Лама Оле Нидал: Восток встречается с Западом

Анатолий Соколов, Дэвид Бауке

В марте 2008 года во время посещения Иволгинского дацана в Бурятии Лама Оле Нидал впервые встретился с главой Буддийской традиционной Сангхи России Хамбо-ламой Дамбой Бадмаевичем Аюшеевым, который также является членом Президентского совета по взаимодействию с религиозными объединениями и вице-президентом Азиатской буддийской конференции за мир. Вот что Лама Оле рассказал об этой встрече на лекции в Иркутском буддийском центре.

Как говорил сам Будда, буддизм — это здравый смысл, и он может быть разрушен только изнутри — внутренними раздорами и политикой. На протяжении целого тысячелетия миллионы буддистов погибали из-за мусульманских вторжений в Индию. В ХХ веке буддисты долго подвергались преследованию со стороны коммунистических режимов Азии. Однако буддизм по-прежнему существует.

Я давно стремился встретиться с руководителями монашеских течений буддизма в России, что и произошло зимой этого года во время моей ежегодной поездки по Транссибирской магистрали, когда мы с двумя сотнями друзей посещали центры Алмазного пути от Владивостока до Петербурга. В Сибири, в буддийском монастыре (дацане) недалеко от Улан-Удэ, благодаря стараниям российских буддистов линии Кагью, организаторов нашей поездки, я смог встретиться с Хамбо-ламой, религиозным лидером бурят и представителем других российских буддийских традиций.

Российские буддисты рассказали нам начало истории. Приехав с группой в дацан, они пытались найти  настоятеля, чтобы получить разрешение посмотреть на нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова. Но их отвели не к настоятелю, а прямо к нынешнему Хамбо-ламе Аюшееву. Он принял их и немедленно начал «проверять». Он провоцировал их и подшучивал над ними, спрашивая, чем Кагью лучше Гелугпы. Он потребовал дать определение буддизму, сказав, что если они дадут правильный ответ, то группа получит разрешение взглянуть на нетленное тело, а иначе им придется отправиться домой.

В тот момент Хамбо-лама не знал, что я уже в дацане. Но как только ему об этом сказали, он сразу же захотел встретиться.

Когда меня пригласили, я заканчивал третий круг вокруг храмов дацана. Я повторял мантры и делал пожелания, чтобы активность буддистов Бурятии принесла пользу многим существам. Этот день стал началом развития отношений и сотрудничества между монашеским и светским буддизмом в России, чего мы так долго ждали.

Вот мои впечатления от этой очень приятной встречи. Меня привели в красивое помещение в бревенчатом доме. Справа сидели трое или четверо бурятских лам. Сразу чувствовалось, кто из них Хамбо-лама, − хотя на нем не было никаких украшений, никаких знаков отличия. Этот сильный энергичный человек провел нас в длинную комнату. Мы сели друг напротив друга за узким столом. Комната была наполнена светом, лившимся из добротных окон, расположенных по двум ее сторонам.

Хамбо-лама начал разговор, и в целом он говорил больше, чем мы. Из его слов я ясно понял, что буряты не чувствуют полного признания со стороны тибетцев и монголов, которые часто ведут себя как наставники бурят. Я подумал: «Странно, какой в этом смысл, ведь это тот же Будда и то же Учение?»

Потом мы немного говорили о буддизме и окружающем нас мире, и, по моим ощущениям, в основном наши взгляды совпали, несмотря на то что его подход был более интеллектуальным, а мой — более медитативным. Но скажу, что Хамбо-лама мне понравился с первого взгляда. Своими манерами он во многом напоминал Кюнзига Шамарпу − все время провоцировал собеседника, чтобы оценить его реакцию. И когда это получалось, он наслаждался. Ему доставлял удовольствие поединок − ведь он сильный мужчина. Мы весело провели время, хотя, конечно, он все время оставался в роли хозяина, а я − в роли гостя, который должен быть вежливее. Он мне действительно понравился − как и его крепкий нюхательный табак.

Разговор шел о многих вещах. Он рассказал истории о нескольких великих ламах, в частности об очень знаменитом предыдущем Хамбо-ламе Итигэлове, в честь которого был восстановлен этот дацан. Это был лама, чье нетленное тело в позе медитации и без признаков разложения недавно обнаружили закопанным в землю, где оно находилось в течение 70 лет. Все признали это невероятное событие, но тело было решено спрятать снова, поскольку коммунисты могли его уничтожить. Хамбо-лама спросил меня, знаю ли я, каким образом тело может так долго оставаться нетленным. Мы были под большим впечатлением: мы и не думали, что он позволит нам взглянуть на тело Итигэлова. На самом деле он просто проверял, есть ли у нас преданность и правильное понимание происходящего.

В нашей беседе я упомянул другие необычные случаи, с которыми сталкивался в нашей линии передачи. А он рассказал нам, что Хамбо-лама Итигэлов перерождался пять раз в Индии, пять раз в Тибете и дважды в Бурятии, после чего совершил это чудо Просветления, оставив свое тело на века. Правда, мы не смогли прийти к единому мнению по поводу того, находится ли сейчас ум Хамбо-ламы в его теле и одновременно повсюду или только в его теле.

Дамба Аюшеев привел пример Нагарджуны с пламенем свечи. И когда после общения между нами возникло доверие, он преподнес нам великий подарок. Как образованные последователи Будды, мы смогли посетить великого Ламу Итигэлова и получить его благословение. Хамбо-лама поднялся и предложил нам пройти за ним. Я все время оставался немного позади, чтобы дать ему  возможность передумать, но он продолжал показывать нам, что мы можем следовать за ним. Он действительно хотел, чтобы мы увидели великого ламу. С нашей стороны не было никакого давления.

Из-за монашеских правил войти смогли только наши мужчины (около сотни) группами по пять человек. Хамбо-лама взобрался на высокую лестницу и пригласил нас войти. Внутри мы увидели несколько замечательных старых изображений главных Будда-аспектов  на стенах, а также несколько статуй, но самой важной вещью был стеклянный бокс, в котором находилась фигура человека, пробуждавшая совершенно особое чувство. Будучи Кагью, мы действительно знаем, что такое благословение, не так ли? Это характерно для нашей линии. И здесь не было никаких сомнений.

Когда я приблизился к небольшой сидящей фигуре, комнату наполнило ощутимое благословение. Лама сидел в позе медитации, слегка склонив голову. У него было выразительное лицо и круглая монголоидная голова. Хамбо-лама Аюшеев приложил к ней мою руку. Я немного смутился, когда он собрался показать мне колено ламы. Я сказал, что благословение уже полностью очевидно и мне не нужно больше доказательств. Тогда он с улыбкой произнес: «Я − бурят и поэтому могу тебя обмануть». Я коснулся головой подушки, на которой покоилось тело, и ощутил счастье от того, что мы смогли здесь оказаться.

Следом зашли наши друзья, и Хамбо-лама всем подарил синие кадаки (шарфы), завязывая на каждом из них узел и касаясь этим узлом пяти энергетических центров своего учителя. Покидая это место, мы поспешно, но тепло попрощались, и я пообещал, что буду повсюду распространять свои хорошие впечатления о бурятском буддизме. Напоследок я сказал, что теперь мы стали друзьями и должны обязательно работать вместе − и тогда благо одного будет благом всех.

Это была чрезвычайно приятная встреча с очень преданным и ярким ламой, немного похожая на  партию в шахматы: взаимное подшучивание и выяснение взглядов. Это было очень приятно. И я считаю, что, поскольку наши буряты не ощущают настоящего признания от тибетцев и монголов, нам следует поддерживать их. Что мы и делаем: наши медитационные группы пробуждают у людей интерес к Учению. У бурят, несомненно, есть передача и благословение.

Ламы − коллеги, и у них есть особые преимущества. Если ты чувствуешь интерес людей к твоей деятельности, ты покажешь им значительно больше, чем если бы они пришли просто поглазеть на что-то экзотическое. Я вижу это как подарок одного ламы другому ламе. Если Хамбо-лама посетит наши центры, мы также обязаны показать ему все самое святое, что у нас есть. Он отбросил все различия, проверил нас несколько раз, увидел, что мы знаем буддизм, и тогда все осуществилось.

Почему это не произошло раньше? Потому что у нас не было времени. Несколько лет назад, когда тело извлекли на свет, мы с группой были в Улан-Удэ и общались с фотографом, который приехал снимать это событие. Так мы получили информацию «из первых рук». Но нас ждал поезд, на следующий день в другом месте была назначена программа. Кроме того, тогда у нас не было никаких контактов, а ответственные буряты были, вероятно, слишком заняты этим великим событием. В этот раз сошлись все необходимые условия, и это радует.

Этот текст был опубликован в 14 номере журнала «Буддизм.ru»