Сочувствие и мудрость важнее всего

Редакция журнала «Монолит»

— Вас называют сознательно перерождающимся ламой Тибета. Что это означает? 

— Исторически именно Кармапы положили традицию перерождения лам (в буддизме вообще и тибетском буддизме в частности). И поэтому они известны как «первые тулку». 

Эти ламы — сознательные перерождения великого Бодхисаттвы по имени Кармапа, который в будущем станет просветленным и повернет колесо Учения подобно Будде. «Сознательно перерождающийся» — означает «обладающий свободой выбирать, где родиться», и это метод, который каждый человек сможет использовать спустя какое-то время. Такова правда с буддийской точки зрения. 

— Каковы критерии подлинности буддийского ламы?

— Лама — значит учитель. Это и все, собственно. Буддийский учитель должен обладать качествами подлинного сочувствия и глубоким знанием Дхармы (Учения Будды). Кроме того, лама не только делится своим знанием — он должен практиковать то, чему учит, и доверять тому, что передает другим. 

— Буддизм — религия или философия?

— Учение Будды обладает определенными характеристиками и религии, и философии, но сам духовный путь, которым является буддизм, лежит за рамками этих двух категорий, и поэтому его трудно определить с их помощью. Буддизм — это путь, который исследует происхождение и природу каждого переживания или явления, чтобы выяснить, содержат ли они какую-либо постоянную сущность. 

— Как можно определить, обладает ли учитель сочувствием? 

— Настоящее сочувствие выражается и физически, и умственно. Если это качество есть в человеке, оно проявится в словах и жестах — в любой момент, при любых обстоятельствах. В целом, причина, по которой настоящего учителя найти так трудно, заключается в том, что мы можем опираться только на очень простые и основополагающие доказательства. Например, мы не умеем читать в умах других людей. Поэтому нам приходится судить по их жестам и словам, по их поведению. Внешнее спокойствие, хладнокровие и собранность человека обычно указывают на соответствующие внутренние качества. Но, увидев это, необходимо понять, долго ли он умеет сохранять эти качества. Это основные признаки искусного учителя. 

Есть и другие качества учителя, но сочувствие и мудрость — важнее всего. На них следует обращать внимание при проверке ламы, это самый верный способ убедиться в его подлинности. И только время покажет, кто он такой. 

— Можно ли сегодня найти подлинного ламу не на Востоке? 

— Если учитель, будь то мужчина или женщина, обладает этими базовыми качествами, не важно, где он живет, — на Востоке или на Западе. 

— Существуют ли какие-либо правила поведения или запреты для практикующего буддиста? 

— На абсолютном уровне нет вообще никаких запретов, поскольку каждое переживание явлений — не что иное, как игра. Но пока мы не обрели полный контроль и стабильность этого опыта, наш долг — осознавать действия своего тела, речи и ума. В противном случае мы наносим вред себе и другим, а в этом нет необходимости. Поэтому важный совет — оставаться осознающим, совершать десять позитивных действий и избегать десяти негативных. 

— Есть мнение, что развиваться духовно можно, только отказавшись от мирской жизни и удалившись в пещеру или монастырь. Верно ли это? 

— Что ж, это хитрая вещь. Это, собственно говоря, зависит от времени и эпохи. Например, во времена Миларепы практиковать в пещерах всю жизнь означало приносить другим и себе большую пользу, но сегодня такая практика не вписывается в рамки общества. 

— Широко известна буддийская идея о том, что у людей есть прошлые и будущие жизни, в которых они могут перерождаться животными, насекомыми и т.д. В чем причина этого? 

— Все существа перерождаются в соответствии с сознательными или бессознательными действиями ума и, кроме того, хорошей или плохой кармой. Перерождения, которые на самом деле являются опытом ума, могут осуществляться в самых разнообразных формах и длиться сколь угодно долго. Поэтому и переживания сегодняшнего воплощения, и наши прошлые и будущие жизни во многом зависят от действий ума.

Если ум продолжает сохранять очень похожий ритм кармы, накапливается похожий опыт. Но если ум прыгает вверх-вниз, и от этого наши действия непоследовательны, сумасбродны — мы будем переживать различные перерождения с разными впечатлениями. Если сейчас, в человеческом теле, мы накапливаем такую карму, которая ведет к рождению в теле насекомого, то именно в нем мы и родимся.

Если же, будучи насекомым, мы создаем карму для рождения в человеческом теле, мы родимся человеком. Приведем пример: скажем, сегодня я актер, играющий в мыльной опере. Если мне хочется продолжать работать в этой области, сняться еще и в следующей мыльной опере, то я так и останусь актером мыльных опер. Но я могу решить, что лучше стать актером кино или начать играть в театре на Бродвее. И все изменится. Никто не рождается актером мыльной оперы. 

Иногда нам кажется, что наша подлинная сущность — это человеческая жизнь, человеческое качество, и из-за этого появляются всевозможные концепции. Но важно понимать, что наша истинная сущность — это не человеческая природа, а природа Будды. В приведенном примере говорилось, что мы не рождаемся актерами именно мыльной оперы. Наша природа — это общая способность играть, быть в целом актером. 

— Можно ли узнать, кем мы станем? 

— Это зависит от наших действий (кармы). 

— Расскажите, пожалуйста, о карме. 

— Карма — это термин, который сегодня часто используется и интерпретируется неверно. Карма просто означает действие, то есть пока у нас имеются «трое ворот» для действия, есть и возможность накапливать карму тела, речи и ума. 

Карма — прежде всего действие ума. Если ум ни за что не цепляется, то о карме и речи нет. Как только ум за что-нибудь зацепился — вот уже и действие. Оно открывает путь привычкам, которые столь взаимосвязаны, что чаще всего мы не способны отличить одну от другой. 

— Видите ли вы прошлое и будущее людей? 

— Основываясь на логике, да. 

— Как вы относитесь к смерти? 

— Часто человек думает о смерти со страхом или надеждой. Буддийский подход — относиться к ней без этих чувств. 

— То есть буддисты не боятся смерти? 

— Живые существа не рождаются буддистами, и поэтому на ваш вопрос ответить трудно. Буддийская терминология сложилась на основе тибетского языка, культуры, определенных заимствований из других языков и так далее. Лучше говорить об отношении к смерти не буддиста, а «практикующего Дхарму». Но на сегодняшний день термины «буддизм» и «буддист» настолько популярны, что изменить это будет трудно.

В любом случае буддийское видение смерти состоит в том, что она не отличается от жизни, она пугает не больше, чем жизнь. Конечно, на индивидуальном уровне у нас много надежд и страхов. Но сам взгляд буддиста — и в отношении смерти, и в отношении жизни — очень мягкий, очень равностный. 

Думая о смерти, люди обычно боятся ее и надеются на то, что она не наступит. Иногда, в трудные периоды, человек может даже желать смерти, а будучи на ее пороге — жаждет жить. Так что индивидуальное отношение к смерти хаотично, а буддийское — сбалансированное, ровное. Настоящий практикующий не должен бояться ни смерти, ни жизни. 

Для достижения такого отношения существуют бесчисленные методы, которые можно применять в зависимости от типа ума. Если мы слишком расслаблены, из-за чего постоянно теряем время и энергию, нам полезно будет сосредоточиться на непостоянстве жизни — то есть на смерти. Но если мы охвачены разными страхами, то полезнее будет более расслабленный подход. 

В любом случае медитация на непостоянство явлений или жизни — это противоядие и для ленивого ума, и для ума, целиком захваченного мыслями. Поскольку все непостоянно, нам не на что надеяться и нечего опасаться. Иначе, буддисты мы или нет, эти страхи будут вызываться той неизвестностью, неопределенностью, которая ожидает нас во время смерти и после нее. 

Буддийская медитация — это один из способов сосредоточиться на непостоянстве. В конце концов, благодаря медитации можно увидеть красоту непостоянства. До того как приступить к медитации, мы учимся и размышляем. 

— Правда ли, что буддизм советует принимать все, что бы ни происходило вокруг, и ничего не предпринимать, просто относиться философски? 

— Если мы все совершенно просветлены, то, вероятно, можем просто воспринимать все философски, поэтически и так далее. Но пока мы не достигли этого состояния — хотя все является сном, у нас есть привычка принимать этот весьма замысловатый сон за реальность, и нам следует проснуться от него очень гармоничным способом. И если у нас в этой жизни есть ответственность, нам нужно уважительно к ней относиться ради блага других. 

— Может ли буддист заниматься политикой? 

— Как и в случае с Дхармой, подразумевается, что главная идея, стоящая за политикой, — это благо всех, благо общества, счастье людей. Но если действовать неправильно, то и политика, и Дхарма принесут больше вреда, чем пользы. 

Поэтому трудно сказать однозначно: наши индивидуальные и коллективные кармы различаются, и в соответствии с этим нам приходится как-то по-своему включаться в жизнь общества. Но, с моей личной точки зрения, одним только хорошим пониманием Дхармы и применением методов мы проливаем свет на то, как нужно относиться к своим обязанностям в жизни, таким как развитие общества, счастье других людей, ответственность гражданина, участие в выборах и так далее. 

— Какую пользу, по вашему мнению, могут принести обществу буддисты и буддизм? 

— Думаю, что они принесут ясность и мудрость. 

— Вы посетили Россию в 2009 году. Каковы ваши впечатления? 

Это был чудесный опыт. Я раньше встречал столько буддистов из России и слышал столько рассказов о вашем народе, что наконец побывать здесь и посмотреть, как развиваются люди на пути Дхармы, было замечательно. 

— Буддизм — одна из традиционных российских религий. Удовлетворены ли вы тем, как он представлен и развивается? 

— Как буддисту, мне было очень радостно узнать, что буддизм существует в России издавна и является традиционным. Я думаю, это хорошо. Я радовался этому еще до приезда в вашу страну, и увидеть это потом своими глазами было еще большим удовольствием. Так что я надеюсь, что наши традиционные практики принесут людям пользу. 

— Будучи высоким буддийским ламой, какими вы видите главные проблемы или помехи в духовном развитии современного человека? 

— Недостаток сочувствия. У людей, родившихся в этом мире, есть все средства, навыки и даже мудрость. Если нам удастся добавить к этому больше сочувствия, то, я думаю, мы сможем воплотить в жизнь все мечты. Будущее человечества зависит от того, что мы делаем сейчас. Его определяют наши поступки и намерения. Поэтому ключ — это сочувствие и мудрость.  


Учителя, которых мы встречаем

Считается, что Бодхисаттвы, дающие обет не уходить в нирвану, пока все живые существа не достигнут Освобождения, сознательно возвращаются в миры сансары, чтобы помогать тем, у кого есть с ними связь. Это происходит и до, и после Просветления. Появление Бодхисаттвы в каком-либо месте в какое- либо время обусловлено не его собственной кармой, но кармой связанных с ним существ. 

Данное интервью Семнадцатый Кармапа дал московскому журналу «Монолит».

Этот текст был опубликован в 17 номере журнала «Буддизм.ru»