Решимость, подобная алмазу

Памела Гейл Уайт

Интервью с Его Святейшеством Семнадцатым Кармапой Тринле Тхае Дордже, 2012 год

Кармапа — глава школы Карма Кагью тибетского буддизма. Традиция сознательно перерождающихся Бодхисаттв, возглавляющих линии преемственности, формально началась в XIII веке именно с Кармап. Со временем официально узнавать новые перерождения ушедших мастеров стали все школы тибетского буддизма. Подтвержденных перерожденцев называют «тулку», этот тибетский термин означает материальное воплощение просветленного существа. Самый знаменитый пример ныне живущего тулку — Его Святейшество Четырнадцатый Далай-лама, принадлежащий школе Гелуг. На протяжении столетий появлялось много разных тулку, и часто это были мужчины, а иногда и женщины, наделенные великой мудростью, силой и необычайной добротой; тулку могли оказаться плодовитыми авторами, неортодоксальными учителями, ясновидящими, взыскательными, любящими приключения, артистичными — или просто забытыми.

Сейчас Семнадцатому Кармапе Тринле Тхае Дордже 29 лет (интервью взято в 2012 г. прим.ред), и он только что закончил очередное турне по 12 странам. Меня глубоко вдохновляет то, что несет в мир Кармапа Тхае Дордже, молодой человек с мягкой речью, спонтанным чувством юмора и решимостью, подобной алмазу. Поговорить с ним мне посчастливилось августовским днем в Карма Мингьюр Линг в Веркоре (Франция).
 

— Ваше Святейшество, что означает «Кармапа»?

— Карма — это санскритское слово, означающее действие. Па — тибетский слог, он переводится как «выполняющий эту работу». В данном случае скрытый смысл этого титула — Бодхисаттва, то есть человек с очень добрым сердцем и огромной мудростью, который воплощает в жизнь энергию всех Будд.

— Кармапы являются верховными лидерами традиции Кагью. Расскажите немного о вашей линии преемственности.

— Начиная с самого первого — Дюсума Кхьенпы — Кармапы всегда возглавляли школу Карма Кагью. Чаще всего Кармапы и Шамарпы узнают друг друга; это два главных человека, по очереди несущих ответственность за линию преемственности. Каждый из Кармап передавал учение Будды — Дхарму — уникальным образом; не изменяя сути того, чему учил исторический Будда, но с помощью особенных методов. Поучения, держателями которых мы являемся, это Шесть йог Наропы и Махамудра, а также Ламрим школы Кадампа.

— В чем их суть?

— Ламрим — это в принципе постепенный путь или процесс. Пошаговое продвижение по пути очень важно для любого, кто хочет достичь цели. Чтобы понять или совершить что-либо, нужно пройти от первого этапа к последнему. Существует ступенчатый путь достижения просветленного состояния ума, в котором человек освобождается от двух главных движущих мотивов обусловленного мира: клеш, мешающих эмоций — проще говоря, запутанности — и причинно-следственной связи, то есть кармы. Отсутствие запутанности есть ясность, а избавление от кармических долгов дает полный контроль: карма больше не руководит нами. Собственно, это мы можем влиять на карму, а не она на нас.

Обусловленный мир также становится таковым постепенно — грусть или кризис не приходят к нам (щелкает пальцами) вот так. Это процесс. Одно непонимание за другим, а в придачу к ним — сперва немного запутанности, затем некое суждение, и получается, что в желании рассеять неведение или мешающие эмоции мы вырабатываем жесткие идеи, на которые ложатся новые слои запутанности, которые превращаются в привычку, становятся для нас естественными. И все это мы считаем «собой», своей человеческой природой. В результате получается кризис. Но постепенный путь позволяет обратить этот процесс вспять.

Махамудра — это абсолютный взгляд на Просветление. В принципе Махамудра есть окончательная цель, а постепенный путь помогает нам достичь ее очень мирно, без усилий и напряжения. Никто не хочет запутанности, каждый желает ясности, незамутненности и покоя. Но абсолютную истину невозможно показать или подарить просто так (быстрый жест). Махамудра — это средство, уникальный комплекс примеров и метафор, которые учат, что можно испытать ясность ума и обрести полный контроль над своей жизнью.

Кроме того, когда мы видим других существ — в точности таких же, как мы, с похожими желаниями и нуждами, — лишенных этой ясности или этих средств, в нас возникает невыразимое, необусловленное сочувствие. Оно отличается от нашего обычного представления о сочувствии и просыпается естественно.

— Классические биографии и тексты говорят о волшебных, сверхчеловеческих качествах, присущих великим состоявшимся Бодхисаттвам. Многие Кармапы известны своими великими способностями, такими как всеведение. Есть ли у вас необычайные силы? Всеведущи ли вы?

— Упражняясь в осознании иллюзорной природы явлений, в определенный момент мы обретаем уверенность (относительно этой природы), и тогда возможно в некотором роде трансформировать имеющиеся обстоятельства в благоприятные. Но я думаю, это сильно отличается от магии. Что касается истинных Бодхисаттв, их сверхъестественные способности тоже не совсем магия, это просто постижение того, как все функционирует. Например, очень трудно понять, как несколько сотен человек могут лететь по небу через пространство, сидя в трубе с крыльями. Но когда вы знаете, что это обусловлено такой-то формулой, такой-то конструкцией, двигателем и так далее, все становится довольно обыденным.

Когда мы слышим слово «всеведение», оно ассоциируется с чудесами; таково наше восприятие. Но всеведение тоже очень логично, на мой взгляд. В принципе, если вы искусны в накоплении опыта, вы можете стать всеведущим.

— Как вас узнали в качестве Семнадцатого Гьялвы Кармапы?

— Меня узнал мой учитель, Его Святейшество Шамар Ринпоче, когда мне было около одиннадцати лет.

— Это решение Шамара Ринпоче вызвало конфликт. Многие мастера Кагью, а также Далай-лама и китайское правительство выбрали Ургьена Тринле в качестве Кармапы. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Конфликты происходят всегда, они часть жизни. Не бывает жизни без препятствий, не бывает жизни без проблем, не бывает жизни без противостояний. Это неизбежно. Невозможно сказать: «Я живу и хочу жить в полном спокойствии».

Мы, практикующие буддисты, стараемся использовать любые возникающие трудности и трансформировать их во что-то осмысленное. Это эффективно учит нас развиваться и вырабатывает у нас более широкий взгляд на жизнь.

— Как может линия преемственности, ваша линия, оказывать позитивное влияние в современном мире?

— Мы стараемся соответствовать современности и смотрим, что работает, а что нет. Мы стараемся создавать больше открытых институтов или университетов, а также инициировать проекты, ориентированные на экологию, медицину и тому подобное. Например, сейчас строится институт [в Дордони (Франция)], в котором люди, особенно молодые европейцы, получили бы доступ к Дхарме — и цель этого не продвижение буддизма, а распространение знаний: об уме, о человеческом теле, о мире. Прежде чем практиковать, мы должны накопить знания.

В нашей школе основной упор традиционно делается на практику; представители Кагью славятся своей медитацией. Что касается сердцевинной практики, мы можем приносить пользу, только если сами защищаем ее, максимально сохраняем ее подлинность и стараемся применять в жизни. Благодаря этому мы можем преодолевать препятствия, даже во время серьезного кризиса, и служить примером для других. Так у них появляется естественный интерес.

Поэтому задача в принципе — поддерживать великую линию практикующих и показывать, что она действенна: учение Будды работает. Само понимание этого, по-моему, вдохновляет; это лучше, чем говорить: «Вот, ты должен это практиковать, иначе мир погибнет».

— Прошлым летом в своей публикации на британском блоге Huffington Post вы коснулись темы богатства. Читая ее, понимаешь, насколько наш мир отличается от того, как жили ваши шестнадцать предшественников. Пожалуйста, расскажите немного о том, какие произошли перемены, что осталось прежним и как времена отражаются на вашей работе?

— Я уверен, что, начиная с Первого Кармапы и до Шестнадцатого — моего непосредственного предшественника, — каждый в своем перерождении оказывался в новых условиях и вынужден был подстраиваться. Но XXI век — это эпоха самых кардинальных перемен: даже за последние десять лет изменилось очень многое. И мы тоже должны приспосабливаться к новому. Однако сами методы не зависят от времени; нет нужды их адаптировать. Люди постоянно стремятся ухватить последние веяния: в моде, машинах, еде и напитках, правда? Но классика остается классикой: годы над ней не властны. Так и эти методы — вне времени. Они классические и не меняются.

— Методы, может быть, и не изменились, но ведь характер вашей работы теперь другой?

— Конечно. В современном мире никуда не уйти от взаимодействия со средствами массовой информации, и нужно поступать соответственно. Мы вступили в эпоху, в которой нам нужно быть на связи со всеми и делиться информацией о своих действиях и о действиях других. В каком-то смысле это содержит огромный позитивный потенциал, проявляющийся, например, в открытости и прозрачности.

Я постоянно делаю все возможное, чтобы адаптировать практики и поучения к современному контексту, чтобы Дхарма Будды и методы Карма Кагью были доступны, если понадобятся.

— Что вы чувствуете в отношении этого мира? Оптимизм? Уверенность? Пессимизм?

— Пожалуй, все это одномоментно присутствует в моем уме. Всё в одном. Наверное, это лучшее описание. Есть даже тревога, потому что, невзирая на всю роскошь, люди по-прежнему несчастливы. Если бы здесь была моя покойная бабушка, она бы сказала — и я бы согласился с ней, — что современное общество обладает всем, что необходимо человеку. Всем. Поэтому весьма шокирует то обстоятельство, что все еще существуют проблемы, понимаете?

Я не могу понять, почему существует насилие, — ведь у людей все есть. В неразвитых странах это объяснимо, да? Они пытаются развиваться, как-то конкурировать с развитыми странами, и вследствие этого появляется много беспокойства и агрессии. Но насилие сохраняется даже в цивилизованных нациях и городах. Что не так?

— Да, что не так?

— Что ж, здесь все дело во внешнем богатстве, ведь алчность бесконечна, верно? Вначале есть желание, потом растет жадность — вам нужно все больше, больше и больше. Когда у вас что-то есть, вы не удовлетворены; вам хочется чего-то совершенно другого. Конечно, деньги необходимы для поддержания жизни, но они не всесильны. Материальное благосостояние заканчивается, и когда это происходит, ум ощущает сильное беспокойство. Выходит, спасти нас может только одно: развитие внутреннего богатства. Тогда получается совершенный круг, тогда все хорошо.

Если мы настроены на такие качества, как сочувствие, способность радоваться тому, что имеем, терпение и так далее, — мы видим, что это сокровище неисчерпаемо, вневременно. Мы рождаемся с этими качествами. Каждый из нас. Весь процесс медитации направлен на то, чтобы добраться до этого внутреннегобогатства, извлечь его на свет.

— Как нам получить доступ к своему внутреннему богатству?

— Начните искать здесь (касается сердца).

— Как?

— Сначала постарайтесь выяснить, кто обрел внутренний покой. Я вам подскажу: его можно найти с помощью буддизма. Мне кажется, именно поэтому Будда учил Дхарме, и именно поэтому мы стараемся объяснять ее смысл всему миру. И, кстати, я думаю, это знание очень актуально сегодня, в эпоху всевозможных кризисов. И хотя в основном мы говорим об экономическом кризисе, он во многом связан с отсутствием внутреннего знания, покоя и богатства. Все формы богатства, внутреннего и внешнего, берут начало в самом уме; больше, собственно, ничего и нет. Поэтому мы берем на прицел суть, внутреннее состояние.

Если присмотреться, можно заметить, что путь к обретению такого богатства начинается со спокойствия ума. Если вы успокаиваете ум, все вокруг вас также затихает. По крайней мере, посвящайте немного своего времени культивированию такого состояния ума; вы и так уже пожертвовали многим ради массы ненужных вещей. Время и энергия бесценны, но миллиарды людей вечно забывают об этом в погоне за сомнительными ценностями. Наоборот, если вы ежедневно с помощью медитации инвестируете пять или десять минут в успокоение ума, я могу гарантировать, что из этого выйдет толк.

— Вы объездили мир и встречались с людьми из всевозможных его уголков. Есть ли у вас какой-то общий совет нам всем?

— За последние десять с лишним лет путешествий я многому научился у людей, которые мне встречались; это очень помогло мне понять различия менталитетов и культур. И увидеть, с одной стороны, как разнообразен мир, а с другой — насколько мы все одинаковы. Когда возникает проблема, это проблема. Когда счастье, — это счастье. Вот и все. На самом деле нет никаких барьеров.

У каждого есть потенциал быть счастливым; мы рождены с ним. Путь, дающий нам доступ к этому потенциалу, состоит в том, чтобы просто вести приличную жизнь, иметь терпение трансформировать препятствия, быть добрым и не воображать, что нам слишком многого не хватает. По-тибетски говорят «дё чунг чог ше»: немного желаний и довольство тем, что имеешь.

— Есть ли у вас герой?

— Конечно. У всех есть герои.

— Кто он?

(Пауза)

— Моим героем всегда был тибетский йогин Миларепа. Тот поэт, которого изображают в белой накидке или голым. Он зеленого цвета. У Миларепы есть все.

Перевод с английского: Петр Калачин

Этот текст был опубликован в 23 номере журнала «Буддизм.ru»