Дети в Дхарме

Кати Хартунг

— Есть ли какая-нибудь разница между родителями-небуддистами и родителями-буддистами?

Важнее всего, какие связи — хорошие и плохие — объединяют семью. Если они, как это часто бывает, разнообразные — и сладкие и горькие, — то буддийское внедвойственное воспитание, конечно же, приносит максимально быстрое развитие. Способность говорить «и то и другое» вместо «или — или» — это огромное богатство.

— Что важнее всего дать детям?

Основополагающее доверие к тому, что жизнь имеет смысл, а также понимание закона причинно-следственной связи и уверенность в том, что родители и их жизненные ценности — непоколебимы. Понимание, что каждый момент, здесь и сейчас, мы, в соответствии со своими способностями, создаем наше будущее, превращает нас в щедрых людей, думающих о других.

— Нужно ли воспитывать детей «по-буддийски» или лучше ждать, пока они начнут сами задавать вопросы?

Все должно происходить как можно естественнее и без давления. Если малыши почувствуют, что родители могут ответить на вопросы, которых избегают другие, то будут гордиться ими. Наибольшее влияние на детей оказывает ежедневное поведение родителей. Здесь не нужна никакая особая буддийская печать. Часто им просто нравится, когда родители медитируют, и они садятся рядом. Позже можно объяснить, что именно мы делаем и зачем. Охотно присоединяются к нам и домашние животные, они наслаждаются волнами, излучаемые мозгом во время медитации.

— Если речь заходит о том, почему родители не христиане и что означает буддизм, малыши часто не знают, как это объяснить. Насколько родители могут позволить своему ребенку отличаться от его сверстников в детском саду и в школе?

Следует сказать ребенку, что все люди едят, носят, думают и делают разные вещи и что если они при этом хорошо себя ведут, это приносит обществу только пользу.

— Когда лучше детям принимать Прибежище? Есть ли в этом смысл, если дети еще не понимают, о чем идет речь?

Рано принять Прибежище — это защита и подарок. Оно ни на кого не налагает никаких обязательств. Впоследствии дети часто принимают Прибежище еще раз, уже сознательно, или родители объясняют им, какие качества развиваются благодаря буддийским именам и от чего это защищает.

— С какого возраста детям лучше начинать медитировать?

С того момента, когда им захочется.

— Какой вид медитации им следует выполнять?

Лучше делать что-нибудь простое, например произносить мантры. Семнадцатый Кармапа рекомендует медитацию шинэ, то есть успокоение ума за счет концентрации на каком-нибудь объекте. Это способствует ясности и удаляет рассеянность. Иногда дети могут концентрироваться на общеизвестных героях и представлять, что станут такими же на благо всех живых существ.

— Когда ребенку лучше начинать Основополагающие упражнения?

Когда он сам этого захочет и почувствует открытость, он может делать по десять тысяч повторений каждого упражнения. Во время простираний вместо мешающего жира образуются отрадные мускулы. Множество детей начали делать нёндро, но пока еще мы ни разу не слышали, чтобы кто-то закончил. Зато у них есть бесконечное доверие, и во время курсов пховы они получают отчетливые знаки.

— Насколько в центрах должны создаваться условия для детей?

Это зависит от уровня шума и размера помещений. Дети — часть Сангхи, но они не должны никому мешать или задавать тон работе центра. Задача центра — создавать условия для того, чтобы люди могли там медитировать.

— Следует ли в центрах проводить медитации и лекции для детей?

Нет, как показывает опыт, этого не нужно. Дети знакомятся на курсах в организованных там детских садах — и это прекрасно. Дружеские связи часто остаются, а приятные воспоминания вызывают желание самому пройти курс. Детям хочется узнать, чем их родители занимались все эти годы и почему они чувствуют себя лучше, чем их «небуддийские» друзья. С 1972 года в наших рядах уже появилось много людей из второго и частично из третьего поколения буддистов.

После длительных наблюдений или нескольких лет собственных поисков они безо всякого принуждения понимают, что чувствуют себя у нас как дома. В настоящий момент они являются настоящей опорой для нашей работы. Вы все знаете Филиппа — сына Сис Лойбе из Шварценберга, Алекс — дочку Кристель и Карла-Хайнца Конрад из Манхайма, Вики — сына Уллы Байер из Вупперталя.

— Что делать, если родители приводят ребенка на вечернюю медитацию в городской центр?

Центры, где мы медитируем, существуют для того, чтобы развиваться и учиться сосредоточению, а для этого необходима тишина. На лекциях родителям с их маленькими Карузо и Кармен следует сидеть у двери, чтобы, если начнется «урок пения», иметь возможность быстро их вынести. Во время регулярных медитаций также нужно, чтобы кто-то присматривал за детьми и была создана достаточная дистанция для «шумовой защиты». Во время медитаций взрослые могут попеременно сидеть с детьми. Но есть и спокойные дети, которые могут находиться в помещении для медитаций, никому не мешая.

— Как быть с детьми на курсах? Нужно ли родителям разделиться и ездить на курсы попеременно или все-таки вместе?

Нужно соединить спокойствие и дальновидный здравый смысл. Если дети кому-то мешают, то у всех остаются негативные впечатления: и у родителей, и у детей, и у тех, кому они мешают. Мои ученики наверняка достаточно зрелые для того, чтобы это предотвратить. Но люди не должны быть из-за шума отрезаны от взаимообмена, происходящего на курсе. Было бы жаль, если бы семьям с особо резвыми малышами приходилось довольствоваться только стримингом.

— На пользу ли детям нахождение на курсе? Не эгоистично ли поступают родители, приезжая на курс с детьми, или для детей хорошо находиться в поле силы, даже если они не понимают поучений?

И родители, и окружающие чувствуют мотивацию, ее нельзя скрыть. Тот, кто хочет «сдать» детей, чтобы без помех наслаждаться отпуском, будет быстро отмечен всеми не с самой лучшей стороны. Думаю, что родители сами чувствуют, какое воздействие оказывает буддийское окружение на их отпрысков. Если те становятся независимыми, довольными и зрелыми, то все хорошо. Если же они замыкаются, капризничают и бегают за родителями, то такой опыт для них преждевременен.

— Нужно ли нам стараться улучшать условия для детей на курсах?

Нам наверняка необходимы учебные и игровые программы и организованный присмотр за детьми, чтобы родители могли расслабиться, зная, что с их малышами все хорошо и что они чему-то учатся. Таких предложений, как, например, в Касселе, в мое время не было. Тогда играли в солдат и в индейцев, лазали по деревьям.

— Как быть с детьми в ретритных центрах? Хорошо ли привозить их с собой или лучше оставить их на время ретрита с родными или друзьями?

Тому, кто хочет как следует медитировать, необходимо поменьше отвлекаться. А что может отвлекать больше, чем собственные дети? Для медитирующих семей мы можем предложить такие места, как Родбю в Дании и Амден в Швейцарии. Там есть ясно обозначенные места и для медитаций, и для детских игр. Вообще, детям лучше не позволять бегать где попало, если это мешает другим. Углубление требует спокойствия, которое все сложнее найти в современном мире. Конечно, помогают и беруши, но дети, тем не менее, должны оставаться на втором плане. Разные центры решают эту проблему по-разному, и информация об этом должна быть доступна всем. Тогда семьи сами будут решать, куда они могут поехать, принимая во внимание дружеские связи и цены на бензин.

— Существует много пар, которые активно принимали участие в жизни центра, но сейчас им необходимо уделять много времени своему потомству. Какой совет ты дашь родителям? Как найти баланс между профессией, работой и центром?

Мир привычек легко пожирает нас, но нам не обязательно поддаваться, даже при активной жизни в социуме. Спектр задач у наших центров растет так быстро, что каждый способен найти себе сферу деятельности, где он может делать что-то полезное или даже освобождающее. В некоторых немецких центрах действует система «старейшин» — опытных друзей, с сильными корнями в Дхарме и богатым жизненным опытом. Часто они занимают крепкие позиции в социуме и имеют хорошие связи для того, чтобы продвигать нашу работу в обусловленном мире на благо всех. Было бы очень глупо пренебрегать этими друзьями из-за того, что мы не разглядели их возможностей или, в пылу работы, забыли их пригласить, прислать программу или спросить совета.

Мы подрубали бы таким образом свои корни, а это ни в коем случае не должно происходить. Благодаря нашему развитию у нас появляется все больше контактов с внешним миром, и зрелые люди часто хорошо ориентируются в подобных ситуациях. Они могут дать советы, поделиться своим опытом с теми, кому приходится принимать решения. Все происходит естественно, потому что мы хорошо знаем друг друга. Благодаря общему благословению, пхове и нашей ежедневной медитации на Кармапу, мы в любом случае развиваем поле силы Алмазного пути все вместе и без резких поворотов.

— Хотел бы ты когда-нибудь давать поучения для детей или отвечать на их вопросы?

На вопросы отвечу с удовольствием, но у меня нет должного образования, чтобы давать специальные поучения для детей. Я не учился этому и не знаю, что и когда понимают разные возрастные группы. Надеюсь, что ответы, которые я дал здесь, пригодятся всем. Этими вопросами я до сих пор отдельно не занимался. А если все хорошие советы не помогают, то беруши сохраняют мир. Всего хорошего!

— В Тибете детей-тулку опознавали в очень раннем возрасте. Они покидали свои семьи, переселялись в монастыри и получали там образование. Нужно ли как-то по-особенному обращаться с западными детьми, проявляющими нестандартные способности, и с ранних лет учить их буддизму?

Я думаю, что нет, и уж наверняка не следует разделять их по половому признаку. Буддизм не так сложен, нужно только найти, кому что подходит. Одни живут тем, что делают простое сложным, другие — тем, что делают сложное простым. Интеллект и человеческая зрелость — не одно и то же. Если главные принципы Алмазного пути известны, если мы ежедневно сливаемся с Буддами и слушаем курсы в интернет-стриминге, то остается только сохранить для будущего такие оплоты изучения, как КИБИ и ИТАС. С этим ассортиментом никаких специальных программ для особенных детей не требуется. Намного убедительнее, когда тулку знают мир и естественным образом проявляют свои качества.

Интервью провела Кати Хартунг. Большинство вопросов задано мамами из Шварценберга и Равенсбурга. Их собрала, переработала и дополнила Клаудия Кноль.

Перевод с немецкого: Анастасия Соколинская

Этот текст был опубликован в 15 номере журнала «Буддизм.ru»