Второй Кармапа Карма Пакши

Кунга Дордже

Глава из сочинения выдающегося тибетского историка Кунги Дордже (1309-1364). Текст «Дэбтэр марпо» («Красная летопись») долго был недоступен для западных исследователей, поскольку хранился в монастырских библиотеках в Тибете. На русском языке публикуется впервые.

Затем пришел Карма Пакши

Досточтимый Дюсум Кхьенпа, став Татхагатой (то есть достигнув Просветления), предсказал, что он снова обретет рождение как великий славный Кармапа. Он придет ради одного своего ученика в Тибете и осуществит свои помыслы. А в будущем Кармапа родится вновь – вместе со своим окружением – и станет благодетелем, отшельником и царем ради блага тех, кого он считает полезными.

Карма Пакши родился на земле Святой Дхармы, в местности Дрилунг (долина ячих), в семье потомков царской династии (в 1204 г., год Дерева-Мыши). Его отца звали Цурца Гьяван, а мать – Синре Залангньи. Сам же он получил имя Чёдзин. В возрасте шести лет он уже умел писать, а с девяти-десяти легко постигал любые тексты, лишь однажды взглянув на них. Кроме того, у него естественным образом возникали состояния самадхи.

Когда Карма Пакши отправился в Центральный Тибет, на его пути возникло много чудесных знамений. В Тибете он встретился с Ринпоче Помдрагпой. Поняв, что перед ним тулку Дюсума Кхьенпы, Помдрагпа дал ему все посвящения и наставления, которые принесли благословение и опыт постижения. Как только Карма Пакши попросил у Помдрагпы посвящение на практику Защитников Дхармы, то сразу смог лицезреть их. После этого появилось множество чудесных знаков Просветления, например, видения Йидамов.

Карма Пакши сделал рисунок на месте Защитников Дхармы в Гунри, и впоследствии на этом месте был основан монастырь (в Кхаме, в области Шарчог Пунгри). Также он выучил мантру Дакини Сангва Йеше (Тайная мудрость), изложенную в виде песни. Потом он принял монашеские обеты гецул (1)(примечания см. в конце статьи), получив при этом имя Дарма-лама. Ринпоче Катогпа Джампа Бум стал его наставником-кхенпо, а Ринпоче Помдрагпа – наставником-лопёном. После этого Карма Пакши принял полные монашеские обеты.

Известно, что он усмирил Лагьяджепу, призвав Защитников Дхармы.

Затем Карма Пакши прибыл в монастырь Ненанг. Там перед ним возник местный защитник гор Кампо Дордже Палцэг и сказал:

«Установите здесь светильник Будды. Пусть будут сохранены плоды всех моих деяний. Защищай учеников».

И это было исполнено.

После этого Карма Пакши прибыл в монастырь Карма Гён, где трудился ради великого блага всех существ. Однажды перед ним возник Ченрезиг и сказал: «Установите здесь статую Майтрейи, и возникнет просветленная активность».

Так и было сделано.

Как-то в монастырь Карма Гён прибыла Защитница Палден Лхамо со свитой из ста тысяч Кали. «Как только монастырь Дюсума Кхьенпы будет в опасности, отправляйся быстро в У (Центральный Тибет)», – вновь и вновь повторяла Палден Лхамо.

Когда Карма Пакши отправился в Центральный Тибет, он подумал: «Теперь в Кхам я больше не вернусь, буду давать поучения здесь – вплоть до Нгари (Западный Тибет)».

И тут он услышал из уст Ченрезига: «Половина твоих учеников находится в Кхаме. Приди туда снова – и поймешь это».

По северному пути Карма Пакши прибыл в монастырь Дрикунг (к северо-востоку от Лхасы). Там ему явилась Ваджрайогиня со свитой, и они совершили танец, который охватил весь монастырь Дрикунг. В Лхасе из статуи Будды Шакьямуни (находящейся в храме Джоканг) хлынули лучи света и растворились – это было благоприятным знаком.

Во время обряда серсол («прошения о золоте») Карма Пакши узрел тысячеголового и тысячерукого Хаягриву, окруженного бесчисленными проявлениями Гуру Ринпоче. Отправившись в Цари (область к юго-востоку от Лхасы), встретил Палден Лхамо. Когда же пришел в монастырь Цурпху, то небо наполнилось формами Дюсума Кхьенпы. Невозможно описать все случаи, когда Карма Пакши видел лам, Йидамов и Защитников.

Ради блага живых существ Карма Пакши отправился в сторону Цанга. В Дронге и других местах во множестве возникали видения и пророчества. В Долчунге он совершил чудо воскрешения убитого. В долине Толунг (возле Лхасы, где расположен монастырь Цурпху) перед Карма Пакши возник Защитник Карнаг и сказал: «Подношу тебе всех людей и сокровища У и Цанга».

Когда Карма Пакши отправился в Йорпо на северной равнине, не нашлось лодки, чтобы переправиться через реку, и тогда, выполнив дыхательную практику, он пересек реку, не касаясь воды. «Отныне с помощью Ченрезига и Хаягривы будет твориться благо для живых существ. Махакала, и Палден Лхамо будут защитниками Дхармы вплоть до моего шестнадцатого рождения», – молвил Карма Пакши.

Однажды на закате в Цурпху прибыл на драконе великий царь Дзамбала и сказал: «Ты должен пойти в мой дворец».

Это было для Карма Пакши знаком того, что необходимо отправляться в страну монголов.

До этого, во время своего пребывания в Докхаме, Карма Пакши встретился в местности Ронгпо с царевичем Гопелой (Хубилаем)(2) , отправлявшимся на войну. Тогда же он узрел Бодхисаттву Норсанга, Нагарджуну и многих других. Он услышал о знаках осуществления и чудесных подвигах Гопелы и людей из его окружения – о великих сиддхах недавнего времени.

Но, получив от Хубилая письмо с приглашением, Карма Пакши сомневался, ехать ли ему. И тогда Будда Нагараджа (Владыка, Повелевающий нагами) и Дакини Тантрамантра (Тайная Мантра) сказали ему: «Отправляйся, потому что это будет полезно для существ».

Дав обещание прийти туда, Карма Пакши пустился в путь.

Карма Пакши не сразу прибыл в Китай. По дороге он восстанавливал обветшавшие местные монастыри и принес огромную пользу Учению Будды и существам. Невозможно представить всех, кто спонтанно собирался на его пути и совершал подношения. Когда Карма Пакши прибыл к царевичу Хубилаю, он и все его подданные одарили Карма Пакши почестями, которые трудно даже вообразить. Он устранил противников своим йогическим взором и усмирил иноверцев.

Однажды Карма Пакши узрел одиннадцатиликого тысячерукого Манджушри. Манджушри сказал: «В будущем ты будешь учить в Китае, у тангутов и в других местах – вплоть до океана».

Карма Пакши уже долгое время жил у царевича, ему перестали делать подношения, и возникло множество препятствий и страстей. Бодхисаттва Ченрезиг его увещевал. Снова и снова возникали предсказания лам, Йидамов и Дакинь о необходимости отправиться в северный дворец. Поэтому Карма Пакши не внял настойчивым просьбам царевича остаться.

Карма Пакши понял, что за это время в другой стране на свет появились его будущие ученики – включая того самого махасиддха, который в одной из прежних жизней был царем в царстве тангутов, и хорошо почитал божеств – и что пришло время их обучать. Осознав это, он отправился в тангутский Гар. Там Карма Пакши медитировал и давал наставления всем ученикам. По просьбе Дзамбалы, Махакалы и Махакали Карма Пакши воздвиг несколько храмов и учредил много общин. Также ему являлся Вайрочана.

За время своего пребывания в Лян Чжоу (ставке хана Мункэ), в земле монголов, Карма Пакши сделал много полезного для существ. Он посадил драгоценное дерево Бодхи и сказал, что вернется вновь, когда ствол этого дерева станет большим. После этого он призвал местного Защитника Ньянчентхан Лха и двенадцать горных Защитниц-тенма и отправился в Ньюгчиг.

Царь Монголгэн (Мункэ)(3) прослышал о славе ринпоче и многократно отправлял к нему послов. После того как произошли многие чудесные знамения – явились Дакини Сангва Йеше, Нам Лха, Белый Старец, – Карма Пакши вновь отправился в страну монголов. Он проявил многие сиддхи для того, чтобы посланники увидели творимые им чудеса.

После того как Карма Пакши прибыл в столицу, называемую Онге, ему открылись многочисленные связи из прошлого, будущего и настоящего. «Раньше, в одном из прежних воплощений, я явился в виде слона. Обратил в веру могущественного царя вместе с его окружением, – ныне он живет как великий царь Монголгэн. Его жена, сыновья, придворные и слуги также родились вновь, в новой жизни став его родственниками и чиновниками. Если сейчас я не позабочусь о них, то из-за прошлых языческих привычек они обратятся к шаманизму. Поскольку есть опасность, что все царства станут неверными, пришло время учить этих людей. И это будет сделано ради одного благородного ученика Пал Дюсума Кхьенпы, а именно – царя. Ведь если обратить в веру одного имеющего власть человека, вместе с ним будут обращены и бесчисленные существа. Это не займет много времени», – подумал Карма Пакши.

Решив поступить таким образом, он отправился передавать Учение.

В год Дракона (1256 г., Огня-Дракона) Карма Пакши прибыл в страну Хур (к монголам), туда, где собрались все роды Дхарма-царя. Там возникали чудеса и препятствия, появлялись наги, Мара и Рахула. Он усмирил их, медитируя на десять гневных божеств, благословил йогическим взглядом Ченрезига, и продемонстрировал бесчисленные волшебства. Проникшись увиденным, царь и все его подданные отказались от небуддийских воззрений и приняли Учение.

В ту зиму не было снега и ветра. Карма Пакши призвал господина и всех его подданных поститься три раза в месяц. Пробудил в них устремления к бодхичитте. Дал вводные наставления для посвящения. Благодаря этому у царя возникли благие переживания, и он увенчал Карма Пакши царским украшением, – короной, которая получила название «прославленная звезда».

Карма Пакши установил правила: в течение четырех благих дней в каждом месяце нельзя никого бить, убивать и есть мясо. Он повелел, чтобы во время обрядов никому не причинялся вред и чтобы каждый придерживался своих воззрений.

Карма Пакши в дар поднесли бесчисленные богатства и сокровища, включая золотую печать и тысячу мер серебра. Он распределил их между всеми ламами, нуждающимися в подношениях. Кроме того, три раза в его честь из тюрем были освобождены заключенные.

В Каракоруме (столице Монгольской империи в 1220–1260 гг.) Карма Пакши основал великий храм Дзамбулинг, не имеющий себе равного на земле. Он призвал восстановить три тысячи храмов и многочисленные ступы в стране тангутов и во всех других государствах.

Когда Карма Пакши находился в Согпо Юл, ему во сне явился Будда Шакьямуни, с телом размером в десять саженей, и сказал: «Возведи в Тибете статую, подобную этому телу. Тогда препятствия уйдут и в царствах настанет благополучие».

После этого видения Карма Пакши поручил соорудить в Цурпху храм со статуями Будды и трех Бодхисаттв (статуя Будды Шакьямуни высотой 18 м. была отлита из латуни и получила название «Великий мудрец, украшение мира»).

Карма Пакши обратил в буддизм царя, благодаря чему триста шестьдесят народов стали его учениками. Всей Джамбудвипе (обитаемой людьми земле) принес он Дхарму и благо.

После того как тот царь отправился на небо (в 1259 г.), настали темные времена. Среди братьев царского рода разгорелся спор из-за наследования престола. Карма Пакши увидел во сне предзнаменование того, что, несмотря на серьезные трудности, плохого не случится. И хотя Гопела прислал приглашение, Карма Пакши принял решение не возвращаться в его земли. Карма Пакши послал подарки родственникам царевича Монкагана, но царевич причинил много вреда Ринпоче. Его жгли в огне, топили, бросали в воду, метали в него оружие, поили ядом, вбивали в голову железные гвозди. Его, под охраной трех рядов стражников, на неделю оставляли без еды и подвергали многим другим видам устрашения.

В действительности же в это время явилась Ваджраварахи (Дакиня Алмазная Свинья). Воспринимая все явления через четыре тела Будды, Карма Пакши развил равный вкус к явлениям и совершенную силу. Ничто не могло причинить ему ни малейшего вреда. Карма Пакши вдохновляли Дакини, пришедшие из двадцати четырех разных областей.

Наконец, с северо-востока появилось 44-тысячное воинство Палден Лхамо. Поднялся сильный ветер, на землю упали град и молнии, вспыхнула эпидемия, и некоторые из палачей Карма Пакши погибли. У царя и его окружения возникали бесчисленные иллюзии и видения, проявилось много суровых Защитников. Через неделю царь и все советники раскаялись и попросили о прощении.

Карма Пакши стал медитировать на Будду Врачевания; он распространил лучи света, и дурные знаки исчезли, а эпидемия прекратилась. Тогда царь и его свита прониклись верой и поставили его ноги на свои головы (поклонились ему), осыпав Карма Пакши великими почестями и подношениями.

Карма Пакши сказал, что ему нужно отправляться в земли Будды Врачевания, и попросил отпустить его в Тибет, в соответствии с предсказанием, которое оставил Дюсум Кхьенпа. Царь дал на это свое разрешение.

Когда Карма Пакши проезжал через Чумакхар и Кун, собрались люди со всей округи и попросили его основать в этом месте монастырь. Но он не смог этого сделать, поскольку ему препятствовали китайские божества и демоны. Карма Пакши победил их, излучив великолепную эманацию Защитника Хаягривы. Тогда все боги, демоны и люди подчинились ему.

После этого Карма Пакши не торопясь направился в Тибет. Когда он пришел в монастырь Цурпху, его благословили все ламы и Йидамы традиции Кагью, попросив при этом: «Отныне никуда не уходи».

Он поселился там, и количество его учеников-сыновей множилось без конца.

В то время в Тибет прибыл покровитель мира, благородный наставник императора (Пхагпа-лама, учитель школы Сакья) из Дзагона. Он заехал также в Цурпху и пожелал встретиться с Карма Пакши. Он сказал: «Когда я был наставником царя и увидел в тебе Бодхисаттву, я не смог сдержать восклицания».

Они беседовали о разных вещах.

Когда в Цурпху проводилось освящение построенных храмов со святынями, явился Защитник Махакала со свитой: «Когда в будущем ты вновь по своему желанию примешь рождение и будешь трудиться на благо учеников, я буду сохранять Дхарму и осуществлю все твои начинания».

В год Лошади (1282 г., Воды-Лошади) Йидам Гьялва Гьямцо (4) со свитой благословил своим посещением Цурпху – тогда был основан храм Тхугджеченпо (Храм Великого сочувствия). Кроме того, были возведены дома для общины Манигьюн и для бедных.

В год Лошади, постигнув знаки нирваны, Карма Пакши поведал предсказание о своем будущем рождении в человеческом облике в месте рядом с Ганжурмо и о чудесах своего освобождения. В первый месяц года Овцы (1283 г., Воды-Овцы) он слегка заболел. А в третьем месяце того же года в течение двадцати одного дня не прекращались землетрясения.

Карма Пакши сказал: «Так же, как солнце, зайдя вечером, утром восходит, появится мудрый йогин Рангджунг Дордже, мое воплощение в теле, подобном телам учеников» (будущее воплощение в качестве Третьего Кармапы Рангджунга Дордже).

Карма Пакши ушел в Девачен третьего числа девятого месяца. Уход его сопровождался чудесными знаками. На девятый день его останки очистили огнем и устроили погребальный пир. В течение двух дней шел чудесный дождь из цветов, проявлялись радуги и свет. В его прахе были найдены статуи Будды, шарира (5) и другие бесчисленные святыни.

Личными учениками досточтимого Карма Пакши являлись: великий йогин Оргьенпа, Джангсем Гьялйе, Лама Оргьен Ринпоче, Лама Ньенре, Ринпоче Ненангпа, Лама Намцова и многие другие. В двух прошлых жизнях они получили передачу Дхармы, повествующей о драгоценном Просветлении и достижении стабильной концентрации.

Когда махасиддха ушел, Цурпху возглавил Оргьен Ринпоче. После него в течение короткого времени монастырем руководил Ньенре, а затем – Лама Ненангпа. Ламы Орьген и Ненагпа были племянниками Кармы Пакши.


Примечания
  1. Гецул – принятие 36 обетов, первая ступень монашества. Затем принимаются полные обеты гелонг, всего 253. Карма Пакши принял обеты в возрасте 22 лет.
  2. Гопела - Хубилай (1215-1294), монгольский хан, внук Чингисхана, основатель династии Юань. Карма Пакши принял приглашение от Хубилая в 1251 г. и прибыл к ханскому двору спустя три года.
  3. Мункэ (1208-1259), четвертый великий хан (каган) Монгольской империи (правил в 1251-1259 гг.), внук Чингисхана и брат Хубилая.
  4. Гьялва Гьямцо – Всемогущий Океан, эманация Бодхисаттвы Авалокитешвары. Это один из основных Йидамов школы Карма Кагью, его воплощением считается Кармапа.
  5. Шарира – реликвии в форме шариков, остающиеся в прахе после кремации буддийских учителей.

Перевод Анны Шиманской под редакцией Алексея Васильева

Этот текст был опубликован в 30 номере журнала «Буддизм.ru»