Hannah Nydahl

Ханна Нидал

Ханна Нидал была датчанкой, практикующей буддисткой и учителем, посвятившим свою жизнь распространению тибетского буддизма по всему миру. Ее очень уважали в буддийском сообществе за работу, преданность и достижения. Датская газета назвала ее «Матерью буддизма». Департамент изучения религии университета Аархус сообщил:

«Самое продолжительное влияние на практику буддизма в Дании оказали Оле и Ханна Нидал, совершившие путешествие по духовному Востоку во время своего медового месяца в Непале в 1968 году».

Ханна Нидал родилась в семье датских ученых сразу же после войны. Она была младшей из четырех детей. «У меня было много вопросов, — сказала она о своем детстве в интервью. — Меня интересовало существование многих вещей. Христианство определенно не давало мне тех ответов, которые я искала».

Будучи ребенком шестидесятых годов, Ханна изучала французский и датский языки в копенгагенском университете, где она встретила дикого, но обаятельного Оле Нидала. «Ее немного беспокоили мой брат и я, потому что мы были довольно грубыми, по-датски грубыми», — вспоминает Лама Оле. Тем не менее их сильная связь была очевидной с первого момента.

Сильное желание обнаружить и пережить свободную природу ума вкупе с идеализмом привело их на путь хиппи. В 1968 году они отправились по суше в Непал и там встретили известного и сильного бутанского ламу Лопёна Цечу Ринпоче. Он стал их учителем и оставался с ними до самой своей смерти в 2003 году.

Именно благодаря ему они встретились с человеком, который впоследствии изменил их жизнь, — с Его Святейшеством Гьялвой Кармапой XVI, главой медитационной линии Карма Кагью тибетского буддизма, также известного как «Король йогинов Тибета». Они отбросили все другие психоделические методы и сфокусировались исключительно на буддийском пути. Джигме Ринпоче, секретарь Кармапы XVI, вспоминает:

«Когда Кармапа вернулся в Румтек, он сказал, что есть одна совершенно особая пара, которая приедет сюда из Дании. Нам всем было интересно, что это за люди и когда они приедут».

Ханна и Оле поехали в Румтек в Сиккиме и остались там на три года, чтобы жить и практиковать с Кармапой. Они также провели несколько месяцев в Сонаде, в Дарджилинге, где практиковали под руководством Калу Ринпоче.

После того как они провели несколько лет в Гималаях, Кармапа позвал их к себе. Он дал им задание вернуться домой, чтобы учить медитации и буддизму всех, кому это интересно.

«Кармапа сказал: „Я хочу, чтобы вы сделали это, я хочу, чтобы вы поговорили с друзьями и положили начало буддизму на Западе”», — вспоминает Лама Оле.

Первые несколько лет после возвращения в Европу были настоящим испытанием. Ханна и Оле по ночам делали уборку в школах, а днем писали книги и учили буддизму. Именно в то время они написали свою первую книгу «Учение о природе ума». Они начали путешествовать по Северной Европе. Оле основывал центры от имени Школы Карма Кагью и давал поучения, а Ханна переводила тексты буддийских практик под руководством лам. Впервые эти практики стали доступны всем.

В течение двенадцати лет Ханна и Оле сохраняли с Кармапой очень тесную связь, вплоть до его смерти в 1981 году. Когда он приехал в Европу, они организовали его турне, где Ханна выступала в роли переводчика. Она стала сопровождать лам в Европе и на Дальнем Востоке, переводила и знакомила их с этим новым миром. В течение долгого времени большинство из них были изолированы в Гималаях, никогда не бывали на Западе и не имели с ним никакой связи.

Ханна также начала переводить высоких тибетских лам, включая Шамара Ринпоче, Ситу Ринпоче, Гьялцаба Ринпоче, Калу Ринпоче, Тенга Ринпоче, Аянга Тулку и многих других. Вскоре она стала известна благодаря своему уникальному пониманию и опыту в Дхарме, а также способности выражать это и воплощать в жизнь.

Работа Ханны и Оле не ограничивалась Западной Европой. Кармапа поручил им основать центры на всей территории от Польши до Владивостока — непростое задание в разгар холодной войны. Помимо этого, они также начали путешествовать по всему миру, основывая центры и давая поучения везде, где только было возможно. Ханне и Оле удалось перенести буддизм в разные общества, сохраняя суть глубоких древних поучений, но объясняя их через призму современного западного опыта способом, который остается уникальным и по сей день.

Кризис линии Кагью заставил Ханну и Оле столкнуться с влиянием, которое китайский коммунизм и тибетская политика оказывали на лам и их поиск нового Кармапы.

«Мы чувствовали большую ответственность за сохранение доверия к самой Дхарме», — вспоминает Ханна.

В то время она начала очень тесно работать с Шамаром Ринпоче, поддерживая его в преодолении трудностей.

Она также начала работать в Международном буддийском институте Кармапы (КИБИ), в Дели занимаясь переводами и организацией. Когда ее попросили учить, она решила остаться переводчиком. В то время она сильно сблизилась с молодым Кармапой XVII.

«Она была чудесным человеком. У нее было великое усердие и великое понимание. Благодаря своему опыту она все решала, исправляла и восстанавливала самым мирным способом», — вспоминает Кармапа.

В 2006 году у Ханны диагностировали рак легких в конечной стадии. Ей оставалось жить три месяца. Для всех это было невероятным шоком.

«Но у самой Ханны не было никакого страха, — вспоминает Лама Оле, — она просто узнала, что уходит».

Все путешествия прекратились, и они с Оле вернулись в Копенгаген, чтобы провести последние ее дни вместе в центре, основанном ими в 1974 году. «В то время было очень трогательно видеть их вместе — вспоминает близкий друг Экарт. — Ханна держала голову Оле и убаюкивала его. Можно было видеть, какими глубокими могут стать отношения, если есть внеличностная задача, которая вас объединяет».

Спустя почти три месяца после постановки диагноза Ханна ушла в медитации, ее муж и друзья были рядом с ней. Ее наследие продолжает жить в людях, сердца которых она тронула, и в центрах, которые они с Оле основали за более чем 35 лет совместной работы.

«Я очень благодарен им обоим и, конечно же, Ханне в особенности, — говорит Кармапа. —  Сейчас существуют тысячи и тысячи практикующих. Они объединили эти семьи, тысячи семей, с драгоценной Дхармой. Они создали эту связь. Завязали узел. И я думаю, что это удивительно».

Этот фильм — дань памяти, уважения и восхищения этой безгранично сочувственной, активной и идеалистичной прекрасной женщине, сделавшей для развития буддизма на Западе необычайно много.