Ханна Нидал
Ханна Нидал (1946–2007) - переводчик, лама, доверенное лицо высших учителей традиции Кагью
 
 

Главные события

12.12.2017 - 12.12.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Практический буддизм  → Защитники Дхармы. Лама Оле Нидал

Защитники Дхармы. Лама Оле Нидал

Лама Оле НидалСпособность Будды защищать  особенно важна, когда вступаешь на духовный путь, и из сознания-хранилища начинают всплывать  впечатления, которые были там с безначальных времен. Негативные впечатления необходимо своевременно удалять, иначе они будут проявляться  как кризисы в середине жизни или трудности, связанные  со старостью, болезнями и смертью. Чем быстрее и эффективнее  происходит развитие, тем больше очищается подсознание . И когда все это начинает беспорядочно всплывать ,  легко потерять ясность и  перестать понимать, что происходит. Так бывает довольно  часто, когда люди открывают свой ум при помощи наркотиков или других сильных впечатлений. Тогда могут происходить вещи, с которыми они не в силах справиться  , так как  у них нет над ними никакого контроля.

Защитники  удаляют на нашем пути все те ситуации, которые не способствуют духовному развитию и влекут за собой  лишь бессмысленные проблемы.  Однако то, что нам действительно нужно для того, чтобы развиваться и стать человечнее , они будут неуклонно  выдвигать на передний план ума, и таким образом,  мы сможем  многому научиться. Чем интенсивнее происходит внутреннее развитие, тем больше  поднимается всего изнутри и тем важнее защищающие энергии.

В соответствии с тем, какие мы получили благословения и посвящения, мы окружены  полями силы Защитников. Мы все, благодаря  тому, что являемся учениками Кармапы, уже окружены мощным полем силы. Но во многом  эти энергии блокируются нашими мешающими эмоциями и иллюзией «я» и не могут полностью раскрыться. Поэтому, несмотря ни на что, у нас могут возникать проблемы и  случаться несчастья. При этом защита  всегда работает так, что все произошедшее с нами обретает  смысл и мы в этой ситуации  чему-нибудь  учимся.

Постепенно наша иллюзия «я» ослабевает , и поля силы становятся активнее.  Тогда внутренних помех, болезней и проблем становится меньше, а мы становимся  способными защищать других существ. Уже благодаря тому, что они нам открыты, они будут защищены нашим полем силы. Защищающие энергии неотделимы от самого пространства и присутствуют всегда , как только мы о них подумаем. Достаточно вспомнить мантру  какого-либо Будды, и ты уже защищен, за исключением тех случаев, когда просто созревает слишком сильная карма —   в конце концов  каждый должен когда-нибудь умереть.

Постепенно наша иллюзия «я» ослабевает , и поля силы становятся активнее.  Тогда внутренних помех, болезней и проблем становится меньше, а мы становимся  способными защищать других существ. Уже благодаря тому, что они нам открыты, они будут защищены нашим полем силы.

Защитные энергии — это не просто излучение внутренних энергий наружу, они присутствуют  в самой вневременной природе ума. Каждый из пяти энергетических центров в нашем теле имеет определенную Будда-энергию и вибрацию. Сердечный центр наиболее важен, и  существуют четыре основных пути, к нему ведущих. С помощью всех этих способов мы пытаемся  удалить помехи, которые препятствуют  нашим встречам  с Буддами или великими Учителями.

На больших посвящениях, где это делается в медитации, мы, прежде всего,  пытаемся вступить в мандалу через восточные ворота (передняя сторона, если смотреть изнутри).  Их охраняют Защитники мандалы и требуют, чтобы им отдали гнев. Если не вполне удается это сделать, то мы обходим мандалу и пробуем войти через южные ворота, где тоже стоят Защитники и требуют отдать гордость.  Если это опять не удается, то мы двигаемся дальше и пытаемся войти через западные ворота, расставаясь с привязанностью . Наконец, у северных ворот есть путь через отказ от  ревности.  Теперь  мы можем соединиться  с просветленным принципом, находящимся в центре. У четырех ворот мы видим то, что следует отдать, чтобы отождествиться с  Буддой. Вот так постепенно узнавая, где больше всего силы и меньше всего препятствий и где лучше всего можно работать с защищающими энергиями, окружающими Будду , мы наконец вступаем в мандалу и в ее центре переживаем отождествление с Буддой.

Чем больше благословения мы получили, чем больше медитировали на Кармапу, чем больше практиковали в прошлых жизнях, тем  стабильнее силовое поле защищающих энергий вокруг нас. Благодаря этому  мы  начинаем замечать, что все вокруг является чистым, красивым и наполненным смыслом, и  на нашем пути реже встречаются негативные люди — просто с ними больше нет связи. Поэтому важно все время поддерживать основополагающее чувство и  покоиться в центре  своего защитного поля.

Когда мы теряем уверенность, сомневаемся  и совершаем неестественные, странные вещи, то мы больше не в центре  и могут  возникать всевозможные помехи. Но если мы покоимся сами  в себе и доверяем природе Будды, — считая , что по большому счету все происходит правильно,  —  тогда различные энергополя выстраиваются вокруг того поля силы, которое мы получили благодаря Прибежищу, благословению, посвящениям и т.п. К нам приходит только то, что  полезно, и мы передаем только то, что принесет  пользу другим.

Когда мы используем мантру нашего главного Защитника — Махакалы Бернагчена, Черного Плаща, то  в этот момент сами становимся  Махакалой во дворце радужного света, и вокруг нас возникает поле силы с концентрическими защитными кругами.  Оно все больше и больше развивается, по мере того как защитные энергии пробуждаются, призываются и связываются с нами.  Часто у мощных Защитников дворец треугольный, с одной дверью с каждой стороны, а не четырехугольный, как мы к тому привыкли.

Существуют различные круги Защитников вокруг Махакалы. Шабдаги и Шингкьонги  охраняют поля, страны и области и защищают нас, в частности , от нагов.  Так, если  была вспахана земля, где до этого неплохо жилось нагам, то может случиться так, что они начнут вредить . Дамчены —  это Защитники, которые связаны обетами и совсем не обязательно являются Просветленными. Это видно по тому, что зачастую у них на изображениях отсутствует глаз мудрости на лбу. По мере их службы Буддам , он у них образуется, но в остальном их облик остается более или менее неизменным. Некоторые из них выглядят странно, — например, со множеством глаз на животе или рыбьим хвостом.

Дамчены — это бывшие духи лесов, рек или горных перевалов, мешавшие  людям , пока какой-нибудь сильный лама вроде Кармапы  или Гуру Ринпоче не узнал в медитации их основополагающую вибрацию и не пригрозил их растворить, если они не перестанут причинять людям вред. Тогда они пообещали исправиться  и со временем действительно  становились Бодхисаттвами. Эти «рыцари» и «воины», связанные обетами, часто очень эффективны и делают трудную работу для Махакалы Бернагчена, который сам все время находится в высшем состоянии Махамудры.

Повсюду вокруг Махакалы находятся также его партнерши —   Дакини с  львиными, змеиными, волчьими и тигриными головами, которые охраняют главные и промежуточные направления.

Вокруг каждого, кто  читает мантру или делает призывание Махакалы, возникает поле силы, и   в соответствии со своими способностями и открытостью  мы начинаем проявлять свою активность  в мире. Вначале защитные энергии занимаются больше нами самими, стараясь вытащить нас из наиболее затруднительных ситуаций. Однако очень скоро мы несомненно  становимся тем,  кого тибетцы называют «Йешин Норбу» — «Драгоценность исполнения желаний». Это поле энергии, которое выстраивается через правильные действия, и  обретение контроля над собственной энергией. Тогда оно становится таким огромным и мощным, что другие существа, которые направляют к нам свои желания, чувствуют, что все, засеянное  в нашем силовом круге, растет особенно хорошо.

Когда слишком часто получаешь подарки,  то поначалу ощущаешь  себя  немного комично и думаешь: «Почему они это делают? Во мне же нет ничего особенного».  Впрочем, постепенно обнаруживаешь, что что-то особенное все же есть; и  проистекает оно не просто из нас самих,   а благодаря тому, что мы были верны  своим связям. В результате мы  становимся  способными защищать других. Когда люди связывают с нами свои желания, то произрастать они будут  не на их собственном маленьком каменистом участке, а в супер-теплице с большим количеством света и удобрений. Лишь немногие знают, как в точности это функционирует, но все так или иначе чувствуют это. Предположим, вы желаете сделать подарок  Кармапе или другому ламе. Думая или действуя таким образом, вы получаете  связь с силовым полем, приобщаетесь  к энергии, активности, ко всему, что происходит, и от всего получаете  пользу. Мы  интуитивно это понимаем, не зная точно, почему. Возникает  подсознательное чувство , что соединились поля активности, и с этого момента началась совместная работа.

И если раньше к любой ситуации вы подходили с набором готовых понятий,  при этом постоянно  промахиваясь или опаздывая, то теперь вы интуитивно следуете  за процессом и действуете  всегда правильно, потому что больше не отделены от того, что происходит.  

Внешнее проявление Защитников тоже очень интересно. Черный Плащ, главный Защитник линии Карма Кагью — единственный подпрыгивающий Защитник. Его большие ноги втаптывают негативные энергии в пылающий диск солнца. И сам он со всех сторон окружен пламенем — пробужденным всесильным сочувствием, излучающимся  во всех  направлениях. В его руках чаша из черепа, наполненная жизненной кровью эго, и острый  нож, которым он отсекает  все мелочное.

У мирных Бодхисаттв имеется  тринадцать определенных признаков,  выражающих их совершенные качества: серьги, частично связанные в узел волосы, диадема с пятью Буддами, короткое и длинное ожерелье, пояс с колокольчиками, пятицветная материя на ногах, браслеты на руках и ногах. Украшения гневных форм Бодхисаттв  выглядят несколько иначе.  На шее они носят   цепи с отрубленными головами,  а их серьги из человеческих костей. Мертвые головы вместо драгоценностей символизируют гневно выраженную мудрость. Глаза их налиты кровью, а руки размером, как у людей бедра.  Ногами они попирают привязанность и неприязнь в виде двух человеческих существ,   но бывает, что существо только  одно, и тогда оно — символ неведения. В отличие от мирных энергополей, выражающих любовь, они объяты  языками пламени — защищающим, гневным сочувствием.

Мы видим у них все тринадцать признаков мирных Будда-аспектов, но в другой форме. В тех счастливых случаях, когда мне являлись Будды, они выглядели именно так, как должны выглядеть, и были абсолютно красивы и совершенны. Черный Плащ  был огромный, как дом, грохотал, светился и извергал горы огня. Внутренне я  ощущаю его силу как турбопривод.  Иногда наступает миг, когда, кажется —  сил больше нет… и вдруг возникает такое чувство, будто огромная рука хватает тебя за шиворот, поднимает и толкает дальше. Так я переживаю силу Черного Плаща. Его присутствие ощущается также в особые моменты — как, например, перед прыжком с парашютом, или во время полета  «банджи», или когда несешься на огромной скорости и чудом не попадаешь в аварию.   Внезапно все становится совершенно безграничным,  абсолютно неличностным.

Таких Защитников, как Черный Плащ, называют еще Йеше Гёнпо, что переводится как  «Защитник силой высшей мудрости».  Это означает, что они работают не на личностном уровне, не думают: «Я делаю что-то для тебя». Наоборот, они не видят никакого разделения между тем, кто делает и тем, для кого это делается, и самим поступком. Они полностью открыты и реагируют непосредственно на происходящее.  На этом уровне, где больше нет ожиданий и опасений, больше не строятся планы. И если раньше к любой ситуации вы подходили с набором готовых понятий,  при этом постоянно  промахиваясь или опаздывая, то теперь вы интуитивно следуете  за процессом и действуете  всегда правильно, потому что больше не отделены от того, что происходит.  Теперь вы понимаете, что субъект, объект и действие неотделимы друг от друга,  и все  идеи о разделении и о том, что кто-то делает что-то для другого, больше вообще не возникают.

Итак, Йеше Гёнпо являются непосредственными излучениями Будд, и поэтому они очень сильны. Чадругпа, шестирукий Махакала —  излучение Любящих Глаз. Чашипа, четырехрукий Махакала, — это излучение Будды Мудрости Манджушри.  Наконец, двурукий Черный Плащ  —  это излучение Будды Силы Ваджрапани, или Чана Дордже.

Мужские проявления Защитников в основном заботятся   о внешнем: двурукий Махакала защищает ум, четырехрукий — речь, шестирукий — тело. Женские, Махакали, защищают скорее тонкие уровни, такие как обеты и внутренние желания. Например, если нарушается обет, то могут возникнуть трудности с Защитницами-Махакали.  Они тоже проявляются по-разному: Палден Лхамо, Сиятельная Богиня, четырехрукая подруга двурукого Махакалы,   восседает вместе с ним на муле и передвигается через море крови и огня, а ее другая, двурукая, ипостась изображается одиночной.

Защитница Дукар, Белый Зонт

Защитница Дукар, Белый Зонт

Дукар, Белый Зонт,  имела большое значение  прежде всего в Восточном Тибете. Считается, что ее мантра никогда не произносилась, а  в виде вибрации излучилась прямо из Ушнишы, возвышения на голове Будды. Дукар возникла непосредственно из пространства, и она очень мощная. У нее тысяча рук, держащих оружие , тысяча голов всех пяти цветов, ее десять верхних зубов — это десять Защитников, а десять нижних — десять Защитниц. Своими  тысячью  ногами  она наступает на все препятствия.  Дукар имеет значение, скорее, сама по себе и не относится непосредственно к кругу Черного Плаща. Но поскольку дает ее Кармапа, а мы через него так или иначе связаны со всеми Буддами, то Белый Зонт  тоже попадает  в перечень Защитников.

В Индии у меня было очень сильное переживание, связанное с ней. В одном монастыре в Ладакхе я почувствовал, что в соседнем помещении есть что-то очень мощное. Я открыл решетку в ту комнату,  и как только я туда заглянул, — это был довольно пасмурный день — луч солнца упал прямо на лицо статуи Дукар высотой почти два с половиной метра. Этот миг я никогда не забуду.

Защитница прямого понимания высшего единства всех вещей — Экаджати.  У нее один глаз, одна грудь, один зуб и один волос, она одновременно стара и молода и находится совершенно вне всех концепций.  Экаджати охраняет Махамудру и Махаати,  ее тибетское имя — Нгагсунгма, что означает «Защитница Мантр».

Все эти Будда-формы согласуются с четырьмя Будда-активностями. Существуют успокаивающие, мирные формы, часто белые, как, например, Белая Освободительница или Любящие Глаза. Умножающими, расширяющими формами являются желтые Тары или Манджушри. Очаровывающие формы — вдохновляют и пробуждают, они часто синие и красные, в союзе.  Защитники чаще всего синие, коричневые или черно-синие.

Часто думают, что Защитники — гневные и неприятные, однако их облик можно воспринимать иначе. Когда Будды дружелюбны, то это можно сравнить с отцом , который пришел домой с работы — он все еще в галстуке и красивой рубашке. Затем он хочет сделать какую-нибудь  тяжелую работу в саду, может быть, срубить дерево, и вот он появляется в грубом комбинезоне, с тяжелыми  инструментами в руках вместо авторучки. Это все тот же самый любящий отец, просто в другой одежде. Ту  же аналогию можно провести  с Буддами-Защитниками, которые проявляются в мощных формах, для того чтобы помочь нам наилучшим образом.

Любящие Глаза миллионы жизней работал, помогая живым существам.  Есть такая его статуя, где он опирается на правую руку, откинувшись назад. Эта поза отображает момент, когда он подумал, что все существа, должно быть, освобождены. Потом он посмотрел вокруг и понял , что все так же , как и прежде. В этот миг  он подумал, что у него ничего не получится, его главное желание — помогать всем существам — исчезло, и Любящие Глаза взорвался в пространстве. Его Лама, Будда Опаме, собрал его в девятиголовую форму с тысячей рук, которую мы используем в нюнгне. Чтобы придать ему  больше силы для достижения своей цели, он получил голову Защитника , а чтобы при этом ему сопутствовало благословение Опаме, на самом верху у него еще и голова Опаме.

В другом случае Любящие Глаза посмотрел  на страдания существ, и из его глаз брызнули  слезы. Они упали на землю, и из двух самых больших  слезинок возникли Белая Тара и Зеленая Тара. А из всех остальных  — двадцать других Тар. Однажды он проявился как шестирукий Махакала, чтобы не только при помощи мирной, но и через мощно защищающую активность приводить людей на путь развития.

Посвящения и поучения по любящим Будда-аспектам можно получить везде. Однако я рекомендую быть внимательнее с посвящениями на Защитников. Я бы не стал принимать слишком много разных посвящений Защитников, так как они определяют нашу собственную активность; мы движемся в том направлении, в котором идут Защитники. Если у нас слишком много различных защитных путей и направлений, то это может вызвать запутанность. Поэтому я советую, чтобы мы, последователи Карма Кагью, использовали в практике, прежде всего Черный Плащ.

Безусловно, все Защитники имеют одну и ту же природу. Но в 1983-1984 годах у нас произошел довольно  крупный кризис в связи с деятельностью одного ламы по имени Аянг Тулку, которого мы с Ханной пригласили в Европу. Пока мы полгода были в Сонаде,   где получили около двух тысяч  посвящений Ринчен Тердзё от Калу Ринпоче, один из лам Аянга Тулку ездил по нашим центрам и давал  посвящения на Защитников, связанные с соблюдением жестких обетов.  Он заверял, что если эти длинные практики не выполнять  каждый день, то произойдут всевозможные  ужасные вещи. Из-за этого у людей  совсем не оставалось времени для практик, которые им дал Кармапа, и все пребывали  в полнейшем замешательстве.

Тогда я смог все это легко уладить, показав им большую хорошую тханку двурукого Махакалы со словами: «Смотрите-ка: с одной стороны, от Бернагчена у нас Ачи, с другой — четырехрукий Махакала (посвящения на этих двух Защитников тот лама давал чаще всего). Они — как правая и левая рука главного Махакалы. Если вы делаете наши обычные практики Кагью, то это включает и данные аспекты». Таким образом, мы смогли все объединить , и никто не нарушил свои связи.

Есть люди, которые полагают, что Будды являются личностями. Будучи выходцами из христианской среды, они нередко думают, что если будут больше медитировать, к примеру, на Миларепу, чем на Алмазный Ум, то последний обидится или расстроится. Однако все эти Будды являются излучениями того самого Будда-ума, который подобен  драгоценности со  множеством сияющих граней. Все Будда-аспекты — излучения любви пространства.

Благословение работает так, что люди чувствуют себя с нами хорошо. Вдохновение заботится о том, чтобы мы  становились не только старше, но и умнее. А Защита — это уверенность, что все идет хорошо  и можно доверять тому, что происходит. Вот чем мы, буддисты, занимаемся.

Кюнзиг Шамарпа сказал однажды людям, которые спорили об этом, что у них уже так много «дамцигов» и  они должны  очень много медитировать,  хотя на самом деле есть только один «дамциг» — связь с Буддой. Также он говорил, что самое лучшее — это медитировать на Ламу для благословения, на Йидама — для особых способностей и на Защитника. Для нас Лама — это Кармапа, Йидам чаще всего — синий Будда Высшая Радость в союзе с Красной Мудростью, и  как учеников Кармапы, самая важная защищающая форма для нас — это Черный Плащ.

О том, насколько близка его связь с Кармапой, вы, может быть, читали в моей книге «Верхом на тигре». Как-то раз в Нью-Дели одна дама сделала снимок  Кармапы фотоаппаратом «Поляроид». Когда проявилось изображение, то там была мандала Черного Плаща в союзе с Сиятельной Богиней. Эта дама  стояла с раскрытым от удивления ртом, но Кармапа лишь сказал: «Прекрасно, все фотографируют мое тело, а ты — мой ум».

И то, что  многие ученики Кармапы вообще еще живы, несомненно, является заслугой Защитников. Меня самого на Гавайях унесло течением, и единственная доска для серфинга, которая там плавала, оказалась прямо у меня перед носом, и я смог ее оседлать. Хотя мысленно я успел  попрощаться со всеми друзьями. Во многих таких ситуациях статистическая возможность выжить практически была равна нулю.

Вначале Защитникам приходится следить за тем, чтобы наша карма не была слишком трудной   и мы не увязли  в  большом количестве непереваренного материала, став странными или оказавшись в полной растерянности.  По мере того как со временем мы становимся   сильнее и сосредоточеннее и все меньше отклоняемся от главного, чувствуя  себя как дома в том, что происходит, мы становимся Защитниками для других существ. Мы должны прийти к тому, что как только какой-нибудь наш знакомый просто о нас подумает,  то сразу почувствует, как к нему течет хорошая, защищающая энергия. После нескольких лет практики мы на самом деле должны стать Прибежищем для всех существ — наши энергии больше не скованы  собственными помехами и мы можем щедро делиться с другими.

Разница между Буддой и нами только в том, что он больше медитировал. Если мы будем уделять медитации достаточно времени, то приобретем такие же качества. Тогда мы станем Прибежищем  для других, и они будут приходить к нам учиться. Пройдет время, и они тоже будут  Прибежищем для других,  и таким способом мы «выпьем до дна» море обусловленного мира. Каждый, кто встает на путь, сначала освобождается от собственных иллюзий, становится яснее, потом начинает привлекать других людей, и они, в свою очередь, тоже. Так мы можем вытащить всех существ из сансары.

Благословение работает так, что люди чувствуют себя с нами хорошо. Вдохновение заботится о том, чтобы мы становились не только старше, но и умнее. А Защита — это уверенность, что все идет хорошо  и можно доверять тому, что происходит. Вот чем мы, буддисты, занимаемся.

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Пустота – это то, что само по себе, не будучи чем-то, содержит в себе и распознает все разнообразие происходящего»

Лама Оле Нидал

Новости центров