Кармапа XVI

Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже (1924–1981)

Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже появился на свет в местечке Денкхог, что в Кхаме, в районе Дэге, неподалеку от реки Янгцзы. Он родился в день полнолуния в шестом месяце года Деревянной Крысы (1924 г.). Семья Рангджунга Ригпе Дордже принадлежала к аристократическому роду Атхуб; его отца звали Цеванг Норбу, а мать – Калзанг Чёдэн. Рождение великого Бодхисаттвы в семье Атхуб еще раньше было предсказано ламой Чёкьи Дордже, главой известного монастыря Дзог Чен школы Ньингма. Следуя совету этого ламы, Калзанг Чёдэн родила сына в пещере Падмасамбхавы, называемой «Небесный замок льва».

Незадолго до своего рождения мальчик вдруг исчез из утробы матери на целый день, а к вечеру вернулся в нее. В ночь родов вокруг происходило множество чудес, воздух был наполнен благословением, которое ощущали все жители той местности.

Вскоре после рождения ребенка Ситу Пэма Вангчуг Гьялпо распечатал письмо с предсказанием Пятнадцатого Кармапы и обнаружил в тексте подробное описание дома, в котором жили родители Рангджунга Ригпе Дордже. Ситупа тут же выслал поисковую группу, и вскоре мальчик был официально признан Шестнадцатым Кармапой.

В возрасте семи лет Рангджунг Ригпе Дордже в монастыре Палпунг принял обеты послушника от Ситу Ринпоче и Джамгёна Конгтрула Ринпоче. Через год ему в Кхам привезли из Цурпху Черную корону и традиционные одежды Кармапы. После этого Ситу Ринпоче пригласил его посетить Палпунг.

Когда они отправились в монастырь, навстречу кортежу выехал князь области Дэге по имени Цеванг Дудул и обратился к Кармапе с просьбой заехать в его дворец Дэге Лхюндруб Тэнг. Дворец князя, построенный в XV веке йогином школы Ньингма Тхангтонгом Гьялпо, возвышался неподалеку от Дэге Гончена, где располагался главный монастырь линии преемственности Сакья Нгорпа. Посещая монастырь, Кармапа зашел в его типографию и благословил огромный печатный станок.

Спустя некоторое время процессия двинулась дальше – в Палпунг, где Кармапе оказали великолепный прием. Через четыре дня Рангджунг Ригпе Дордже был торжественно возведен на трон. Церемонией, которая проходила в главном алтарном зале монастыря, руководил Ситу Ринпоче.

На двадцать третий день четвертого месяца года Железной Овцы юный Рангджунг Ригпе Дордже и Ситупа в сопровождении передвижного лагеря, насчитывающего тысячу монахов и называемого «гарчен», выехали в направлении Цурпху. По пути Его Святейшество впервые в жизни провел церемонию Черной короны. Это знаменательное событие состоялось в Нангчене, в храме под названием «Гьина Гомпа». После церемонии лагерь задержался в Ньенчен Тхангла – области, которая символически принадлежала традиции Карма Кагью. Вскоре Кармапа прибыл в Цурпху, где его тепло приветствовали Палпунг Конгтрул Ринпоче, Паво Ринпоче и Гьялцаб Ринпоче.

Вскоре после этого Рангджунг Ригпе Дордже побывал у Тринадцатого Далай-ламы и, в знак уважения к этому иерарху, прошел у него обряд «отрезания волос». При совершении этого древнего ритуала Далай-лама Тхубтен Гьямцо увидел над головой юного Кармапы Черную корону, сплетенную из волос ста тысяч дакинь. Когда Его Святейшество возвратился в свою главную резиденцию, там состоялась вторая в истории Карма Кагью церемония «Золотой трон», устроенная Ситупой и Другченом Ринпоче, Мипамом Чёкьи Вангпо, главой традиции Другпа Кагью.

Следующие четыре года Рангджунг Ригпе Дордже обучался у Беру Кхьенце Ринпоче и Бо Канкара Махапандиты, последнего в то время великого ученого линии преемственности Камцанг. Лама Канкар Ринпоче помнил наизусть все тексты Трипитаки, и в числе его учеников были Дежунг Ринпоче (выдающийся ученый школы Сакья) и знаменитый переводчик Гарма Чанг. Своему наставнику, Канкару Ринпоче, Кармапа рассказывал истории из своих прошлых жизней.

В 1937 году юный Рангджунг Ригпе Дордже и его свита отправились в Дэге, что в Кхаме. Там жил Ситу Ринпоче. По пути Ригпе Дордже получил приглашение посетить дворец князя провинции Нангчен и Цечу-гомпу – монастырь школы Другпа Кагью, находящийся под княжеским покровительством. Кроме того, Кармапа заехал в Кайча-гомпу. Так назывался женский монастырь традиции Другпа в Нангчене – крупнейший в Тибете, он насчитывал девятьсот монахинь.

Во время путешествия в Кхам происходило множество чрезвычайно благоприятных событий, показывающих силу благословения, которое распространялось в поле энергии Кармапы.

В области Дронг Туб есть небольшое озеро, на поверхности которого, как говорят, Рангджунг Ригпе Дордже оставил отпечатки своих ступней. Эти следы видны по сей день, даже зимой, когда озеро замерзает. В монастыре Рива Парма Его Святейшество устроил праздничные ритуалы, посвященные грозному проявлению Падмасамбхавы, и в самый разгар торжества из дарственных пирогов (торм) вырвались языки пламени.

Спустя несколько месяцев Кармапа засвидетельствовал свое почтение последнему из великих тертонов, йогину Чёгьюру Лингпе, посетив монастырь, в котором тот жил в XIX веке. Настоятель монастыря Лама Самтэн Гьямцо обратился к Кармапе с просьбой о проведении специальных ритуалов против засухи, которая охватила эти земли. Рангджунг Ригпе Дордже согласился. Он попросил принести воды и приготовить ему ванну. Пока он мылся, начался дождь, и прямо под купелью образовался родник.

Когда Кармапа наконец подъехал к Палпунгу, Ситу Ринпоче устроил ему радушный прием. Затем Ринпоче дал Его Святейшеству наставления, посвятив его в глубокий смысл трактатов Конгтрула Лодрё Тхае, собрания «Кагью нгагдзё», содержащего наивысшие тантрические поучения, пришедшие через переводчика Марпу, и «Дам нгагдзё», включающего в себя труды классиков восьми важнейших традиций тибетского буддизма. Прогуливаясь по территории монастыря Палпунг, Рангджунг Ригпе Дордже и Ситу Ринпоче оставили на следы своих ног на дорожке, мощенной камнем. Затем Кармапа выехал за ворота верхом, и за ним на скалах остались глубокие отпечатки копыт его коня и лап его собаки.

После непродолжительного медитационного отшельничества Его Святейшество получил от генерала Чан Кайши приглашение в Китай. Кармапа не принял это приглашение и предпочел отправить туда в качестве своего представителя Беру Кхьенце Ринпоче.

В монастыре Дзонгсар, резиденции Кхьенце Чёкьи Лодрё, выдающегося ученого из движения Римэ, Рангджунг Ригпе Дордже снова провел церемонию Черной короны. Кхьенце Ринпоче увидел энергетическую Корону, парящую в воздухе на высоте около полуметра над головой Кармапы. При этом ему показалось, что сам Кармапа принял форму Дюсума Кхьенпы. По возвращении в Палпунг Его Святейшество получил посвящения, текстовые передачи и устные наставления по собранию садхан (руководств по духовным практикам) традиции Сакья.

В девятом месяце года Железного Дракона (1940 г.) Кармапа отправился в обратный путь к Цурпху. По дороге кортеж заехал в монастырь Бенчен. Там произошло необычное событие: бронзовый конь под статуей защитника Шинг Кьонга вдруг разразился ржанием. После одиннадцати месяцев путешествия Рангджунг Ригпе Дордже и его свита прибыли в Цурпху. Следующие три года, пока в монастыре строились новые здания, Его Святейшество провел в интенсивной медитации. В 1944 году он отправился в паломничество – вначале в Самье, а затем в Лходраг, на родину переводчика Марпы. В том же году Рангджунг Ригпе Дордже получил от Джигме Вангчуга – второго короля Бутана – приглашение нанести официальный визит в эту страну.

На следующий год стареющий Ситу Ринпоче прибыл в Цурпху, чтобы дать дополнительные посвящения своему духовному сыну. Двадцатидвухлетний Рангджунг Ригпе Дордже принял от Ситупы полный набор монашеских обетов. Кроме того, учитель дал Кармапе наставления о «Гьячен кадзё» – собрании сочинений Конгтрула Лодрё Тхае – и «Чигше кюндрол». От Ургьена Ринпоче Его Святейшество получил все посвящения и текстовые передачи учения тертона Чёгьюра Лингпы.

В четвертом месяце года Огненной Свиньи (1947) Кармапа выехал в Западный Тибет, а оттуда в Индию и Сикким. В Непале он провел церемонию Черной короны и дал множеству людей свое благословение. Проезжая через Лумбини, что лежит на границе Непала и Индии, он поклонился руинам города, в котором родился Будда Шакьямуни. Потом Кармапа побывал в Варанаси и Сарнатхе, где Будда дал свое первое поучение, и Бодхгайе, на месте его Просветления. Приглашенный махараджей Сиккима Таши Намгьялом, Его Святейшество посетил Гангток, где устроил очередную церемонию Черной короны и дал посвящения.

После этого Ригпе Дордже выехал в Ревалсар (тиб.: mtsho pad ma), место в Северной Индии, связанное с именем Падмасамбхавы. Когда Кармапа приблизился к озеру, на поверхности воды появилось множество белых змей, что люди сочли крайне благоприятным событием. Во время своего долгого возвращения в Цурпху он проехал через окрестности горы Кайлаш и озера Манасаровар. Наконец, в одиннадцатом месяце года Земляной Крысы (1948 г.), кортеж Его Святейшества въехал в Цурпху.

Спустя некоторое время Ригпе Дордже пригласил Джамгёна Конгтрула из Палпунга приехать в Цурпху и дать ему дальнейшие поучения. Конгтрул Ринпоче посвятил его в сущность трактата «Ринчен тердзё» и дал наставления по Махамудре и Шести йогам Наропы. В завершение образования Шестнадцатый Кармапа получил текстовую передачу линии преемственности от Конгтрула Ринпоче и Ситу Ринпоче. В честь того, что Кармапа постиг сущность Махамудры, Палпунг Конгтрул сочинил поэму, в которой восхвалял Его Святейшество как совершенного держателя линии преемственности Махамудры.

В этот период вспышка оспы в центральной части страны переросла в настоящую эпидемию, но ее удалось удержать под контролем благодаря вовремя выполненным Кармапой ритуалам Алмазного Кинжала.

В начале 1950-х годов Его Святейшество учил людей и выполнял административную работу в Цурпху и других частях страны. В 1953 году Рангджунг Ригпе Дордже провел серию посвящений и текстовых передач скрытых сокровищ (терма), обнаруженных Дэченом Чёгьюром Лингпой. В числе его учеников тогда был Миндрол Линг Ринпоче, настоятель монастыря Миндрол Линг и главный лама традиции Ньингма.

В 1954 году китайские власти пригласили Его Святейшество Четырнадцатого Далай-ламу, нескольких сановников и глав других тибетских буддийских традиций посетить Пекин и другие части этой страны. Кармапа принял приглашение и вместе с остальными членами делегации отправился в столицу коммунистического Китая. Во время этой поездки Рангджунгу Ригпе Дордже явился Махакала и принес ему известие о появлении на свет нового Ситу Ринпоче. Этот грозный аспект Просветления также сообщил Кармапе обстоятельства рождения Ситупы. Его Святейшеству удалось передать в Палпунг письмо с описанием местонахождения маленького Ринпоче. На обратном пути Кармапа признал Ситупу и официально возвел его на трон в Палпунге.

Какое-то время Рангджунг Ригпе Дордже много ездил по провинции Кхам в качестве личного представителя Далай-ламы. Он прилагал усилия к тому, чтобы восстановить спокойствие среди населения, которое с каждым днем тревожилось все больше и больше. Кроме того, к Кармапе постоянно приходили ламы, монахи и миряне школы Кагью – за тантрическими и монашескими посвящениями.

После возвращения в Цурпху Кармапа руководил строительством резиденции для Его Святейшества Далай-ламы, которого пригласил к себе с визитом. Когда Далай-лама в сопровождении своей свиты наконец прибыл, его встретили с огромными почестями и попросили дать посвящение в тысячерукого Бодхисаттву Любящие Глаза. В ответ Далай-лама попросил Кармапу провести церемонию Черной короны. Во время этой встречи Его Святейшество Рангджунг Ригпе Дордже показал Далай-ламе все изобилие реликвий, собранных в Цурпху. Затем в честь высокого гостя устроили ритуальный танец Падмасамбхавы.

В том же 1955 году в двух районах Кхама – Дэге и Нангчене – разразились серьезные конфликты. Кармапа посетил Чамдо, стремясь восстановить мир между воинами Кхама и китайскими солдатами. В результате переговоров обе стороны обязались на пять лет отказаться от применения силы.

В 1956 году Его Святейшество посетил Дэчен Чёкхор Линг, главный монастырь школы Другпа Кагью. Там он дал поучения и провел очистительные ритуалы. Затем он прибыл в Сикким, где снова встретился с правителем Таши Намгьялом. В 1956 году по всему миру отмечали годовщину ухода Будды Шакьямуни в паринирвану – согласно принятой тогда датировке, этому событию исполнилось две с половиной тысячи лет. Кармапа и его свита продолжили путешествие, направляясь в Непал, чтобы побывать во всех священных местах, связанных с Учением Будды. Из Непала их путь лежал в Индию – точнее, в пещеры Аджанта, где содержатся буддийские фрески времен династии Гуптов. В Калимпонге Рангджунг Ригпе Дордже познакомился с бутанской принцессой Ажи Вангмо, которая намеревалась построить для него монастырь на востоке Бутана. В те дни Кармапа получил приглашение посетить монастырь Румтек в Сиккиме, основанный при жизни Девятого Кармапы. Его Святейшество отклонил приглашение, добавив при этом, что приедет туда позднее, когда возникнет такая необходимость.

Рангджунг Ригпе Дордже вернулся в Цурпху в начале 1957 года, когда в Кхаме снова вспыхнули народные волнения. В Центральный Тибет хлынул поток беженцев. Среди них оказалось много лам школы Кагью: Сангье Ньенпа Ринпоче, Ситу Ринпоче, Талеб Ринпоче и их последователи. Все они приехали в Цурпху. В это время Кармапа нашел двенадцатое воплощение Гьялцаба, нового Палпунга Конгтрула Ринпоче и Бонгсара Кхьенце Ринпоче. Затем он получил от Зечена Конгтрула текстовые передачи и поучения по трактату «Лонгчен дродюн» – глубокому труду Лонгченпы из семи томов, посвященному доктрине Махаати.

Возникший в Кхаме конфликт с неизбежностью перекинулся на Центральный Тибет. Кармапа отправил двух юных Ринпоче – Ситу и Сангье Ньенпу – вместе с выдающимся мастером медитации Калу Ринпоче в Бутан. Маленький Джамгён Конгтрул выехал в Калимпонг, что в Северной Индии, и присоединился к своей семье Санду, которая состояла из состоятельных торговцев. Сам Кармапа решил пока не уезжать, заявив, что в случае ухудшения ситуации тоже переберется в Бутан. Он намеревался оставаться в Цурпху до последнего мгновения, чтобы помогать беженцам.

По всему Тибету теперь происходили ожесточенные столкновения между армией коммунистического Китая и участниками кхамского сопротивления. Казалось, древняя буддийская культура Тибета вот-вот исчезнет с лица земли, как пламя гаснущего светильника. В один из дней Кармапа понял, что ему пора уходить из Тибета, чтобы помочь сохранить Учение Будды, и сообщил об этом Далай-ламе. Затем, глубокой ночью, на четвертые сутки второго месяца года Земляной Свиньи (1959 г.), переодевшись в мирскую одежду, Кармапа покинул Цурпху. Вместе с ним ушли сто шестьдесят человек. Им удалось вынести многие драгоценные реликвии и алтарные принадлежности, легкие на вес. В этой группе были ламы-тулку, монахи и миряне, Тринадцатый Шамар Ринпоче, Двенадцатый Гьялцаб Ринпоче, мастер медитации Друпён Тензин Ринпоче, Дабтрул Ринпоче, четвертая супруга Пятнадцатого Кармапы йогиня Кхандро Ченмо и другие – включая генерального секретаря Его Святейшества по имени Дордже Лопён Топга Ринпоче и автора этих строк.

Маршрут группы пролегал через Гималаи в Бутан. Запасов еды хватило лишь на две недели, и беженцам стали помогать жители Южного Тибета, через который проходил караван. Кармапа со спутниками ненадолго заглянули в дом переводчика Марпы в Лходраге и посетили святыню Миларепы – знаменитую десятиэтажную башню, построенную по просьбе Марпы. В этих особенных местах Его Святейшество давал посвящения Миларепы и проводил медитации со всеми учениками.

Когда группа достигла последнего заснеженного перевала Мёнла Гарчунг (высотой 19,855 фута), по которому проходит тибето-бутанская граница, Кармапа начал убеждать всех ускорить шаг, чтобы перебраться через перевал до захода солнца. С помощью проводников из числа местных жителей его люди сделали это, собрав последние силы. Той же ночью на перевал обрушился снегопад, из-за которого все дороги оказались перекрыты на несколько дней. Совсем недалеко от дороги, по которой двигались беженцы, стояли войска, которые могли их преследовать. Поэтому, если бы группа не послушалась Его Святейшества и не перешла через перевал в тот же день, их всех могли схватить.

Через три недели после ухода из Цурпху Шестнадцатый Кармапа и его ученики прибыли в Бумтханг – район Бутана, где, по слухам, сто тысяч дакинь оставили свои следы. Ажи Вангмо, принцесса, принявшая сан монахини, и еще множество людей встретили гостей с большими почестями. В Таши Чёдзонге Кармапу навестил Калу Ринпоче со своими монахами. Его примеру последовал Ситу Ринпоче. После беседы с королем Бутана Джигме Дордже Вангчугом, состоявшейся в Тхимпху, столице страны, Кармапа решил двигаться дальше – в Индию.

В Баксе, на границе Бутана с Индией, беженцев встретил премьер-министр Сиккима Банья Сахиб Таши Дадул. Он привез официальное письмо от махараджи: тот приглашал Кармапу обосноваться в Сиккиме. Его Святейшество решил принять это приглашение, и на двадцать пятый день четвертого месяца года Земляной Свиньи (1959 г.) он прибыл со всеми своими учениками в Гангток, столицу Сиккима. Кармапу тепло приветствовали члены королевской семьи. Затем они спросили, в каком именно месте Рангджунг Ригпе Дордже хотел бы устроить свою резиденцию. Кармапа ответил, что, будучи тибетцами, он и его ученики хотели бы иметь возможность однажды возвратиться в Страну снегов. Поэтому статус резиденции будет в некотором отношении временным. Тем не менее, поскольку Девятый Кармапа Вангчуг Дордже когда-то построил свой монастырь в Румтеке, то и он, Рангджунг Ригпе Дордже, предпочитает именно это место для основания своей главной резиденции в изгнании.

По прибытии в Румтек Кармапа официально короновал Палпунга Конгтрула Ринпоче и даровал ему множество посвящений. В ту зиму (1959–1960) Ригпе Дордже проехал по Индии, где впервые встретился на чужой земле с Далай-ламой. Это произошло в Бенаресе, и вместе с Далай-ламой туда приехал Пандит Неру, тогдашний премьер-министр Индии, который очень симпатизировал буддизму и заботился о судьбе тибетских беженцев.

Летом Кармапа много учил и давал посвящения, на которые съезжалось огромное количество людей. Оба правительства – и индийское, и сиккимское – выделили крупные суммы на строительство нового монастыря, расположенного в Румтеке, на семидесяти акрах земли рядом со старым зданием. Выбранное для этого место выглядело очень благоприятным: с него открывался вид на семь холмов, с которых стекают семь небольших рек; позади возвышается гора; далеко впереди виднеются снежные хребты, а внизу протекает река, закручиваясь в виде раковины. Тибетцы взялись за работу с таким энтузиазмом, что через четыре года строительство завершилось.

За это время Его Святейшество нашел и официально признал нового Другчена Ринпоче, двух тулку Сангье Ньенпы (один из которых родился в США), Сурманга Гарванга Ринпоче Дронграма Джатрула, воплощения Дзогчена Пёнлоба и Чёгьюра Лингпы.

До 1980 года, когда писалась эта книга, Его Святейшество Шестнадцатый Кармапа посвятил в послушники и монахи более трех тысяч мужчин и женщин, а также признал сотни новых воплощений высоких лам разных традиций. По его инициативе был переиздан Кангьюр в версии Дэге – основополагающая энциклопедия буддийского Учения. В знак общебуддийского сотрудничества и взаимопомощи Рангджунг Ригпе Дордже передал 170 экземпляров этого огромного собрания учебным заведениям разных тибетских буддийских школ и даже последователям бона. Его Святейшество дважды объехал весь мир. Несколько его учеников – лам школы Карма Кагью – основали центры Дхармы на Западе, и Кармапа несколько раз посетил эти центры, давая поучения и посвящения.

Материал из книги Карма Тринле «История Кармап Тибета».