Четвертый Кармапа Ролпе Дордже

Четвертый Кармапа Ролпе Дордже (1340–1383)

Пока мать будущего Четвертого Кармапы была беременна, в ее снах появлялось много благоприятных знаков, указывающих на предстоящее рождение воплощенного учителя. В восьмой день третьего месяца года Железного Дракона (1340 г.) пришел на свет Кармапа Ролпе Дордже. С губ младенца слетали звуки шестислоговой мантры, и от всего тела исходил тонкий аромат.

В детстве Ролпе Дордже часто проявлял свои замечательные способности. В трехлетнем возрасте он объявил:

Я Карма Пакши. Здесь много моих учеников, и поэтому я пришел.

Внезапно он сел в позу Будды Безграничного Света (Амитабхи) и объяснил матери, что именно в такой позе находился в ее утробе.

Когда ему было шесть лет, этого необычайного мальчика спросили о его предыдущих воплощениях, и он рассказал:

Я Дюсум Кхьенпа и Карма Пакши. Я ходил в Китай и усмирял войска монголов. Я тот, кто наблюдает из облаков. Мой Лама – пустота, а я – ваш Лама. Сейчас у меня есть три проявления: одно из них пребывает рядом с Бодхисаттвой Ратнамати, второе наслаждается окружением Будды Непоколебимого (Акшобхьи), а третье – это я сам. Сейчас вы, наверное, сомневаетесь в моих словах, но скоро это пройдет. Вы мои ученики.

В скором времени лама Гён Гьялва, выступавший в роли одного из наставников Ролпе Дордже, стал выпытывать у мальчика подробности жизни его предыдущего воплощения – Рангджунга Дордже.

– Кармапа обещал, что проживет до восьмидесяти четырех лет, – говорил он, – а скончался в пятьдесят пять. Что произошло?

Ролпе Дордже отвечал:

– Тогда было мало религиозных людей, и все вели слишком негативный образ жизни. Это огорчало Рангджунга Дордже, и потому он решил больше здесь не оставаться.

Гён Гьялва продолжал расспрашивать юного ламу и заговорил о том, почему после кончины Третьего Кармапы люди увидели его лицо на диске полной луны.

Рангджунг Дордже, – объяснил мальчик, – обладал безграничным сочувствием, и его ученики были ему глубоко преданы. Эти два условия сошлись вместе и вызвали появление его образа на диске луны.

У молодого Ролпе Дордже было много спонтанных видений – признаков естественного раскрытия его духовного потенциала. Однажды он заболел гриппом и погрузился в медитацию на Будду Медицины. В медитации Будда протянул ему хрустальную чашу с водой, и Ролпе Дордже отпил из нее. Его болезнь тут же прошла, и он обрел опыт присутствия природы Будды во всем сущем. Говорят, что он мог видеть различные семейства Будд в своих собственных кровеносных сосудах и энергетические поля (мандалы) Будд в каждом атоме. Однажды он появился одновременно в десяти телах и слушал десять различных циклов поучений Дхармы в десяти Чистых странах. Во всем этом ярко выразилось его постижение природы Будды, пронизывающей все переживания и явления.

Пробуждение сострадания, свойственного молодому Кармапе от природы, ознаменовалось особым видением. Кармапа принял видимую форму Бодхисаттвы Любящие Глаза и спустился в адский мир, чтобы уменьшить страдание существ, обусловленное их прошлыми крайне агрессивными действиями. Вызвав дождь сочувствия, он погасил пламя ненависти, и существа, не находившие выхода из этого мучительного состояния, вернулись к основополагающему умственному равновесию.

Юный Ролпе Дордже был подобен Гаруде – мистической птице, которая вылупляется из яйца полностью зрелой. В своих сновидениях он посещал Уддияну – страну дакинь, и там Ваджрайогиня давала ему глубокие поучения:

Твой ум по природе безначален. Пусть сами собой возникают медитация, визуализация и мантра. Подноси дары в виде благопожеланий и торм. Если будешь выполнять такую практику восемь дней, обретешь духовное могущество Ваджрайогини.

В других сновидениях Ролпе Дордже переносился в Чистую страну Потала. Там он непосредственно воспринимал мандалу Бодхисаттвы Любящие Глаза во всей ее чистоте и благодаря этому постиг сущность Великой печати.

Желая описать и передать другим свой опыт, Ролпе Дордже сочинял песни о своих видениях и переживаниях. В девятилетнем возрасте он приступил к изучению традиций Кагью и Ньингма. Рассказывают, что благодаря своим врожденным талантам он усваивал знания с невиданной легкостью, почти не прилагая усилий.

Когда Ролпе Дордже исполнилось тринадцать лет, он отправился в Центральный Тибет. На пути он миновал Даг Лха Гампо, монастырь Гампопы, и эта святыня привиделась ему в образе ступы, сделанной из драгоценных камней и окруженной Буддами, Бодхисаттвами и махасиддхами. Чтобы выразить свое восхищение этим местом, Кармапа спел хвалебную песнь.

В монастыре Пхагмодру Кармапу Ролпе Дордже тепло приветствовал правитель Тибета Тай Ситу Джангчуб Гьялцен. Отсюда Кармапа проследовал в Цурпху – главную резиденцию Кармап. Приближаясь к своему монастырю, он увидел в небе вдохновляющее проявление Ваджрайогини.

Некоторое время, готовясь принять монашеские обеты, Ролпе Дордже изучал тексты Винайи, в которых подробно описывается монастырская дисциплина. В четырнадцатилетнем возрасте он стал послушником, получив соответствующие наставления от Дёндруба Пала Ринпоче. Вступление Кармапы на монашеский путь было отмечено его новым именем – Дхармакирти.

Дёндруб Пал Ринпоче пробудил в Ролпе Дордже ощущение огромного богатства линии преемственности Дюсума Кхьенпы. Медитируя, Кармапа часто видел множество форм своего первого воплощения – столько же, сколько звезд в небе. Практикой, которой Кармапа затем уделил много внимания, была медитация на Будду Безграничного Света (Амитабху), связанного с долголетием. Удалившись в отшельничество, благодаря своим сновидениям и медитационным переживаниям Ролпе Дордже ясно понял глубину поучений о Будде Безграничного Света.

Завершив отшельничество, Ролпе Дордже пригласил к себе ученого традиции Ньингма по имени Гьялва Йонгтён – он был держателем линии преемственности Карма Кагью, преемником Рангджунга Дордже. При встрече с Йонгтёном Ролпе Дордже спонтанно постиг мандалы мирных и грозных Будда-аспектов. Седовласый ученый сказал ему:

Я древний старик, но пришел к тебе издалека, потому что Рангджунг Дордже был исключительно добр, когда обучал меня. Прошу тебя, расскажи мне все, что ты помнишь из своих предыдущих воплощений.

Кармапа ответил ему, что не может отчетливо восстановить в памяти события своей жизни в теле Дюсума Кхьенпы, и лишь немногое помнит из воплощения Рангджунга Дордже. Зато вся жизнь Второго Кармапы Карма Пакши видится ему ясно, как на ладони. Услышав это, Йонгтён преисполнился радости и простерся у ног своего юного ученика.

Впоследствии лама Йонгтён преподнес Кармапе множество наставлений. Благодаря ему и другим учителям Ролпе Дордже получил исчерпывающий набор поучений.

Достигнув восемнадцатилетнего возраста, он принял полное посвящение в монахи от Дёндруба Пала Ринпоче. В том же году он познакомился со знаменитым ламой школы Сакья, которого звали Сёнам Гьялцен, и получил от него посвящение в тантру Гьялва Гьямцо, красной формы Бодхисаттвы Любящие Глаза. При встрече оба великих Ламы прониклись неподдельным уважением к духовному авторитету друг друга.

Годом позже монгольский император Тогон-Тэмур, которому не терпелось восстановить духовную связь с линией преемственных воплощений Кармап, пригласил Ролпе Дордже к своему двору. Но Кармапа в тот момент ездил с поучениями по Тибету и не смог прибыть сразу же. По возвращении в Цурпху он обнаружил второе письмо с приглашением от Тогон-Тэмура, в котором тот писал:

«Я император, властелин неба. Я слышал, что ты, Кармапа Ролпе Дордже, переродился ради нашего блага и пребываешь в Цурпху. Поэтому я почтительно прошу тебя вспомнить свои прошлые деяния. Наши времена упадка полны страданий. Подумай об этих страданиях и о том, что люди по природе своей добры. Умоляю тебя, даруй нектар Учения Будды, чтобы доставить нам радость. Сегодня многие существа совершают ошибки – так прояви свою доброту и укажи им верное направление. Прошу тебя, покинь свой дом. Не думай о трудностях пути и своем здоровье, приезжай скорее. Будда никогда не беспокоился о себе, желая приносить благо всем существам. Окажи нам честь и приезжай немедленно. Когда ты прибудешь сюда, мы вместе будем способствовать прогрессу Учения Будды и благополучию людей. Кармапа Ролпе Дордже, внемли этой просьбе!

В качестве подношения посылаю тебе алтарные принадлежности, слиток золота, три слитка серебра и восемнадцать рулонов шелковой парчи.

Отправлено из Тай-Я Ту, резиденции императора, на десятый день десятого месяца, в год Земляной Обезьяны».

Девятнадцатилетний Кармапа, ответив согласием, отправился в долгое и трудное путешествие в Пекин. Он начал свой путь в девятом месяце года Земляной Собаки. Большую часть времени, проведенного в дороге, он старался посвящать написанию текстов. Когда его караван прибыл в Шаво, монгольские посланники решили, что местное население должно безвозмездно предоставить Кармапе и его свите новых лошадей, яков и носильщиков. Но Ролпе Дордже отказался:

– Прошу вас, не требуйте ничего у людей. Я сам пошлю за всем необходимым. Никогда нельзя перекладывать это бремя на простых горожан.

Тем не менее местные жители откликнулись на сочувственное расположение к ним Кармапы и принесли ему много даров. Ролпе Дордже дал им наставления о ненасилии, развитии любви и доброты. Тем, кто уже начал практику медитации, Кармапа объяснил Махамудру и Шесть йог Наропы. К тому времени он сам достиг осуществления Атийоги – наивысшего учения из передачи Ньингмы.

Путь Ролпе Дордже лежал через область У-Тайшань, и он совершил непродолжительное паломничество к Пяти вершинам горы Манджушри. Там ему встретились пятеро индийских йогинов, которые привезли с собой статую Будды, высеченную Великим Нагарджуной. Йогины подарили эту статую Кармапе. В этот период Ролпе Дордже сочинил много песен, посвященных Манджушри.

Продолжая свой путь, он получил приглашение заехать в резиденцию князя по имени Сангха Шри, чтобы дать цикл поучений Дхармы для придворных и простых людей. Кармапа оказал важную помощь местным жителям, остановив нашествие саранчи, которая создавала серьезную угрозу урожаю. Проезжая через мелкие княжества, он не раз мирил враждующие стороны и свидетельствовал подписание мирных соглашений. Существенную часть своего состояния он жертвовал на восстановление мира и строительство монастырей. В то время главным вдохновителем для Ролпе Дордже служил Ямантака, воплощающий в себе несокрушимость Просветления Будды. Именно Ямантака устранял все, что мешало сочувственной деятельности Кармапы. Кроме прочего, Ролпе Дордже усмирил грозные воплощения местных энергий, и после этого в тех местах надолго воцарилось учение Кагью.

Еще одним примечательным событием, произошедшим во время этого путешествия Кармапы Ролпе Дордже, стало посещение знаменитого «магического» храма Сакья Пандиты. В Миньяге Кармапа учил Дхарме и испросил прощение для местного правителя, устроившего бунт против хана. Присутствие высокого Ламы успокоило людей и воодушевило их вести мирный образ жизни.

Наконец, на одиннадцатый день двенадцатого месяца года Железной Мыши кортеж прибыл во дворец Тай-Я Ту, где император с императрицей устроили Ролпе Дордже торжественный прием. Несколькими днями позже императрица благополучно родила сына, которого назвали Майтрипала. Искренняя преданность Тогон-Тэмура учению Кагью была столь очевидной, что Кармапа смог передать ему сразу все три части этой линии преемственности: передачу Ваджрайогини, Шесть йог Наропы и Махамудру Тилопы. Ролпе Дордже посвятил императорских детей в основы буддизма, а затем дал местному населению, состоящему из монголов, китайцев и представителей нескольких небольших народностей, общие наставления об Учении Будды и мирном образе жизни. В честь прибытия своего Ламы император выпустил их тюрем всех заключенных и освободил монахов от необходимости соблюдать дворцовый этикет. Находясь в Китае, Кармапа очень много сделал для людей. Он направлял свое сострадание на излечение больных и смягчение трудных погодных условий.

Спустя три года жизни в Китае Ролпе Дордже во сне получил известие, что жизнь императора приближается к закату. Это указывало на то, что Кармапе нужно возвращаться в Тибет. Тогон-Тэмур расстроился, услышав о решении своего Ламы, и умолял его остаться.

– До твоего приезда, – объяснил он, – все требовало больших усилий. Теперь все достигается легко. Прошу тебя, останься здесь, чтобы мы могли распространять Дхарму так же, как это делали Хубилай и Сакья Пандита. Пожалуйста, подумай хорошо. Все кланы, которые раньше противостояли императорской власти, сейчас ведут себя миролюбиво. У меня появился маленький сын. Ты Учитель, приносящий удачу.

Ролпе Дордже отвечал ему так:

– У меня еще недостаточно опыта. Лучше перестать лицемерить. Все, что я могу, – это благословлять, пробуждать сущность Трех драгоценностей и давать поучения. Все мои слова записаны, и теперь мне нужно вернуться в Тибет. Монах должен бывать всюду, где он может приносить пользу существам. Лучше всего не привязываться к какой-нибудь одной стране.

Император с большой неохотой отпустил Ролпе Дордже. И в первом месяце года Деревянного Тигра Кармапа отправился в путь. В этом путешествии, как и в предыдущем, он посвящал много времени и сил работе для процветания тех территорий, через которые проезжал. Вместе с учителем школы Сакья по имени Лхачен Сёнам Соло Кармапа спас заключенных, приговоренных к казни. Затем, проезжая местечко Кора в Миньяге, он основал там новый монастырь и некоторое время давал поучения Дхармы.

Каждый день Кармапы Ролпе Дордже в этом путешествии был заполнен медитацией, поучениями и благотворительной работой. Все дары, которые ему подносили, он передавал нуждающимся или монастырям. В один из дней караван достиг местности Конгджо на северо-западе Тибета, в которой только что началась эпидемия оспы. Жители города говорили, что в ночь прибытия Кармапы над крышей дома, где он остановился, слышались громкие звуки. Утром Ролпе Дордже объявил, что эпидемия теперь прекратится, поскольку ночью он, проявившись в виде Гаруды, уничтожил все вредные энергии, которые были причиной ее возникновения. Кармапа был очень удивлен, когда ему сообщили, что некоторые люди слышали ночью шум, производимый Гарудой: ведь то, что произошло, было лишь активностью ума, не имеющего формы.

Ролпе Дордже очень интересовался индийской поэзией. В Конгджо ему приснилась Сарасвати – тантрическая партнерша Будды Мудрости Манджушри, воплощение артистизма и творческой энергии. Она протянула Кармапе чашу с кислым молоком и велела выпить его. Наутро, пробудившись от сна, Ролпе Дордже обнаружил в себе новое качество – способность глубоко понимать поэзию.

Когда Кармапа с сопровождением въехал в область, называемую Цонкха, что возле озера Коконор, местные правители встретили его с почестями. Ролпе Дордже дал поучения и подарил жителям продукты и одежду. Затем, расположившись на берегу озера, он написал текст под названием «Устранение ошибочных воззрений» (тиб.: lta ba nying bsal). Именно здесь ему встретился маленький мальчик, которому предстояло стать великим Цонкхапой, оказавшим огромное влияние на Учение Будды. Кармапа дал мальчику буддийское Прибежище, обеты мирянина и новое имя в Дхарме – Кюнга Ньингпо. В своем пророчестве Кармапа сказал:

Это драгоценный ребенок, он принесет людям великую пользу. Его рождение в Тибете сравнимо с приходом второго Будды.

В то время ученица Кармапы Пуньядхари, княгиня области Миньяг, увидела во сне огромную тханку, изображающую Будду Шакьямуни: лицо Будды на ней было шириной в двадцать локтей. Услышав об этом сне, Кармапа придумал способ сделать так, чтобы он сбылся. Ролпе Дордже объехал верхом большой участок земли, рисуя контур этого изображения прямо на почве копытами коня. И пропорции тела Будды, нарисованные таким необычным способом, были идеальны. Затем рисунок перенесли на огромный кусок шелка: по обе стороны от центральной фигуры Будды Шакьямуни на тханке изображались двое Бодхисаттв: Манджушри и Майтрейя. Над этим шедевром тринадцать месяцев трудились пятьсот человек. Ролпе Дордже благословил готовую тханку, и во время церемонии ее освящения появились весьма благоприятные знаки. Затем княгиня Пуньядхари подарила тханку своему Ламе.

Впоследствии Пуньядхари обращалась к Кармапе за советом, когда ее территория чуть не подверглась нападению монгольского войска. Тогда Ролпе Дордже, с присущей ему отвагой, основанной на полном отсутствии гнева и ненависти, призвал из пространства сущность мудрости и сострадания, и армия монголов отступила от границ княжества. Местные жители преисполнились радости. Ролпе Дордже провел там три месяца, на протяжении которых между всеми людьми и другими существами в той долине царила атмосфера любви и доброты.

Тот факт, что Кармапа проявлял всестороннюю активность в Дхарме и так много занимался благотворительностью, вызвал зависть в определенных кругах. Против него плелись заговоры, из которых, однако, ни разу ничего не вышло. Для себя Ролпе Дордже установил в своем путешествующем лагере такой же строгий распорядок, как и в монастыре. С момента пробуждения и до девяти часов утра он выполнял свои духовные практики. Затем до полудня давал наставления Дхармы. В полдень приступал к простираниям и медитации при ходьбе. Послеобеденное время он посвящал медитации на Бодхисаттву Любящие Глаза, а вечером изучал или писал тексты. Его ночи проходили в практике йоги сновидений. Ролпе Дордже был вегетарианцем и ввел этот обычай для всех учеников в его лагере.

Даже окруженный интригами и сплетнями, Кармапа оставался искренним и свободным от предубеждений. В отличие от многих других светил духовности, Ролпе Дордже не выказывал исключительного расположения к меценатам – такое отношение он берег для тех учеников, которые хорошо медитировали. Везде, куда приезжал Кармапа, он стремился трудиться для блага других, используя все возможности: от строительства мостов до наставлений по метафизике. Его жизненный путь – это великий пример работы Бодхисаттвы и искусного владения всеми гранями Учения Будды.

Однажды Кармапа со свитой прибыл в княжество Нангчен. Кармапа был нездоров, и это недомогание вызвало большую тревогу у его спутников. Но он успокоил людей, сообщив им, что время умирать для него еще не настало, и добавил, что смерть придет к нему в очень открытой местности, где живет много оленей и диких лошадей.

– Если мне случится заболеть в таком месте, я умру, – объявил Ролпе Дордже. – Поэтому не теряйте мои книги.

И процессия направилась в монастырь Карма Гён, где Кармапа собирался давать поучения монахам.

Прежде чем продолжить путь, Кармапа попросил своих учеников взять в дорогу запас можжевеловой древесины. Он пояснил, что в Китае, если умирает уважаемый человек, обычай велит использовать для погребальных костров сандаловое дерево или агару, но в Тибете такие деревья не растут и потому придется приготовить можжевельник.

По приезде в Нагчу один из монахов Кармапы сломал руку, что считалось очень неблагоприятным знаком.

В тот период Ролпе Дордже много говорил своим ученикам и спутникам о коренных недостатках сансары и о том, что люди в подавляющем большинстве не способны следовать Дхарме. Однажды он добавил:

Видимо, лучше будет, если я продемонстрирую людям истинную сущность сансары, которая заключается в непостоянстве всех явлений.

Один из его учеников, монах Рекарва, понял, что Кармапа имел в виду свою собственную близкую кончину, и умолял его не уходить из жизни. Но, кроме него, никто не догадался об этом, и вся свита Ролпе Дордже смеялась над Рекарвой.

Вскоре лагерь Кармапы расположился на бесплодных равнинах Северного Тибета. Многие ученики видели недобрые предзнаменования, а Кармапа косвенно подтверждал эти опасения. Ночью в полнолуние, на седьмой месяц года Водяной Свиньи (1383 г.) Ролпе Дордже заболел. Глядя в пространство, он прочитал призывание Самантабхадры [1], а затем сел медитировать – и перед самым рассветом покинул тело. Момент его кончины был отмечен странными атмосферными явлениями, которые окружающие люди объяснили тем, что даки и дакини приветствовали Кармапу в Чистых странах. В ту ночь по всему Тибету многие люди, лично знавшие Кармапу, видели его разные проявления.

Пепел от кремации Ролпе Дордже был доставлен в монастырь Цурпху и заложен в алтарь как реликвия.

Среди ближайших учеников Кармапы Ролпе Дордже были Шамар Качё Вангпо, Дригунг Чёкьи Даргпа и Лобзанг Драгпа Цонкхапа.


Примечания
  1. Призывание Самантабхадры – очень важное обращение из устной традиции линии преемственности Ньингма. В нем содержатся сущностные наставления для передачи совершенного осознавания изначального Будды Самантабхадры (Всеблагого).

Материал из книги Карма Тринле «История Кармап Тибета».