Девятый Кармапа Вангчуг Дордже

Девятый Кармапа Вангчуг Дордже (1555–1603)

Девятый Кармапа Вангчуг Дордже родился в седьмом месяце 1555 года. Его биографы писали, что сразу после рождения он трижды вытер лицо и провозгласил:

Я Кармапа!

Младенец быстро стал знаменитостью, и слухи о нем дошли до Ситу Ринпоче, жившего в монастыре Карма. Обстоятельства рождения мальчика совпадали с теми подробностями, что содержались в письме-предсказании Кармапы Микьо Дордже, которое тот составил на двадцать восьмом году своей жизни. Заметив это, Ситу Ринпоче отправил двух своих помощников посмотреть на ребенка, и те пришли к выводу, что мальчик действительно Кармапа. Тогда Ситу Ринпоче сообщил официальным лицам в монастыре Цурпху, что новый Кармапа наконец найден.

Из Цурпху в монастырь Карма были отправлены вещи предыдущих Кармап: маленькая черная шапка, печать, одежда и ритуальные принадлежности. Кроме других предметов, мальчик правильно выбрал колокольчик, которым пользовался Седьмой Кармапа Чёдраг Гьямцо. Через год Шамарпа Кёнчог Йенлаг доставил новому Кармапе несколько ритуальных предметов, переданных ему на хранение Кармапой Микьо Дордже.

Примерно в это же время политические власти в Центральном Тибете разослали в разные монастыри и учебные заведения письма, подтверждающие появление и признание нового воплощения Кармапы. Это показывает, насколько важной в политическом отношении считалась тогда личность Кармапы. Различные школы буддизма вольно или невольно оказывались все больше втянутыми в политические игры. В те трудные времена, когда жил Вангчуг Дордже и следующие трое Кармап, эта тенденция имела в Тибете большую силу.

В шестилетнем возрасте Вангчуг Дордже был официально возведен на трон Кармапы Шамаром Ринпоче. На этой церемонии он принял Прибежище и обет Бодхисаттвы, а также получил посвящение в Будду Безграничной Жизни (Амитаюс) и многие другие важные текстовые передачи, посвящения и поучения. Шамарпа продолжал обучать юного Кармапу, обсуждая с ним подробности текстов Трипитаки и некоторых сочинений мастеров школы Кагью.

Спустя некоторое время путешествующий монашеский лагерь Кармапы прибыл в Цурпху. По пути Вангчуг Дордже вместе с Шамаром Ринпоче совершил паломничество к Кампо Ненанг, где когда-то медитировал Дюсум Кхьенпа.

Путешествие продолжалось. Караван миновал Сурманг и Нангчен, после чего, к началу 1561 года, достиг Цурпху. Там Кармапа дал свое первое публичное поучение – о Четырех дхармах Гампопы [1]. Его аудитория насчитывала одиннадцать тысяч человек, в основном монахов, среди которых были и представители власти Центрального Тибета. Затем, сопровождаемый Шамаром Ринпоче и Паво Тулку, юный Вангчуг Дордже отправился в Южный Тибет. По дороге он задержался в монастыре Легше Линг, чтобы почтить останки первого Тулку Карма Тринле, хранившиеся как реликвии в алтаре. Оттуда лагерь направился в Лходраг, где родился и жил переводчик Марпа, отец-основатель линии преемственности Кагью. Паво Тулку помог Шамару Ринпоче подготовить церемонию посвящения Кармапы в послушники. Затем эти два наставника начали объяснять Вангчугу Дордже тонкости учения Махамудры и Шести йог Наропы.

Почти все детство Девятого Кармапы прошло в путешествиях по Тибету вместе с монашеским лагерем. В кочевом монастыре строго соблюдалась дисциплина; спутники Кармапы много и интенсивно медитировали. Ученые из его свиты главным образом изучали тантры «Хеваджра» и «Чакрасамвара», основополагающий для школы Кагью трактат Майтрейи под названием «Уттара-тантра» и сочинение Рангджунга Дордже «Забмо Нангдён». Самые многоопытные практикующие из тех, кто сопровождал Кармпау, выполняли Шесть йог Наропы, медитации Махамудры и Чод. Обычные же миряне и монахи медитировали на Ваджрайогиню, Бодхисаттву Любящие Глаза и Хайягриву. В то время, для того чтобы буддиста полностью приняли в свиту Кармапы, он должен был проделать огромный объем духовной практики.

В монастыре Шамара Ринпоче, расположенном в Янгпачене, Вангчуг Дордже давал различные наставления монахам. Потом он прожил три года в Ринпунге, при дворе местного князя Нгаванга Джигтена Вангчуга. Там его навестил Лама Сёнам Гьямцо, в то время возглавлявший школу Гелуг. Сёнам Гьямцо позже получил титул Далай-ламы (Учитель-океан) от монгольского Алтан-хана.

Затем Вангчуг Дордже проехал провинцию Конгпо на юге Тибета, где школы Камцанг и Другпа Кагью всегда были очень сильны. В пути он дал будущему Далай-ламе много наставлений о трактатах Рангджунга Дордже и Микьо Дордже.

Кроме обучения, у Кармапы были и другие важные дела: его нередко звали проводить большие медитационные собрания и выступать судьей в философских спорах. Когда лагерь переместился к югу от Цари, Кармапу снова посетил Сёнам Гьямцо. Он попросил Вангчуга Дордже стать посредником в улаживании политических разногласий, возникших в княжестве Ярлунг. Объединив усилия, Сёнам Гьямцо и Кармапа добились от противоборствующих сторон подписания трехлетнего мирного договора и после обмена подарками разъехались.

В 1580 году Вангчуг Дордже получил полное монашеское посвящение от Шамара Ринпоче, а затем некоторое время изучал Винайю и труды Третьего, Пятого и Седьмого Кармап. Помимо поучений школы Камцанг он получил от Шамарпы – своего главного учителя и ученика – текстовые передачи линий преемственности Дригунг Кагью и Кадам.

В 1583 году Шамар Ринпоче ушел из жизни. Вангчуг Дордже вложил его останки и реликвии в ступу, установленную в монастыре Янгпачен. Он также распределил личные вещи Шамарпы между монастырями в районах У и Цанг, раздал беднякам подарки и плитки чая, а великому храму в Лхасе поднес золотую мандалу. После паломничества по святым местам Северного Тибета Вангчуг Дордже вернулся в Цурпху, чтобы передать своему второму учителю Паво Тулку тексты, принадлежавшие Микьо Дордже и традиции Дригунг Кагью. Он также дал рукоположение многим монахам и повелел художникам и ремесленникам изготовить огромную шелковую тханку-аппликацию, представляющую Будду Шакьямуни.

Однажды у Вангчуга Дордже возникла необходимость отправиться в Ринпунг, чтобы уладить несколько политических споров. Кармапа очень расстраивался из-за возникавших тогда в стране политических проблем. Он чувствовал, что память о раннем периоде развития Дхармы в Тибете могла бы вдохновить людей на то, чтобы они вновь посвятили себя облагораживающим принципам Учения Будды. С этой целью он начал работу по реставрации храмов, возведенных первыми буддийскими царями Сонгценом Гампо и Трисонгом Дэценом.

Посвятив в монахи третьего Паво Тулку – Цуглага Гьямцо, Кармапа удалился в годичное медитационное отшельничество в монастыре Цурпху. По окончании этого периода он отправился в поездку по северу Тибета, где, по слухам, царь нагов сделал ему подношение. Оно символизировало, что отныне эта территория вверяется Кармапе. Местные жители считали, что именно благодаря этому подношению весь следующий год была хорошая погода и обильные урожаи.

Хотя Вангчуг Дордже написал не так много сочинений, как его предшественник Микьо Дордже, его перу принадлежат несколько трактатов, очень важных для школы Кагью. В их числе, например, поучения «одной мысли» школы Дригунг.

Самый важный труд Девятого Кармапы – это трактат «Океан истинного смысла» (тиб.: nges don rgya mtsho), содержащий наставления по основополагающим упражнениям, подготавливающим к Махамудре. Другая важная работа Кармапы Вангчуга Дордже называется «Рассеивая мрак неведения» (тиб.: ma rig mun bsal) и тоже связана с Махамудрой. Оба сочинения сегодня широко изучаются и используются как руководство для практики.

Вангчуг Дордже активно участвовал и в религиозной, и в общественной жизни. В Нгагпу он посвятил в монахи многих послушников из местного населения. Он также приложил массу усилий к тому, чтобы люди перестали охотиться и ловить рыбу, и убеждал их развивать добросердечное отношение к животным. Кроме того, Кармапа организовал масштабное строительство мостов в том районе.

Однажды до Вангчуга Дордже дошли вести о том, что в семье последователей Дригунг Кагью родилось новое воплощение Шамара Ринпоче. Он отправился в указанную местность и официально признал в ребенке Шамарпу. За время этого визита Кармапа дал монашеские обеты множеству послушников Дригунг. В 1594 году Кармапа доставил маленького Шамарпу в Цурпху, и там началось обучение мальчика всем премудростям традиции Камцанг.

Передав ему основы Учения, Вангчуг Дордже со своим лагерем выдвинулся в направлении Цари. Там он навестил группу монахов и йогинов, медитирующих в затворничестве, и обучил их практике Ваджрайогини. Многие из этих учеников получили от Кармапы текстовую передачу полного собрания трудов Гампопы и посвящение в монахи.

Затем Кармапа с сопровождением прибыл в Конгпо, по пути посетив старый монастырь Гампопы в Даг Лха Гампо. Там свита Вангчуга Дордже раздавала населению еду и вещи первой необходимости, а он сам выделил много денег на содержание храмов и ступ. Его пребывание в области Конгпо продолжалось восемь лет – часть этого времени он посвятил работе для блага людей, а часть провел в уединенной медитации. Особенно важным аспектом его практики в отшельничестве была медитация на Махакалу. В своих поучениях этого времени Вангчуг Дордже большой упор делал на трактаты своего предшественника – Микьо Дордже.

В Таши Гунгтанге, где давным-давно практиковал Третий Кармапа Рангджунг Дордже, Девятый Кармапа основал новое поселение для уединенных медитаций. Оставшись там на некоторое время, Вангчуг Дордже составил текст-комментарий, посвященный «Калачакра-тантре» и делению тантр на четыре класса, а также написал садхану (подробное руководство по практике) Вайрочаны. Он завершил текстовую передачу трактатов восьми Кармап, которую начал ранее, а затем провел фестиваль благопожелательных молитв. Наконец, после пышной церемонии посвящения Калачакры в монашеском лагере, Кармапа снова удалился в отшельничество.

В конце этого периода интенсивной практики Вангчуг Дордже передал своим ученикам поучения, касающиеся важных тонкостей традиции Кагью. Он начал с преподавания сущности трактата Гампопы «Драгоценное украшение Освобождения», в котором изложен ступенчатый путь вхождения ученика в Дхарму и продвижения к Просветлению через уровни Хинаяны и Махаяны. Затем Вангчуг Дордже учил Ваджраяне, с особым упором на Шесть йог Наропы и Махамудру, а в завершение, чтобы полностью передать благословение и вдохновение своей линии преемственности, в присутствии десяти тысяч человек провел церемонию Черной короны. После церемонии он дал рукоположение юному Тай Ситупе Чёкьи Гьялцену и посвятил его в доктрину Кагью.

Девятый Кармапа неоднократно получал приглашения от монгольских властей в Китае, но отклонял их. Однако он согласился посетить территории У и Цанга. По пути Вангчуг Дордже остановился в главном монастыре Другпа Кагью, называемом Санг Нгаг Чёлинг, и дал там много поучений. Перед возвращением в Цурпху Кармапа побывал в разных частях Цанга и Рипунга, отметил наступление нового года большой серией благопожелательных молитв и посвятил в монахи Шестого тулку Шамара по имени Чёкьи Вангчуг.

Кармапа проявлял очень большой интерес к реставрации и обустройству монастырей линии преемственности Кагью. Он попросил Второго Карма Тринле отреставрировать Шедруб Линг, и тот исполнил это пожелание.

Однажды по просьбе князя Хорту Вангчуг Дордже приехал во Внешнюю Монголию. После первых наставлений Девятого Кармапы, полных сострадания, князь отменил в своей стране смертную казнь и дал обет избегать насилия. Затем Кармапа провел церемонию Черной короны и дал обширные поучения о том, как развивать пробужденное сочувствие посредством медитации на Бодхисаттву Любящие Глаза.

Одним из наиболее влиятельных учеников Вангчуга Дордже был Таранатха – знаменитый ученый и переводчик, глава школы Джонанг, автор «Истории Дхармы в Индии». Кармапа дал ему все посвящения, текстовые передачи и устные наставления школы Карма Кагью. Во время одной из их встреч учитель взял чашу ячменя, помешал ее прутиком и поставил Таранатхе на голову со словами:

Я даю тебе то же, что Карма Пакши дал Ургьенпе, – полную передачу линии преемственности Кагью.

Вскоре после новогодних празднеств 1603 года Кармапа почувствовал себя нехорошо. Он понял, что приближается смерть, и написал письма, предсказывающие его следующее рождение в Кхаме. На следующее утро после этого Вангчуг Дордже покинул тело. Оставшиеся после него реликвии поместили в алтарь в Цурпху.

Главными учениками Девятого Кармапы были Шамар Чёкьи Вангчуг, Таранатха, Ситу Чёкьи Гьялцен, Паво Цуглаг Гьямцо, лама традиции Дригунг Кагью по имени Ринчен Намгьял и лама школы Таглунг по имени Чёкьи Кюнга Таши.


Примечания
  1. Четыре Дхармы Гампопы – поучение Гампопы о сущности духовного пути. Они изложены в следующем пожелании: «Благослови меня, чтобы мой ум вступил на путь Дхармы. Благослови меня, чтобы Дхарма стала моим путем. Благослови меня, чтобы Учение прояснило запутанность. Благослови меня, чтобы запутанность превратилась в мудрость».

Материал из книги Карма Тринле «История Кармап Тибета».