Поучения Будды

В монастырях и библиотеках, где хранится тибетский Кангьюр, поучения Будды всегда делят по содержанию на четыре группы – по двадцати одной тысяче. Цель всех этих поучений – приносить непосредственную пользу существам.

Поучения первой группы – они называются Винаи – призваны помогать прежде всего монахам и монахиням. Будда давал эти так называемые внешние обеты в различных ситуациях в качестве вспомогательного средства в основном против привязанности, и впоследствии, когда они были объединены, получилось 350 обетов для монахинь, 254 для монахов и 37 для послушников.

Эти обязательства принимаются целиком. Миряне могут принять до восьми обетов. Если придерживаться тех из них, что имеют смысл для нас, это защитит от многих страданий, которые мы причиняем себе сами. Для всех хороши общепринятые нормы поведения – такие как отказ от умышленного убийства, воровства, лжи, глупого пьянства и наркомании, пустых игр с чувствами других людей или причинения им сексуального вреда. Эти правила напоминают людям о том, как не попадать в сети обусловленного мира.

Вторая группа поучений называется Сутра. Ее цель – противодействовать злости и отвращению и развивать сочувствие. Она помогает – в первую очередь мирянам – осмысленно и эффективно защищать своих близких и общество, не поддаваясь при этом мешающим чувствам. Здесь приводятся главным образом советы для жизни и медитации.

Третий раздел – Абхидхарма – для тех немногих (в мировом масштабе) счастливчиков, у которых достаточно образования и свободы, чтобы философски осмысливать действительность. Здесь Будда показывает, как научиться мыслить последовательно, не говоря при этом, что именно надо думать. Благодаря этому удаляется корень запутанности и неясного мышления.

Первые три части Учения влияют на нас примерно тем же образом, что и школьное знание: информация постепенно опускается из головы в сердце, и процесс превращения идей в опыт носит затяжной характер. Здесь мы строим дом снизу вверх. Для более ясного представления тибетцы объединяют все эти три части под названием Сутра (по-тибетски До), что в переводе означает «нить» – нечто наподобие путеводной нити или руководства.

Название следующей группы поучений, Тантра (по-тибетски Гью), означает «плести» или «течь». Оно указывает на целостный опыт, являющийся неотъемлемой частью нас. Здесь строительство дома осуществляется быстро – с помощью подъемного крана высшего видения: мы ведем себя как Будда, пока не станем Буддой. На этом уровне поучения всегда охватывают тело, речь и ум.

Если использовать этот термин для средств, работающих с воображением, дыханием, звуковыми вибрациями и сексуальностью, то обязательно нужно говорить «буддийская тантра». Индуисты используют такое же название для совершенно других тайных поучений. Хотя со стороны может показаться, что многие изображения и высказывания в этих двух «вероучениях» похожи, все же и путь и цель у них совершенно разные.

Индуист занят поиском силы (Шакти), которая является для буддиста исходной точкой. Буддист же хочет обнаружить абсолютную мудрость (санскр. Джняна или тиб. Йеше). Кроме того, почти всегда различается расположение внутренних каналов в теле (позвоночник у индуистов и середина тела в буддизме), равно как и число силовых колес (соответственно семь или пять). Если перемешать эти тайные поучения, то, как говорят тибетцы, голова станет как арбуз – полной несвязных идей, а сердце как лесной орех – маленьким и твердым.

Тантра – четвертый раздел поучений этой традиционной классификации и в линии Кагью – главная часть Алмазного пути. Она охватывает существ полностью. Опыт этого пути можно сравнить с быстрой ездой на мотоцикле, свободным падением во время прыжка с парашютом или глубокой влюбленностью. Алмазный путь основательно изменяет людей и пробуждает присущую им силу. Применение его чрезвычайно действенных средств, таких как осознанное умирание (Пхова), освободило на протяжении веков многих людей, а некоторых даже привело к Просветлению за одну жизнь.

Относится ли Великая печать изначально к буддийской Тантре или представляет собой отдельный путь – вопрос спорный. Обе точки зрения имеют право на существование. Но, так или иначе, сегодня в Алмазном пути эти поучения неотделимы друг от друга. Великая печать показывает основу и путь, являясь также и целью.

Опыт этого пути можно сравнить с быстрой ездой на мотоцикле, свободным падением во время прыжка с парашютом или глубокой влюбленностью. Рай и ад творятся в нашем собственном уме, и правильное понимание и применение Алмазного пути делает людей великими. «Бедный» взгляд «или-или» остается, где ему и положено быть – на обусловленном уровне, и становится возможным нарастающее переживание истинного богатства – всеобъемлющего «и то и другое».

Неограниченные качества пространства служат источником свободы, но и путь к этому опыту сам по себе увлекателен. Мы ловко хватаем крота обычного сознания, вставляем ему в глаза контактные линзы, привязываем к лапкам крылья, а к хвосту приклеиваем перья – и запускаем его орлом в небо. Вне всех ограничений внешнее и внутреннее постоянно воспринимается свежим и новым.

Из книги Ламы Оле Нидала «Каким все является: психология свободы – опыт буддизма»