Путешествие по Ладакху с Кармапой Тхае Дордже

Мальвина Краевска

Ладакх, который когда-то был тибетским, теперь принадлежит Индии. Он расположен на границе с Китаем и Пакистаном. Для Индии это стратегически важный регион, поэтому военные здесь повсюду. Это место паломничества множества буддийских последователей, а также туристов, которые ищут необычные виды отдыха.

Самолет из Дели в Лех, столицу Ладакха, летит меньше часа. Аэропорт находится в пустыне, посреди многочисленных военных баз. Лех расположен на высоте 3500 метров над уровнем моря, в долине реки Инд, окруженной Гималаями. Неизменные детали местного пейзажа – монастыри, ступы, камни «мани» и флаги с мантрами. В этом нет ничего удивительного, ведь буддизм появился здесь еще во время правления короля Канишки, то есть во II веке н. э. В этих землях  жили и медитировали учителя, обладающие высоким постижением, такие как Гуру Ринпоче, Тилопа, Наропа и множество других. Именно здесь в 1976 году Ханна и Лама Оле получили передачу Шести йог Наропы.

Непосредственной причиной нашей поездки в Ладакх в конце августа – начале сентября 2015 года стал первый визит сюда Семнадцатого Кармапы Тхае Дордже. Кармапа был приглашен Вторым Чиме Ринпоче для участия в инаугурации нового монастыря Карма Дюпгьюд Чолинг в Лехе. Когда-то на этом месте находился другой монастырь, построенный в 1976 году Первым Чиме Ринпоче по просьбе Шестнадцатого Кармапы. Основными материалами того строения были глина, камень и дерево, которые не выдержали испытания временем. В 2006 году из-за проливных дождей здание рухнуло. Вскоре после катастрофы ламы, монахи и местная Сангха начали сбор средств и стали отстраивать монастырь. Благодаря совместным усилиям через девять лет строительство завершилось. По этому случаю 28 августа 2015 года начались торжественные церемонии, связанные с инаугурацией новой гомпы, на которые и был приглашен Семнадцатый Кармапа.

Кармапа Тхае Дордже прилетел в Ладакх за два дня до начала программы. В аэропорту его приветствовали представители местных органов власти, обитатели монастырей (Дрикунг Кагью, Другпа Кагью, Сакья и Ньингма), жители Ладакха и гости из-за границы. Встречающих было так

много, что они на час парализовали работу аэропорта, после чего длинный, красиво украшенный караван из 200 машин проехал через город под эскортом военных. На улицах стояли люди с хадаками, цветами и сине-желтыми флагами. Все хотели хотя бы на мгновение увидеть Кармапу, чей приезд вызвал целое море радости.

Первые дни мы провели в монастыре Карма Дубгьюд Чолинг и присутствовали на официальной церемонии благословения гомпы, танцах лам, посвящении на Амитаюса и многочисленных выступлениях. Церемонии проводил Кармапа, но в них также участвовали Шераб Гьялцен

Ринпоче, Шангпа Ринпоче, Лодрё Ринпоче, Чиме Ринпоче и Чодже Тогден Ринпоче.

30 августа мы отправились в первое паломничество с Кармапой – к расположенному в 45 километрах от Леха монастырю Химис традиции Другпа Кагью. Также мы посетили место многолетних ретритов – Гоцанг-гомпу, – которая расположена несколькими сотнями метров

выше Химис-гомпы. Ведет к ней узкая, извилистая, местами крутая и каменистая тропа.

Солнце нещадно палило, и содержание кислорода в воздухе было значительно меньше, чем в долине, но около двухсот человек – ламы, монахи и миряне – под предводительством Кармапы и сопровождающих его ринпоче начали совместное восхождение, которое длилось около часа.

По дороге мы останавливались, чтобы перевести дыхание и собраться с силами. Кармапа решил подниматься вместе с нами пешком, хотя для него оседлали лошадь. Было нелегко, поскольку поход в гору требовал больших усилий. Тем не менее все участники ощущали вдохновение. Взобравшись на гору, мы все вместе медитировали и делали пожелания в очень старой пещере знаменитого мастера Гьялвы Гоцангпы. Вместе с Кармапой, Шерабом Гьялценом, Чодже Тогденом и другими ламами мы спели «Пожелания перерождения в Девачене», «Призывание ламы  издалека» и пожелания скорейшего перерождения Шамара Ринпоче.

Этим паломничеством началась серия прекрасных путешествий по Ладакху, длившихся до 7 сентября. В течение нескольких дней мы побывали в таких замечательных местах, как озеро Пангонг, расположенное на границе Индии и Китая, монастырь Ламайюру, в котором находится пещера Наропы, и Химис-гомпа.

Первоначальный план путешествия Кармапы постоянно претерпевал изменения. Чуть ли не каждую минуту с приглашениями являлись представители различных монастырей и поселений. Были дни, когда на протяжении многочасового переезда мы посещали пять или шесть мест. В каждом из них всю нашу группу (более ста человек), которая состояла из лам, монахов, азиатов, европейцев и россиян, принимали с открытым сердцем, угощали тибетским чаем с маслом, печеньем, сладким рисом и фруктами.

Мы путешествовали одним длинным караваном из 60машин, по дороге часто останавливаясь в городах, поселках и деревнях. Повсюду их жители ждали Кармапу, стоя на дороге с хадаками, фруктами и подарками. Все хотели выглядеть как можно лучше, поэтому были наряжены в народные костюмы либо просто в самую красивую одежду. Время от времени процессия останавливалась у местных школ или монастырей. В каждом таком месте Кармапа давал поучения, или лунг – например, для медитации на Любящие Глаза, и благословения. Иногда местные жители просили дать посвящение. В итоге на протяжении двух недель Кармапа дал три посвящения в Будда-формы долгой жизни.

Участие во всех этих мероприятиях и посещение мест силы – к тому же очень красивых – стало для нас настоящим подарком. Благодаря путешествию с Кармапой нам посчастливилось зайти в многовековые монастыри, о которых не написано в путеводителях для туристов, – туда, где бывали предыдущие Кармапы и где сокрыты настоящие дхармические сокровища, оставленные Гуру Ринпоче и Наропой.

Ладакх является одним из немногих легкодоступных мест, где можно найти хорошо сохранившиеся статуи и тханки XI и XII веков. Это край, где камни сверкают серебром, а вода в горных ручьях и озерах отливает красивым бирюзовым цветом… Чистая страна. Если вы размышляете, стоит ли посетить это место на Земле, скажу только одно: не теряйте времени и готовьтесь в дорогу.

По материалам журнала Diamentowa Droga №57

Перевод с польского: Любовь Праневич

Этот текст был опубликован в 29 номере журнала «Буддизм.ru»