Десятый Кармапа Чёйинг Дордже

Элизабет Хадерер

Данная статья — рассказ о десятом воплощении Гьялвы Кармапы, основанный на тщательном изучении нескольких исторических источников, некоторые из них цитируются прямо в тексте. Это вдохновляющая история об учителе, который с детских лет проявлял совершенные сочувствие и мудрость.

«Десятый Кармапа обладал настолько сильным сочувствием, что не испытывал ни малейшей злости даже по отношению к тем, кто хотел ему навредить. На неприязнь он всегда отвечал добротой. Нищим, собакам и животным, которые попадались ему на пути, он всегда давал что-нибудь поесть и оберегал их. Он делал для них все, что мог.

Кармапа переживал все явления как иллюзию, не привязываясь к вещам. Он не проявлял гордости, когда был известен и влиятелен, и не расстраивался, когда обстоятельства вынуждали его жить в нищете. Он покоился в устойчивой невозмутимости и при этом всегда был добродушен. Никогда не причинял никому зла и был убежденным вегетарианцем.

За свою жизнь он создал огромное количество тханок и статуй, построил множество храмов — и все это благодаря непоколебимому усердию. Неизмеримую заслугу, накопленную в результате своей огромной щедрости и в этой жизни, и в предыдущих, он посвящал благополучию всех живых существ.

Все подарки, которые Кармапа получал от людей, политиков и королей, он передаривал бедным и нуждающимся. Он держался подальше от политических лидеров, которые несли людям зло» (1) - (примечание см. в конце текста).

Тибетский ученый Бе Лоцава Цеванг Кункьяб (Бэло) писал о Десятом Кармапе (2) так (из новой книги Шамара Ринпоче «Золотой лебедь в бурных водах: жизнь и времена Десятого Кармапы Чёйинга Дордже»):

Десятый Кармапа Чёйинг Дордже — один из самых талантливых художников и самых необычайных людей в истории Тибета. Он родился в то время, когда в Тибете началась «религиозная война» между последователями школы Гелуг под началом Пятого Далай-ламы Нгаванга Лобсанга Гьямцо (1617–1682) и последователями школы Карма Кагью.

Маричи. Женский Будда-аспект, Миларепа

Древо Прибежища традиции Карма Кагью, Будда Шакьямуни

Чёйинг Дордже пережил не только падение власти провинции Цанг в Центральном Тибете, которая до этого поддерживала Кармап и школу Карма Кагью, но и разрушение всех монастырей этой школы и палаточных лагерей Кармапы (3).

Ему угрожала смерть, однако вместе со своим верным спутником Кюнту Зангпо (также его называют Цанг Кхечен, 1610–1684) Кармапе удалось укрыться в граничащем с Кхамом китайском королевстве Лиджанг, в юго-западной провинции Юньнань.

Там он прожил 26 лет. Он носил обычную одежду, у него была жена и даже сын. По некоторым данным, сын был признан Кармапой как перерождение Пятого Гьялцаба Ринпоче Драгпы Чёянга (1618–1658). На этот период изгнания пришлась также и самая продуктивная фаза художественной деятельности Кармапы.

Изучив коллекции его произведений по биографиям и автобиографиям, можно сделать вывод, что в течение одной жизни он создал сотни рисунков и скульптур. Однако до нас дошла только одна работа, которую можно однозначно отнести к его авторству: это комплект тханок, состоящий из семи полотен, на которых изображены Будда Шакьямуни и шестнадцать архатов. Все остальные произведения искусства, которые связывают с именем Кармапы, — это либо работы, выполненные в его особенном стиле, или более поздние копии. В случае некоторых произведений, например изображений Марпы и Миларепы, ввиду отсутствия подписей однозначно установить авторство мы не можем.

Жизнь Десятого Кармапы Чёйинга Дордже (1604–1674)

Десятый Кармапа родился в 1604 г. в местности Голок в Восточном Тибете. Во время беременности его будущей матери часто снились благоприятные сны. Увидев однажды во сне Гуру Ринпоче (санскр. Падмасамбхава, (4), она назвала ребенка Огьен Кхьяб, что созвучно с названием Чистой страны Гуру Ринпоче — Огьен (также Ургьен, или Оргьен).

Забота о животных

Десятый Кармапа славился своим сочувствием по отношению к животным. Всю свою жизнь он был убежденным вегетарианцем, призывал других не есть мяса и не убивать животных. Особенно он любил птиц. В его биографиях описываются две истории, которые наиболее ярко отражают его отношение к животным. Однажды юный Кармапа увидел, как пастухи стригут овец. Он громко закричал:

«Не причиняйте животному страдания!» — желая, чтобы пастухи остановились.

Они не обратили на него внимания, и тогда сквозь слезы он сказал им:

«Того, кто очень хорошо относится к животным, можно назвать благородным человеком и настоящим другом существ. < … > Они [животные] глубоко трогают меня, и я люблю их».

Другая история повествует, как однажды Кармапа нашел вблизи реки большой камень, поднял его и бросил на землю. Когда камень раскололся, из него выползло множество зеленых червячков. Мальчик закричал:

«Это живые существа из миров паранойи! Ом Мани Пеме Хунг!»

Потом какое-то время он спокойно сидел, будто находясь в медитации. На самом деле Кармапа в это время давал этим червям Освобождение, и они умерли в ту же секунду.

Юность и образование

Детство и часть юности Кармапа провел со своей семьей под присмотром влиятельного и жадного тибетского князя по имени Чагмо Лама. Он забирал себе все подношения и подарки, которые дарили Десятому Кармапе его ученики и монахи. В 1611 г. Кармапа в возрасте 7 лет был официально узнан и возведен на трон Шестым Шамарпой Чёкьи Вангчугом.

Большую часть юности Чёйинг Дордже провел в местечке Панам, что в Центральном Тибете, — вблизи от Шигаце, столицы провинции Цанг. Там он учился у Паво Ринпоче. Невзирая на просьбу Шестого Шамарпы, который мог дать Кармапе соответствующее образование, князь Чагмо отказался отпустить молодого ламу. Так учителем Кармапы стал Третий Паво Ринпоче Цуглаг Гьямцо.

В возрасте двенадцати лет Кармапа впервые посетил монастырь Цурпху, главную резиденцию Кармап в Центральном Тибете. Тогда же его первый раз пригласил ко двору король Цанга, благодаря чему мальчик смог получить представление о политическом управлении того времени.

В 1619 г. Кармапа вместе с Паво Ринпоче отправился в паломничество в Лходраг, расположенный в Восточном Тибете. Среди прочих мест они посетили двор Марпы Лоцавы (1012–1097), где тот впервые встретился со своим главным учеником — Миларепой.

Десятый Кармапа и его учитель, Шестой Шамарпа

Когда Паво Ринпоче наконец удалось вызволить Кармапу из-под контроля Чагмо Ламы, тот смог продолжить обучение у своего главного учителя — Шамарпы. В 1629 г. Кармапа и Шамар Ринпоче отправились в паломничество к Кайласу, священной горе Тибета. В это время он получил от Ринпоче передачу учений Карма Кагью.

В 1630 г., за год до смерти Шестого Шамарпы, Десятый Кармапа проводил очень много времени со своим наставником. Он с любовью ухаживал за ним во время последней болезни и получил важные поучения и инструкции. Тогда Шестой Шамар Ринпоче сказал, что Шамарпа и Кармапа осуществляют активность Бодхисаттв совместно и всегда поддерживают друг друга. Незадолго до смерти Шамара Кармапа попросил учителя рассказать подробности, которые помогут найти его следующее перерождение, и Шамарпа передал ему их.

Война в Тибете

< … > Он [Гуру Ринпоче] предсказал, что Тибет потерпит раскол: иноземные солдаты набросятся на монастыри. Он также предсказал, что линия передачи Дхармы будет прервана — и это происходит уже сейчас. Однажды он поведал, какое будущее ждет четыре школы Кагью, когда к власти придут Пятый Далай-лама и школа Гелуг: линия Карма Кагью будет смята, как подушка; линия Таглунг Кагью, напротив, сохранится; «Рог Дрикунг Кагью» (5) будет сломан, а Другпа Кагью найдет свое собственное будущее. В любом случае вследствие коллективной кармы в Тибете неизбежно наступят страшные времена.

Из книги Шамара Ринпоче «Золотой лебедь в бурных водах».

В 1683 г., когда Кармапе было 36 лет, Пятый Далай-лама и его регент Сонам Чёпел (1595–1658; правил в 1642–1658) пригласили в Тибет монгольское войско под командованием хана Гушри. С их помощью правительство Цанга должно было быть свергнуто, чтобы в Тибете воцарилось господство школы Гелуг. Уже через год в стране вспыхнула война, которая длилась с 1639 по 1642 г. В 1642 г. правительство Цанга было низложено после кровавой битвы за Шигаце, в которой тысячи были убиты и ранены.

В результате этого Пятый Далай-лама и его регент захватили в Тибете политическую власть. Поскольку короли Цанга были защитниками Кармап и школы Карма Кагью, волна разрушений прокатилась по всем монастырям Кагью: их либо сравняли с землей, либо принудительно преобразовали в монастыри школы Гелуг. Тогда и сбылось предсказание Гуру Ринпоче о том, что школу Карма Кагью «сомнут как подушку».

Побег в Китай

Десятый Кармапа отказался поклясться, что не станет ничего предпринимать против школы Гелуг, и его решили убить; регент Далай-ламы отдал своим солдатам соответствующий приказ. Жизнь Кармапы и его спутника Кюнту Зангпо висела на волоске.

Двенадцать дней они без еды продвигались до Кхенпа Джонга (сегодняшнего Бутана), позже добрались до Тсари в Южном Тибете и в конце концов укрылись у правителей китайского королевства Лиджанг в провинции Юньнань (6).

В Лиджанге Кармапа смог в первый раз по-настоящему развернуть свою деятельность. Он основал, а точнее, восстановил четыре храма и ряд мест для медитации, посвятил в монашество тысячу женщин и мужчин из местной народности наси (7) (так их называют письменные источники) и постоянно давал поучения и посвящения.

В это же время он развивал свой неповторимый, индивидуальный стиль в изобразительном искусстве.

Позднее Десятый Кармапа тайно покинул Тибет и, переодевшись нищим, отправился через восточные провинции Кхам и Амдо искать перерождения своих прошлых учителей: Седьмого Шамарпы Йеше Ньингпо (1631–1694), Шестого Ситупы Мипама Чёпела Рабтена (Мипам Тринле Рабтен) (1658–1682) и Пятого Паво Ринпоче Цуглага Тринле Гьямцо (1649/50–1699) (8). Шестого Гьялцабпу Норбу Зангпо (1659–1698) он узнал в одной семье из Лиджанга. Некоторые источники утверждают, что тот был сыном Десятого Кармапы.

Так Чёйинг Дордже обеспечил продолжение традиции Карма Кагью.

Возвращение в Тибет. Традиция Кагью

«Десятый Кармапа бесспорно является главой < … > Карма Кагью. < … > Но он носит длинные волосы и монгольские одежды [одежды мирянина]. Он путешествует вместе с йомо [попутчицей], сыном, в сопровождении учеников, среди которых есть и женщины (9), и мужчины».

Из автобиографии Пятого Далай-ламы.

Приняв от Пятого Далай-ламы и тибетского правительства приглашение в Лхасу, Десятый Кармапа в 1672–1673 гг., за два года до своей смерти, вернулся в Тибет. После долгих переговоров и дискуссий с Далай-ламой он наконец получил разрешение поселиться в Цурпху. Правительство Далай-ламы издало указ о том, что все конфискованные у Карма Кагью монастыри с их имуществом должны быть возвращены.

Смерть Кармапы

Незадолго до приезда в Цурпху Кармапа во сне увидел, что скачет на белой лошади в северо-восточном направлении. После этого он сообщил ученикам, что жить ему осталось недолго. В 1674 г. здоровье Кармапы стало заметно ухудшаться. За пару дней до его смерти свет заполнил весь дом, и это могли видеть люди по всей округе.

3 апреля 1674 г. Десятый Кармапа покинул этот мир — согласно источникам, «очень спокойно, после утренней трапезы, состоявшей из чая и супа».


Примечания
  1. Большая часть цитаты о Кармапе Х и его жизнеописание заимствованы из книги Шамара Ринпоче «Золотой лебедь в бурных водах: жизнь и времена Десятого Кармапы Чёйинга Дордже», которая вышла свет в 2012 г. Отрывки в круглых скобках — это вырезанные фрагменты текста; в квадратных скобках содержатся необходимые уточнения, которые отсутствуют в оригинале.
  2. Биография Десятого Кармапы, которая была написана тибетским ученым Бе Лоцавой Цевангом Кункьябом в соавторстве с Восьмым Ситупой Чокьи Джунгне (1700–1774) примерно через 75 лет после смерти Кармапы и называлась «Гирлянда из всесущих исполняющих желания кристаллов». Сегодня она является одним из основных источников, описывающих жизнь Десятого Кармапы. — Прим. автора.
  3. Со времен Четвертого Кармапы Рёлпе Дордже (1340–1383) Кармапы путешествуют вместе с учениками огромным палаточным лагерем (тиб. гар) через весь Тибет, давая поучения и посвящения в разных точках пути.
  4. Считается, что Падмасамбхава в VIII веке основал тибетский, а точнее тантрический буддизм. Он играет важную роль в традиции Карма Кагью и еще бóльшую — в школе Ньингма, старейшей из тибетских буддийских традиций.
  5. Тибетский термин «дри» обозначает самку яка, поэтому здесь приведено сравнение с рогом.
  6. Правители Лиджанга со времен Третьего Кармапы Рангджунга Дордже финансово поддерживали Кармап и школу Карма Кагью. Они снова и снова приглашали в Лиджанг разных учителей этой школы.
  7. Народ, населяющий предгорья Гималаев. Проживают в северо-западной части провинции Юньнань и юго-западной части провинции Сычуань.
  8. Прямое перерождение его учителя Четвертого Паво Ринпоче. Он умер, когда ему было 16 лет.
  9. Шамар Ринпоче. «Золотой лебедь в бурных водах», с. 221: Кармапу презирали за то, что его сопровождали женщины. На тот момент в тибетском обществе женщины занимали более низкое положение, чем мужчины.
Литература
  1. Beer, Robert. Die Symbole des tibetischen Buddhismus. München: Diederichs, 2003.
  2. Shamar Rinpoche. A Golden Swan in Turbulent Waters. Lexington/VA: Bird of Paradise Press, 2012.
  3. Debreczeny, Karl. The Black Hat Eccentric: Artistic Visions of the Tenth Karmapa. New York: Rubin Museum of Art & Seattle: University of Washington Press, 2012.
  4. Situ Panchen and the Revival of the Encampment Style / edited by David Jackson. New York: Rubin Museum of Art, 2009. Pp. 223–251.
  5. Henrik, Havlat (Übers.). Milarepas gesammelte Vajra-Lieder. Band 1+2. Berlin: Theseus Verlag, 1996.

Перевод с немецкого: Екатерина Курданова

Этот текст был опубликован в 25 номере журнала «Буддизм.ru»