Йолмо. Медитационные пещеры

Джон Масциочи

18 апреля 2015 года Джон Масциочи и Клаус Филип отправились в паломничество в Непал и Индию. Они планировали увидеть Дарджилинг, Джомсом и Бодхгайю. Но Шераб Гьялцен Ринпоче убедил их полностью поменять планы и посетить пещеру Миларепы в долине Йолмо.

Мы покинули Катманду 22 апреля и прямо накануне землетрясения силой в 7.8 балла успели посетить пещеру Миларепы, пещеру Гуру Ринпоче и другие места силы. Когда началось землетрясение, мы сидели на веранде, обсуждая свои впечатления о путешествии. Мы успели выбежать во двор, и в тот же миг вокруг рухнули все строения деревни. Потом мы откапывали свои ботинки и рюкзаки, помогали другим. Подземные толчки еще повторялись на протяжении всего обратного пути в Катманду. На дорогу назад ушло два полных дня, пешком и на автобусе. Мы принесли Ринпоче дары и поблагодарили за его благословение и защиту.

Для того чтобы в медитации обрести постижение природы ума, Миларепа прислушался к давнему совету его мастера, несравненного Марпы Лоцавы: «Прими Прибежище в уединении среди бесплодных гор, снегов и лесов… Отыщи гору Палбар в Мангьюле и снежную долину Йолмо в Непале – святые места, предсказанные в сутре „Аватамсака“. Медитируй там…»

Следуя пожеланиям Марпы, Джецюн Миларепа направился в местность Йолмо, расположенную на южных склонах Гималаев.

Там, в пещере Тагпхуг Сенге Дзонг (Тигриная Пещера, Львиная Твердыня), он спел «Песню радости йогина», одну из своих ста тысяч песен:

В лесу на склоне горы Синга

Я, Миларепа, медитирую на пустоту,

Не потому что боюсь потерять своё понимание –

Непрерывная медитация есть путь йогина.

Медитационная пещера Миларепы

Сегодня, для того чтобы попасть в Тагпхуг Сенге Дзонг, целый день едешь на автобусе из долины Катманду вверх к подножью гор, расположенных ниже Лангтанга, гималайского хребта на границе с Тибетом. Водитель придерживается левой стороны дороги, а очень близко справа движется встречный поток автобусов, грузовиков, такси и мотоциклов. Относительно гладкая мощеная дорога, ведущая от Катманду, вскоре превращается сначала в грунтовку, а потом просто в камни. Автобус набит до отказа, пассажиры сидят или стоят, крепко держатся за свои места или сваливаются друг на друга, когда автобус, дергаясь и раскачиваясь, ползет вверх по скалам. Похоже, что суета, толкотня, пыль, жара и низкая скорость никого не беспокоят; это обычная жизнь Непала.

С дороги нужно спуститься едва заметной тропой, что ведет в Карчунг, в сонную деревню шерпов. Местные жилища, как и почти везде в горном Непале, сложены из камня, с жестяными крышами. Ухоженные, щедро откормленные коровы с любопытством рассматривают прохожих. Здесь уже чувствуется резкий контраст с городом – облегчение от чистого воздуха и простора, очарование природой и глубокая благодарность за возможность находиться в таком месте. Часто ли в этой жизни нам выпадает шанс пуститься в подобные приключения?

Проходя через террасные поля мимо шатких домиков и погружаясь в лес, путешественник постепенно перемещается приблизительно на тысячу лет в прошлое, в те времена, когда жил Миларепа. Тропа то резко поднимется вверх, то уходит вниз. Из долины доносится шум реки Меламчи, стремительно несущей талую воду с ледников-шеститысячников. За последним поворотом внезапно заканчивается лес и открывается потрясающий вид.

В центре стоит маленький монастырь, а вокруг него несколько низеньких каменных строений громоздятся на горном склоне. На первом плане – старые и новые ступы (тиб. чортены). Развеваются на ветру яркие молитвенные флаги, зеленые, желтые, красные, синие и белые; они отмечают историческое место и привлекают внимание прибывающего паломника. Вдали виднеются снежные вершины.

По мере продвижения безмолвная сила святого места глубоко затрагивает ум и сердце. Мимо ступ, по ступенькам и лестнице между каменными сооружениями, тропа приводит во внутренний двор. Справа находится огромная глыба с вытисненным изображением Миларепы, который обучает гневного охотника, обращая его ум к Дхарме. Слева пологий склон резко обрывается. По краю пропасти глубиной в несколько сотен метров тянется простой забор из грубого бруса. Высокие столбы с развивающимися вневременными молитвенными флагами вибрируют от ветра. Сверху и снизу птицы расслабленно планируют на воздушных потоках.

Впереди маленький монастырь. За ним – та самая пещера, образованная скалистым навесом над горным склоном и укрепленная стенами, которые возводились на протяжении веков. Первое, что видит паломник, входя в пещеру, – это наскальное изображение Любящих Глаз (тиб. Ченрезиг). Делая подношения перед алтарем, как физические, так и духовные, необходимо нагнуться, чтобы не задеть нависающую скалу. Алтарь украшен статуями Миларепы, Будды Шакьямуни, Гампопы и Кармапы, на нем стоят фотографии лам всех линий передачи. Поднесенные шарфы, гирлянды из свежих, засушенных и искусственных цветов, разноцветные лампочки, масляные светильники, скрученные банкноты, сладкое печенье, фрукты и чаши с водой – все это выражает доверие тех, кто приходит сюда за благословением, и усиливает радостное ощущение.

Пещеры обеспечивают идеальные условия для йогина-медитатора. Они дают уединение, в них тихо, тепло зимой и прохладно летом. Они окружены природой. Здесь легко способствует отвлечениям голос ветра в деревьях и крики кукушек. В этой пещере Миларепа спел:

Голос кукушки такой трогательный,

Сладкое пение жаворонка такое мелодичное.

Когда слышу их, не могу не слушать.

Когда слушаю их, не могу не плакать.

Крики и карканье ворон –

Хороший и услужливый друг в помощь йогину.

Даже без единого приятеля

Пребывать здесь – удовольствие.

С радостью, льющейся из моего сердца,

Я пою эту счастливую песню;

Пусть темная тень всех человеческих печалей

Рассеется от моей радостной песни.

Когда входишь в пещеру, хочется сразу сесть и слиться с этим энергополем, заполняющим собой почти все пространство, но легким, как горный воздух. Это место освящено практикой и доверием. Снаружи время и пространство свободно играют; внутри ум переживает сам себя.

Из пещеры Миларепы опасная тропа ведет вниз по сыпучему обрыву к бурлящей реке Меламчи. Пройдя вдоль потока по неровным камням, видишь незамысловатый узкий навесной мост, который предлагает безопасно перебраться на другую сторону каньона. Затем дорога постепенно уходит вверх, иногда пересекает террасные поля или луга цветущих малиновых рододендронов. Маленькие кустарники и рисковые путешественники одинаково цепляются за скалистые склоны. Воздух пахнет глиной и сухими листьями. Кульминация этого напряженного полуденного путешествия приходится на последний час, когда нужно лезть вверх по отвесной скале. Она настолько крутая, что все внимание путника сосредоточено лишь на нескольких ближайших мерах пути.

Медитационная пещера Гуру Ринпоче

Наконец, когда путешественник, тяжело дыша, достигает вершины, перед ним открывается вид на обширное наклонное плато, где расположена деревня Меламчи Гоан, а рядом – целая мандала мест силы Гуру Ринпоче (Падмасамбхавы). Посетителя приветствует группа старых каменных ступ. Центральную из них построили сравнительно недавно. Она выполнена в стиле Йолмо с ярко прорисованным орнаментом. Впереди, на уровень выше, находится храм Будды Амитабхи. Внутри виднеется его глиняная статуя и драгоценный камень Гуру Ринпоче.

С этой точки видна вся деревня. Каменные дома с синими, красными и зелеными жестяными крышами стоят вместе и по отдельности. Низкие каменные стены придают естественные очертания полям, террасным площадкам и всему остальному. Большинство домов украшены молитвенными флагами на вертикальных столбах. Укрепленная тропа через лес приводит к медитационной пещере Гуру Ринпоче, Друб Пхуг Ньида Рангджунг, или «Медитационная пещера самовозникших Солнца и Луны».

Древний величественный лес крепко обхватывает возвышающуюся гору Чати Ганг, жилище защитника Чати Лхацена. Пещера окружена низким каменным ограждением и маленькими пристройками. Из склона горы торчит гигантская горизонтальная скала. Ее поддерживает угловой вертикальный булыжник такого же размера. Так выглядит изначальный вход в пещеру. Можно только представить, каким был вид изнутри пещеры до того как появились стены вокруг, пестрая деревня с участками полей по обеим сторонам и дорогостоящий вид на долину Йолмо Кангра в сторону Тимбу. Как только оказываешься в пещере, сразу же внимание перемещается наверх, к Ньида Рангджунг (иначе говоря, самовозникшей золотой Луне и кроваво-красному Солнцу).

Они оказываются прямо над макушкой головы, так близко, что чувствуешь непосредственное благословение. Впереди стоит впечатляющий алтарь с подношениями цвета, света, благовоний, воды, фруктов и масляных скульптур. Вокруг фотографий лам и статуй развешены хадаки (дарственные шарфы). Все предметы размещены в углублении. Посередине алтаря, на почетном месте, находится статуя сидящего Гуру Ринпоче с двумя главными партнершами по обе стороны, Йеше Цогъял и принцессой Мандаравой, слева Ченрезиг, а справа – Защитник, закутанный таким большим количеством хадаков, что его невозможно узнать.

На полу вдоль стен лежат медитационные подушки и стоят низкие столики для текстов, приглашая посетителей присесть и помедитировать, так же, как до них веками это делали многие гости. Хотя пещеру и обнесли стенами, естественный свет все же просачивается через специальное отверстие, освещая ее интерьер. Медитируя в этом поле силы, практикующий переживает мощное благословение Гуру Ринпоче и его линии передачи. Благословение усиливается красотой и величием природы, окружающей мандалу большого храма Йолмо.

Йолмо, Тайная Страна

Эта Тайная Страна упоминается в текстах «100 000 песен Миларепы», «Путеводителя по Падма Цал», «Главного путеводителя по Снежным Землям Йолмо» и других (Dondrub, стр. 12). В XIV веке здесь был построен ньингмапинский храм. В Йолмо родился Шестой Шамар Ринпоче Чокьи Вангчуг; в своих рукописях он рассказывает об этой местности.

Первый и величайший Будда Падмасамбхава

Прибыл и благословил

Медитационную пещеру Янгдаг Чог в верхней долине,

Пещеру самовозникших Солнца и Луны в нижней долине и другие места.

Даже сейчас в медитационных пещерах

Ясно видны самовозникшие образы

Великого Гуру и его возлюбленной.

Отцовская доброта Гуру неизмерима –

Ее знают все, кто пришел после него.

Джон Масциочи работал профессиональным музыкантом и строительным подрядчиком. Он рисует тханки и любит ходить под парусом. В 1997 Джон основал буддийский центр Алмазного пути у себя дома в Портленде, штат Орегон. Живет в Портленде со своей женой и лучшим другом Джери. С 2003 года путешествует с лекциями в качестве учителя Алмазного пути по Северной Америке и Западной Европе.

Литература

  1. Chang, Garma C. C., trans. The Hundred Thousand Songs of Milarepa, vol. I. New York: University Books, 1962.
  2. Dondrup, Khenpo Nyima, Guide to the Hidden Land of the Yolmo Snow Enclosure and its History. Kathmandu: Vajra Publications, 2010.
  3. Музыка снежных вершин. Истории и песни тибетского йогина Миларепы. М.: Ориенталия, 2015.
  4. Цанг Ньон Херука. Поющий о свободе. Жизнь великого йогина Миларепы. М.: Ориенталия, 2014.

    Перевод с английского Натальи Галеевой

Этот текст был опубликован в 30 номере журнала «Буддизм.ru»