Праздник бесстрашия и радости

Лама Оле Нидал

Cессия вопросов и ответов с Ламой Оле Нидалом, которая состоялась в Москве 16 июня 2009 года, во время визита в Москву Семнадцатого Гьялвы Кармапы. Темы этого диалога показались Ламе Оле настолько интересными и важными, что он попросил нас опубликовать это в журнале.

Все вместе мы делаем нечто очень важное. В мире, где полным-полно богов, наделенных всевозможными человеческими чертами характера — гневом, ревностью, гордостью и так далее, — мы создаем оазис, исключающий такие вещи. Это фантастика! Вне симпатий и антипатий, надежд и опасений, мы указываем на то неразрушимое пространство, которое есть внутри у каждого из нас и которое ближе нам, чем наша собственная кожа. Мы показываем ум.

Это удивительное богатство, которое мы никогда не потеряем. Вначале мы лишь в небольшой степени воспринимаем этот потенциал, но когда мы познаем его полностью, мы обретем самое большое богатство, какое только может быть. Ум — это то, что слушает нашими ушами и смотрит нашими глазами в настоящий момент.

Что же мы найдем, если попытаемся найти ум? Мы обнаружим, что можем быть умом, но не можем его видеть. Очевидно, что он не был ни рожден, ни создан, ни сложен из частей. У него явно нет цвета или запаха. Что это значит? Это значит, что ум не появлялся и не может исчезнуть. Он не родился и не умрет. И мы можем полностью доверять этому уму. Это самый большой из всех возможных подарков.

Я иногда немного хвастаюсь тем, какие у меня друзья. Наверное, это не лучший стиль, потому что тибетцы говорят, что если вы хвастаетесь своей медитацией, своей лошадью или своей женщиной, то таким образом вы косвенно хвалите самого себя. Я надеюсь, женщины не обижаются, это тибетцы так говорят. Но я действительно полагаю, что мои ученики необычны.

Когда вы смотрите вниз из самолета, летящего на высоте четырех километров, все, что раньше было большим, кажется очень маленьким. Затем вы выходите из самолета, проводите самую длинную на свете минуту в состоянии свободного падения, после чего раскрываете парашют и приземляетесь. Это очень смело. И важно не только то, что мои ученики это делают: многие видят в этом проверку на храбрость. Важно и то, что говорят инструкторы, которые прыгают в тандеме.

О двух тысячах моих учеников, которые совершили такие прыжки, инструкторы отзываются одинаково: прыгать с ними было очень здорово, потому что они не закрывали глаза во время свободного падения, а потом, когда парашют раскрывался, пытались им управлять. Едва приземлившись, они тут же норовили занять у друзей денег на следующий прыжок. Эта реакция показывает, что мы не считаем себя телом, которое может переродиться кротом, если мы слишком жестко приземлимся.

Мы полагаем, что являемся пространством, что пространство внутри и снаружи — это друг, и мы в этом пространстве чувствуем себя как дома. Такая уверенность появляется, когда ум знает сам себя. Если вы начнете использовать наши медитации Алмазного пути, у вас появится глубокий опыт того, что присутствует за мыслями и между мыслями, что знает мысли, — вы узнаете зеркало за картинками, океан под волнами. Наш ум — неразрушимый ясный свет.

Мы идем по жизни с внутренним бесстрашием, потому что знаем: то, что смотрит нашими глазами и слушает нашими ушами, изначально неразрушимо. Недавно в западной части США, возле Сан- Франциско, в Юсимити- парке, мы ездили на быстрых мотоциклах (это было очень радостное время). На одном из участков дороги оказался рассыпан песок, и, признаюсь, я на нем поскользнулся.

Мы ехали очень медленно, так что я отделался легкими царапинами. Конечно, мы должны заботиться о своем теле и поддерживать его в хорошей форме как можно дольше. Но не стоит забывать, что тело — это рабочий инструмент, который мы можем радостно использовать. Тело — это не то, чем мы являемся, а то, чем мы обладаем. Оно способно служить величайшему счастью, радости и развитию.

Мы видим тело и речь как инструменты, позволяющие помогать другим, а не как тюрьму. Мы чувствуем себя как человек с сотнями самых разных галстуков — узких и широких, в крокодилах или цветочках. Это прекрасное чувство: у нас есть инструмент, который мы можем использовать в течение тех семидесяти, восьмидесяти или девяноста лет, пока мы здесь.

Мы не чувствуем, что находимся в коробке, потеряв которую упадем в черную дыру. Осознавая, что ум по сути является пространством, а не вещью, мы становимся бесстрашными. В связи с этим наше восприятие мира коренным образом меняется. Мы больше не являемся тем человеком, который идет в кино, надеясь, что ему покажут хороший фильм.

Кстати, вчера вечером мы вместе с Кармапой смотрели «Терминатор-4», и это было поразительно. Я никогда не видел, чтобы так много всего взрывалось за такое короткое время. Мы даже нашли кинотеатр, в котором фильм шел на английском языке без перевода.

Итак, из бесстрашия возникает радость. Мы вдруг видим: неважно, какой идет фильм, главное — чтобы в экране не было дырок и чтобы проектор работал. Это большое дело.

Если мы можем идти по жизни, наслаждаясь этой бесстрашной игрой ума, силой, смыслом, свежестью всего, что происходит, мы можем даже сидеть где-нибудь в пустыне или в коммуналке с шумными соседями — и, тем не менее, быть самыми богатыми людьми на свете, видя все качества и способности нашего ума.

Что же есть еще? Сострадание, сочувствие. Мы видим, что все существа ищут счастья и хотят избегать страданий. Но чаще всего они ошибаются, сажая кактусы вместо капусты, и тогда мы начинаем сопереживать. Становиться ясно: действуя только для себя, ничего значительного не совершить.

Если же делать что-то для всех существ, поступок приобретает огромный смысл, потому что других — бессчетное множество. Так мы становимся добрыми. И я хочу обратить ваше внимание на то, что нет других абсолютных чувств, кроме бесстрашия, радости и деятельной любви.

Можно читать Толстого и Достоевского, с головой погружаясь во всевозможные чувства, которые описаны в их произведениях. Но эти чувства появляются благодаря определенным условиям, а потом вместе с этими условиями они меняются и исчезают. Они не обладают постоянной сутью.

К непреходящим чувствам относятся бесстрашие, потому что ум является пространством; спонтанная радость, потому что это пространство сознательно, оно может знать, понимать, осознавать; и деятельное сочувствие, потому что мы видим, как все существа ищут счастья, но ошибаются и заблуждаются, и хотим им помочь. Мы чувствуем, что не можем отделить свое желание счастья от желания счастья других.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что нет других абсолютных чувств, кроме бесстрашия, радости и деятельной любви.

Это стоит отпраздновать! Уверяю вас: вы не найдете счастья нигде, кроме своего ума. Ни ваш дом, ни машина не могут стать счастливыми. На это способно только то, что находится между вашими ушами или между ребрами, в зависимости от того, где вы представляете свой ум. Будучи буддистами, вы должны праздновать это каждый день. Представляйте Будду или Ламу перед собой или над собой; он вливается в вас, все растворяется в пространстве, и вы являетесь этим пространством.

Это можно делать по-разному. Можно практиковать так, как в школе Гелугпа, где монахи в больших монастырях устраивают дебаты. Они используют аналитический подход, разбирая все на мелкие части. В конце концов ничего не останется, и таким образом они постигают суть пространства.

Можно также использовать способ практичных людей, которые говорят: «Да, ничего нет, но нечто осознает тот факт, что ничего нет». При этом никто не сможет упрекнуть вас в материализме, считающем, будто ум является чем-то. Вы этого не утверждаете. Осознающий подобен пространству, в нем нет никакой субстанции, но он осознает. И постепенно у нас появляется особый опыт: мы начинаем переживать свою природу радости. Мы обнаруживаем, что находиться в этом состоянии медитации, покоясь в том, что осознает, — невероятное блаженство.

Я думаю, что у большинства из вас материалистическое воспитание. Тогда я могу вам сказать, что состояние высшего блаженства можно даже измерить. Дважды, в Чикаго и Цюрихе, я показывал его ученым. В первый раз оно длилось три с половиной минуты, во второй раз пять с половиной минут (видели бы вы, как они суетились вокруг компьютеров).

Это ощущение подобно сотне оргазмов одновременно. Оно наполняет вас целиком, и тело просто взрывается от блаженства такой силы, какую вы даже не можете себе представить. Вы не можете отклониться ни вперед, ни назад, потому что вас снова отбрасывает в прямое положение; вам приходится силой держать руки вместе, потому что их разводит в стороны. Это напоминает сильный эпилептический припадок, но при этом вы остаетесь супер-осознанным. И вы не прикусываете язык, не катаетесь по полу.

Это природа всех вещей, потенциал, которым обладает каждый из нас. Если у нас есть доверие к тому, что ум является неразрушимым, радостным, сочувственным пространством, и если мы научимся покоиться в этой истинной природе, никуда не убегая, то сможем постичь, чем являемся на самом деле.

Можно дать людям деньги и помочь им ненадолго. Можно дать им образование и тем самым помочь на целую жизнь. А можно дать им возможность встретиться с сутью их ума и помочь на многие жизни, вплоть до Просветления.

— Как сделать ежедневную практику наиболее эффективной?

Используйте каждое мгновение. Будьте осознанными во всем, насколько это возможно. Начинайте день с Прибежища. Если мы принимаем Прибежище утром, Будды остаются с нами на весь день, и в неформальных медитациях нет необходимости делать полную фазу построения. Если ваш босс вышел из офиса или лопата, которой вы копали, сломалась, вы можете использовать этот момент, для того чтобы представить перед собой Будду или Ламу и принять три света. Медитировать можно в любое время и в любом месте, потому что, приняв Прибежище утром, все время остаетесь в Чистой стране. Вы можете представлять, что Будда (или Лама) опускается в ваше сердце и наполняет вас светом. Или появляется перед вами и посылает три света — в этом случае лучше всего представлять Шестнадцатого Кармапу.

Сначала излучается каждый свет отдельно, потом все три вместе, затем вы произносите мантру, чтобы создать мост между вибрацией и осознаванием. Затем форма Будды или Ламы растворяется и вливается в вас, все исчезает, и вы покоитесь в обнаженном пространстве.

А когда вы слышите, как босс поднимается по лестнице назад в офис, или вам находят кирку вместо лопаты, — вы снова возвращаетесь из медитации в Чистую страну. Важнее всего никогда не покидать Чистых стран. И вам стоит сознательно отказаться от одной распространенной идеи (сейчас, возможно, она встречается реже, чем двадцать лет назад, когда я приехал сюда впервые), которая выражается словом «нормально». Раньше оно у вас звучало очень часто, как мантра.

Никакой «нормы» не существует. Это только ментальная конструкция, когда вы думаете, что есть некая реальная коробка посередине: над ней розовые мечты, а под ней — черно-синие депрессии. Но это не так. Реально только то, где все сходится: высшая истина, радость, сочувствие, интуиция, любовь, бесстрашие — все в одном месте и в одно время.

Высший уровень радости и функционирования — это высший уровень истины. Это очень важно. Самые лучшие и стабильные переживания — например, как после хорошо сделанной работы или вкусного обеда, но без невротизма, какой бывает после бутылки водки, — вот ваше реальное состояние. Чем лучше и свободнее вы себя чувствуете, тем ближе вы к своей природе Будды.

— Как работать с повышенной нервной возбудимостью? Многие события я принимаю слишком близко к сердцу.

— Очень просто. Когда вы нервничаете, представляйте белый или радужный шарик над своей макушкой и опускайте его в сердечный центр, произнося звук «кха». И затем излучайте радужный свет из своего сердечного центра ко всем существам или просто посылайте им хорошие мысли.

— Является ли идея перерождения тем, во что нужно просто верить, или есть возможность как- либо убедиться в ее истинности?

— В буддизме вам ни во что не нужно верить. Чтобы быть буддистом, достаточно иметь три вида уверенности. Во-первых, в том, что есть цель, которой вы хотите достичь, — совершенное состояние ума, называемое «Будда» или «полное пробуждение». Во-вторых, в том, что есть методы, способные привести вас к этому состоянию, и, в-третьих, в том, что вы можете доверять друзьям на пути. Это Будда, Дхарма и Сангха — все, что вам нужно.

Миллиард людей во всем мире (если считать шестьсот миллионов китайцев, которые по сути буддисты, хотя не должны ими быть) принимают Прибежище в этих Трех драгоценностях. Можно поставить вопросительные знаки в начале и конце жизни — и быть таким же хорошим буддистом, как мы. Правда, тогда вы не сможете ответить на некоторые вопросы.

Что касается меня, то в прошлой жизни я был солдатом в Восточном Тибете, защищал Кармап, Пятнадцатого и Шестнадцатого. Наши высокие ламы подтверждают этот факт, и мы с женой сами узнали многие места в Тибете, так что у меня нет сомнений. Я знаю, что так было, потому что примерно тем же самым я занимаюсь и в этой жизни — защищаю людей, в особенности женщин. Защита — моя специальность.

Во время Второй мировой войны мой отец был участником Сопротивления и помог многим евреям перебраться в нейтральную Швецию. Я родился в 1941 году, и мне в детстве снились горы, которых в Дании нет. Во сне я защищал женщин и мужчин в красных юбках — переводил их в долины, где они могли жить в мире. А когда я научился рисовать, то первым делом начал рисовать схемы обезвреживания снайперов в горной местности.

При желании я мог бы прямо сейчас восстановить в памяти примерно полчаса эпизодов боевых действий. Я знаю, что это воспоминания из прошлой жизни, потому что мы стреляли из автоматов, которые были изобретены во время Первой мировой войны и распространились во Вторую. Но это моя реальность. Если же вы хотите поставить в начале и конце жизни знак вопроса — это тоже приемлемо.

Вернемся к Прибежищу. Если вы достаточно разумны, вы еще выберете учителя, которому сможете доверять. Будда был велик, но, чтобы встретиться с ним лично, нужно очень хорошо медитировать — ведь он умер две с половиной тысячи лет назад. Учение замечательно, но не всегда легко понять, как сопоставить в нем разные вещи и как развиваться шаг за шагом. А ваши друзья в Дхарме не всегда достаточно сообразительны: часто они не понимают, что должны делать все именно так, как вы говорите, хотя вы такие талантливые и умные. Вместо этого они начинают задавать вопросы и делать что-то другое.

Поэтому, если вы можете найти Ламу, который соединяет в себе все Три Драгоценности и доносит до вас все в понятной форме, дает вам полезные методы, то вам очень повезло. И здесь важнее всего то, что лама не должен быть политкорректным, потому что это разновидность коллективной трусости, и от такого ламы разбегаются все Защитники.

— Дорогой Лама, дайте, пожалуйста, обет Бодхисаттвы.

— Это займет определенное время, а Кармапа дает его во время посвящения, так что вам лучше подождать до вечера. В основном обет Бодхисаттвы — это обещание избегать злости и думать обо всех существах. Как вы, наверное, знаете, злость вызывает рак и делает жизнь несчастной, создает проблемы, вызывает аварии и не дает радости. Я уверен, что вы уже стараетесь от нее избавиться.

Повторение мантры ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ — отличный способ устранить гнев. Она полностью очищает ум: ОМ отсекает гордость, МА — ревность, НИ — привязанность, ПЕ — неведение, МЕ — жадность, ХУНГ — злость. Если повторить эту мантру миллион раз, то проблемы с гневом будут постепенно растворяться.

Люди обычно ведут себя плохо, потому что чувствуют себя плохо. Они не враги, а пациенты. И нужно относиться к ним, как бы говоря: «Я вижу, что тебе трудно, у тебя есть проблема, давай посмотрим, как можно ее решить. Вероятно, ты понимаешь, что я являюсь зеркалом для твоего собственного лица». Если вы проведете с ними такую терапию пару раз, то они, может быть, начнут задумываться. Злость всегда является признаком слабости.

Не восхищайтесь гневными людьми и гневными культурами. Они просто видят свои собственные умы. Люди и культура сами показывают, каковы они в действительности: по их отношению к другим можно судить о том, что они думают о самих себе. Старайтесь им помогать, если можете. Или хотя бы заботьтесь о том, чтобы рядом с вами их было не слишком много.

— В последнее время распространяется много информации о смене эпох, а именно: о 2012 годе, глобальных переменах, глобальной войне, катастрофах. Как вы видите будущее цивилизации и конкретно России?

— Проблема нашей цивилизации в том, что у нас недостаточно детей. А в других цивилизациях, где другие ценности, где нет свободы и равенства полов, рождается много детей. И в наше общество эти люди не интегрируются. Центры многих старых городов Европы превратились в трущобы, потому что там живет слишком много иммигрантов, не разделяющих наших ценностей и потому не особенно продуктивных. Это настоящая проблема.

Мне шестьдесят восемь лет, и за свою жизнь я пятнадцать или двадцать раз слышал предсказания о том, что вот-вот должна произойти какая- то полная катастрофа.

Первое подобное предсказание датируется 1000 годом. Многие священники тогда говорили, что теперь мир исчезнет, потому что бог позволит ему существовать не больше тысячи лет после рождения Христа. Люди, которые в это поверили, стали все распродавать. А те, кто был настроен скептически, видели, что женщины и самки животных продолжают беременеть. Поэтому они решили, что мир будет продолжать существовать.

Проблема, с которой мы столкнемся, это, прежде всего, нехватка воды. Нас на Земле скоро будет семь миллиардов, а следующий рубеж численности — это девять миллиардов. При этом крупные религиозные объединения — и католические, и мусульманские — запрещают регулировать рождаемость. А это означает, что у нас будет появляться все больше и больше людей, у которых ничего нет.

Люди не должны быть вопросом количества — здесь следует думать о качестве. Не должны рождаться дети, которым не достанется еды и которые не смогут получить хорошее образование. Серьезные люди говорят нам, что через девяносто лет, в конце текущего века, на планете сможет жить только один миллиард человек, потому что мы основательно ее разрушим, загрязним воздух и испортим все остальное.

Вы знаете, что в холодильниках для охлаждения применяются вредные соединения углерода. Считается, что они расщепляются в атмосфере и исчезают, но это не так. Они на самом деле не исчезают и разрушают озоновый слой, защищающий нас от сильных солнечных лучей.

В Южной Аргентине целые стада баранов слепнут от солнца, происходит и много других драм. И нам уже сегодня нужно начать платить людям за то, чтобы они рожали меньше детей, особенно в Африке, Южной и Центральной Америке и Азии. Если нам удастся контролировать рождаемость в бедных странах, то мы, вероятно, сохраним нашу культуру. Если же нет, то беженцы отовсюду хлынут на наши территории, потому что эти земли лучше всего сохранились и наиболее пригодны для жизни.

Это очень опасный сценарий, и нам нужно думать об этом уже сейчас. Скоро мы, вероятно, обнаружим, что жили в самое лучшее время. Я не хочу портить ваш день, но это научные факты.

— Как работать со страхом? Есть ли для этого какие-то специальные медитации?

— Страх — это гнев из прошлого. Как только ваш ум сталкивается с давними впечатлениями гнева, он хочет от них отвернуться, и от этого возникает страх. Желайте всем как можно больше счастья, особенно тем, кто причинял вам боль, говорил о вас плохо и т.д.

Единственный способ избавиться от таких впечатлений — почувствовать, что вы дали этим людям столько счастья и совершенства, что они в вас больше не нуждаются. Тогда вы свободны. Это самый лучший шанс. У детей есть одна глупая разновидность верности. Если вы говорите им, что они нехорошие и слабые, то они, вероятно, подсознательно будут держаться за эту идею и действительно считать себя такими. Если вы думаете, что кто-то вас обижал, — дайте им столько счастья, чтобы они исчезли из вашей жизни.

Перевод с английского: Вагид Рагимов

Этот текст был опубликован в 16 номере журнала «Буддизм.ru»