Тринадцатый Кармапа Дудул Дордже

Тринадцатый Кармапа Дудул Дордже (1733–1797)

Тринадцатый Кармапа Дудул Дордже родился в Чава Дронге – деревне, лежащей в четырех днях пути от Лхасы, – в восьмом месяце года Водяного Быка (1733 г.). Незадолго до этого знаменательного события Лама Катог Цеванг Норбу имел видение, в котором эта деревня ясно предстала пред ним как место рождения нового Кармапы.

У младенца на языке оказалось родимое пятно в форме последней буквы тибетского алфавита, и, подрастая, он все больше проявлял естественные духовные качества. Говорили, что юный Кармапа помнил много подробностей из своих прошлых жизней. Довольно рано его начали посещать видения разных Будд. Однажды в знаменательном сне ему явился Защитник Дхармы по имени Махакала Ваджрный Черный Плащ. Вначале он предстал перед Кармапой в форме маленького мальчика, одетого в белые шелковые одежды и держащего хрустальное блюдо, наполненное цветами. Дудул Дордже спросил его:

– Кто ты?

Махакала мгновенно принял свою обычную грозную форму, став огромным, как дом, и молвил:

Я прославленный Черный Плащ. Я появляюсь в гневной форме из пространства трансцендентной мудрости. Я совершаю четыре вида действий: умиротворяющие, обогащающие, очаровывающие и защищающие [1]. Это высший взгляд.

Тем самым он символически указал на поучение из цикла Махамудры о том, что нет ничего отдельного от ума. После этого видение растворилось. Это переживание оказалось настолько мощным, что ощущение силы передавалось всякому, кто находился рядом с Дудулом Дордже.

К тому времени как ему исполнилось четыре года, слава мальчика распространилась повсюду. Гьялцаб Ринпоче, услышав о нем, направил своих помощников на поиски. Они установили местонахождение ребенка и доставили его в Цурпху, где и состоялась торжественная церемония коронации нового, тринадцатого воплощения Кармапы. Во время этого празднества Дудул Дордже получил свою Черную корону. В его адрес пришли поздравления от Седьмого Далай-ламы Калзанга Гьямцо и его премьер-министра Сёнама Тхобдже.

Очень скоро после возведения Кармапы Дудула Дордже на трон его навестил высокообразованный Восьмой Ситу Чёкьи Джунгне. Он был очень рад видеть новое воплощение Джангчуба Дордже, своего духовного отца. Ситупа дал мальчику исчерпывающий ряд поучений из традиции Карма Кагью.

Когда Кармапе исполнилось четырнадцать лет, Ситу Ринпоче посвятил его в послушники. Эта церемония состоялась в Цурпху, перед знаменитой статуей Будды работы Второго Кармапы Карма Пакши.

Став послушником, Тринадцатый Кармапа продолжал свое образование, сосредоточившись в основном на учениях Кагью и Ньингмы. Он получил посвящение в Калачакра-тантру вместе с необходимыми теоретическими и практическими наставлениями. В программу обучения входили сочинения Дюсума Кхьенпы, а также шеститомное собрание трудов Ригдзина Джацёна Ньингпо – знаменитого тертона традиции Ньингма, автора цикла Чиду [2] и ученика Десятого Кармапы. Помимо этого, Дудул Дордже полностью освоил «Хеваджра-тантру», «Океан дакинь» (тиб.: mkha’ ‘gro rgya mtsho), философию Мадхьямаки, Абхидхарму, Винайю и Сутру. Такие образом, он получил самые важные из всех актуальных на тот момент буддийских традиций.

Окончательное посвящение в монахи Тринадцатый Кармапа принял от Чёкьи Джунгне только в возрасте тридцати одного года. Позднее, когда он завершил практику Шести йог Наропы, Ситу Ринпоче дал ему полную передачу преемственности Кагью.

Дудул Дордже гармонично сочетал два разных образа жизни, будучи одновременно ученым и йогином. Его великая доброта по отношению к животным стала легендой. Рассказывали, что Кармапа умел передавать сущность буддийской мудрости птицам, мышам, кошкам, кроликам и пчелам. Он ежедневно навещал животных, а они слетались и сбегались к нему со всех сторон. Но еще больше времени Кармапа посвящал людям, своим ученикам.

Имя Дудула Дордже связано с предсказаниями Падмасамбхавы. Однажды, при жизни Тринадцатого Кармапы, Лхаса оказалась под угрозой наводнения: вышла из берегов река Цангпо (или Чичу, Счастливая река), в Индии известная как Брахмапутра. Тогда ученые вспомнили, что Гуру Падмасамбхава в книге своих пророчеств писал: «Если Лхасе когда-нибудь будет угрожать наводнение, следует попросить благословения у Кармапы». Следуя этим словам, власти города попросили Дудула Дордже прибыть как можно скорее. Появившись в Лхасе, Кармапа устроил ритуальное призывание Бодхисаттвы Любящие Глаза и Будды Шакьямуни и таким образом предотвратил стихийное бедствие.

В 1772 году Кармапа выехал в Дэге, чтобы увидеться с состарившимся Ситу Ринпоче. Дудул Дордже проехал через Кхам, везде давая людям поучения и благословения. Он встретился с Десятым Шамаром Ринпоче Мипхамом Чёдрубом Гьямцо [3]. В области Дананг Кармапа исполнил особую церемонию, посвященную монастырю Карма. Средства на это торжество выделила благородная семья Дананг, члены которой также подарили Дудулу Дордже вазу из золота и серебра. В ответ Его Святейшество поблагодарил эту семью и добавил:

Вскоре мы с вами встретимся снова. Когда это произойдет, вы сами все поймете. Держите это в уме.

Дудул Дордже жил очень просто. Свои вещи и деньги он охотно дарил нуждающимся людям и передавал на религиозные проекты. Он оплатил строительство многих центров Дхармы и печатание текстов.

В последние годы жизни он иногда демонстрировал свои чудесные достижения. Одно из таких необычайных событий произошло, когда в Цурпху прибыли посланцы от Пово Гьялдзонга из Юго-Восточного Тибета. Они пригласили Кармапу посетить их монастырь. Дудул Дордже сам поехать не мог, но в назначенный день он дал благословение этому месту, оставаясь при этом в Цурпху. И множество людей, собравшихся в монастыре Пово Гьялдзонга, стали свидетелями того, как с неба посыпался дождь благословленного ячменя.

В 1774 году из видения Кармапа узнал местопребывание нового воплощения Ситупы. Он отправил туда поисковую группу, и ребенок был найден. Дудул Дордже официально признал в нем очередного Ситу Ринпоче и дал мальчику имя Пэма Ньингдже Вангпо, после чего торжественно возвел его на трон.

В 1797 году, в возрасте шестидесяти четырех лет, передав Ситу Ринпоче письмо-предсказание, Кармапа покинул этот мир. Его останки были помещены в ступу высотой в целый этаж, изготовленную из чистого серебра. Ее установили в Цурпху. Монахи также изваяли серебряную статую Его Святейшества.

У Тринадцатого Кармапы было несколько ближайших учеников: Ситу Пэма Ньингдже Вангпо, Другчен Кюнзиг Чёкьи Нангва, Паво Цуглаг Чёгьял, князь Ладакха, Хеми Гьялсе, Кхамтрул Джигме Сэнге и Сангье Ньенпа Тулку.


Примечания
  1. Четыре активности (тиб.: phrin las bzhi): умиротворяющая, обогащающая, очаровывающая и защищающая. Они воплощают в себе активное проявление сострадания просветленного ума. Защитники Дхармы наделены всеми четырьмя, и таким образом они стерегут и защищают энергию Учения Будды.
  2. «Кёнчог Чиду» – известный цикл терм, обнаруженный в XVI веке мастером Ригдзином Джацёном Ньингпо, эманацией Гуру Падмасамбхавы. Этот цикл по сей день широко изучается и практикуется в школах Ньингма и Кагью.
  3. С именем Десятого Шамарпы связаны противоречивые истории. Иногда историки пишут, что Ринпоче отравился. Однако весьма уважаемый ученый Ньингмы, современник Десятого Шамарпы, специально останавливается в своих трудах на жизнеописании Шамарпы, чтобы прояснить недоразумения, которые возникали уже тогда. В первом томе на стр. 201 Катог Цеванг Норбу отмечает, что люди распространяли неверные слухи о Шамарпе, который был великим ламой. Цеванг Норбу пишет, что в год Железной Собаки Шамару Ринпоче в пищу подсыпали яд, из-за чего его здоровье существенно пошатнулось. Тем не менее он скончался только двумя годами позже – в полнолуние, в шестом месяце года Водяной Крысы, в возрасте пятидесяти одного года. После его ухода китайцы и непальцы забрали все его имущество.

Материал из книги Карма Тринле «История Кармап Тибета».