Первый Джамгён Конгтрул Лодрё Тхае
Вы не обычные люди — вы встретились с Дхармой
Сейчас у вас есть драгоценная возможность — Человеческое тело, которое очень трудно обрести. Вы не обычные люди — вы встретились с Дхармой. Вас принял Лама — Будда в человеческом облике. Вы можете искать глубочайшую сущность Учения И выбрать наилучшего из Учителей. Имея сейчас этот шанс, Практикуйте для блага других или хотя бы своего собственного, Ведь во время смерти, приход которой непредсказуем, — Все бесполезно, кроме Дхармы. Даже владея богатством царя вселенной — Оставишь все, оказавшись на ложе смерти. Работа обычного сознания Влечет за собой «черные» и «белые» поступки. Если не знаешь, что делаешь, Даже раскаяние не приносит пользы. Поэтому сейчас же, без промедления, Следует стремиться к совершению добрых дел — Телом, речью и умом. Краеугольный камень практики — Твердое решение освободиться. Дверь в практику одна — это доверие. Прямая дорога к практике лежит только через сочувствие. Единственный стержень практики — Однонаправленное приложение усилий. Непременное условие практики — внимательная осознанность. Помехи в практике устраняются За счет опоры на Три драгоценности. Практика улучшается благодаря преданности Учителю. Безошибочная практика — Применение сущностных наставлений Ламы. Важнейший смысл практики — в том, что Три корня в своем единстве И все поля силы, мирные и грозные, Суть проявления игривой активности Ламы. Такого понимания вполне достаточно. Наиболее одаренные люди — Те, кто развивались в прошлых жизнях, Довели свою преданность до совершенства И пришли на свет высшими, драгоценными существами. Даже не проходя постепенный путь, Они способны видеть подлинную реальность. Для всех остальных справедливы слова благородного Нагарджуны: «Согласно всему сказанному, вот ступени обретения мудрости: Слушание побуждает к размышлению, А размышление способствует появлению опыта в медитации». Если, не отвлекаясь, постоянно прилагать усилия, во-первых, с мудростью, возникающей благодаря слушанию, Обретешь лишь общее понимание характеристик явлений В круге обусловленного существования и за его пределами. Во-вторых, размышлением в целом остановишь цепляние За реальность иллюзорных вещей. В-третьих, благодаря медитации Непосредственный опыт ума обретает уверенность. Предыдущие стадии создают причину, Из которой развивается результат. Не делать этого — Все равно что ожидать плодов, не засеяв семени. Сколько ни говори, что твоя практика накопления и очищения очень хороша, Как ни хвастайся тем, Какие преодолеваешь трудности, Практикуя без твердого понимания, — От этого опыт не превратится в уверенность. Из-за неуверенности будешь в сомнениях топтаться на месте, А сомнения — единственная великая помеха на пути. Когда ум обретает уверенность Благодаря слушанию, размышлению и медитации — Даже если скажут, что такая медитация приведет тебя в ад, Ты не испугаешься и сохранишь наивысшее доверие.
Отрывок из книги Первого Джамгёна Конгтрула Лодрё Тхае «Развитие и завершение»
Этот текст был опубликован в 17 номере журнала «Буддизм.ru»