Мозг и психология

Лама Оле Нидал

Ответы Ламы на вопросы учеников. Отрывки из книги «Глубина славянского ума», том 3.

— Как связаны мозг человека и его ум?

— Есть много интересной информации на эту тему. Несколько лет назад одна норвежская школьная учительница, катаясь на лыжах, провалилась под лед. После 6–7 часов подо льдом температура ее тела была 13 градусов. Это самый холодный человек, которого когда-либо вернули к жизни. И после реанимации врач, которая ею занималась, записала подробно все переживания пациентки. Ее выписали практически без проблем, только в голеностопе была ограничена подвижность из-за повреждения нервов. Врач посмотрела на свои записи, решила, что это забавно, и выбросила их. Это большая потеря для науки.

В тот же год эстонский мальчик провалился под лед, его реанимировали не так сильно охлажденного, но я не смог найти никакой информации об этом. Однако совершенно ясно, что мозг не разрушается так быстро, как об этом думают. Самое важное, что мы узнаем из этих примеров, — что ум не создается мозгом. Мозг — это не радиопередатчик, а радиоприемник. Поэтому поток осознавания переходит из жизни в жизнь, накапливает новые впечатления, которые определяют следующее существование, и так продолжается с безначальных времен. И очень важен эмоциональный характер этих впечатлений.

Если мы делаем много приятного, радостного для других, это наполняет наш ум впечатлениями, которые приводят потом к счастью и приятным ситуациям, а если мы делаем много вредного, негативного для других, это потом проявляется как страдание и боль. Прямо сейчас мы создаем причины, которые определяют, что мы будем переживать после смерти и в следующей жизни. То, что мы закладываем в свой ум, вернется к нам.

— Что происходит с умом, когда человек находится под влиянием таких болезней как амнезия и склероз?

— Ученые сейчас обнаруживают, что мозг — это не радиостанция, а радиоприемник: он не производит ум, а трансформирует его и передает. И даже если этот радиоприемник ломается, потому что у нас развивается старческое слабоумие, то радиоволны все равно остаются. Даже если приемник ловит всего один канал и очень трещит — все передачи присутствуют в эфире; а когда приемник падает и разбивается, поток нашего сознания продолжает существовать и потом соединяется с эмбрионом в утробе новой матери. Это хорошо помнить, когда вы навещаете старого родственника, человека, пораженного слабоумием или перенесшего операцию на мозге. Он не может выразить свой потенциал целиком, но он ничего не лишился. Поэтому относитесь к таким людям с уважением: в этом состоянии они знают, что происходит, просто ничего не могут выразить.

— В современном научном мире более-менее известно, какая часть мозга за какую функцию сознания отвечает. Из этого следует, что со смертью мозга умирает  сознание. Как это соотнести с буддийскими представлениями о вечном уме?

— Исследуя умерших с помощью датчиков, регистрирующих медицинские показатели, ученые приходят к выводу, что мозг не производит сознание, а трансформирует его. Недавно было проведено несколько очень интересных экспериментов. Пытаясь определить наиболее гуманный момент для убийства лабораторных крыс, которые уже не годились для исследований, ученые обнаружили, что через 20 секунд после смерти наблюдался высокий пик интенсивности, и они решили, что в этот момент хорошо перерубить их мозг. В случаях, когда человек умирал, но прибор, регистрирующий активность мозга, продолжал работать, было видно, что после последнего выдоха эта интенсивность идет на спад. А 30 минут спустя происходит резкий взлет, потом снова спад до нуля — и уже все. И это прямо соответствует тому, что говорил Будда. Все, что говорится в  «Тибетской Книге Мертвых» и в других буддийских источниках, сейчас подтверждается наукой. Ум не рождается и не умирает, не приходит и не уходит.

— Прокомментируй, пожалуйста, утверждение, что мысль материальна и что, создавая образ в уме, мы можем сделать его реальным.

— Если мы примем решение быть хорошим человеком, то через какое-то время действительно им станем. Я недавно читал статью, в которой говорится, что у таксистов участки мозга, отвечающие за ориентацию на местности, все время увеличиваются — хотя они уже взрослые люди. Наши мысли оказывают воздействие на мир, а мир, в свою очередь, оказывает воздействие на наши мысли.

— Из-за чего возникают психические расстройства?

— В буддизме есть определенная классификация умственных болезней. Первый вид — это шизофрения, когда мы позволяем себе болтаться попусту, не создавая радости, не делая ничего мощного и осмысленного, и энергии, которые стремятся обрести тело, могут в нас вселиться. Защищают от этого хорошие поступки и чувство юмора. Второй вид — это когда ум, наполненный негативными впечатлениями, смотрит в себя и видит то, что ему не нравится. В результате возникают страх и паранойя. Одной из причин умственных заболеваний могут быть наркотики или алкоголь, которые мы употребляли в прошлой жизни. Другой причиной могут быть наркотики и алкоголь, которые мы употребляли в этой жизни, разрушая мозг.

— Как учителя объясняют природу аутизма? с чем связано возрастание частоты случаев аутизма в мире?

— Насколько я знаю, аутизм возникает, когда правая лобная доля мозга едва функционирует, а левая, наоборот, развита очень хорошо. Правая работает с чувствами и эмоциями, а левая — с фактами. Есть такие люди — их называют «савантами» (от французского «savant» — «ученый», — Прим. ред.). Они очень замкнутые, но часто обладают необычными способностями. Например, один такой американец помнит названия каждой деревушки в США и расстояния между ними.

Похоже, что жизнь — это сигналы слева и справа, которые, пересекаясь, беспокоят друг друга, но, в конце концов, делают нас людьми. Левая доля посылает много информации, а правая хочет ее себе подчинить и добавляет эмоциональную окраску. Левая в ответ снова посылает информацию — и так они взаимодействуют. Люди, у которых правая доля слаба, могут запоминать огромные объемы информации. А те, у кого она доминирует, становятся слишком личностными, эмоциональными.

— Я много лет активно курила марихуану. сейчас я не курю около года, но моя память не работает. имена и терминология буддизма держатся в уме минут 15.

— Есть определенные области в лобной доле мозга, которые не подают никаких сигналов еще полгода после того, как вы прекратили употреблять марихуану. Я провел 9 лет своей жизни в такой ситуации. И я наверняка был бы умнее сегодня, если бы пил пиво вместо того, чтобы курить. Трава вредит мозгу. Особенно она плоха тем, что человек приучается все время обходить трудности, становится немножко угрем.

— Я нахожусь в состоянии клинической депрессии и вынужден принимать антидепрессанты. можно ли мне продолжать делать простирания?

— Да. Если заставишь тело двигаться, вместо того чтобы валяться на диване, как вареный овощ, то быстрее выйдешь из депрессии. Движение помогает уму избавиться от подсознательных впечатлений. Вообще, все болезни — физические и психические — это враги, их нужно уничтожать любыми средствами. Не думайте, что если вы будете страдать дольше, то глубже очиститесь. В этом нет ничего благородного. Это как укус змеи: то, что стало причиной страдания, уже случилось, и теперь нужно всеми силами бороться с последствиями. Деритесь, сражайтесь с болезнью как только можете, избавьтесь от нее, дайте ей пинка.

— Стоит ли советовать человеку ходить к психологам, если у него есть личные проблемы?

— Если людям нужен психолог, то конечно. Если человеку необходимо лекарство, пусть он его принимает, потому что должен как можно меньше страдать. Буддизм — для здоровых людей.

— Вопрос не о больных, а о тех, кто просто хочет сделать свою жизнь лучше и разобраться с какими-то проблемами.

— Если им это помогает, то пожалуйста. Хотя они могут просто пойти на вечеринку и найти там щедрую женщину, готовую помочь. Некоторые люди нуждаются в том, чтобы говорить о своих проблемах. Но буддизм занимается другими вещами. Буддисты говорят так: «Этой проблемы не было раньше и не будет потом, так зачем беспокоиться о ней сейчас?»

— В последнее время буддисты начали посещать различные психологические тренинги, кто-то консультируется с психотерапевтом, даже те, кто уже закончил нёндро. Что ты думаешь об этом? почему так происходит?

— Мы говорили об этом с Михаэлем Фуксом, моим учеником, который проводит различные курсы, и оказалось, что они предназначены исключительно для менеджеров. Я советую не играть с этим, потому что в наших центрах люди учатся сочетать двойственные концепции — плохо-хорошо, существует-не существует — с недвойственным взглядом «и то, и другое». Люди учатся работать с абсолютным и относительным одновременно, и нет необходимости давать им еще один промежуточный уровень, у которого совершенно другая цель. Если вы получаете двойственную систему, которая не нужна вам для работы, это вас только запутывает. Нет причин усложнять себе жизнь.

Что касается буддистов, которые ходят к психотерапевтам, то я могу только пожелать им удачи. Я видел многих психологов, которые умеют помогать людям, и все же я думаю, что чаще психологи приходят к буддизму, чем буддисты — к психологии. Обычно буддисты и психологи работают вместе.

— Как развить уважение к людям?

— Постарайтесь понять, что каждый обладает природой Будды. Все самое прекрасное, что вы видите в людях, ближе всего к их истинной природе. Старайтесь также понимать, что их просветленная природа светится непрерывно, а их недостатки подобны проплывающим мимо облакам. Думайте, что каждый человек держит в одной руке мешок с золотом, а в другой — мешок с песком. Спросите себя, чем бы вы хотели, чтобы они с вами поделились: золотом — разумными, хорошими делами — или песком? Радуйтесь, когда другие делают что-то хорошее.

Полгода назад ученые обнаружили явление, названное «зеркальными нейронами». Оказалось, что впечатления, полученные в процессе чувственного восприятия, нейроны переносят в те области мозга, где они могут потребоваться. Таким образом, можно, например, научиться играть в футбол, просто наблюдая за тем, как это делают другие. И если вам нравится то хорошее, что делают другие, вы тоже впитываете это. Это хорошо и для вас, и для них: все становятся богаче.

— Когда ребенку восемь лет, и его интересует буддизм, как ему преподносить учение?

— Ничего не следует навязывать. Единственная возможность для ребенка стать убежденным буддистом — это гордость за своих родителей. Будьте хорошим примером. Покажите вашим детям, что можете ответить на вопросы, на которые не в состоянии ответить другие родители, покажите, что у вас осмысленная, счастливая жизнь. Дети гораздо умнее, чем вы думаете, и гораздо чувствительнее. Также позволяйте им приходить, когда вы медитируете, потому что те волны, которые излучает мозг во время медитации, нравятся детям.

— Как наша медитация может принести пользу существам, которые не медитируют?

— Мы становимся хорошим примером, лучше себя ведем и, может быть, даже говорим что-то умное. Мы все оказываем влияние друг на друга. Будучи в ладах с самими собой, мы приносим пользу, даже просто проходя по улице мимо невротичного человека. Люди чувствуют покой нашего ума. Когда мы медитируем, к нам приходят кошки, собаки и дети, потому что им подсознательно передаются гармоничные альфа- и тета-волны, которые производит наш счастливый мозг.

Я думаю, оно остается навсегда. Я постоянно чувствую макушку головы. У меня дырки по всей голове. Но это не страшно: я прыгал с парашютом и делал всевозможные вещи с этими дырками — мозг через них не выходит. (Смех в зале.) Меня обследовали, чтобы посмотреть, как работает мой ум. Для этого меня посадили в яйцо, настолько восприимчивое к электромагнитным колебаниям, что если бы кто-то хлопнул дверью автомобиля на Луне, то прибор бы это зафиксировал. И то, что ученых особенно заинтересовало, — это тот факт, что мой мозг создает огромное количество так называемых тета-волн. Тета-волны — это признак того, что вы абсолютно счастливы. И в моем случае это действительно так.

У этих исследователей до меня не было таких клиентов; никогда прежде им не попадался йогин с сорокалетним стажем, к тому же рожденный счастливым, несмотря на свое плохое поведение. Они попросили разрешения просканировать меня на томографе и увидели целую россыпь дырок на моей голове. Ученые спросили, что это, и я сказал: «Это появилось потому, что я научил сто тысяч человек отсылать свой ум в Чистую страну». Сейчас мне 72 года, но за исключением того, что я не помню имен, мой мозг работает вполне хорошо. Я забываю имена, но знаю тысячи людей.
 

Перевод с английского: Петр Калачин. Материал опубликован в номере 31 журнала «Буддизм.ru»

Этот текст был опубликован в 31 номере журнала «Буддизм.ru»