Следование пути в одиночку

Если кто-то хочет продвигаться по пути, не поддерживая особой связи с другими буддистами, то для этого потребуется большая зрелость и способность правильно оценивать собственное развитие. И хотя многие охотно бы этим занялись, вряд ли возможно хорошо развиваться лишь с помощью книг и на основе прозрений прошлых наркотических опытов.

Эксперименты со средствами расширения сознания в корне отличаются от медитации: они делают ум рассеянным и расходуют его хорошие впечатления и возможности, для накопления которых наверняка потребовалось много жизней. Медитация, напротив, концентрирует ум и способствует узнаванию присущих ему бестрашия, радости и дальновидной любви. И по идее должно быть нетрудно выбрать из этих двух путь непреходящего смысла. Будда не моралист, нет у него и других странных черт, а цель его поучений убедительна. Он хочет сделать существ самостоятельными и дать им доступ к многочисленным возможностям жизни.

Ведь и более простым вещам мы учимся у других! Познание природы ума намного сложнее изучения чего-то внешнего, и на этом пути нас всегда подстерегают враги, часто гордость и зависть, которые могут сыграть с нами злую шутку. Если вы все же захотите попытаться и пойдете, опираясь только на собственную силу, пожалуйста, не забывайте следующую схему. Единственная цель Учения Будды – узнать ум как вневременное нагое осознавание.

Путь к этому охватывает три применимых в жизни уровня. В поведении следует избегать слов и дел, которые приносят страдание. Это устраняет причины страданий в будущем и остается надежной основой. В настрое следует уравновешенно развивать сочувствие и освобождающую мудрость. Здесь необходимо глубокое желание счастья существам и дар ясно различать обусловленные и составные факторы в каждом событии, что дает свободу от личностного восприятия. На тайном и окончательном уровне видения следует вести себя как Будда, пока не станешь Буддой.

Первые две ступени при условии углубляющегося жизненного опыта и использования правильных книг доступны и без Учителя, хотя и требуют много времени. Но к третьей этот подход неприменим: без Учителя нельзя понять Алмазный путь и невозможно ему следовать. При отсутствии взаимообмена с Ламой или с представляющими его круг силы центром и учителями средства оказываются «беззубыми» и человек в значительной степени зависит от самомнения, сентиментальности и поверхностности, которых сам не замечает и не может ничем компенсировать. Так очень легко стать одиноким и бесполезным в повседневной жизни, вместо того чтобы обрести способность помогать другим.

Это не преувеличение опасности желания идти в одиночку. Нет сомнения, что никогда раньше столь многие одаренные, самостоятельные и идеалистичные люди не имели такого полного доступа к многообразию буддийской информации, как сегодня. Один только Интернет содержит богатейшее предложение различных буддийских школ и направлений, но даже подлинные буддийские источники пользуются различными терминами для похожих вещей и одними и теми же для разных, что само по себе порождает много запутанности.

Кроме того, нет защиты от многочисленных мутно написанных или плохо переведенных книг. В результате люди не различают между собой разные пути. Здесь только опытный учитель и его группы ясно покажут, что есть что, и помогут сэкономить наше драгоценное время. Если же мы наконец выбрались на широкую автостраду к Просветлению, то еще остается скрытая опасность двух заблуждений, которые нелегко распознать. Тем не менее их нужно учитывать всем, кто идет по буддийскому пути.

Во-первых, есть заманчивые съезды с дороги: всевозможные «ментальные науки». Разумеется, полезно применять в жизни такие приобретенные на пути способности, как целительство, ясновидение, астрология и тому подобное, однако при этом не следует забывать об окончательной цели – Просветлении для блага всех. В противном случае мы потратим впустую драгоценную возможность, которую, что не исключено, не сможем встретить потом в течение бесчисленных жизней.

Нет сомнения, что никогда раньше столь многие одаренные, самостоятельные и идеалистичные люди не имели такого полного доступа к многообразию буддийской информации, как сегодня.

Досадной помехой могут стать и столь желанные «опыты», всевозможные «переживания». Они непредсказуемы и изменчивы, и с каждым разом это приносит все больше разочарования. Если принять их за вехи развития и попытаться захватить с собой, то у нас могут отрасти руки, как у гориллы, и мы останемся топтаться на месте со всеми своими сверхъестественными историями. Цель не будет достигнута. Мы так и не приблизимся к свободному от усилий состоянию, в котором спонтанно раскрываются все просветленные качества ума. Разумнее доверять пространству в моменте «здесь и сейчас», а не стремиться вновь пережить какой-либо опыт, что-то доказывать или подкреплять. Из любви и радости пространства все необходимое проявится в нужное время, и, просто двигаясь дальше с таким настроем, мы будем поражаться тому, насколько все безгранично.

Из книги Ламы Оле Нидала «Каким все является: психология свободы – опыт буддизма»