Десятый Кармапа Чёйинг Дордже

Десятый Кармапа Чёйинг Дордже (1604–1674)

Десятый Кармапа Чёйинг Дордже родился в восьмой день третьего лунного месяца года Деревянного Дракона (1604) в области Голог, что в Восточном Тибете. Его матери во время беременности снились благоприятные сны о Гуру Падмасамбхаве, и потому новорожденному мальчику она дала имя Ургьен Кхьяб (тот, кто находится под защитой человека из Ургьена).

В жизнеописании Десятого Кармапы сказано, что, едва родившись, он поднялся на ноги и сделал по одному шагу в каждом из четырех направлений пространства, в точности так же, как новорожденный Будда Шакьямуни за две тысячи лет до него. Затем будущий Кармапа уселся, скрестив ноги, и родные услышали, как он повторяет мантры Бодхисаттв Любящие Глаза и Праджняпарамиты (Совершенства Мудрости).

Чёйинг Дордже провел раннее детство в местности Мачу, во дворце местного князя Чанга Мовы, где к нему относились с большим почтением, как к необычайно одаренному ребенку. Он проявлял исключительные способности к живописи – им предстояло полностью созреть в будущем. Кроме того, юный Кармапа был чрезвычайно добр к животным. Однажды он увидел, как стригли овец. Разразившись слезами, ребенок побежал к хозяевам овец – просить, чтобы этой стрижкой они не причинили животным какого-нибудь вреда. В другой раз он спас оленя, на которого охотились. Сначала Кармапа усмирил собаку, гнавшуюся за оленем, а когда подошел охотник, дал ему денег, чтобы тот смог вести свое хозяйство, не убивая животных.

Маленький Кармапа обладал живым чувством юмора. Однажды его отец, сидя верхом на лошади, посадил мальчика в седло перед собой. Сын тут же попросил поводья, желая управлять лошадью, и спел песенку о том, что праздно путешествовать не имеет смысла: каждый должен стремиться к Просветлению.

В восьмилетнем возрасте Чёйинг Дордже был официально признан воплощением Кармапы – Шестой Шамар Ринпоче объявил об этом и торжественно возвел его на трон в монастыре Ньингче Линг. Во время этой праздничной церемонии Кармапе привиделся прославленный Махакала, защитник линии преемственности Кагью. То был важный и чрезвычайно благоприятный знак. Несколькими днями позже Чёйинг Дордже прогуливался с монахами по берегу реки Дзачу. Вдруг он обратил внимание на большой камень прямо посреди бурного потока. Мальчик попросил монахов принести этот камень и расколоть его пополам. Ноша была очень тяжелой, но Кармапа настаивал, уверяя, что это следует сделать ради блага существ. Когда камень раскололи, в нем обнаружилось множество зеленых гусениц, извивающихся в агонии. С величайшей добротой откликаясь на их ужасные страдания, Чёйинг Дордже произнес мантру Любящих Глаз. Постепенно гусеницы перестали шевелиться и спокойно умерли.

Спустя некоторое время Десятый Кармапа прибыл в Цурпху. Там его ждал Паво Цуглаг Гьямцо. После радостной встречи Паво посвятил Кармапу в послушники и дал несколько инициаций, текстовых передач и устных наставлений из наследия Карма Пакши, Рангджунга Дордже и Чёдрага Гьямцо.

Пока Кармапа подрастал, политический климат в Тибете неуклонно ухудшался. После обучения у Паво Ринпоче Кармапа получил приглашение ко двору Карма Пунцога Намгьяла – правителя Цанга. Этот князь покровительствовал школам Камцанг и Другпа. Впоследствии, после падения династии Ринпунг, он расширил сферу своего влияния на весь Тибет. Пунцог Намгьял попросил Кармапу молиться за мир, потому что монгольский хан со своим хищным войском грозился вторгнуться в его владения. Кармапа провел несколько церемоний, и грабительский поход не состоялся.

Возвратившись в Цурпху, Чёйинг Дордже продолжал свое образование, и Паво Ринпоче дал ему полную передачу доктрины Кагью. В возрасте двадцати одного года Кармапа получил полное посвящение в монахи и удалился в затворничество, чтобы погрузиться в медитацию и постичь все поучения, которые были ему даны.

Позднее, путешествуя вместе с Шамаром Ринпоче, Ситу Ринпоче и Паво Ринпоче, Чёйинг Дордже посетил Лходраг, где ему сообщили о кончине правителя Цанга. Вдова Пунцога Намгьяла попросила Кармапу провести посмертные ритуалы в честь ее покойного мужа. С этой целью кортеж Кармапы направился в Лхасу, во дворец Самдруб Линг.

После церемоний Чёйинг Дордже совершил паломничество в Самье, первый монастырь школы Ньингма, и там под руководством Шамара Ринпоче дал обет Бодхисаттвы. Из Самье Кармапа поехал в пещеры Падмасамбхавы и Миларепы, расположенные недалеко от горы Кайлаш. В Чуваре, на месте кончины Миларепы, Чёйинг Дордже заложил новое поселение для медитационного отшельничества. Затем, прибыв в монастырь Даг Лха Гхампо, он написал там огромную золоченую фреску, изображающую шестнадцать архатов и их последователей.

Примерно в это время Шамар Ринпоче заболел и вскоре умер.

Правителем Цанга стал Деси Карма Тенкьонг Вангпо, известный своей враждебностью по отношению к монастырям Сэра и Дрепунг. В результате его политики в Цанге начались беспорядки. Они привели к вторжению монголов, которые быстро наводнили весь Тибет. Кармапа, опережая войска монгольского хана, выехал в Джанг Са-Тхам, что лежит на границе Китая с Тибетом. Местный князь Карма Чимэ Лаванг принял Кармапу с почестями. Оказавшись в вынужденном изгнании, Чёйинг Дордже посвятил свое время обучению местных жителей в русле традиции Карма Кагью, а также помощи беднякам и заботе о храмах.

Пока он оставался в Джанг Са-Тхаме, местная армия одержала победу над отколовшейся частью грабительского войска, захватив в плен триста тысяч солдат. Чимэ Лаванг собирался направить этих воинов против основной армии монголов, которыми командовал Гушри-хан, последователь школы Гелуг. Его армия в то время грабила Тибет. Когда Чёйинг Дордже узнал об этом плане князя, он заявил, что такая военная операция стала бы действием, противоречащим буддийской этике, основанной на доброте и отказе от агрессии. Он переубедил правителя, говоря:

Я поклялся не причинять вреда ни одному существу, даже крошечным насекомым. Поэтому, пожалуйста, не посылай в Тибет свои войска.

Чимэ Лаванг внял настояниям Кармапы и отозвал армию.

Когда эта проблема была решена, Чёйинг Дордже снова стал обучать людей Дхарме и основал еще один монастырь, назвав его Огмин Линг. Многим последователям он дал посвящение в монахи и поучения о текстах Трипитаки.

Однажды Кармапа услышал о новом перерождении Шамара Ринпоче, и он тут же оставил Джанг Са-Тхам, чтобы лично отыскать своего ближайшего ученика. Переодевшись нищим, он смог пройти невредимым через земли, охваченные войной. Наконец, прибыв в область Голог, Чёйинг Дордже нашел мальчика, в котором признал новое воплощение Шамарпы. Рассказывают, что костюм нищего вовсе не сбил мальчика с толку и он без колебаний назвал прибывшего Кармапой. В Сучу Карпо Чёйинг Дордже дал ребенку Прибежище и некоторые предварительные наставления в традиции Кагью. Новый Шамарпа получил имя Йеше Ньингпо.

Проезжая через Голог, Чёйинг Дордже также обнаружил и возвел на трон очередное воплощение Гьялцаба Ринпоче. Затем, уже в Кхаме, он встретился с молодыми Ситу и Паво Ринпоче. Он привез своих юных учеников в Джанг, посвятил их в доктрину Карма Кагью и вскоре покинул это гостеприимное место, чтобы вернуться в Лхасу, где не был почти тридцать лет.

В пути он встретился с Тулку Минджуром Дордже, учеником Чагме Рага-Аси Ринпоче, основателя подшколы Карма Кагью, называемой «Нэдо». Некоторые считали Чагме эманацией Кармапы Микьо Дордже. Изучив один текст, который Минджуг Дордже представил как терму (скрытое сокровище Дхармы), созданную Падмасамбхавой, Кармапа объявил, что это сочинение подлинное. В ответ Минджур Дордже поднес все обнаруженные им термы Чёйингу Дордже. Самым известным поучением из наследия Минджура Дордже является его подробное руководство по медитации на Второго Кармапу Карма Пакши.

В год Водяного Быка Чёйинг Дордже прибыл в Лхасу и сразу же пожелал встретиться с Далай-ламой Нгавангом Лобзангом Гьямцо. Тот тепло приветствовал Кармапу, выразив признательность за то, что армия Джанга не вошла в Тибет. Во время этой встречи Нгаванг Лобзанг Гьямцо и Чёйинг Дордже обсуждали Махамудру, и Кармапа получил заверения в том, что в случае необходимости монастырю Цурпху будет предоставлена защита.

Покинув Лхасу, Кармапа отправился в долину, где родилась Йеше Цогьял, супруга Гуру Падмасамбхавы. Там Чёйинг Дордже со свитой остановился возле озера, которое, согласно легенде, появилось сразу при рождении Цогьял, и посетил несколько пещер, где медитировал Падмасамбхава.

Наконец, спустя много лет странствий, Чёйинг Дордже возвратился в Цурпху. Однажды в 1673 году ему явилась Махакали, и в этом видении Кармапа заметил признаки своей приближающейся смерти. Тогда он сообщил подробности своего следующего рождения слуге по имени Кюнту Зангпо, Шамару Ринпоче и Гьялцабу Ринпоче.

Чёйинг Дордже ушел из жизни на рассвете в день полнолуния, во втором месяце года Водяного Тигра. Ему было семьдесят лет. Его останки и реликвии ученики поместили в ступу, которая была установлена в Цурпху, рядом со ступами остальных Кармап.

В списке наиболее близких и важных духовных сыновей Десятого Кармапы много имен. Это Шамар Йеше Ньингпо, Гьялцаб Драгпа Чёлинг, Кюнту Зангпо, Ситу Мипхам Тринле Рабтэн, Паво Тринле Гьямцо, Карма Чагме Рага-Аси Ринпоче, известный тертон школы Ньингма Джацён Ньингпо, правитель Джанга Са-Тхам, Карма Цеванг Ринчен, князь Карма Ринчен Пунцог, премьер-министр Тибета Карма Тенкьонг, казначей Карма Самдруб, Таглунг Нгаванг Таши Палдруб, Сурманг Гарванг Ринчен Ньингпо и Четвертый тулку Сурманг Трунгпа.

Материал из книги Карма Тринле «История Кармап Тибета».