Двенадцатый Кармапа Джангчуб Дордже

Двенадцатый Кармапа Джангчуб Дордже (1703–1732)

Двенадцатый Кармапа Джангчуб Дордже родился в области Дэге, расположенной в Кхаме, Восточном Тибете. Это произошло в год Водяной Овцы (1703 г.). Его селение, как и указывал в своем предсмертном письме Йеше Дордже, находилось на берегу Золотой реки (Янгце). Незадолго до рождения мальчика тертон Минджур Дордже сообщил его отцу, что в семье ожидается чрезвычайно благоприятное событие. Семья Джангчуба Дордже происходила из клана потомков великого царя Трисонга Дэцена.

Рассказывали, что в двухмесячном возрасте малыш заявил:

Я Кармапа!

Услышав об этом, а затем узнав об убежденности Минджура Дордже в том, что этот ребенок – Кармапа, Шамар Ринпоче немедленно повелел своим помощникам найти и проверить мальчика. Минджур Дордже сам проводил гостей к дому этой семьи. Взглянув на мальчика и поговорив с родителями, посланники Шамарпы убедились в том, что перед ними подлинный Кармапа.

Ребенка привезли к Шамару Ринпоче, который и дал ему имя Джангчуб Дордже. В юные годы Кармапа получил наставления от нескольких знаменитых мастеров медитации и ученых, включая Ситу Чёкьи Джунгне, Цуглага Тенпи Ньингдже и Ньенпу Тулку. В возрасте семи лет Джангчуб Дордже посетил Карма Гён. Немного позднее он отправился Кампо Гангра, где остановился для медитации, оттуда – в княжество Нангчен, а затем – в Цурпху. По пути юный Кармапа совершил паломничество к пещерам, расположенным в области Барам – там в давние времена медитировал в отшельничестве Барам Дарма Вангчуг. Этот лама был близким учеником Гампопы, а после кончины своего наставника основал линию преемственности Барам Кагью.

После этих путешествий Кармапа вернулся в Цурпху и продолжил свое образование. В этот период ему снились чудесные сны, которые ясно указывали на его высокие духовные достижения. Джангчуб Дордже обладал особенной связью с йидамом Калачакрой, и однажды во сне он перенесся в Шамбалу. Там он получил передачу текста «Калачакра-тантры» от самого держателя ее преемственности – Ригдена, царя этой Чистой страны.

Жизнь Двенадцатого Кармапы, как и Десятого, совпала с трудными для Тибета временами. Джунгарские монголы напали на центральную часть страны и убили многих великих мастеров школы Ньингма: Лабзанг-хана, Минлинга Лоцаву Дхарма Шри, Падма Гьюрме Гьямцо и других. За четыре года, пока продолжалось это противостояние, были разрушены и разграблены важнейшие монастыри, включая Миндролинг и Дордже Драг. Реликвии пропали, а входы в пещеры Падмасамбхавы оказались завалены камнями.

Когда Седьмой Далай-лама Калзанг Гьямцо вернулся из Кхама, захватчики отступили. Джангчуб Дордже нанес Далай-ламе визит, подарил ему ценные вещи и получил его благословение.

По возвращении в Цурпху Кармапу посетил Катог Цеванг Норбу. Он попросил наставлений, и Джангчуб Дордже обучил его Шести йогам Наропы и практике Махамудры. Этот лама был известным мастером медитации и тертоном школы Катог Ньингма. Он, в свою очередь, посвятил Джангчуба Дордже в определенные аспекты доктрины Ньингмы.

Вскоре Кармапа решил отправиться в паломничество по священным местам Непала. В этом путешествии его сопровождали Шамар Ринпоче, Ситу Ринпоче и Седьмой Гьялцаб Ринпоче. В Катманду король Джагаджа-ямалла встретил их торжественной церемонией, на которой присутствовали тысячи мирян и монахов.

Во время визита в Непал Джангчуб Дордже наведался в Янглешод, где Гуру Падмасамбхава когда-то медитировал на Ваджракилайю (Алмазный Кинжал), чтобы уничтожить все препятствия, мешавшие его сострадательной активности. Здесь, в пещере великого гуру, Кармапа и его ученики погрузились в медитацию на грозное проявление Падмасамбхавы, тем самым обновляя свою связь с благословением Рожденного в Лотосе.

Вскоре в долине Катманду разразилась эпидемия гриппа, и потребовалась помощь Джангчуба Дордже и его спутников. Кармапа провел ритуальную медитацию на тысячерукого Бодхисаттву Любящие Глаза, а затем – обряд символического очищения воды силой сострадания этого Бодхисаттвы. После этого он пригласил всех лам, сопровождавших его в паломничестве, принять участие в общей церемонии и благословить зараженные земли очищенной водой. Вскоре эпидемия прекратилась, и король устроил великое празднество в честь Кармапы.

Спустя некоторое время Джангчуб Дордже вместе с Шамарпой и Ситупой прибыл в Кушинагару, что на севере Индии, – место, где исторический Будда Шакьямуни покинул этот мир и ушел в паринирвану. На протяжении всей этой поездки Ситу Ринпоче неоднократно удивлял индийских ученых-пандитов своей изощренной ученостью. Он вел с ними дебаты, в результате которых многие мудрецы, признав мастерство Ситупы, стали его учениками.

На обратном пути в Тибет Кармапа и его свита посетили пещеру в окрестностях горы Джомо Гангкар, где в XII веке долго и интенсивно медитировала Лесом Гендюн Бум, ближайшая из учениц Миларепы. Затем путешественники приблизились к горе Кайлаш, которую часто называли силовым полем Чакрасамвары. Примерно в это же время Джангчуб Дордже получил приглашение из Китая, от императора Юн-Чина. Решив ответить согласием, он выехал обратно в Цурпху.

Прибыв в свою главную резиденцию, Кармапа не сразу отправился в Китай. Вначале он удалился в медитационное отшельничество, а затем посетил Лхасу и проехал по Южному Тибету, обучая людей Дхарме. Также Джангчуб Дордже встретился с Сурмангом Трунгпой Ринпоче и даровал ему посвящения и поучения Махамудры и Шести йог Наропы.

Перед отъездом в Китай Кармапа призвал к себе Ситу Чёкьи Джунгне и сообщил, что на время своего отъезда оставляет его временным держателем линии преемственности Карма Кагью. Кроме того, Ситупе предстояло завершить написание всех текстов, начатых Кармапой и Шамарпой. В 1725 году, дав Тай Ситу еще несколько посвящений, Джангчуб Дордже и Шамар Ринпоче отбыли в Китай. Когда их караван достиг области Амдо, Кармапа провел ритуалы, способствующие умиротворению врагов и прекращению боевых действий. Позднее он повторил эти ритуалы на озере Коконор.

По пути в Китай Кармапа давал поучения и посвящения, чаще всего – связанные с Бодхисаттвой Ваджрапани (Алмаз в Руке), олицетворением силы всех Будд. Джангчуб Дордже встречался с правителями тех княжеств, через которые проезжал, и обсуждал с ними вопросы Дхармы. В 1732 году процессия прибыла в Лань Чу, где Джангчуб Дордже посетил храмы, посвященные Таре (Освободительнице) и Любящим Глазам. Он заглянул и в даосские храмы.

Будучи в Лань Чу, Кармапа заразился оспой. Тогда он составил письмо, в котором описал обстоятельства своего следующего прихода на свет, и повелел отправить его Ситу Ринпоче. На тринадцатый день десятого месяца года Водяной Крысы (1732 г.) он скончался.

Важнейшими учениками Джангчуба Дордже были Ситу Чёкьи Джунгне, Паво Цуглаг Дёндруб и его перерождение – Другчен Кагью Тринле Жингта.

Материал из книги Карма Тринле «История Кармап Тибета».