Передача в тибетском буддизме. Часть II

Лама Оле Нидал

Статья, материалом для которой послужили  лекции "О Передаче", прочитанные Ламой Оле Нидалом в поездке по Среднему Западу США в ноябре 2009 года. Вторая часть посвящена действию

Пожалуй, лучший в мире наркотик – это хорошая компания. Ничто так не открывает нас, ничто не привносит в нашу жизнь столько богатства и благословения. Именно от этого мы, кагьюпинцы, ощущаем пьянящую радость всякий раз, когда сходимся вместе. Если тебя окружают люди, чей уровень сознания несколько выше примитивного материализма; люди, переживающие пространство как потенциал, – то новые освобождающие измерения открываются непрерывно. И конечно, возникает вопрос: как сохранять хорошие чувства в будничной обстановке? Как добиться, чтобы столь важные процессы развития и взаимообмена не прекращались?

Ответ – в сочетании вневременных и обусловленных факторов. Прежде всего требуется воля к постижению того, что высшая истина есть высшая радость. Мы должны глубоко понять, что не обязательно перенимать без возражений или сомнений обычные взгляды людей – ожидание того или иного уровня жизни и размера заработка, комплекс вины одной религии или агрессию другой, а затем надежды на не слишком болезненную смерть. Как ни странно, без всего этого можно обойтись.

Никакие радужные сновидения, вызванные дымом экзотических трав или веселящими напитками, не сравнятся с нашим подлинным потенциалом; мы прикасаемся к нему лишь тогда, когда мчимся на мотоцикле по извилистым дорогам, несемся в свободном падении перед открытием парашюта или влюбляемся.

Любое подавленное настроение следует воспринимать как сбой в программе. Мы намного больше всего, что нас ограничивает. Наша истинная, вневременная и всепронизывающая суть – блаженное пространство-осознавание своей Будда-природы. Только это мы должны считать «собой». Как только возникают вдохновение, радость, сочувствие, сила, мудрость, отвага и любовь – в них следует тут же узнавать нашу подлинную природу.

На повседневном уровне взаимообмена с людьми полезно развивать доверие к тому, что наивысший уровень функционирования выражает вневременную истину, и не удовлетворяться меньшим. Нетрудно заметить, что, когда мы чувствуем себя хорошо, у нас проявляется больше сил и полезных качеств, которыми могут наслаждаться и окружающие.

Самое верное – воспринимать любые заурядные или неприятные умственные состояния как недолговечные облака, мимоходом заслоняющие превосходное солнце нашего изначального потенциала. Нам необходимо твердо решить, что наш главный ориентир – это совершенство и внутреннее богатство, и перестать принимать за «себя» всяческие мутные переживания, примитивные взлеты и падения.

Конечно, в зеркале ума отражаются и приятные, и неприятные картинки, но они – не мы. Выдающиеся способности ума, его сила, мудрость и сияние – вот качества, не подверженные изменениям. Они составляют неразрушимую суть ума всегда и везде, и потому только с этими состояниями стоит отождествляться.

Алмазный путь Будды предоставляет бесчисленные искусные средства для постижения природы ума. Когда мы их используем и закрепляем обретенные прозрения, другие это замечают. Высший уровень функционирования привлекает существ, и наш долг перед ними – применять имеющиеся в нашем распоряжении инструменты для развития. Избытком и энергией нужно делиться при любой возможности.

И как это будет происходить? Способ прост: удерживать высший взгляд Будды и следовать его практическим советам, чтобы реализовать это видение в повседневной жизни. Для полного взаимодействия на физическом уровне у нас, по-видимому, слишком много ограничений.

Речь – свободнее и, следовательно, требует более пристального внимания. Поэтому Будда рекомендует сознательно избегать неясных высказываний и, что самое важное, никому не угрожать и не произносить слов, способных привести кого-либо в замешательство. Нет необходимости унижать людей. Они справятся с этим сами. Наша речь способна «достать» большее число существ на большем количестве уровней, чем самые крепкие кулаки. Поэтому нужно все время строго спрашивать себя: «Что я сейчас сказал? Неужели это и есть мой сегодняшний уровень сознания и образования? Может, я подхватил эти слова у бомжей или в гетто?»

Отличный прием – намеренно воздерживаться от всего, что принижает нас и наших слушателей; такая речь никому не приносит пользы и низводит общение до вульгарного и примитивного уровня. Если же показывать лучшие и включающие решения, то появляются хорошие результаты, а также новые друзья и полезные связи.

Истинная сущность каждого – за пределами всяких слов, и мы можем играть в мире людей важную роль и становиться источниками внутреннего роста для тех, кто способен следовать нашему примеру.

Как же находить избыток для передачи такого богатства? Мой опыт подсказывает, что наилучший метод – это ежедневные короткие медитации на Шестнадцатого Кармапу. Вне всяких сомнений, Шестнадцатый Кармапа был Буддой. В книгах «Открытие Алмазного пути» и «Верхом на тигре» моя милая жена Ханна и я рассказываем обо всем, что сами наблюдали на протяжении двенадцати лет, пока были его учениками, и там каждое слово – правда.

Эти книги повествуют о том, что видели и мы, и наши друзья. Мы ничего не добавили и не «улучшили». Каждого, кто встречал Кармапу, он вдохновлял на всю жизнь. И какой дар он оставил сегодняшнему миру? Методы и поучения, открывающие непоколебимое доверие к потенциалу ума и непосредственный доступ к неличностному блаженству.

Когда в нашей стремительной жизни наступают короткие передышки и нет неотложных дел, можно мгновенно призвать энергополе и мудрость медитации на Шестнадцатого Кармапу. Не садясь в экзотические позы, можно медитировать на него, принимать его свет, использовать его мантру КАРМАПА ЧЕННО – «Сила всех Будд, работай через меня» – и сливаться с его формой и качествами. Затем мы пребываем в состоянии обнаженного осознавания без какого-либо объекта до тех пор, пока ум лучезарно ясен, после чего снова появляется мир – совершенный, богатый и пронизанный глубоким смыслом.

Если у вас слишком мало времени на сосредоточение, просто представьте, что над головой появляется Кармапа, Будда или ваш Лама. Танцуя, он опускается в сердце и наполняет вас светом. Наслаждайтесь осознаванием и продолжайте жить с ощущением чистого мира. Таковы всеобъемлющие предложения, позволяющие выйти за грань обычного опыта.

Подобные медитации как нельзя лучше вписываются в суматошный ритм современности. Принимая утром Прибежище для блага всех, мы определяем свои приоритеты, и весь день обретает смысл и направленность. Входя в офис, посмотрите по сторонам, на работающих людей и у каждого над головой поместите Будду. Намного легче заниматься делами в хорошем, включающем настроении. Помещение наполнено Буддами, и один из них даже находится у вас над головой – это отличное начало для любого рабочего дня!

За обедом, пока коллеги рассказывают истории или анекдоты, которые вы уже слышали, посвятите драгоценные минуты осознаванию того, кто за всем этим наблюдает. По дороге домой можно упражняться в чистом видении, преобразуя бессмысленные маневры некоторых водителей во что-нибудь хоть чуточку разумное.

Оказавшись дома, хорошо улучить минуту и узнать новости из честного, неполиткорректного источника. А перед сном – подготовиться к приятной ночи, поместив в сердце любого Будду или Ламу. Когда вы проснетесь, снова примите Прибежище для блага всех существ, чтобы придать уму здоровый настрой на весь день. Теперь все Будды присутствуют повсюду, и их можно моментально призывать, как только позволит время.

Для утренней практики отлично подходит тибетская медитация с простираниями. Они укрепляют наши вневременные ценности и, кроме того, бодрят. Побуждая внутренние энергии двигаться вверх, они на целый день повышают уровень нашей активности.

Большинство людей легко справляются с сотней простираний за четверть часа. (Кроме того, у женщин от них поднимается грудь, а у мужчин «пивные мускулы» перебираются на плечи.) Основательная медитация на Алмазный Ум является прекрасным завершением дня. Она успокаивает ум и опускает неустойчивые энергии в теле, что хорошо перед сном. К тому же, если сегодня вы продали слишком много карандашей без грифеля, благодаря этой медитации вы сможете начать завтрашний день с чистого листа!

Буддизм Алмазного пути закладывает основу, позволяющую нам становиться несокрушимыми столпами уверенности, избытка и благословения. Именно в такой опоре нуждаются существа, и мы сможем защищать их, излучать в мир доверие и добрые чувства. Вопрос только в том, чтобы не блокировать эти качества.

Развитие любой силы требует регулярных упражнений. Поскольку чаще всего мы действуем по привычке, можно просто включить буддийскую практику в расширяемый слот повседневных дел. Именно укрепившиеся освобождающие привычки тела, речи и ума отличают жизнь, в которой возрасту сопутствует мудрость, от жизни, которая со временем принесла бы лишь старость. Сознательное использование своих лет имеет глубокий смысл, оно поистине чудесно.

— В центрах Алмазного пути мы довольно много работаем вместе как Сангха. Что дает уму такой «производительный» подход к буддизму?

В центре, который коллективно медитирует, работает и ест, всегда все получается. Все революции начинаются на кухне. Если же центр просто пьет кофе и без глубоких знаний сравнивает различные школы и поучения, он непременно разваливается. Люди обычно счастливы, пока жуют или медитируют.

Если начать медитацию, собака укладывается на место, кошка садится неподалеку, а дети умолкают. Всем нравится быть рядом, потому что мозговые волны, вызванные медитацией, приятны; и тем самым создается пространство для отличных связей.

Работа, которую мы делаем, в большинстве своем героическая и сразу приносит удовольствие. Одни в лютые метели строят в России дома, другие собирают на проект деньги, которых ни у кого нет, кто-то на пустом месте находит материалы… Все превращается в магию.

Если мы действительно хотим делать то, что кажется нам важным, и вкладывать энергию, то все сходится, растет и обретает смысл. Все существа упираются нам в спину руками и лапами и подталкивают вперед, думая: «Скорее достигни Просветления, а потом подай нам руку». Это необычайно радостное чувство придает всему глубокое значение.

— Хочется немного узнать о подношениях Ламе на внешнем и внутреннем уровне. Кому или чему мы подносим дары?

Все, что мы вкладываем в Прибежище и в линию преемственности, увеличивает наше освобождающее осознавание. И здесь я не воспринимаю Ламу как личность. Что касается меня, то у меня есть своя история, я занимаюсь и раньше занимался восхитительными вещами, но не связываю их с неким «мной». Я чувствую, что, передавая людям методы и свершения, прежде всего с наслаждением делаю то, что давно обещал.

Поскольку роскошь мне не по вкусу, все, что вы мне даете, поддерживает сегодняшнюю или будущую работу, с которой мы все согласны. Я летаю самым дешевым эконом-классом, в котором негде вытянуть ноги, – если только в салоне не заменят сиденья или кто-нибудь не сделает мне неожиданный подарок.

Я свободно чувствую себя в ношеной армейской одежде – дешевой, с большими карманами и сшитой на века. Когда тебе мало нужно для счастья, почти все ощущается как избыток. Моя расточительность проявляется только в вождении. Жизнь слишком коротка, а работы слишком много для того, чтобы медленно ездить, – на машинах или мотоциклах, дарящих истинное блаженство (но и те и другие я покупаю подержанными).

Я никогда в жизни по собственной воле не ходил в ресторан. Мне гораздо больше нравится пойти в местный супермаркет, купить что-нибудь белковое и съесть на ходу. Давая подношения Ламе, вы не поощряете излишнее потребление, но поддерживаете его важную работу, в окончательном смысле нацеленную на благо всех.

— Подношения Ламе – это не только личные подарки, но и работа Сангхи. Все, что мы делаем для строительства центров и подготовки крупных событий, – наш дар линии преемственности. Так мы открываемся ее силе. Верно ли это?

Да, поодиночке и вместе мы формируем стиль и содержание нашей жизни. Все, что мы даем миру телом, речью и умом, возвращается. Этот принцип актуален везде и всегда. Решив посвятить себя осмысленной работе, получаешь осмысленную жизнь. Субъект, объект и действие совершенствуют друг друга, поскольку являются частями единого целого. Наш взгляд, наши мысли, слова и поступки определяют тот уровень, на котором развертывается наша жизнь.

Но вернемся к щедрости и желанию делиться. Богатство любого благородного шага останется в нашем сознании-хранилище, давая радость и углубляя уверенность в том, что действия, имеющие важный смысл, возможны, радостны и естественны. Именно благодаря такому пониманию был создан план Маршалла и большая часть Центральной Европы спасена от коммунизма – я это помню.

Сегодня европейские вложения вместе с американской изобретательностью позволили нам построить в Колорадо ретритный центр с уникальным видом на горы с высоты почти 4300 метров. Любое дело, приносящее другим пользу и смысл, и каждое преодоленное препятствие – это победа ради всего самого лучшего, что есть в нас, примета идеализма, который будет расти сейчас и в каждой из будущих жизней.

— Передача проявляется в Сангхе, даже если Ламы нет рядом. Хочется быть уверенными в том, что мы верно движемся вперед, не только с точки зрения сегодняшнего дня, но и в масштабе будущих поколений. Есть ли какие-то ключевые моменты, касающиеся защиты нашей передачи, о которых ты хотел бы упомянуть?

Поскольку этот вопрос очень многогранен, я рассмотрю его с нескольких позиций. Надеюсь, ваши стулья достаточно удобны! Прежде всего вы должны оставаться друзьями. Дружба – вот основа для любой длительной открытости и роста. Даже если люди годами вместе медитировали и принимали самые необычайные посвящения, стоит им начать сплетничать друг о друге или противодействовать друг другу, как всякое благословение исчезает. Будда умело защищает отношения Сангхи посредством трех видов обещаний:

  • Первое, базовое, предназначалось прежде всего монахам и монахиням, чтобы помочь им выживать и не ссориться в тесных сообществах, основанных на безбрачии. Это заметно главным образом среди последователей Тхеравады – в Индокитае (кроме большей части Вьетнама) и на Шри-Ланке.
  • Второй уровень, более применимый в условиях полноценной жизни с ее разнообразными связями, – обещание Бодхисаттвы, нацеленное на благо других. Оно основано на сочувствии, желании стремиться к счастью всех существ и на понимании пустоты всего: внешнего и внутреннего. Это называют Великим путем Северного буддизма. Когда обретается проникающее видение и человек осознает, что субъект, объект и действие взаимозависимы и являются частями одного целого, он естественным образом старается совершать добрые поступки, приносящие пользу другим. Эти две внутренние цели определяют нашу мотивацию.
  • Третий, «тайный» и наивысший уровень обещаний относится к нашему взгляду: как постичь, что высшая истина есть высшая радость? Эти обеты мы получаем во время формальных и неформальных посвящений Алмазного пути, а главное – посредством медитации на Ламу. Со временем они развивают у практикующего сущностную уверенность в Будда-природе каждого существа и показывают, что все является свободной игрой ума и потому чисто в абсолютном смысле.

Медитация Гуру-йоги на искусного учителя затрагивает нас как целое и проникает на все уровни опыта, и потому для тех, кто способен ее применять, она представляет собой скорейший путь к Просветлению.

Для достижения высшей цели чистого видения Будда предлагает бессчетное количество инструментов, основательную защиту и советы. Однако все тайные обещания можно свести к трем пунктам. Во-первых, сохраняйте связь с Ламой как представителем Будды. На Алмазном пути учитель должен максимально воплощать собой все, чему он учит.

Конечно, если он обманывает других политкорректностью или вредным, эгоистичным поведением, то такие связи не продлятся долго. Однако отчасти и для нашей собственной пользы мы должны желать ему счастья; в особо трудных случаях – счастья где-нибудь подальше от нас.

Следующее обещание – поддерживать связь с Учением. Это не значит, что надо его знать целиком, полностью понимать или считать великим. Некоторые из поучений Будды предназначались для людей, находящихся в совершенно иных ситуациях, нежели наша, – например, правила Винаи для соблюдающих безбрачие. Монахи и монахини находят эти ограничения необходимыми; так им легче жить вместе без ежедневных революций.

Буддийские поучения Сутры и Абхидхармы концептуальны и потому, в целом, понятны и полезны. Однако монашеские предписания, а также Тантры и поучения о йогическом взгляде стоит изучать только в том случае, если мы практикуем на соответствующем уровне. Их трудно понять с позиций обычной повседневности, и потому лучше их не оценивать. Эти методы предоставляют руководство очень разным типам людей.

Мы применяем необычайно эффективные практики Гуру- йоги, в которых преобразующей силой является преданность и благодарность. Если, медитируя на Защитников или другие формы, видеть их как непосредственное выражение энергии Ламы, совершить ошибку почти невозможно. Что же касается более сложных тантр, то их тексты часто составлялись так, чтобы защитить случайного читателя. Они отпугнут от экспериментов с энергополями и другим материалом всех, кто не прошел подобающую подготовку.

Чтобы их применять, необходима устная передача от человека, который сам получил объяснения, выполнял медитации и обрел хоть какой-нибудь уровень постижения. Язык, используемый в этих текстах, сбивает с толку. К примеру, предлагается убить сто человек или лечь в постель с матерью или сестрой; в этом можно заметить некоторое расхождение с законом или с нашими личными предпочтениями. Здесь требуется учитель, который объяснит, что эти слова и образы означают необходимость произнесения стослоговой очистительной мантры или соединения двух энергетических центров в теле.

Третье обещание – сохранять связи с друзьями на пути. Это значит помогать им в продуктивной ситуации, трактовать в их пользу большинство сомнений и стараться всегда защищать и поддерживать их. Это особенно важно, если речь идет о людях, с которыми мы вместе получали важные посвящения. Однако все это следует делать, будучи на определенном уровне личной зрелости. Не цепляйтесь за тех, у кого плохая мотивация. Они вредят любому развитию.

Но если гордость, ревность и любые другие тревожащие человека чувства кажутся поверхностными, и он готов практиковать, чтобы устранить эти помехи, то дайте ему пространство. Если же это не получается, отошлите его прочь или направьте в какую-нибудь группу, где коллективно обучаются люди с похожими склонностями. Это в высшей степени сочувственно и поучительно, потому что чужие ошибки замечаешь легче, чем свои. Более того, когда человек с плохой мотивацией приходит в святое место или к медитирующим буддистам, он накапливает больше вредных впечатлений, чем если бы такие чувства возникли у него среди уличной суеты.

Чем больше заряжено место, тем сильнее будут привычки и результаты, формирующиеся здесь, – и у людей с полезным настроем ума, и у обладателей деструктивных тенденций.

Конечно, наивысший уровень – никогда не терять чистого видения. Это значит трудиться в полную силу, сохраняя состояние растущего блаженства, и встречаться с друзьями и учителями на протяжении наших перерождений или между ними, пока не будет достигнуто полное Просветление.

Медитации Алмазного пути учат нас переживать этот мир как Чистую страну и после смерти появиться в виде Будды, окруженного другими Буддами. Поэтому всегда, когда есть возможность, нужно вспоминать и сохранять это переживание, пока не представится следующий удобный момент для медитации.

Избегая ошибок на практическом уровне, заставляющих попусту терять время, мы должны определять высшую радость как высшую истину, высшее функционирование тела, речи и ума. Чтобы не выпадать из этого состояния, полезно растворять в себе Будд, повторять мантры и жить осознанно. Следует помнить, что любой мир, любая Чистая страна – это просто умственное состояние, переживаемое как «где-то»; такое понимание вдохновляет.

Если мы действуем так, то любое разделение между медитацией и немедитацией в конце концов исчезнет, а Освобождение разрастется до Просветления – и совершенство будет достигнуто. Любые шаги к Просветлению закрепляются за счет глубокого уяснения двух видов пустоты – об этом упоминается нечасто.

Первый – это коренное воззрение, которому учил исторический Будда 2550 лет назад. Оно совершенствуется, когда все лучше понимаешь, что не существует никакого «я» или «самости» как вечной сущности. Все, что переживается как личностное, будь то тело, мысли или чувства, обусловлено и непостоянно.

Внешний мир непрерывно меняется, и то, что переходит из одной жизни в другую, при этом принимая себя за «я», есть просто иллюзия эго; она скрепляет воедино наш поток впечатлений и тенденций, пока мы не достигнем того уровня, на котором эта функция перейдет к глубокому и стойкому желанию приносить благо существам. Как сказал греческий философ Гераклит, все течет – в теле, мыслях и внешнем мире. И только сияющее осознавание вневременного ума, наша всепронизывающая суть присутствует всегда и везде.

Когда придет такое понимание, мы перестанем быть все время на мушке. Больше не будет мысли: «Они все против меня!» – или: «Я не заслужил этих мучений». Вместо этого мы будем наблюдать: «О, вот ситуация, называемая страданием». Но мы уже не мишень, в этом нет ничего личного. Мы просто замечаем, что незнание причинности приносит боль.

Пытаясь получить то, что хочется, избежать того, что не нравится, удержать то, что имеешь, и приспособиться к тому, от чего невозможно уклониться, никогда не получишь ни пользы, ни удовлетворения. Из позитивных семян получатся приятные плоды, а вредные приведут к страданию. В этом вся простота обусловленного мира.

Итак, надеюсь, что я дал полезные ответы на ваши отличные вопросы. Подведу черту: всеми возможными способами поддерживайте связь со своим учителем. Он представляет для вас Будду. Если чувствуете, что лучше  выбрать другого учителя, уходите от предыдущего с самым лучшим чувством, на которое способны. Это очень важно.

Однажды Лопён Цечу рассказывал про ученика, который очень усердно медитировал, но никак не мог достичь результатов. Ринпоче спросил его:

«Нарушал ли ты какие-нибудь связи?»

Ученик не смог вспомнить. Тогда Ринпоче задал другой вопрос:

«Кто учил тебя читать?»

На этот раз парень воскликнул:

«О, эта ужасная женщина, которая притворялась монахиней, а потом родила двойню!»

Это чувство разрушило очень тонкую связь, о  которой знают только единицы: тибетские буквы пишут штрихами вниз, начиная с верхней горизонтальной линии, над которой буддист мысленно помещает Будду. Таким образом, изучая алфавит под руководством этой женщины, юноша получил связь с просветленным состоянием ума. Позднее он понял, что монахини тоже люди и иногда могут быть подвержены романтическим увлечениям, – и его медитация стала успешной.

Наконец, последнее замечание – о том, в чем терпит полную неудачу цивилизованный Запад и особенно Европа, то есть об ответственности за защиту наших ценностей и человеческих свобод в западных странах. Прежде всего такая ответственность подразумевает, что мы должны настаивать на свободе слова, а также на равенстве женщин, на их независимости от вредоносных и тоталитарных идеологий. Нам нужно также разоблачать любую политкорректную дезинформацию или сокрытие фактов относительно намерений таких идеологий. От этого во многом зависит, какой мир мы передадим следующим поколениям. Это чрезвычайно важная работа на много лет.

Перевод с английского: Елена Леонтьева

Этот текст был опубликован в 21 номере журнала «Буддизм.ru»