Возвращение Итигэлова

Янжима Васильева

Буддизм в Бурятии распространен с XVII века. Для всех буддистов России чрезвычайно важен феномен Хамбо Ламы Итигэлова, указывающий на подлинность передачи. Этот материал, включающий архивные сведения, любезно предоставили нашему журналу Институт Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и лично его директор Янжима Васильева.

В 1955 году, в соответствии с завещанием Пандито Хамбо Ламы ХII Даша Доржи Итигэлова, Пандито Хамбо Лама ХVII Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли саркофаг с его телом, а затем, убедившись в неизменности тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В исторических и современных источниках и архивных документах существует различное написание фамилии Пандито Хамбо Ламы XII — Этигэлэй, Этигэлов, Итэгилов и др. Традиционной Буддийской Сангхой России принято в настоящее время написание фамилии как «Итигэлов» в соответствии с его факсимильной подписью.

Позднее, в 1973 году, Пандито Хамбо Лама XIX Жамбал Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело Пандито Хамбо Лама ХII Даша Доржи Итигэлова и, убедившись в его сохранности, вернули в бумхан.

7 сентября 2002 года 88-летний Амгалан Дабаевич Дабаев (старожил села Гильбира Иволгинского райна, 1914 года рождения) указал Пандито Хамбо Ламе ХХIV Дамбе Аюшееву местонахождение Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн.

Через несколько дней, 10 сентября, Пандито Хамбо Лама ХХIV Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (экспертов-криминалистов) вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан. На следующий день Комиссией Республиканской судебно- медицинской экспертизы была проведена эксгумация. Ее результат приведены в этой публикации.

28 октября того же года верующие впервые имели возможность поклониться Пандито Хамбо Ламе XII Даши Доржо Итигэлову и получить его благословение. Руководство Буддийской традиционной Сангхи приняло решение об учреждении специальных дней поклонения Драгоценному телу Хамбо Итигэлова семь раз в год по великим буддийским праздникам

Одновременно с этим была сформирована инициативная группа лиц, занимающаяся сбором информации о жизни и деятельности Пандито Хамбо Ламы Итигэлова. Фактическое руководство этой группой в настоящее время осуществляет Пандито Хамбо Лама ХXIV Дамба Аюшеев.

Деятельность группы активно поддерживал старейший ученый Республики Бурятия Бимба Доржиевич Цыбиков (он являлся и официальным опознавателем тела Пандито Ламы Итигэлова). Несмотря на свой преклонный возраст (96 лет), Б.Д. Цыбиков сохранил ясность и логику ума и смог выполнить, может быть, свою самую главную миссию, засвидетельствовав: «Это Хамбо Лама Итигэлов собственной персоной». Б.Д. Цыбиков был единственным человеком, который до 1927 года встречался с Хамбо Ламой и слушал его проповеди.

Фактически началом создания нашего института — Института Пандито Хамбо Ламы XII Итигэлова — можно считать 24 апреля 2003 года, когда в Улан-Удэ был образован информационный центр «Вместе с Хамбо Итигэловым». Основной задачей центра стало информирование общественности и СМИ о жизни, деятельности и духовном наследии Хамбо Ламы Итигэлова.

В апреле 2003 года решением Сугунды Буддийской традиционной Сангхи России Драгоценное тело Пандито Хамбо Ламы ХII Итигэлова признано святыней бурятского народа. В этот период началась подготовка к изданию литературы, организован поиск необходимых сведений по этнической Бурятии. Только за один год совместно с бурятской телекомпанией было подготовлено восемь телепередач по этой теме на бурятском языке.

Уже в декабре было организовано некоммерческое учреждение «Институт Пандито Хамбо Ламы XII Итигэлова». Председателем Совета Института избран Лама Ганжурцырен Дашинимаевич Раднаев — ректор Буддийского института «Даши Чойхорлин». Эмблемой Института стал абрис великого Ламы в центре сакрального колеса времени.

В  январе 2003 года Буддийская Сангха приняла решение о строительстве Дворца Хамбо Ламы Итигэлова, чтобы Драгоценное тело могло постоянно находиться на территории Иволгинского дацана. Этот храм возводится по проекту «Деважин дугана» Янгажинского дацана, разрушенного в 1954 году, который был спроектирован и построен самим Хамбо Итигэловым в 1906 году. Священный сосуд (бумбэ) был заложен в основании Дворца Хамбо Ламы Итигэлова 26 июня 2003 года.

Инициативной группой по заданию Хамбо Ламы Аюшеева 24 мая 2003 года были произведены работы по извлечению Священного сосуда (бумбэ), заложенного Пандито Хамбо Ламой Итигэловым в 1922 году в местности Талын Обоо. Идентичный бумбэ был погружен в основании Дворца Хамбо Ламы Итигэлова.

Одним из важнейших событий, произошедших в конце 2004 года, следует считать совместный с Российским государственным гуманитарным университетом проект по биохимическому исследованию образцов волос, кожных покровов и ногтей Хамбо Ламы Итигэлова. Исследования провел известный ученый, специалист Российского центра судмедэкспертизы Минздрава России, доктор медицинских наук, заведующий отделом идентификации личности В.Н. Звягин.

Полученные результаты ошеломили эксперта: спектральный анализ не выявил в органических тканях тела ничего такого, что отличало бы их от тканей живого человека: тело Итигэлова (включая даже глаза) соответствует всем параметрам тела живого человека. Однако практически все эксперты сходятся на том, что состояние, в котором находится Итигэлов, не относится ни к одному из трех известных нам состояний после физической смерти.

Здесь следует отметить, что физическая смерть определяется неспособностью организма производить внешнюю работу, то есть расходовать и получать энергию.

Принято считать, что существуют три состояния тела после физической смерти. Первое — мумификация, когда тело совершенно обезвожено. Второе — состояние торфяного дубления, когда тело человека, попадая в болото, приобретает красный цвет и лишается жидкости. Третье состояние— жиро-воска. Ученые называют феномен Итигэлова «четвертое состояние смерти». Дело в том, что Итигэлов 75 лет находился на глубине 2,5 м в деревянном саркофаге, окруженном солью.

Если бы Итигэлов был в состоянии человека, умершего обычной физической смертью, то соль должна была бы разъесть все содержимое. Но когда Итигэлова подняли, кедровый короб (бумхан) и тело были в отличном состоянии. Причем патологоанатомы были уверены в том, что через три-четыре часа после подъема тело превратится в тлен. Ведь обычно резкие изменения внешних условий приводят именно к таким последствиям. Но с Итигэловым этого не произошло. Как тело человека, находившееся в соли 75 лет, сохранилось неизменным?

Сейчас Итигэлов в течение почти семи лет находится в Иволгинском дацане. Поза лотоса, в которой он 75 лет сидел в кедровом коробе, сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Хотя летом жара в Бурятии достигает сорока градусов и никаких холодильных установок нет, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению. Доступа света, искусственного освещения в помещении нет, — проникает лишь тусклый свет с первого этажа. При этом все, кто приходят сюда, говорят, что испытывают на себе мощный тепловой поток, исходящий от тела Итигэлова.

Более того, его лицо покрывается потом, то есть имеет место расход энергии. Как, каким образом поддерживается энергетический баланс, когда нет видимого доступа к свету, потоку солнечной энергии, когда нет никакого физического воздействия, нет ничего, что можно было бы считать энергоподпиткой?

Спектральный анализ волос, ногтей и кусочка кожи Хамбо Ламы Итигэлова никаких разрушительных изменений не выявил. Органический состав тканей Хамбо Ламы соответствует органическому составу тканей обычного человека. Внутренние органы целы. Согласно двум актам судмедэкспертизы, никаких следов бальзамирования на теле Ламы не выявлено. Не похоже это и на процессы мумификации или дубления.

Состояние летаргического сна ученые также исключают. «Ни одного официально зарегистрированного факта подобного рода в мире больше нет. Часто можно услышать, что, дескать, в Тибете чуть ли не каждый второй впадает в подобное состояние и находится в нем тысячи лет. Однако ученые до сих пор ни одного подобного случая не знают.

Те ламы, которых можно увидеть в Тибете и Юго-Восточной Азии, не только не напоминают живых, но даже покрыты лаком и позолотой. В Улан-Удэ мы столкнулись с исключительным случаем», — заявила исследовательская группа на пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс».

Результаты исследований были обнародованы 1 декабря 2004 года через агентство «Интерфакс» профессором Г.Г. Ершовой, а также 21 декабря 2004 года в РИА «Новости» профессором В.Н. Звягиным, директором Института Итигэлова Я.Д. Васильевой и представителем Института Итигэлова в Москве Артуром Мункуевым.

На пресс-конференции часть слайдов презентации, представленной Институтом, в частности, портрет I Хамбо Ламы Заяева и фотография XII Хамбо Ламы Итигэлова, снятая в 2004 году, фото- и видеоаппаратура не смогли зафиксировать. По просьбе президента Ассоциации иностранных журналистов, аккредитованных при МИД России, Адиб Аль-Саеда, была проведена проверка всей презентации Института; результат был прежний. Это вызвало ажиотаж среди журналистов.

В марте 2005 года в Российском государственном гуманитарном университете впервые состоялась открытая лекция директора Института Хамбо Ламы Итигэлова на тему «Феномен Хамбо Ламы Итигэлова», в которой также при¬няли участие ректор Буддийского университета Раднаев Ганжур Лама и профессор Г.Г. Ершова.

В июне 2006 года по настоятельной просьбе ученых Российской академии естественных наук они наконец были допущены к Драгоценному телу Хамбо Итигэлова. Осмотрев и исследовав тело с помощью прибора, один из посетителей, доктор технических наук Борис Евгеньевич Большаков, в своем заключении отметил: «Если выбирать из трех возможных состояний организма — живой (действительное пространство), мертвый (обратное пространство) и переходное состояние, есть основания предположить, что это живой организм.

Второе: почему соль не разъела тело Итигэлова и кедровый короб, в котором он находился? Потому что Итигэлов ввел себя в состояние стоячей волны. В результате разрушительные процессы, активно идущие со стороны агрессивной внешней среды, компенсировались обратными встречными процессами, которые замедляли разъедающее действие, и на стыке прямого и встречного процессов, то есть при столкновении (наложении) двух волн, бегущих в противоположных направлениях, формировалось состояние стоячей волны. В этом положении обе встречные движущиеся волны нейтрализовали друг друга и другие зоны, в которых происходило сложение волн, и гасили максимальную амплитуду губительного воздействия.

И третье. Итигэлов действительно потеет, но при этом сохраняет вес, не имея никакой внешней энергоподпитки. Можно объяснить сохранение энергетического баланса тем, что Итигэлов получает подпитку через поток частот. Уходя в иной мир в состоянии очень низкой частоты, лама погрузился не в смерть, а в другое состояние жизни. Увиденное произвело на меня огромное впечатление. Я получил очень сильную энергетическую подпитку и несколько дней был настолько бодр, что не сомкнул глаз».

Создан документальный фильм «Послание Хамбо Ламы Итигэлова», который получил престижную премию Международного телефестиваля стран СНГ и Балтии «Лучшие программы Содружества» — золотой «Бриллиант Содружества» — в номинации «Лучшее журналистское расследование», а также премию на международном телевизионном конкурсе «Алтан Сэргэ».

В Дэважин дугане Иволгинского дацана 30 марта 2005 года преподавателем Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» Жаргалом Дугдановым была найдена рукопись Пандито Хамбо Ламы Итигэлова о линии его 12 перерождений. Эта линия состоит из пяти перерождений в Индии, еще пяти перерождений в Тибете и двух в Бурятии.

В сентябре 2005 года в результате исследовательской и поисковой работы были найдены личные вещи Хамбо Ламы Итигэлова и определены местности, связанные с его жизнью и деятельностью. Перед священнослужителями Бурятии встала задача: найти место летнего кочевья семьи Пандито Хамбо Ламы.

28 мая 2005 года в местности Баян Улан в Иволгинском районе собрались все ширээтэ дацанов этнической Бурятии. Ширээтэ проводили совместные медитации, составляли астрологические расчеты. Поиски начали с местности Баян Улаан. Пандито Хамбо Лама XXIV Дамба Аюшеев указал место, где должен был располагаться субурган, а Роза Сыхеновна Ленхобоева отыскала колодец, которым пользовался перерожденец. Так было найдено место летнего кочевья семьи Хамбо Ламы Итигэлова.

На месте его рождения в местности Улзыта Довоо построен и торжественно открыт мемориальный комплекс, в который вошли буддийская ступа, аршан «Улзыта» (в пер. с бурятского «дающее благо») и летний домик Хамбо Итигэлова. В сентябре 2005 года в честь Хамбо Ламы Итигэлова открыта памятная доска в Санкт-Петербургском дацане, где 21 февраля 1913 года он провел первый хурал.

В местности Хухэ Зурхэн, там, где в течение 75 лет находился Пандито Хамбо Лама Итигэлов, в сентябре 2006 года возведен и освящен субурган «Жанчуп Чоддэн».

В ноябре 2006 года Российским государственным гуманитарным университетом и нашим Институтом совместно с учеными РАЕН проведена пресс-конференция «Мировой феномен Хамбо Ламы Итигэлова и проблема бессмертия». В 2007 году состоялась I Международная конференция «Феномен Хамбо Ламы Итигэлова», в которой приняли участие 172 религиозных и светских лиц. На ней была предпринята попытка осмысления феномена великого Учителя.

31 октября 2008 года буддийской Традиционной Сангхой России был проведен обряд освящения Благословенного Дворца Хамбо Ламы Итигэлова. Нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова было торжественно сопровождено во Дворец.

В 2008 году Институтом совместно с учеными различных направлений проведена экспедиция в Индию и Непал для поиска информации и артефактов, имеющих отношения к прежним инкарнациям Хамбо Ламы Итигэлова. В 2009 году экспедиция продолжила работу в Индии.

В 2009 году проведена II Международная конференция «Феномен Хамбо Ламы Итигэлова».

Таким образом, доступные в настоящее время историко-архивные материалы, воспоминания старожилов и сведения, сохранившиеся в библиотеках дацанов, позволяют только наметить основные вехи жизненного пути одного из выдающихся духовных лидеров северного буддизма Пандито Хамба Ламы. ХII Даша Доржо Итигэлова.

Детали и обстоятельства каждого этапа его жизни требуют дополнительного изучения. Феномен обретения Драгоценного тела Учителя вызвал необычайную активность и интерес буддистов не только в России, но и за ее пределами, а также способствовал изучению духовного наследия Учителя, более глубокому познанию образа его жизни, исторического фона и других обстоятельств его духовной и общественной деятельности.

Краткая биография Учителя Хамбо Итигэлова

Да будет радость и процветание!

Габжа лама Янгажинского дацана Итигэлов Даши Доржо избран Хамбо Ламой в Верхнеудинске.
24 марта 1911 года в своем доме. Читинский военный губернатор в присутствии большого числа бурятских лам и нойонов вручил Итигэлову утвержденную царем грамоту от 19 февраля 1911 года и в своей торжественной поздравительной речи пожелал ему радости и благополучия.

После утверждения в должности Пандито Хамбо Лама вернулся в свой Янгажинский дацан и вскоре, 5 апреля 1911 года, прибыл в Хулэнский дацан, где большое число прихожан, почтенная группа нойонов и сановников имели аудиенцию с ним. В этот же день, 5 апреля, в Хулэнском дацане, пригласив на трон Пандито Хамбо Ламу и подняв алтарь, мы все помолились.

В детские годы Итигэлов отличался озорным характером, однако уже с раннего возраста он помогал семье — пас овец и воспитывал Ринчина и Надмита, детей Батобатора из Иволги — Ошор Булака, получая за это небольшую плату.

В возрасте 14–16 лет, страстно желая получить образование, он сбежал из дома в дальние края. Оказавшись в Хоринском дацане, начал изучение тибетской грамоты и литературы. Получив звание хуварака и приняв монашеский обет, он около 20 лет обучался там, достигнув степеней габжи и гэбши.

Получив полное образование и вернувшись в родной Оронгой, в Янгажинский дацан, стал преподавателем духовной школы, обеспечивая образование многих хувараков.

Являясь гэсхы цогчин дугана, Итигэлов был утвержден в его штат. Получив в 1904 году дипломом ширетуя Янгажинского дацана, более шести лет пребывал в этой должности, а в 1911 году вступил на должность Пандито Хамбо Ламы.

4 февраля 1913 года он отправился в Санкт-Петербург вместе с учеником Гатапа Бадмаева, секретарем Бадмой Тудуповым, несколькими ламами и сановниками для участия в памятных празднествах, посвященных 300-летию царствования дома М.П. Романова.

13 февраля они прибыли в Санкт- Петербург, 14 февраля им был оказан очень хороший теплый прием со стороны директора и чиновников департамента религий, 16 февраля они общались с министром внутренних дел, 17 февраля — с обер-профессором, 18 февраля — с заместителем министра, 19 февраля провел молебен в новом буддийском дацане. На этой службе присутствовали посланник Монголии Ханда Ван с делегацией, два таргута.

Пандито Хамбо Лама Итигэлов, его соратники и ученые, находившиеся там, совершили молебен. 22 февраля Хамбо Итигэлов присутствовал в царском дворце на торжествах, где горячо приветствовал Его Величество и удостоился почетной высокой трапезы.

24 февраля по высочайшему приглашению несколько митрополитов, лам, министров, друзей, важных и высоких дам вместе со всеми высокочтимыми пробыли у трона более трех часов и удостоились обеда. На этом обеде всего присутствовало 1200 высоких лам, чиновников и дам.

Затем, 19 марта, от имени буддистов Забайкалья великому царю были преподнесены в подарок буддийские реликвии — блюдо, кувшин, семь золотых драгоценностей, предметы из белого серебра, хадак. Подарки были преподнесены также царице-матери, великой императрице, цесаревичу, четырем детям (всего 8 комплектов подарков).

На встрече с Его Величеством вместе с Хамбо Ламой присутствовали ширетуй Цугольского дацана, ученик Гатап Бадмаев, чиновники — Гомбо Бадмажапов, Сокто Бадмажапов. Приняв подарки, Великий царь поблагодарил делегацию: «Всем бурятам-буддистам передайте мою радость и благодарность, я всегда с особой нежностью благословляю бурят!» — так повелевал государь.

Вскоре после этого визита, в 1914 году, войска Германии начали большую войну. В Верхнеудинске 1 марта 1914 года, по предложению Хамбо Итигэлова, от всех бурят, проживающих к западу от Байкала в количестве 14 образованных людей, восточных бурят- буддистов в лице высокого Хамбо Иролтуева и Пандито Хамбо Ламы Итигэлова, ширетуев 14 дацанов, от остальных дацанов соржо лам и образованных людей, а также нойонов, тайшей, волостных старост, авторитетных должностных людей в количестве более 120 чиновников-начальников, был собран совет.

Начиная с 1 марта 1914 года в течении 6 дней заседали и постановили срочно собрать со всего бурятского населения 130 000 рублей и отправить в западные области, где началась война. Собрать подношения верующих, провизию для казаков, одежду для раненных в местах их лечения, 30 кроватей и 30 000 рублей непосредственно для лазаретов.

Эти пожертвования и огромные суммы собранных денег должны доставить по назначению делегация во главе с председателем комитета Хамбо ламой Итигэловым и его друзей: ширетуя Иройского дацана Лайдаба, секретаря-корреспондента Бадмы Тудупова, Дымчика, старосты Базарона, ламы Цугольского дацана Данжинова Еши. Для выполнения постановления собрания был составлен специальный Устав, 24 рекомендации которого были исполнены.

В конце лета, образовав ревизионную комиссию, произвели проверку. По постановлению ее с осени 1914 года под руководством председателя комитета Пандито Хамбо Ламы Итигэлова были органи-зованы поездки по всем приходам дацанов Восточной Бурятии. Сам Хамбо вместе с правомочным Дамби Кишектуевым отправляется в длительные поездки для сбора денежных пожертвований.

Хулунский дацан, поддержав комиссию на месте и пополнив денежные суммы, отправил деньги в места военных действий, в лазареты для раненных солдат одежду, обувь, рукавицы, кисеты, табак, папиросы, ягоду, сахар. Все это было отправлено с таким расчетом, чтобы доставить до начала Пасхи.

С 1914 года Пандито Хамбо Лама Итигэлов, не зная страха, проявлял большую самоотверженность и старание, за что много раз получал благодарность с западных областей, где шла война.

12 марта 1917 года царь был свергнут с престола, власть в государстве ослабла. Эти и другие причины послужили причиной ухода Итигэлова с должности Пандито Хамбо Ламы. В сентябре 1917 года он вернулся в свой Янгажинский дацан. В течение семи лет он был Пандито Хамбо. В это время у цонголов шел спор между теми, кто хотел обновить землю своего дацана и теми, кто хотел оставить по-старому.

Хамбо, прибыв в Цонгольский дацан, попросил выкопать землю в здании старого дацана, где предполагалось построить новый дацан, и, высыпав при людях в бумажные белые мешки землю, запечатал их сургучом и отправил в высшие правовые организации для изучения и заключения инженерами, вскоре пришел ответ с подтверждением строительства дацана на новом месте.

Спор цонголов прекратился, на новом месте поставили дацан из кирпича, и после того, как воздвигли его, пошла речь о том, что «Хамбо был перерожденцем прошлого Великого Хамбо». В самом деле, вспоминается светлый образ перерожденца Бодхисаттвы, способного, одаренного, драгоценного Пандито Хамбо Ламы. Хотя человек и не вечен, имя его оставило вечную память.

Осуществил краткую запись Будажап Будаев

Перевод на русский язык доктора филологических наук Д. Д. Санжиной


Послужной список Пандито Хамбо Ламы Даша Доржо Итигэлова

Составлен в 1913 году в возрасте 61 года:

  • Поступил в хувараки 20 марта 1876 года;
  • Утвержден Бандием Ацагатского дацана 18 марта 1880 года;
  • Утвержден Гэлуном Болакского дацана 13 марта 1882 года;
  • Для пользы службы перемещен в этом же звании в Чжагасуртаевский дацан 10 марта 1883 года;
  • Перемещен для пользы службы в Аларский дацан Иркутской губернии 13 августа 1888 года;
  • Перемещен для пользы службы в Ацайский дацан 17 января 1890 года;
  • Уволен согласно прошению по болезни из штата ламайского духовенства 10 августа 1890 года;
  • По выздоровлению вновь поступил в хувараки Гусиноозерского дацана 7 июля 1895 года;
  • Утвержден Бандием Янгажинского дацана 24 июня 1897 года;
  • Утвержден Гэлуном Янгажинского дацана 13 апреля 1899 года;
  • Назначен Ширетуем Янгажинско- го дацана 16 декабря 1903 года;
  • Уволен, согласно прошения, по болезни, от занимаемой им должности с исключением из штата Ламайского духовенства 7 июня 1910 года;
  • По выздоровлению вновь утвержден Ширетуем Янгажиского дацана 20 ноября 1910 года;
  • Высочайшей грамотой утвержден на пост Пандито Хамбо Ламы Ламайского духовенства в Восточной Сибири 13 февраля 1911 года.  

Линия перерождений Пандито Хамбо Ламы Итигэлова

Индийские перерождения

1. Од Цэрэн, один из учеников третьего Будды, написал комментарии к его трудам и добавил свое понимание;

2. Лоцава Сэнгэ — ученик четвертого Будды Шакьямуни. Жил в Доржидане, Индия;

3. Гэлэг Бал Самбу;

4. Хамбо Лама;

5. Гунга Одчен.

Тибетские перерождения

6. Дхармавара;

7. Юное Солнце;

8. Улыбающийся Доржо;

9. Лодой Чогдан;

10. Хайдуб Нима.

Бурятские перерождения

11. Пандито Хамбо Лама I Дамба Даржа Заяев;

12. Пандито Хамбо Лама XII Даша Доржо Итигэлов.

Акт наружного осмотра эксгумированного трупа, проведенного в помещении Иволгинского дацана.

Осмотр эксгумированного трупа производился 11.09.02 г. в одном из помещений Иволгинского дацана при смешанном искусственном и естественном освещении, по просьбе и в присутствии его служителей.

Осмотру подлежал деревянный короб, в котором находился труп покойного, сам труп и другое содержимое.

Короб из струганых и окантованных досок хвойных пород дерева (кедр?), светло-желтого цвета, состоит из дощатого основания, двух съемных четырехсторонних боковин и крышки. Доски сухие, без признаков гниения, растрескивания и рассыхания. Крепление досок между собой с использованием фигурных пазов и металлических гвоздей.

При снятии крышки и двух съемных боковин установлено следующее: на основании, окантованном четырьмя обрезными досками, имеется спинка, обшитая шелковой тканью с рисунком в виде орнамента кремового и коричневого цветов. В спинке имеются прорези, через которые продернуты шелковые тесемки.

На данном основании находится труп мужчины в сидячем положении, причем ноги трупа согнуты в коленях, а голени со стопами перекрещены. Предплечья рук лежат на бедрах. Голени в области голеностопных суставов и кисти рук перевязаны шелковыми тесемками. Спина трупа прислонена к спинке основания, голова трупа, туловище фиксированы к спинке посредством шелковых тесемок.

Голова трупа обмотана кусками тонкой шелковой ткани. На теле трупа имеется халат из шелковой ткани оранжевого цвета. Ткань халата, обшивка спинки основания сухие, без признаков гниения. Прочность, окраска тканей сохранена. Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись.

Между телом трупа и стенками короба находилось сыпучее, мелкокристаллическое вещество серо-белого цвета без запаха, более спрессованное в нижних отделах ящика. Труп был извлечен из короба и помещен на деревянный постамент, одежда снята. Произведен туалет кожных покровов посредством обметания волосяными кистями.

При этом установлено следующее: кожные покровы светло- серого цвета, сухие, податливые при нажатии на них пальцами. Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений.

Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких- либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено.

Д.А. Горин, заведующий танатологическим отделом РБСМЭ; И.А. Вологдин, заведующий отделением медицинской криминалистики РБСМЭ; 3.М. Мандарханов, врач, судебно-медицинский эксперт.

Этот текст был опубликован в 16 номере журнала «Буддизм.ru»