Все явления суть наш собственный ум

Наропа

1. Взгляд:

Я расскажу о Махамудре:
Все явления суть наш собственный ум.
Внешний мир воспринимается ошибочно,
Ведь он подобен бесплотному сну.

Сам ум – лишь поток
ассоциативной памяти,
Он лишен собственной сути,
движим ветрами энергий,
Безличен, как небо.
Все явления пространства
покоятся в равностности.

То, что зовется Махамудрой,
Не существует само по себе,
Поэтому подлинная реальность ума
И есть природа Махамудры.

2. Медитация:

В ней нечего улучшать и нечего менять.
Но когда видишь подлинную реальность,
Весь явленный мир – Махамудра,
Великое всепроникающее
Состояние истины.

Покойся расслабленно
в естественной неизменности.
Пребывай в медитации,
свободной от поиска
Непостижимого Состояния истины.
Натужная медитация –
это заблуждение.

Как небо и видения в нем,
Медитация и немедитация неразделимы.
От чего она свободна или не свободна?
Именно так йогин ищет постижение.

3. Поведение:

Все деяния, благие и злые,
Освобождаются сами собой
благодаря Махамудре.
Завесы ума – великая мудрость,
Подспорье для йогина,
как дрова для костра.

Куда идти и где оставаться?
Зачем медитировать в уединении?
Пока ты не понял, каким все является,
Освобождаешься лишь на время.

Познавший подлинную реальность
Останется неколебимым на смертном одре –
Не медитируя, не исправляя ошибок,
Вне спокойствия и беспокойства.

4. Плод:

Нет ничего,
что действительно существует:
Все явления
суть самоосвобожденное пространство,
Мысли – самоосвобожденная великая мудрость,
Недвойственное,
всеобъемлющее Состояние истины.

Подобно течению великой реки,
Все твои деяния приносят пользу.
Таково вневременное состояние Будды,
Великое блаженство вне сансары.

Все явления пусты по своей природе,
Понятие пустотности
растворяется само в себе.
Свобода от всяких понятий
и умственного цепляния –
Таков путь всех Будд.

Этот текст был опубликован в 21 номере журнала «Буддизм.ru»