищающий любые вопросы: каждый, кто способен получать пользу от линии совершенных мастеров, обладает доверием к своей природе Будды. У нас в распоряжении имеются разнообразные средства для настоящего роста человеческого потенциала. И, поскольку речь идет о передаче целостного опыта, учитель должен быть способным передавать его «вкус», воплощать его собой, иметь собственный, близкий по духу опыт. Это растворяет ограничения учеников – как в голове, так и в сердце. Когда появляется возможность превратить в непосредственный опыт жесткие идеи, возникшие от чересчур  усердного изучения, или слишком личностно воспринятые чувства, я даю освежающие поучения Ламы Жанга. Они дарят пространство.

Благословение линии преемственности дает нам уверенность в том, что есть поучения, слишком прогрессивные для своего времени, и потому недоступные до тех пор, пока для них не созрели условия. Но однажды,  благодаря чьему-то зрелому взгляду, эти просветляющие методы появляются в мире.

Наши с Ханной двадцатичасовые программы, которые мы проводили по всему миру на протяжении почти сорока пяти лет, семь совместно написанных книг, позднее отредактированных и переведенных Кати Хартунг, практически ежедневные лекции – все это оставляло мало времени для работы с другими материалами.

Кроме того, у нас были другие превосходные тексты Махамудры: 25 стихов Третьего Кармапы и 28 стихов Тилопы и Наропы, выбранные и одобренные нашими учителями и близкие нам по смыслу и терминологии. Благодаря непосредственной связи Ламы Жанга с Первым Кармапой, а также его защитным действиям, я оценил то, что может предложить нам этот благородный джентльмен. Он мне нравится. Он как член семьи, как товарищ, на которого всегда можно положиться.

Шестнадцатый Кармапа ожидал от меня похожей защищающей активности с самого первого момента нашей встречи. Это произошло 24 декабря 1969 года в Катманду, на горе Сваямбху, когда он принял нас с Ханной в силовое поле своего благословения. С того времени мне часто приходилось управлять большими массами людей – всегда для безопасности высоких лам, в то время как Ханна переводила для них.

Buddhismus Heute: Почему Лама Жанг важен для нас именно сейчас?

Для людей, которые чувствуют, что современное общество заводит их в тупик своей политкорректностью, что оно их ограничивает, наводит скуку, Лама Жанг становится примером борца за свободу. Он умеет брать на себя ответственность и делает это для блага всех существ. Истории известны такие личности. Лама Жанг – это тибетский Робин Гуд, Хольгер Датчанин или Роланд из французского эпоса.

BH: Каковы особенности стиля Махамудры Ламы Жанга? У его текста совершенно другой «вкус», он заметно отличается от поучений, которые ты давал раньше.

Наши высокие мастера всегда выбирают свой особый, узнаваемый стиль – для всеобщего блага. Лама Жанг был монахом, но совсем недолго. В основном он отстаивал свободу, чувствуя себя ответственным за это и руководствуясь собственными убеждениями. Он был героем, веселым парнем со свободным умом. Больше всего он наслаждался мощью и однонаправленной энергией больших сражений, побеждая в любом бою, даже имея сотню солдат против тысячи.

Поскольку дело касалось спасения вневременных ценностей Тибета, и многие высокоразвитые учителя ожидали от него успехов именно на этом поприще, то его совесть и энергия были чисты. В те времена, как и сейчас, свобода была важнее всего, а когда дело касается подобных ценностей, даже самое загадочное поведение может принести пользу. Своими действиями Лама Жанг показывает вневременный пример, приводящий нас к зрелости, это его подарок всем, кто хочет быть свободным.

BH: Имеет ли смысл хорошо изучить поучения, например, Третьего Кармапы, прежде чем серьезно углубляться в текст Ламы Жанга? Многие из его высказываний, наверное, будет трудно понять, не обладая нужной информацией.

Для многих, а подчас и для всех, это так. Любой рост начинается с отказа от вредных действий, продолжается благодаря сочувствию и мудрости, а венчается цветком внеличностного поведения Будды, которое делает нас Буддами. Это то, что Лама Жанг дарит миру. Для тех, кто привык брать на себя ответственность и любит насыщенную жизнь, Лама Жанг – самый первый пример. Считается, что его прославила зрелость, выросшая из жизненного опыта. Благодаря тому, что он находился на высоком уровне постижения и ум его был стабилен во всех отношениях (что достигается многими жизнями практики и посвящений), его сопровождал успех. В мире, где свобода постоянно ограничивается – как бы красиво это ни оправдывали, – Лама Жанг, как и другие герои, дарит нам необходимый глоток воздуха.

BH: Потребуется ли нам аналитическое изучение текста Ламы Жанга? Ведь когда ты даешь нам его, это не похоже на простую передачу знаний.

Даже самые усердные и изощренные размышления не помогут понять Ламу Жанга. Только активные люди, обладающие храбростью и воображением, могут без особых моралистичных сомнений использовать этот ведущий к Просветлению опыт.

Я сам принадлежу к такому племени и радостно наслаждаюсь свободой. Самое лучшее – это преодоление ограничений, которые мы сами себе создали. Мужество и знания помогают нам в этом, а мгновения достигнутой свободы поистине запредельны. Наши учителя, которые пережили это на собственном опыте, всегда будут защищать Алмазный путь как традицию, приводящую существ к Просветлению. И это прежде всего привлекает тех, кто, как и Будда в свое время, понимает, что обладают безграничным потенциалом и доверяет ему.

BH: Каким уровнем постижения нужно обладать, чтобы быть способным осуществлять мощно защищающую активность, как это делал Лама Жанг, когда он, например, вел войны для достижения благих целей? Если мы еще не достигли такого уровня, но попадаем в ситуацию, когда приходится применять силу, на что нужно в первую очередь обращать внимание?

Тот, кто имеет опыт переживания безграничности пространства, в том числе благодаря прыжкам с парашютом или быстрой езде на мотоцикле, выбирает точные действия с наименьшим вредом для соперника или своего окружения. Безусловно, самый лучший способ «приготовить омлет из каждого разбитого яйца» – это быть просветленным или, по крайней мере, уметь осознанно использовать свой жизненный опыт.
 

Перевод с немецкого: Елена Подборнова

Этот текст был опубликован в 29 номере журнала «Буддизм.ru»