Пятнадцатый Кармапа Кхакхьяб Дордже

Пятнадцатый Кармапа Кхакхьяб Дордже (1871–1922)

Пятнадцатый Кармапа Кхакхьяб Дордже родился в Шелкаре, что в области Цанг, в год Железной Овцы (1871 г.). Когда он появился на свет, родители обнаружили, что между бровями у него растет длинный белый волосок – в точности такой же, как у Будды Шакьямуни. Кхакхьяб Дордже отличался необычайно быстрым и сильным умом и к четырем годам уже составлял молитвы.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, в нем признали новое воплощение Кармапы, Ламы Черной короны. Главную роль в этом сыграло письмо, оставленное его предшественником Тхегчогом Дордже. Джамген Конгтрул Лодрё Тхае, Джамьянг Кхьенце и Другчен Минджур Вангьи Гьялпо единодушно подтвердили подлинность Пятнадцатого Кармапы и затем устроили в Цурпху церемонию коронации, называемую «Золотой трон». Обеты послушника мальчик принял при наставничестве Другчена Ринпоче.

Кхакхьяб Дордже был очень прилежным учеником. Уже в раннем детстве он постиг премудрости Дхармы Великой колесницы, а также логики и астрологии. В восьмилетнем возрасте он построил особый алтарь Махакалы и сочинил молитву-призывание этого Защитника Учения.

В 1881 году Кармапа и его свита нанесли визит Тринадцатому Далай-ламе Тхубтену Гьямцо и провели некоторое время с его приближенными. Вернувшись в Цурпху, Кармапа начал свое обучение у Кхенчена Таши Озера, известного ученого и настоятеля монастыря Палпунг. Этот лама дал ему полную текстовую передачу Трипитаки. Одним из учителей Пятнадцатого Кармапы был также Паво Ринпоче, под руководством которого Кхакхьяб Дордже изучил шеститомный труд «Терма Ригдзин Джацён Ньингпо». В 1886 году Кармапа отправился в Палпунг – навестить Конгтрула Ринпоче. Пожилой ученый дал ему посвящения, текстовые передачи и устные наставления по собранию своих работ под названием «Пять трактатов». Эта серия содержит более ста томов, составленных Джамгёном Конгтрулом, с его же аннотациями и автокомментариями. Главные и второстепенные традиции философской мысли и практики представлены в этом собрании с точки зрения движения Римэ. «Пять трактатов» оказали огромное влияние на последующее развитие Дхармы в Тибете и за его пределами. Под руководством Конгтрула Ринпоче Кхакхьяб Дордже принял обет Бодхисаттвы и посвящения Калачакры вместе с устными наставлениями.

Из Палпунга Кармапа вместе с сопровождением отправился в Дзонгсар, великий монастырь школы Сакья. Там он снова встретился с Джамьянгом Кхьенце Ринпоче и получил у него наставления. К тому времени Кхакхьяб Дордже восстановил в памяти много событий из своих прошлых жизней и в честь этого сочинил поэму, посвященную пути Бодхисаттвы. Несколько позднее Кармапа навестил главу школы Другпа Кагью в его резиденции – монастыре Санг Нгаг Чёлинг. Он нашел там новое воплощение Другчена и преподал ему основы Дхармы.

В 1888 году Кхакхьяб Дордже вернулся в свой главный монастырь, чтобы снова учиться у Конгтрула Ринпоче. В числе изучаемых им предметов были санскрит, медицина, искусство, Мадхьямака, Праджня-парамита, Винайя, Абхидхарма и Пять трактатов Майтрейи. Еще раз посетив монастырь Дзонгсар, он получил передачу Собрания садхан традиции Сакья от Кхьенце Ринпоче. А вернувшись в Палпунг, снова встретился с Джамгёном Конгтрулом, который даровал ему поучения традиции Шангпа Кагью. В этот период своей жизни Кхакхьяб Дордже учился днем и ночью.

В 1890 году Кармапа отыскал и возвел на трон Одиннадцатого Ситу Ринпоче, дав ему имя Пэма Вангчуг Гьялпо. Кроме того, он обследовал хранилища монастырей Санг Нгаг Чёлинга, Лхасы и Самье, а также святыню паломников Цари, и обнаружил несколько скрытых текстовых сокровищ. Говорили, что во время поисков ему помогали даки и дакини.

По прибытии обратно в Цурпху Кхакхьяб Дордже основал там новый духовный институт и осуществил ремонт главного алтарного зала. В Лхасе он построил новый храм для Пяти сестер-покровительниц долгой жизни [1]. Идея строительства этого храма, возведенного в честь согласия и счастья в Тибете и во всем мире, принадлежала Далай-ламе.

Через некоторое время Кармапа приехал в монастырь Палпунг к своему учителю Конгтрулу Ринпоче и получил от него посвящения, поучения и передачу текстов цикла «Лама Гонгду». Вернувшись после этого в Цурпху, Его Святейшество занялся разработкой новых украшений и костюмов для ритуальных танцев Махакалы Черного Плаща. Кроме того, Кхакхьяб Дордже заказал издание трудов Джамгёна Конгтрула «Драгоценная сокровищница» (тиб.: rin chen gter mdzod), состоящего из шестидесяти трех томов, и своих собственных работ. Эти два свода текстов – единственные полные собрания сочинений ученых Карма Кагью, изданные в Тибете.

В 1898 году Кхакхьяб Дордже нанес краткий визит в Бутан по приглашению короля этой страны Ургьена Вангчуга. Кармапу встретили с пышными почестями, и он передал королю много поучений Дхармы. По возвращении в Тибет Его Святейшество взял в жены несколько женщин, исполняя пророчество своего главного учителя. Позднее он признал перерождения Конгтрула Ринпоче и Паво Ринпоче – первым из них оказался его собственный сын. Этим мальчикам и Ситу Ринпоче он дал много глубоких наставлений, относящихся к традиции Кагью.

Спустя несколько лет Кармапа передал руководство линии Ситупе, Конгтрулу Ринпоче и Палпунгу Кхьенце Ринпоче, и на десять лет удалился в отшельничество.

На пятьдесят первом году жизни, в 1922 году, Кармапа Кхакхьяб Дордже ушел из жизни. За некоторое время до своей кончины он сообщил ближайшему помощнику, которого звали Джампал Цультрим, все подробности своего следующего появления на свет. После ухода Его Святейшества новогодние церемонии провели необычным способом: трубы вместо традиционного юга были обращены на восток – согласно пожеланию самого Кхакхьяба Дордже, высказанному десятью годами ранее.

Главными учениками Его Святейшества Кхакхьяба Дордже были Ситу Пэма Вангчуг Гьялпо, Джамгён Конгтрул Кхьенце Озер, Палпунг Кхьенце Тулку и Гьялцаб Ринпоче.


Примечания
  1. Пять сестер долгой жизни – Дакини, воплощающие в себе женскую энергию. Главная из них – Таши Церингма, мистическая подруга Миларепы. Имена остальных сестер – Тхинги Жалзангма, Мийо Лобзангма, Чопан Дринзангма и Тадкар Дрозангма. Гуру Падмасамбхава и Миларепа взяли с них обязательство хранить и защищать Дхарму. Тибетская легенда гласит, что Мийо Лобзангма живет где-то на склонах горы Джомо Лунгмы (одно из местных названий Эвереста, в тибетской литературе чаще встречается другое – Джомо Гангкар).

Материал из книги Карма Тринле «История Кармап Тибета».