Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа

Кунга Дордже

Кунга Дордже – один из выдающихся тибетских историков. Текст его книги «Дэбтэр марпо» («Красная тетрадь», или «Красная летопись») долгое время был недоступен для западных исследователей, поскольку хранился в рукописных копиях в монастырских библиотеках. На тибетском языке он был опубликован лишь во второй половине ХХ века и пока не издавался на европейских языках. Это – первая публикация фрагмента сочинения на русском языке.

Жизнеописание Первого Кармапы Дюсума Кхьенпы

Великий сын несравненного Дагпо Ринпоче (Примечание 1 в конце текста) владыка Дюсум Кхьенпа родился в Восточном Тибете, в Трешу, в месте под названием Кангарива (2) в роду Тадо Карпо (3). Его отца звали Гомпа Дордже Гёнпа, а мать – Лхачам Мингдрёнма. Ему дали имя Гепел.

В возрасте одиннадцати лет, практикуя под руководством отца, Дюсум Кхьенпа узрел лик Палден Лхамо. Тогда же он смирил врагов местности Луру.

В шестнадцать лет он принял первые монашеские обеты у непревзойденного кхенпо Чхаг Сенге Драга в Кадраге и получил имя Чёкьи Драгпа. Затем испросил посвящения и наставления у великого геше Трарава Ченпо.

В девятнадцать лет Дюсум Кхьенпа отправился в центральный район У Цзанг. В двадцать лет он слушал Дхарму в Западном Тибете у геше Гьямара, Пхьягпы, переводчика Пацаба-лоцавы, Рачага Тёнцула, Ламы Драгкарповы и у Шенпы Дордже Сенга.

Дюсум Кхьенпа принял полные обеты монашества у трех учителей: настоятеля монастыря геше Папугпы, наставника Еше Лодрё и у тайного наставника Сантёна Чингпо.

В течение пяти лет Дюсум Кхьенпа получал наставления в Тагдуре и встретил йогина Шераба Дордже. Затем пришел за поучениями к геше Шапе Лунпе. Также он встретил Ламу Вангпо Гомцула.

Попросив наставления и много практиковав, в возрасте тридцати лет Дюсум Кхьенпа встретил Дже Дагпо Ринпоче (4). После того как Дюсум Кхьенпа испросил у Гампопы  подовательно все посвящения и наставления, у него постепенно возникли знаки реализации переживаний и постижения.

Дюсум Кхьенпа три года практиковал аскезу отшельничества в Гампо (5), где стал известен среди 800 монахов своей настойчивостью в практике.

Затем он отправился в Домбу в Цанге, где встретил еще нескольких учеников Миларепы. Обратился за наставлениями в Дхарме к двум братьям Дён Гецул, к Дёнмо Рипе, Пенпхугпе, Гьябло Панканпе и Шепе Ралчагу.

Дюсум Кхьенпа практиковал в Пхенюл Джазандраге, где обрел риддхи (6), после чего вернулся в монастырь Гампо. Затем он отправился в Мон, Южный Тибет (7), где основал монастырь.

На обратном пути Дюсум Кхьенпа попросил поучений у Речунгпы. Потом учился в Ньемо у Ламы Дзонгпы.

Дюсум Кхьенпа обратился за наставлениями к Ламе Беро, сиддху Палдзину, Палгало и к сиддху Асенгу, после чего пребывал в монастыре Друщю в местности Щю.

Всего Дюсум Кхьенпа провел в Центральном Тибете тридцать лет, из них семнадцать лет он слушал Дхарму и размышлял, а двенадцать лет практиковал.

По предсказанию, которое было сделано Дагпо Куёном, в возрасте пятидесяти лет (8) Дюсум Кхьенпа отправился в Восточный Тибет.

В пятьдесят пять лет (9) Дюсум Кхьенпа обитал в монастыре Гампо. Известно, что в то время он послал в Центральный Тибет подношение, в котором был чай и 50 сарлыков (10).

В возрасте семидесяти четырех лет (11) он поднялся наверх в Дрилунг.

Для общины, состоящей из 1000 недавно принявших обеты монахов, Дюсум Кхьенпа основал монастырь Карма Гён (12). Много раз отправлял большие подношения в главные резиденции лам.

Дав в Хлогью поучения о Пути, Дюсум Кхьенпа отправился в центральный район У. Там, в Толунге, он занялся строительством монастыря Цурпху (13). Прекратил конфликт между родами Царпа и Гарава.

Дюсум Кхьенпа созерцал многих Йидамов. Ему являлись Сангдю Махамайя, Гьедор, Дагмема, Чакрасамвара, Тара и многие другие. Слушал поучения Майтрейи, узрел лики Сарахи, Майтрипы и Дже Миларепы. Бесчисленны описания его чудес.  Дюсум Кхьенпа привел к созреванию и освобождению бесчисленных учеников. Он обещал жить как Лама Мила (14).

Дюсум Кхьенпа ушел в нирвану в возрасте восьмидесяти четырех лет в год Воды-Быка, третьего числа месяца Тигра (15).

Личными учениками досточтимого Дюсума Кхьенпы являлись: Ньяме Шакья Еше, Гьялва Гангпа, Дрогён Репа, Ринпоче Пондрагпа, Джамлинг Кьива Сумпа, лама Самепа, Дзане Гомзанг, Лама Лха, Датё Кхангсарва, Чамбунаринг, Цангпа Цулсинг, Цангпа Тёнпа, Лама Тагдёпа, геше Кёнчог Сенге, Гомпа Цултрим Гьялпо, геше Лха Дже Сумпа, геше Шакья. Каждый из них рассказывал, что Лама видел Йидамов, также бесчисленны и другие рассказы об этом удивительном великом сыне Гампопы.

Что касается монастыря Цурпху, то его последовательно держали: Гьялва Сангпа и два его племянника, Рангджунг Сангье и Лама Гьяцова, а также Денса Риндраг.


Примечания
  1. Имеется в виду Гампопа – его учитель, «духовный отец».
  2. Снежный горный хребет.
  3. Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа родился в 1110 году в год Железа-Тигра.
  4. То есть Гампопу.
  5. Имеется в виду монастырь Гампопы Дак Лха Гампо.
  6. Риддхи – необычайные способности, которые могут появляться у йогинов в результате успешной практики медитации.
  7. Мон – юг гималайского региона, Непал, Сикким и Бутан; Дюсум Кхьенпа был в Бутане.
  8. В 1160 году, в год Железа-Дракона.
  9. В 1165 году, в год Дерева-Петуха.
  10. Сарлык – помесь яка с коровой.
  11. В 1184 году, в год Дерева-Дракона.
  12. Монастырь Карма Гён является одним из основных монастырей школы Карма Кагью. Был основан Дюсумом Кхьенпой в 1147 году (Огня-Зайца) в Кхаме (Восточный Тибет).
  13. Монастырь Цурпху – главная резиденция Кармап. Место для него определил Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа в 1159 году (год Земли-Зайца) в У, в 80 км западнее Лхасы в долине Толунг на берегу Брахмапутры. В 1189 году (год Земли-Петуха) началось его строительство.
  14. Имеется в виду Миларепа.
  15. Дюсум Кхьенпа ушел из жизни третьего числа первого месяца (месяца Тигра) 1193 года.

Об авторе

Автор «Дэбтэр марпо» родился в 1309, а умер в 1364 году, то есть жил во времена Третьего и Четвертого Кармап. Кунга Дордже был выходцем из тибетского аристократического рода Цал из Центрального Тибета. Представители этого рода поддерживали и возглавляли Цалпа Кагью, одну из четырех «великих» школ Кагью.

Дже Гампопа (1079–1153), или, как его иначе называют, Дагпо Ринпоче, создал школу Дагпо Кагью, которая вскоре разделилась на четыре крупные подшколы. Главные ученики Гампопы и его племянника Гомцула (1116–1169) стали основателями четырех «великих» школ Дагпо Кагью и собственных линий учительской преемственности: Карма Кагью, Барам Кагью, Цалпа Кагью и  Пхагмо Кагью. Основоположником Карма Кагью, или Камцанг, был Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа (1110–1193). Барам Дарма Вангчуг (1127–1193) создал школу Барам Кагью. А ученик Гампопы Пхагмодру Дордже Гьялпо (1110–1170) – школу Пхагмо, или Пхагмодрупа Кагью.

Школа Цалпа была заложена учеником Гомцула Жангом Ринпоче  (1123–1193), славившимся своей ученостью. Свое название Цалпа Кагью получила по области Цал, расположенной в Центральном Тибете. Жанг Ринпоче (а затем и его преемники) совмещал функции светского правителя области, настоятеля монастыря и главы школы Цалпа Кагью.

В 1187 году на правом берегу реки Кьичу в области Цанг Жанг Ринпоче основал главный монастырь школы – Цал Гунтанг. В конце XIII и первой половине XIV века этот монастырь был весьма известен благодаря деятельности настоятелей. Этот период даже называют Цалдю – «эпоха (или время) Цал».

Настоятели Цал Гунтанга являлись типёнами области Цал, то есть осуществляли управление административно-территориальным уделом, насчитывавшим 10 тысяч дворов. Они неоднократно посещали императорский двор в Пекине и активно участвовали в политической жизни Тибета. Отец Кунги Дордже, Монлам Дордже, считался одним из самых влиятельных типёнов Цала.

Кунга Дордже жил в один из интереснейших периодов в истории Тибета, которую в XIII–XIV веках во многом определяли взаимоотношения с монголами. В XIII веке Тибет подвергся внешней агрессии со стороны монголов, затем оказался включенным в состав империи Юань. Монгольское завоевание обострило внутриполитические процессы в Тибете. В это время после длительного раскола в стране начинают проявляться тенденции к единению, а между аристократическими кланами разгорается соперничество за политическое лидерство.

В этот период складывается тибетский буддийский канон – Кангьюр и Тенгьюр, формируются буддийские школы, появляются первые исторические сочинения: в 1322 году Будон Ринчендуб написал «Историю буддизма в Индии и Тибете»; в 1346 году Кунга Дордже создает «Дэбтэр марпо»; 1365 годом датируется сочинение Сакьи Сонама Чжалцана «Светлое зерцало истории царских родословных».

Кунга Дордже был не просто очевидцем эпохи, но непосредственным и весьма активным участником событий того времени, и это делает его труд еще более интересным.

Кунга Дордже был старшим сыном в семье Монлама Дордже из рода Цал. Будучи правителем области, он основал новый монастырь школы Цалпа Кагью, который получил название Риво Чепел. Затем он передал должность типёна своему брату Драгпе Шерабу и принял монашеские обеты. Его монашеское имя – Ситу Гэви Лодрё. Основным местом его пребывания был монастырь Цал Гунгтан, где хранилось собрание буддийских текстов, которые Кунга Дордже систематизировал и изучал.

«Дэбтэр марпо» принято датировать 1346 годом. Однако из самого текста сочинения видно, что к этому времени труд Кунги Дордже завершен не был. По всей видимости, в 1346 году была готова лишь основная его часть, но затем Кунга Дордже дополняет сочинение, включая описание более поздних событий, современником которых был сам, и доводит повествование до 1363 года.

Этот фрагмент выделяется и стилистически: повествование напоминает скорее личный дневник, наполненный многочисленными подробностями, а не сухой летописный текст. Кроме того, события недавнего прошлого и современного периода Кунга Дордже описывает подробнее. Так, жизнеописание Первого Кармапы Дюсума Кхьенпы весьма кратко. Жизнеописание Второго Кармапы Карма Пакши чуть более пространное, но также содержит лишь основные вехи его жизни.

Гораздо более подробны жизнеописания Третьего Кармапы Рангджунга Дордже и Четвертого Кармапы Рольпе Дордже. События привязаны не просто к годам, но к точным датам. Подробнейшим образом описывается путешествие Четвертого Кармапы в столицу Юань, укзывается множество даже мельчайших топонимов, приводятся имена людей из его окружения и чиновников, суммы пожертвованний, подарки, тексты писем и указов.

Кунга Дордже начинает свое повествование с истории рода Шакьев и описания жизни Будды Шакьямуни, затем излагает историю буддизма в Индии. Далее он рассказывает о Китае, соседнем с Тибетом тангутском государстве Си Ся и монголах. Основная же часть сочинения посвящена истории Тибета с древнейших времен до середины XIV века: древней царской династии, истории распространения буддизма в Тибете, школьным традициям и линиям передачи Учения.

В работе над «Дэбтэр марпо» Кунга Дордже опирался на широкий круг источников: летописи, намтары учителей, различные документы. Все это делает «Дэбтэр марпо» ценным источником сведений об истории Тибета.

Публикация подготовлена Анной Шиманской под редакцией Т. Илюхиной

Этот текст был опубликован в 29 номере журнала «Буддизм.ru»