Встреча с Кармапой

Ангелика Тэш

В ходе поездки по Европе в 1977 году Его Святейшество Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже посетил Германию. Ангелика Тэш (г. Киль) поговорила с двумя участниками тех событий. Они рассказали о своих впечатлениях от встречи с Шестнадцатым Кармапой и поделились духом того времени.

ЧАСТЬ I. Интервью с Михаэлем Раймером

- Спасибо, Михаэль, что нашел время поделиться своими впечатлениями о встрече с Шестнадцатым Кармапой.

- Недавно я прочитал книгу Тициано Терцани «Еще один круг на карусели». Он пишет: «Оглядываясь на свою жизнь, могу сказать: «О да, красная нить в ней присутствует!» Встреча с Шестнадцатым Кармапой в 1977 году стала для меня событием, которое красной нитью проходит через всю мою жизнь. Лишь спустя десятки лет я понял, насколько это было важно для меня и моих друзей.

В Кёнигштайн (город недалеко от Франкфурта, — прим. ред.) на церемонию Черной короны мы поехали вшестером. Я был самым молодым в нашей компании — мне исполнилось 23 года, а самым старшим был мой 60-летний отец. Поездка состоялась благодаря другу, который много лет работал в Катманду экспертом по оказанию помощи развивающимся странам. Он был вхож в буддийские круги Катманду и знал Шестнадцатого Кармапу. Его рассказы о буддизме в Непале мы слушали, раскрыв рты, но у нас и мысли не возникало о том, что это может иметь к нам какое-то отношение.

В поисках смысла

Однажды этот друг пришел к нам и сказал: «Если хотите увидеть и услышать «настоящий» Тибет, поедемте вместе со мной во Франкфурт. Один высокопоставленный лама проведет там особенную церемонию». Мы были молоды и не имели никакого сложившегося мировоззрения, но бессознательно стремились найти смысл. И вот, благодаря этому другу, мы оказались на церемонии Черной короны.

Она проходила в «Доме встреч», в зале католического учебного заведения, куда вмещалось человек 200–300. К этому событию в местной газете вышла статья, в которой описывались ход церемонии и ее общее значение. Мы тогда не поняли важности происходящего. Только сегодня, будучи учениками Ламы Оле Нидала, мы смогли это оценить. Он объяснил нам термины, раскрыл взаимосвязи отдельных частей церемонии, и мы постепенно, по крайней мере интеллектуально, смогли понять драгоценное значение церемонии Черной короны. И только десять лет спустя, благодаря медитации, нам удалось осознать ее глубокий смысл.

Первая встреча с Ханной

Вернемся к той церемонии. Кармапу сопровождала группа монахов, одетых в темно-красное. Они были «оркестром» для ритуала: с большими раковинами, длинными трубами из рога и сагатами (металлическими тарелками, — прим. ред.). На небольшой сцене стоял трон. Вышел старый монах-умца — так называется запевала на тибетских пуджах. Его морщинистое лицо с пышными белыми бакенбардами до подбородка, темно-красные одежды — все это выглядело удивительно, даже экзотично. Его можно было выставлять в музее этнографии.

Этот запевала рассказал по-тибетски о значении церемонии. Его переводила на разные языки молодая женщина с чудесным, мелодичным и ясным голосом, у нее был северный акцент. Казалось, что эти поучения и перевод длятся целую вечность, а их значение полностью растворяется в очаровании переводчицы. Много лет спустя мы узнали, что это была Ханна Нидал.

Звуки грома и Черная корона

Под звуки оркестра монахов и ароматы благовоний началась церемония. Звуки длинных труб пробирали до костей, так же глубоко звучали раковины и сагаты. Под этот «гром» на сцену вышел Кармапа и сел на трон. Потом монахи долго читали тибетские тексты и подносили Кармапе символические подарки. И, наконец, настал главный момент: один из монахов торжественно вынес накрытую тканью коробку, и Кармапа достал из нее черную, украшенную драгоценными камнями шапку — Черную корону.

Некоторое время он держал ее над головой одной рукой, другой перебирая четки. Он казался очень сконцентрированным; было очевидно, что Кармапа пребывал в особом состоянии сознания. В этот момент звуки оркестра стали еще громче. Все это вводило в какое-то иное состояние. На мгновение не осталось никаких мыслей.

Сильные переживания

Позже я много раз видел церемонию Черной короны в кинокартине «Рык льва». Всякий раз, когда я смотрю этот фильм или думаю о нем, я испытываю сильные переживания. Как будто эта черная шапка снова куполом нависает над моей головой, и все мое существо стремится вверх. Пока Кармапа укладывал Корону в ящик, оркестр затих.

Кармапа и монахи закончили церемонию чтением тибетских текстов. В конце все зрители устремились к сцене. Кармапа благословил каждого, прикасаясь к головам, и всем выдали красные ленточки. Мы, молодые, толпились сзади и решали: «Пойти ли вперед и позволить себя благословить или не стоит».

Все, что мы пережили, было слишком незнакомым. Эмоционально я был глубоко тронут, взволнован и одновременно сконфужен; я не находил этому никаких объяснений. Мир, в который нас впустили на короткое время, был нам абсолютно чужд.

Позволить себя благословить или нет?

Мысль о том, чтобы позволить религиозному авторитету благословить себя, да еще, возможно, склониться перед ним, не соответствовала духу того времени. Мы критически относились к обществу, не признавали авторитета тех, о ком ничего не знали; тем более, если речь шла об авторитетах религиозных. Но моя подруга Эви, очень практичная женщина, сказала: «Мы заплатили за вход, поэтому получим все! Пошли!» Сегодня я безумно рад, что все так произошло. Это была женская мудрость; мы, мужчины, сами с этим не справились бы.

- Кто организовал это мероприятие?

- «Франкфуртский круг» — общественное объединение, которое занималось организацией духовных мероприятий и приглашало различных учителей читать лекции. Его основателем и движущей силой был Фриц Крёгер, который познакомился и подружился с Ламой Оле в Штутгарте. Через него Фриц пригласил Кармапу как представителя тибетского буддизма. Тот согласился и во время своего путешествия по Европе сделал остановку во Франкфурте, чтобы провести церемонию Черной короны.

- А что было после церемонии Черной короны? Ты начал медитировать?

- Эта глава тогда для меня закончилась и оставалась закрытой 13 лет. Постоянно на глаза попадались приглашения от «Франкфуртского круга» и рекламные плакаты, что некий Оле Нидал1 читает лекцию о тибетском буддизме. А я думал: «А, это тот самый датчанин, который во время церемонии Короны возбужденно прыгал по сцене. Он ничего не смыслит в буддизме. Говорить о буддизме должны тибетцы, они знают, что к чему». Я решил на подобные мероприятия не ходить. Но поиски смысла продолжались.

Поиск учителя

Однажды внутренний голос сказал мне: «Михаэль, очень важно найти учителя сейчас, иначе ты никогда не сможешь это сделать». Я работал врачом-анестезиологом в реанимационном отделении и видел много умирающих людей. Сильные переживания и попытки понять, что значит смерть, привели к кризису. Тяжелее всего бывало, когда умирали молодые люди. Я просто не мог больше переносить все эти смерти, я был в отчаянии. Это меня и встряхнуло. Нужно было как-то жить дальше. Стало очевидно — я должен найти учителя.

«Помогла» проблема с межпозвоночными дисками. Во Франкфурте, в группе, которая занималась обучением методу Фельденкрайза (двигательная практика, называемая также соматическим обучением, — прим. ред.), я познакомился с Роландом Гильмаером. На столе в его приемной лежал среди тибетской литературы буклет от «Франкфуртского круга». Там было напечатано: «Оле Нидал прочтет лекцию».

После сеанса лечения Роланд немного рассказал о тибетском буддизме и сумел изменить мое мнение. А когда моя жена Ханна пришла ко мне и рассказала, что столкнулась перед лекционным залом с Оле Нидалом, который поприветствовал ее словами: «А, вот и ты, наконец!» — как будто два давно знакомых человека увиделись снова, я сразу же пошел и купил книгу «Открытие Алмазного пути». Книгу я буквально «проглотил» и тут же начал делать медитацию на Шестнадцатого Кармапу, которая описывалась в конце.

Переживания оказались настолько сильными, что нужно было как можно скорее увидеть Оле Нидала. И мы с женой пошли во франкфуртский буддийский центр Карма Кагью. Трое молодых музыкантов, которые недавно основали этот центр, сообщили, что Лама Оле скоро будет в городе Пассау.

Мы поехали туда и сразу же приняли у Оле буддийское Прибежище. В этот момент мое сердце раскрылось, и я заплакал. Как будто прорвало плотину! В моем уме пронеслись все умершие, с которыми мне пришлось работать в реанимации. Лама Оле обнимал меня и говорил: «Да, так бывает». И после этого стало хорошо.

Путь лежит через сочувствие, для меня это стало очевидным. Особенно я понимаю это сейчас, во время бесед с пациентами, — связь возникает сразу же, и меня волнуют судьбы этих людей. Каждое действие пропитывается сочувствием. Я понял: очень важно доверять этому чувству и руководствоваться им — и все остальное проявится само по себе.

- Можешь ли ты рассказать о тех, кто был с тобой на церемонии Черной короны, как это повлияло на них?

- Когда умирал отец, в 2017 году, сразу после Пасхи, я был рядом. Ему было 99 лет. В 1977 году он встречался с Кармапой и был на церемонии Черной короны. Больше контактов с буддизмом у него не было. Мы с моей женой Ханной начали делать ему пхову при последнем выдохе — так, как нас учили. Но почему-то ничего не получалось. Ханна, моя умная жена, вспомнила, что отец встречался с Кармапой. Она тут же вместо Красного Будды представила Кармапу в Черной короне — и это сработало!

После пховы мы ощутили, что отец очень рад и чувствует себя замечательно. Просто поразительно, какое значение имела для него эта единственная встреча.

Во время церемонии с нами были еще двое друзей, Иза и Вольфганг. В девяностых у Изы обнаружился рак груди. Мы посоветовали ей связаться с Ламой Оле, и она написала ему. Он ответил очень личным, полным любви письмом, в котором поддержал ее. Это дало ей силы пройти через все испытания.

Мы заходили к ней за два дня до смерти. Я прошептал ей на ухо: «Иза, нет ничего страшного в том, что ты умрешь и покинешь нас». Она открыла глаза, посмотрела на меня, улыбнулась и спросила: «Ты так думаешь?» — «Да», — ответил я. И был еще момент, который меня удивил. Когда мы прощались, и я заплакал, она нежно погладила меня и сказала: «Михаэль, не грусти из-за того, что я умру. Я везде: в ветре, в пении птиц, в шелесте деревьев».

Это не было просто поэзией. Иза делилась опытом переживания пространства. Она умерла сидя. Для меня это означает, что Шестнадцатый Кармапа во время церемонии Черной короны оставил след в ее уме. Когда я позже говорил об этом с Оле, он сказал, что Иза реализовала основы медитации.

В заключение хочу сказать: сегодня мы встретились с Его Святейшеством Семнадцатым Кармапой Тхае Дордже и делали медитацию на Любящие Глаза 2. Думаю, это неслучайно. Ведь во время церемонии Черной короны Шестнадцатый Кармапа тоже повторял мантру Ченрезига. Я желаю всем, кто это читает, развить мудрость и сочувствие. И тогда мы сможем спокойно работать, умирать и снова перерождаться.

Август 2017 года,

Карма Гён

Михаэль Раймер

Михаэль родился в 1954 году во Фрайбурге. Он женат, отец троих уже взрослых детей и дедушка. Больше 30 лет он работает анестезиологом в различных немецких больницах и более десяти лет назад прошел обучение по телесной психотерапии. В 1977 году он встретил Шестнадцатого Кармапу и в 1990 году вместе со своей женой Ханной принял прибежище у Ламы Оле Нидала. С 1993 года они более десяти лет участвовали в организации летнего курса в Касселе. Михаэль активно поддерживает свою жену Ханну в ее работе по наполнению буддийских статуй по всему миру.

ЧАСТЬ II. Интервью с Рональдом Кнааком

- Что тебе первым приходит на ум, когда ты думаешь о Шестнадцатом Кармапе?

- Его лицо, как он смеется, и его походка.

- Ты встретил Кармапу еще в 1977 году. Чем ты тогда занимался? Что это было за время?

- Мне был 21 год. Я сдал выпускные экзамены3 и поступил на альтернативную службу. Середина 70-х была периодом борьбы за мир, протестов против атомной энергии, все говорили о взрывах и похищениях РАФ4 и о двойном решении НАТО. Молодежь, которой было не все равно, выходила на улицы.

- Ты тоже ходил на демонстрации?

- Ну конечно. Тогда все занимались политикой, и я тоже.

- Интересно, у тебя тоже были длинные волосы?

- Да, у меня были длинные волосы, борода, и я уклонялся от службы в армии, хотя, на самом деле, мне хотелось служить. Но тогда все так делали. Такая вот была путаница интересов. В моем окружении были люди, которые интересовались наркотиками. Они принимали их не для ухода от реальности, а, скорее, для расширения сознания. Так что мы увлекались и политикой, и духовностью одновременно.

- А какой была духовность в твоем окружении?

- Большинство моих друзей интересовались буддизмом, а также индуизмом и такими людьми, как Тимоти Лири, Рам Дасс и Олдос Хаксли.

- И что, многие тогда ездили в Азию?

- Да, многие европейцы ездили в Индию на машинах. Это началось лет на 10– 15 раньше, но в тот момент стало бумом. Люди ехали туда на своих старых машинах и там их продавали. На эти деньги можно было полгода беззаботно жить и курить травку.

- Ты тоже этим занимался?

- Нет, но мои друзья так делали. Начали это сверстники Оле. В 1977 году Оле исполнилось 36 лет, он относился к более старшему поколению. Я родился в 1956 году, и к тому времени мне исполнился 21 год.

- Как ты узнал о Ламе Оле и о Шестнадцатом Кармапе?

- В семидесятые годы многие гуру и ламы из Индии приезжали на Запад и посещали Гамбург. Среди них были тибетцы, которым в 1959 году пришлось покинуть свою страну. Мои друзья часто посещали подобные мероприятия. Сначала меня это не особо интересовало — я больше занимался политикой. Но однажды приехал еще один тибетец, и я решил, что в этот раз тоже схожу.

- Где это было?

- Мероприятие проходило в Гамбурге, в зале «Патриотического общества». Это очень старая и почтенная общественная организация, самая первая в Германии. Она до сих пор занимается гражданскими правами и социальными вопросами. И в их большом зале проходила некая церемония Черной короны.

- И там ты впервые увидел Ламу Оле?

- Да, я впервые встретил Ламу Оле там. Перед появлением Кармапы на сцену вышел Оле и стал рассказывать о буддизме, о Шестнадцатом Кармапе и значении церемонии Черной короны. Я помню, что он тогда говорил с сильным датским акцентом и просто излучал силу. Все вместе это вызывало симпатию.

- Ты совершенно не знал, кто такой Кармапа?

- Не имел ни малейшего представления.

- Ты просто пришел.

- Друзья сказали: «Это Шестнадцатый Кармапа». Но зачем и почему он там был, кто он такой, я совершенно не знал. До этого только один из нас встречался с Оле. Так что, можно сказать, это была моя первая встреча с буддизмом.

- Но почему ты все-таки пошел? По какой причине ты решил: «Я иду»?

- Никакой особой причины не было. Это произошло просто так, мне нечего было делать, и я пошел. Сегодня я мог бы сказать, что «условия сошлись». А тогда я просто оказался в том зале, и церемония Черной короны стала первым буддийским событием в моей жизни, до этого я не получал никаких поучений.

- На тебя это произвело впечатление?

- Еще какое! Я был потрясен. Спустя 40 лет я могу сказать, что никогда ни на миг не забывал эту встречу. Она произвела неизгладимое впечатление. Обычно такие вещи понимаешь позже. Тогда мне все казалось фантастичным, и я решил, что это из-за тибетской музыки. Так я сам себе объяснил эти вибрации в пространстве. Таких понятий, как «работа с умом», «энергия», «благословение» и тому подобных для меня еще не существовало. Поэтому я решил, что все дело в музыке, в этом концерте с трубами, раковинами, барабанами.

- Ты можешь поподробнее рассказать о том, как проходила церемония?

- Его Святейшество Шестнадцатый Кармапа вышел в сопровождении монахов с левой от меня стороны на сцену. Это было впечатляюще: сильный, большой человек в шуршащей рясе танцующей легкой походкой прошел вперед к чему-то наподобие трона и непринужденно поднялся на него. Потом Оле рассказал что-то про церемонию. Я многого не понял, но стало ясно, что сейчас произойдет что-то очень редкое и важное.

А потом началась церемония. Там все было как на посвящениях, только главным событием была Черная корона. Один монах передал Кармапе завернутый в ткань сверток, и тот развернул его. Это оказалась Черная корона, и Кармапа водрузил ее себе на голову. Его лицо, казалось, стало больше, а взгляд был направлен в беспредельную глубину… Некоторое время Кармапа провел, не двигаясь. Насколько долго, я сейчас затрудняюсь сказать.

- Что случилось потом?

- Потом я получил от Кармапы первое в своей жизни буддийское благословение и ленточку. Это все. Я был восхищен, возбужден, но мыслил ясно. В конце объявили, что Кармапа останется еще на два или три дня. На следующий день я пришел снова. Было любопытно и хотелось разобраться, что со мной вчера произошло. Было такое ощущение, как будто я что-то понял. И действительно, там что-то случилось, некое переживание «ага», но при этом ничего не было понятно.

- … но чувствовалось?

- Да, как будто открылась дверь. Так я получил первое буддийское поучение от Кармапы. Оле тоже тогда давал поучения, но для маленькой группы.

- Ты остался на лекцию Ламы Оле?

- Да, я присоединился чуть позже. Я часто думал потом, что Лама Оле до сих пор делает то же самое, что и на той лекции. Уже тогда он заботился о нас. Но сначала я принял его просто за ученика и помощника Шестнадцатого Кармапы.

- Ты еще раз видел Шестнадцатого Кармапу в Гамбурге?

- Два дня спустя я поехал на ферму Лангведель в Шлезвиг-Гольштейне, где Шестнадцатый Кармапа жил во время того визита. Именно там я получил первое посвящение на Будду Медицины.

- В самом Лангведеле?

- Да, на ферме. Там был замечательный вид. Дом стоял на небольшом холме. Уже издали можно было увидеть монахов в красных рясах. Это очень впечатляло и выглядело экзотично. Кроме того, я узнал, что Его Святейшество проведет десять дней в новом буддийском центре в Копенгагене.

- И в Копенгаген ты тоже поехал?

- Безусловно. Я был тогда впервые в Копенгагене, посмотрел город, получил буддийские посвящения и поучения. В конце курса Оле спросил, хочет ли кто-нибудь принять Прибежище. Кроме монахов и Шестнадцатого Кармапы, который сидел на возвышении, в копенгагенском буддийском центре было около 150 человек. Я единственный поднял руку и подумал: «Как стыдно, теперь придется идти туда одному». И так как я уже знал, что нельзя поднимать голову выше Кармапы, то согнулся и поковылял как утка через толпу сидящих людей.

Наконец я подошел к Оле, и он спросил: «Ты все понял?» Я сразу же ответил: «Да, конечно», — но чувствовал себя при этом немного лицемером. Потому что, на самом деле, я ничего не понял. Но одновременно было ощущение, что все понятно. Многим наверняка знакомо это чувство после лекций Оле, когда кажется, что теперь все ясно, но если кто-то спросит, не можешь выразить свое понимание словами. Так я чувствовал себя после встречи с Кармапой. Ничего не понял и в то же время понял все.

Мне нужно было встать на колени и повторить по-тибетски слова Прибежища. Потом я поднял голову и увидел, что Кармапа смотрит на меня. Он видел меня насквозь. Мне стало в тот момент неуютно, потому что он видел, что я ничего не понял! При этом он еще и смеялся. «Это ужасно, — подумал я, — теперь он надо мной смеется». Но, с другой стороны, во мне возникло сильное доверие, произошло «узнавание», я понял, что, наконец, «попал домой». Все это длилось одну-две секунды. Потом Кармапа отрезал мне немного волос, дал имя и ленточку благословения.

- Какое имя он тебе дал?

- В переводе мое имя, полученное во время Прибежища, означает Хранитель Дхармы.

- Встречался ли ты с Кармапой после Копенгагена?

- Нет, это была наша последняя встреча. После этого много лет я не сталкивался с буддизмом. В Гамбурге тогда не было центра.

- Когда ты снова пришел к буддизму?

- Это случилось только в 1993 году. Но все эти годы я не забывал тех событий и иногда медитировал. Изучал архитектуру, занимался муниципальной политикой, открыл собственный офис. И все это время меня не покидала уверенность, что когда-нибудь я спроектирую буддийский храм в Азии.

Так и случилось, но не в Азии. Пожелания действительно исполняются. Сначала я построил буддийский центр в Гамбурге, потом в Рендсбурге и недавно в Москве. Одновременно с этим консультировал на многих стройках по всему миру. Также были ступы в Бечке, Зальцбурге и Теновице.

Я очень благодарен тому, что моя профессия помогла построить так много чудесных зданий, которые невероятно важны для стольких людей. Этого не произошло бы без той «случайной» встречи с Кармапой 40 лет назад.

2 июля 2017 года,

интервью проведено по скайпу между Килем и Гамбургом

Рональд Кнаак

Рональд родился в 1956 году в небольшом местечке под Гамбургом. В 1977 году он встретился с Шестнадцатым Кармапой, был на церемонии Черной короны, получил посвящения на различные Будда-аспекты и принял Прибежище. С 1993 он стал учеником Ламы Оле Нидала, сопровождает его в поездках, участвует как архитектор в строительстве буддийских центров и ступ. Более 25 лет владеет архитектурной фирмой в Гамбурге

По материалам журнала Buddhismus Heute 59

Перевод с немецкого Екатерины Сергеевой

Над текстом работали Александр Уткин, Мария Косовская

1. Тогда Лама Оле Нидал еще не использовал титул «Лама»

2. Интервью проходило после посвящения на Любящие Глаза, которое давал Его Святейшество Семнадцатый Кармапа Тхае Дордже

3. В Германии, чтобы поступить в институт, нужно пройти трехлетнее дополнительное обучение после окончания средней школы (прим. переводчика)

4. Фракция Красной Армии — немецкая леворадикальная террористическая организация (прим. переводчика)

Этот текст был опубликован в 35 номере журнала «Буддизм.ru»