Карма Гадри

Ольга Кривовяз

Карма гадри – жемчужина традиции Кагью, способ сделать визуальную опору нашей практики настолько прекрасной и вдохновляющей, что желание смотреть в зеркало ума становится естественным, а совершенство наших качеств – очевидным.

Каждый, кто хоть раз заходил в большой медитационный зал в ретритном центре Карма Гён в Испании, ощущал себя или в Чистой стране среди Будд и Бодхисаттв, или в самом лучшем музее мира. Совершенные пропорции, плавные переходы от темных тонов к светлым, пастельные цвета, много пространства и объема на изображениях… Это лишь некоторые характеристики художественного стиля Карма Гадри (также встречается иная транскрипция этого слова: Гардри), в котором выполнены великолепные настенные росписи этой гомпы.

Образы Будд оставляют сильные отпечатки в умах тех, кто их создает и созерцает. В буддийском искусстве сохранение традиции означает, что мы полностью следуем канонам, переданным самим Буддой Шакьямуни. Эти каноны включают в себя иконометрию («измерение изображений» – систему пропорций) и иконографию (темы, сюжеты, композицию и символику). Современные буддийские художники следуют образцам стиля, созданным мастерами прошлого, среди которых было немало высоких буддийских учителей и даже держателей линии преемственности.

В случае с художественным стилем Карма Гадри – это выдающиеся ламы традиции Кагью. Считается, что художник по имени Намкха Таши сыграл ключевую роль в формировании стиля Карма Гадри, но его создание и развитие было основано на видении высоких Бодхисаттв. Намкха Таши, живший в XVI веке, получал наставления от Шамарпы V и Гьялцаба Ринпоче. Они касались того, как сочетать элементы искусства трех стран: Индии (пропорции и формы), Китая (цветовая гамма и техника создания плавных переходов от одного тона к другому с помощью множества мелких мазков) и Тибета (пейзажи и композиция).

Другой источник формирования традиции Карма Гадри и в том числе появления ее названия – это деятельность Кармапы VII Чёдрага Гьямцо. Почти всю свою жизнь он провел в путешествиях по Тибету. За ним следовали тысячи учеников – ламы, монахи и миряне. Во время остановок они жили в палаточных лагерях – своего рода передвижных монастырях. Очень большие шатры предназначались для важных церемоний и посвящений, а шатры-палатки поменьше становились полноценными художественными мастерскими, где создавались тханки, статуи и другие предметы буддийского искусства. Тибетское слово «гар» (тиб. sgar) переводится как «палаточный лагерь, лагерная стоянка». В этих условиях и начал развиваться так называемый «лагерный» стиль, или стиль Карма Гадри. «Карма» означает принадлежность к передаче Карма Кагью, «гар» – лагерь, а «дри» – рисовать.

Дальнейшее развитие этой традиции обеспечили такие выдающиеся художники, как Кармапа VIII Микьо Дордже, а также Шамарпа VI Мипам Чёкьи Вангчуг и его великий ученик Кармапа X Чёйинг Дордже. Тханка с изображением Будды Шакьямуни и статуя Бодхисаттвы Ченрезига работы Кармапы X хранятся и иногда выставляются в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Просветленная активность на благо всех существ ярко отражалась в их произведениях. Позднее вклад в распространение и развитие традиции Карма Гадри внес великий художник Ситу Ринпоче VIII Чёкьи Джунгне, живший в XVIII веке.

Дава Лхадрипа – современный мастер этого художественного стиля, создавший настенные росписи и большую тханку Махакалы в Карма Гёне, – потомок благородной семьи, в которой триста лет назад родился Шамарпа VIII Палчен Чёкьи Дёндруб. Слово «лхадрипа» (тиб. lha bris pa) в буквальном переводе с тибетского означает «человек, рисующий божеств»; на русский можно перевести как «художник». Много лет назад Дава обосновался в Сиккиме (Индия) неподалеку от монастыря Румтек, основанного Кармапой XVI Рангджунгом Ригпе Дордже. Но мастер помногу работает вдали от дома, создавая прекрасные произведения искусства. Во времена учебы ему также приходилось путешествовать в поиске учителей.

Уже в пятилетнем возрасте Дава начал вспоминать, как рисовал Будд когда-то прежде, и с восхищением смотрел на произведения своего деда – ламы и художника, работавшего в стиле Карма Гадри. Однако родители Давы не понимали серьезности его устремлений и помогли начать художественное образование, только когда ему исполнилось тринадцать лет.

По словам Давы, учиться было непросто – приходилось самому искать учителей, ведь официальных школ живописи тогда не было. Найти их было нелегко, иногда приходилось совмещать учебу с работой и зачастую жить вдали от дома. Лама Джигме был первым учителем Давы, с которым он провел полтора года. После он получил обширные знания у других мастеров буддийской живописи, и прославленный Гега Лама был последним учителем Давы.

Хорошего владения карандашом и кистью, а также понимания канонов буддийской иконометрии, иконографии и символики недостаточно: художнику необходимо посвятить несколько лет изучению Дхармы, поэтому Даве пришлось искать и буддийских учителей. Несколько лет он учился в Йолмо Гангра и Катманду (Непал), а также в Румтеке (Сикким, Индия), где с 1960-х годов пребывало целое созвездие высоких лам, включая великого Кармапу XVI. Именно там, в 1970-е годы, Дава стал слышать от них, что рисует в стиле Карма Гадри, и понял, что Кармапа желает сохранить этот стиль, и принял его пожелание глубоко в сердце.

В середине 1990-х годов Дава побывал в Калимпонге, где встретился с молодым Кармапой XVII Тринле Тхае Дордже. Там он вновь услышал просьбу продолжать работу по сохранению стиля Карма Гадри и создать художественную школу. Уже тогда Его Святейшество указал Даве наилучшее для этого место – Катманду. Эти пожелания совпали со стремлением Давы не только рисовать, но и передавать свои знания молодому поколению, делая это в самых благоприятных условиях школы.

Ранее на Востоке полное образование буддийского художника длилось тринадцать лет; если же столько времени у ученика не было, то минимум девять лет. Ученик три года рисовал только один элемент, после чего учитель давал ему следующие наставления. Это было серьезной практикой длиною в жизнь. В наши времена процесс обучения уже не так долог, все стремятся завершить обучение в короткий срок.

В современном мире на Востоке и на Западе непросто сохранять в неизменном виде само традиционное искусство и способы его передачи от поколения к поколению, но важно их придерживаться, потому что произведения буддийского искусства предназначены не для украшения интерьера. Они служат опорой для практики, с их помощью мы можем более ясно представить тот или иной Будда-аспект. При обучении буддийской живописи, как и в практике Дхармы, нужно получить устную передачу от учителя, побыть рядом с ним и увидеть, как он работает.

К тому же важно, чтобы он увидел, как работает ученик. По мнению Давы, путь совершенствования буддийского художника отличается от пути к Просветлению. Говорится, что в практике Дхармы опытный учитель и его очень преданный ученик могут достичь Просветления одновременно. В искусстве, даже буддийском, сильной преданности вовсе не достаточно, никто не сможет привести вас к мастерству за руку. Художник всю жизнь совершенствует свою технику исполнения и накапливает знания.

Мастер Дава Лхадрипа уже давно решил не только рисовать, но и учить и основал свою художественную школу под названием Рангджунг Дава. Сначала он был уверен, что есть возможность создать ее в Румтеке – месте, где Кармапа XVI так много сделал для сохранения традиции Карма Кагью, в том числе художественного стиля Карма Гадри, и где Дава так многому научился.

Семья мастера давно обосновалась близ этого монастыря. Они построили дом и отвели в нем целый этаж под комнаты для проживания и обучения нового поколения тханкописцев. Ученики Давы всегда могут приехать туда и уделить время оттачиванию своих навыков. После нескольких лет упорных, но безуспешных попыток официально зарегистрировать художественную школу Дава понял, почему Кармапа XVII еще в 1990-х годах указал ему на Катманду как на место осуществления проекта художественной школы.

У мастера уже есть представление о том, как она должна выглядеть: 2–3 этажное здание с большими окнами, построенное своими силами на своей земле отдельно от какого-либо монастыря или центра Дхармы. В Катманду пока нет такого помещения для регулярных занятий, но несколько учеников и помощников Давы готовы приезжать в столицу Непала и помогать ему.

Художественная школа Рангджунг Дава уже зарегистрирована как официальная организация. Дава – прекрасный учитель с мягким и ободряющим стилем преподавания. Его ученики живут в России, Украине, Чехии, Словакии, Германии, Литве. Пока не создан большой образовательный центр в Катманду, Дава передает знания по живописи в стиле Карма Гадри, встречаясь с учениками в разных странах мира. Самые лучшие условия для этого создаются, когда встречи проходят как художественные курсы. В 2000 году такой курс состоялся в Сингапуре. В 2011 году было два курса в Германии: в Европа Центре участвовало 14 человек, а в Брауншвейге – 30. В 2013 году Дава пробыл в Европа Центре целый месяц. Там он начал работать над большой тханкой Древа Прибежища, и у его западных учеников была возможность побыть рядом и поучиться у него. Дава также довольно часто приезжает в Будапешт, но основное место художественной (вскоре, возможно, и преподавательской) деятельности Давы Лхадрипы на Западе находится в ретритном центре Карма Гён в Испании.

Сначала по просьбе Педро Гомеса мастер создал большую тханку Махакалы для этого центра, а потом был приглашен расписывать стены большого медитационного зала (их площадь составляет 500 м2). Он приступил к делу в 2004 году, получив наставления от Кармапы XVII, и его работа продолжилась созданием изображений в комнате Махакалы, что находится под этой гомпой. Весной 2017 года Дава планирует завершить создание уникальных настенных росписей в коридоре, ведущем в комнату Защитников. Кармапа XVII пожелал, чтобы он изобразил путь Махакалы к Просветлению и историю жизни Кармапы II Карма Пакши.

Такие сюжеты прежде не появлялись на стенах ни одного монастыря или центра традиции Карма Кагью. Карма Гён развивается как место сохранения этой буддийской традиции во всей ее полноте, поэтому большое внимание уделяется здесь искусству Карма Гадри. У учеников Давы есть свое помещение в новом здании – просторная комната с большими окнами и великолепным видом на Ступу Калачакры. В помещении уже есть специальные столы и все необходимое для проведения первого художественного курса.

У российских учеников Давы есть самые лучшие возможности перенимать знания: они ежегодно встречаются с мастером на двух летних художественных курсах в России. Впервые он приехал и провел курс по основам тибетского рисунка в стиле Карма Гадри в 2010 году в Карельском ретритном центре. А в 2012 году Дава впервые приехал в Аскат. В этом живописном алтайском месте постепенно сложилось сообщество буддийских художников – учеников Ламы Оле Нидала. Они с радостью перенимают знания и теперь стремятся создать свою художественную мастерскую при ретритном центре.

Каждый раз на такие художественные курсы съезжается 30–35 человек – жить две недели среди мощных алтайских гор или древних лесов Карелии и ежедневно по несколько часов учиться тому, как изображать просветленные формы и все, что их окружает. Участвуют как опытные ученики Давы, так и те, кто впервые взял в руки карандаш. Мастер щедро делится Дава Лхадрипа расписывал стены и статуи и рисовал тханки и мандалы во множестве монастырей и центров Дхармы на Востоке и Западе: в Непале, Индии, Сингапуре, Малайзии, США, Германии, России, Испании…

Мастер и его ученики продолжают неустанно трудиться и шаг за шагом идут к своей цели – созданию художественной школы Рангджунг Дава. На своих курсах он часто в шутку приговаривает по-тибетски «кале, кале» (тиб. ga le – медленно, плавно). Так любил повторять один из его знаниями со всеми, ведь рисование Будд успокаивает ум, помогает сосредоточиться на его внутренних процессах и засевает хорошие впечатления.

Дава создает свою школу для следующего поколения художников, а они последуют его примеру. Так цепочка преемственности не прервется, и стиль Карма Гадри продолжит жить.

Лама Оле знаком с Давой еще со времен, когда они были в Румтеке вместе с Ханной. Понимая важность этого проекта, в августе 2011 года он поддержал идеалистическую работу Давы и его учеников ободряющим посланием. В нем он написал, что благодаря созданию художественной школы «…Будды становятся ближе, а превосходный, искусный художник может щедро одаривать нашу передачу».

Дава Лхадрипа расписывал стены и статуи и рисовал тханки и мандалы во множестве монастырей и центров Дхармы на Востоке и Западе: в Непале, Индии, Сингапуре, Малайзии, США, Германии, России, Испании… Мастер и его ученики продолжают неустанно трудиться и шаг за шагом идут к своей цели – созданию художественной школы Рангджунг Дава. На своих курсах он часто в шутку приговаривает по-тибетски «кале, кале» (тиб. ga le – медленно, плавно). Так любил повторять один из его учителей – Тенга Ринпоче. Три года и семь месяцев они вместе расписывали один монастырь в Азии. Эта работа стала завершением художественного образования Давы: он прояснял множество подробностей и учился работать без спешки, с пониманием, что всему свое время.

В проекте художественной школы Рангджунг Дава благословение Кармапы соединяется с усилиями мастера и его учеников. Так изящное искусство Карма Гадри сохранится для будущих поколений практикующих буддистов и просто ценителей искусства. Ведь таково пожелание Кармапы: он просит продолжать.

Информация для статьи почерпнута из лекций и интервью Давы Лхадрипы, из бесед с ним и его учениками, а также с веб-сайта проекта.

Этот текст был опубликован в 30 номере журнала «Буддизм.ru»